Файл: 1. Понятие тгп как науки, предмет изучения и его особенности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 532

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Виды социальных норм первобытного общества

П ризнаки первобытных обычаев

Восточный путь возникновения государства

Западный путь возникновения государства

Суть договорной теории происхождения государства

В чем заключается главная идея договорной теории

Авторы теоретических положений

Особенности договорной теории

Преимущества и недостатки теории

Примеры государств

Что такое теория насилия происхождения государства

Сущность теории насилия

Видные представители теории насилия

Первоначальные факторы теории насилия

Преимущества и недостатки теории

Материалистическая теория происхождения государства — описание

 Основная суть теории

Представители теории

Преимущества и недостатки теории

Суть психологической теории происхождения государства

Основные теоретики теории

Достоинства и недостатки теории

Проблемы объективности и субъективности психологической теории

Роль теории для современной науки

Примеры государств

Точки зрения и мнения о теологической идее

Представители

Виды монархий По объему ограничений

По традиционному устройству

Понятие системы права и отрасли права. Правовые системы

1.Система права и правовые системы

Понятие и виды гипотез. Версия Понятие гипотезы

4. Способы доказательства гипотез

Виды правосознания



Таким образом, число стадий З. п. может изменяться (варьироваться) в зависимости от характера принимаемого закона и позиции по нему каждой из палат ФС РФ и Президента РФ


45.Система законодательства: понятие и источники.

система законодательства – это совокупность действующих в пределах юрисдикционной территории государства нормативно-правовых актов, регламентирующих процессы правотворчества и реализации права.

Систему законодательства характеризуют следующие признаки:

Публичность – нормативно-правовые акты, в комплексе образующие систему законодательства, принимаются от имени всех и действуют в отношении всех лиц, находящихся в пределах юрисдикции государства.

Объективность – законодательные акты принимаются в целях обеспечения и защиты общезначимых интересов. В связи с этим особую значимость приобретает принципы «равенства всех перед законом», «незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение» и т.п.

Формальность – законодательство представляет собой совокупность соответствующим образом оформленных документов – законодательных актов. Причем обязательным условием приобретения законодательным актом юридической силы является наличие у него соответствующих реквизитов (названия, указания места и времени принятия и т.д.).

Иерархичность – нормативно-правовые акты, образующие систему законодательства, располагаются в порядке последовательного убывания юридической силы. При этом нижестоящие нормативно-правовые акты черпают юридическую силу из вышестоящих. Основным по юридической силе нормативным актом российского законодательства является Конституция РФ, выступающая в качестве документа, обладающего высшей юридической силой.

Непосредственная связь с государством – законодательные акты принимаются от имени государства, их реализация обеспечивается при помощи системы государственных гарантий и санкций.

Источники права в РФ:

  1. Нормы международного права и международные договоры-руководящие начала, фундаментального положения международного права, признанные всеми субъектами международного права, отступать от которых нельзя. Международный договор – определенно выраженное соглашение между 2 или несколькими субъектами международного права относительно установления, изменения и прекращения их прав и обязанностей. РФ заключила несколько тысяч международных договоров по самым различным вопросам: политич, эконом, спец.

  2. Законы – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по важнейшим вопросам общественной жизни. Признаки закона:


  • обладает высшей юр силой

  • принимаются высшими законодательными или представительными органами власти или референдумом

  • регулирует наиболее важные общественные отношения

Законы могут квалифицировать по различным основаниям:

а) По юридической силе:

  • Конституция РФ – основной закон государства, основополагающий учредительный, политико- правовой акт, закрепляющий правовой строй, права и свободы человека и гражданина, определяет форму правления и гос. устройство, учреждающий фед. органы гос. власти. Принята 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме. Все законы и подзаконные акты не могут противоречить Конституции РФ. Граждане и юр лица обязаны ее соблюдать. Она является юр базой для всего действующего законодательства. Республики в составе РФ имеют свои конституции, положения, которые не должны расходиться с Конституцией РФ.

  • Федеральные Конституционные Законы (ФЗК) (2/3 дума, ¾ члена сов федерации. президент подписывает в теч 14 дней)- это разновидность законов, которые принимаются на федеральном уровне по конкретному кругу вопросов, прямо обозначенных в Конституции РФ. По юридической силе они следуют за Конституцией и законами о поправках к ней. в отношении этих законов Президент не может применить своё вето (ФЗК об арбитраж. судах, о конституционном суде, о референдуме)

  • Федеральные Законы (ФЗ) (принимаются большинством голосов думы) - акты текущего законодательства, посвященные различным вопросам общественной жизни (фед.закон об акционерных обществах, ГК, Семейный кодекс и др)

  • Законы субъектов РФ - нормативно-правовые акты высшей юридической силы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъекта федерации и по предметам совместного ведения Федерации. Они обязательны к исполнению на территории соответствующего субъекта, не должны противоречить Конст РФ, ФКЗ, ФЗ.

б) по признаку федеративного устройства:

  • федеральные (действуют на всей территории РФ)

  • субъектов федерации (действуют на определенной территории региона)

в) по кругу лиц

  • общего действия (Конст РФ)

  • специального действия (гражд. кодекс, сем. кодекс)

  1. Подзаконные акты– это правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к различным жизненным ситуациям.


Виды подзаконных актов:

  • Указы и распоряжения президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Президент, будучи главой государст­ва, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ.

  • постановления и распоряжения Правительства РФ.Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основа­нии и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления и распоряже­ния Правительства РФ подписываются Председателем Правитель­ства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия;

  • приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов.Эти акты, принимаемые на основе законов РФ, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и в соответствии с ними, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты министерства финан­сов, министерства внутренних дел, гос банка, гос налоговой инспекции и т.п.;

  • решения и постановления местных органовгос власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания);

  • решения, распоряжения, постановления местных органовгосу­дарственного управления (например, областных глав администра­ций, губернаторов и проч.);

  • нормативные акты муниципальных (негосударственных) орга­новЭти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, рай­онов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.;

  • локальные нормативные акты— это нормативные предписа­ния, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).


  1. Нормативные договоры-соглашение между двумя и более субъектами правотворчества, устанавливающее взаимные права и обязанности, имеющие нормативный характер. Нормативный договор отличается от других источников права тем, что он устанавливается не властным решением, как нормативный правовой акт, а добровольным соглашением относительно самостоятельных правотворческих субъектов.

2. Соотношение системы права и системы законодательства

Система права и система законодательства – тесно взаимосвязанные, но не тождественные явления. С определенной долей условности их соотношение может быть представлено как соотношение содержания и формы.

Система права соответствует философской категории «содержание» и представляет собой внутреннюю структуру права, соответствующую характеру регулируемых им общественных отношений.

Система законодательства соответствует категории «форма» и представляет собой совокупность формально-юридических источников права.

Система права характеризует внутреннее устройство права, воспринимаемого с точки зрения юридической абстракции (теоретической модели). Подобная оценка системы права позволяет говорить о ней как об объективном явлении, находящемся вне непосредственной пространственно-временной зависимости.

Система законодательства представляет собой совокупность действующих в пределах данного государства нормативно-правовых актов. В этом смысле законодательство субъективно, поскольку, возникая по воле государства, в порядке предусмотренной государством процедуры, законодательные акты могут по воле того же государства изменяться и отменяться.

Первичным элементом системы права является норма права.

Первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт.

Законодательство не может существовать вне права, хотя зачастую содержание законодательных актов может противоречить общеправовым принципам (законодательство тоталитарных государств). В свою очередь право, получая свое формально-юридическое закрепление в действующем законодательстве, не может быть сведено только к формальным источникам. Дозволительный тип правового регулирования, в основу которого положены принципы «Разрешено все, что не запрещено законом» и «Не является правонарушением деяние прямо не предусмотренное в качестве такового законом», предполагает, что законодательное регулирование является лишь частью механизма правового воздействия. Следовательно, право более объемная по своему содержанию категория, нежели законодательство.


Правильное понимание соотношения системы права и системы законодательства способствует повышению эффективности процесса правового регулирования и является необходимым условием оптимизации взаимодействия государства и права.


46.Система права России: понятие и источники.
Система права — внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности его норм при одновременном разделении на отрасли и институты. Нормы права, объединяясь, образуют институты права, которые составляют подотрасли и отрасли права. Их единство и представляет собой систему права.

Источниками права в России являются Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления.

Источник права — способ, с помощью которого закрепляются нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права.

нормативный правовой акт;

нормативный договор;

правовой прецедент (судебный или административный прецедент);

правовой обычай;

Система права - это внутреннее строение структурных элементов права.

Включает в себя три основных компонента: нормы права, институты права, Отрасль права.

Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений своеобразием предмета и метода правового регулирования.

Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права .