Файл: 1. Понятие тгп как науки, предмет изучения и его особенности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 532
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Виды социальных норм первобытного общества
Восточный путь возникновения государства
Западный путь возникновения государства
Суть договорной теории происхождения государства
В чем заключается главная идея договорной теории
Авторы теоретических положений
Преимущества и недостатки теории
Что такое теория насилия происхождения государства
Видные представители теории насилия
Первоначальные факторы теории насилия
Преимущества и недостатки теории
Материалистическая теория происхождения государства — описание
Преимущества и недостатки теории
Суть психологической теории происхождения государства
Достоинства и недостатки теории
Проблемы объективности и субъективности психологической теории
Роль теории для современной науки
Точки зрения и мнения о теологической идее
Виды монархий По объему ограничений
Понятие системы права и отрасли права. Правовые системы
1.Система права и правовые системы
Понятие и виды гипотез. Версия Понятие гипотезы
Таким образом, число стадий З. п. может изменяться (варьироваться) в зависимости от характера принимаемого закона и позиции по нему каждой из палат ФС РФ и Президента РФ
45.Система законодательства: понятие и источники.
система законодательства – это совокупность действующих в пределах юрисдикционной территории государства нормативно-правовых актов, регламентирующих процессы правотворчества и реализации права.
Систему законодательства характеризуют следующие признаки:
Публичность – нормативно-правовые акты, в комплексе образующие систему законодательства, принимаются от имени всех и действуют в отношении всех лиц, находящихся в пределах юрисдикции государства.
Объективность – законодательные акты принимаются в целях обеспечения и защиты общезначимых интересов. В связи с этим особую значимость приобретает принципы «равенства всех перед законом», «незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение» и т.п.
Формальность – законодательство представляет собой совокупность соответствующим образом оформленных документов – законодательных актов. Причем обязательным условием приобретения законодательным актом юридической силы является наличие у него соответствующих реквизитов (названия, указания места и времени принятия и т.д.).
Иерархичность – нормативно-правовые акты, образующие систему законодательства, располагаются в порядке последовательного убывания юридической силы. При этом нижестоящие нормативно-правовые акты черпают юридическую силу из вышестоящих. Основным по юридической силе нормативным актом российского законодательства является Конституция РФ, выступающая в качестве документа, обладающего высшей юридической силой.
Непосредственная связь с государством – законодательные акты принимаются от имени государства, их реализация обеспечивается при помощи системы государственных гарантий и санкций.
Источники права в РФ:
-
Нормы международного права и международные договоры-руководящие начала, фундаментального положения международного права, признанные всеми субъектами международного права, отступать от которых нельзя. Международный договор – определенно выраженное соглашение между 2 или несколькими субъектами международного права относительно установления, изменения и прекращения их прав и обязанностей. РФ заключила несколько тысяч международных договоров по самым различным вопросам: политич, эконом, спец. -
Законы – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по важнейшим вопросам общественной жизни. Признаки закона:
-
обладает высшей юр силой -
принимаются высшими законодательными или представительными органами власти или референдумом -
регулирует наиболее важные общественные отношения
Законы могут квалифицировать по различным основаниям:
а) По юридической силе:
-
Конституция РФ – основной закон государства, основополагающий учредительный, политико- правовой акт, закрепляющий правовой строй, права и свободы человека и гражданина, определяет форму правления и гос. устройство, учреждающий фед. органы гос. власти. Принята 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме. Все законы и подзаконные акты не могут противоречить Конституции РФ. Граждане и юр лица обязаны ее соблюдать. Она является юр базой для всего действующего законодательства. Республики в составе РФ имеют свои конституции, положения, которые не должны расходиться с Конституцией РФ. -
Федеральные Конституционные Законы (ФЗК) (2/3 дума, ¾ члена сов федерации. президент подписывает в теч 14 дней)- это разновидность законов, которые принимаются на федеральном уровне по конкретному кругу вопросов, прямо обозначенных в Конституции РФ. По юридической силе они следуют за Конституцией и законами о поправках к ней. в отношении этих законов Президент не может применить своё вето (ФЗК об арбитраж. судах, о конституционном суде, о референдуме) -
Федеральные Законы (ФЗ) (принимаются большинством голосов думы) - акты текущего законодательства, посвященные различным вопросам общественной жизни (фед.закон об акционерных обществах, ГК, Семейный кодекс и др) -
Законы субъектов РФ - нормативно-правовые акты высшей юридической силы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъекта федерации и по предметам совместного ведения Федерации. Они обязательны к исполнению на территории соответствующего субъекта, не должны противоречить Конст РФ, ФКЗ, ФЗ.
б) по признаку федеративного устройства:
-
федеральные (действуют на всей территории РФ) -
субъектов федерации (действуют на определенной территории региона)
в) по кругу лиц
-
общего действия (Конст РФ) -
специального действия (гражд. кодекс, сем. кодекс)
-
Подзаконные акты– это правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к различным жизненным ситуациям.
Виды подзаконных актов:
-
Указы и распоряжения президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. -
постановления и распоряжения Правительства РФ.Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия; -
приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов.Эти акты, принимаемые на основе законов РФ, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и в соответствии с ними, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты министерства финансов, министерства внутренних дел, гос банка, гос налоговой инспекции и т.п.; -
решения и постановления местных органовгос власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания); -
решения, распоряжения, постановления местных органовгосударственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и проч.); -
нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.; -
локальные нормативные акты— это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).
-
Нормативные договоры-соглашение между двумя и более субъектами правотворчества, устанавливающее взаимные права и обязанности, имеющие нормативный характер. Нормативный договор отличается от других источников права тем, что он устанавливается не властным решением, как нормативный правовой акт, а добровольным соглашением относительно самостоятельных правотворческих субъектов.
2. Соотношение системы права и системы законодательства
Система права и система законодательства – тесно взаимосвязанные, но не тождественные явления. С определенной долей условности их соотношение может быть представлено как соотношение содержания и формы.
Система права соответствует философской категории «содержание» и представляет собой внутреннюю структуру права, соответствующую характеру регулируемых им общественных отношений.
Система законодательства соответствует категории «форма» и представляет собой совокупность формально-юридических источников права.
Система права характеризует внутреннее устройство права, воспринимаемого с точки зрения юридической абстракции (теоретической модели). Подобная оценка системы права позволяет говорить о ней как об объективном явлении, находящемся вне непосредственной пространственно-временной зависимости.
Система законодательства представляет собой совокупность действующих в пределах данного государства нормативно-правовых актов. В этом смысле законодательство субъективно, поскольку, возникая по воле государства, в порядке предусмотренной государством процедуры, законодательные акты могут по воле того же государства изменяться и отменяться.
Первичным элементом системы права является норма права.
Первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт.
Законодательство не может существовать вне права, хотя зачастую содержание законодательных актов может противоречить общеправовым принципам (законодательство тоталитарных государств). В свою очередь право, получая свое формально-юридическое закрепление в действующем законодательстве, не может быть сведено только к формальным источникам. Дозволительный тип правового регулирования, в основу которого положены принципы «Разрешено все, что не запрещено законом» и «Не является правонарушением деяние прямо не предусмотренное в качестве такового законом», предполагает, что законодательное регулирование является лишь частью механизма правового воздействия. Следовательно, право более объемная по своему содержанию категория, нежели законодательство.
Правильное понимание соотношения системы права и системы законодательства способствует повышению эффективности процесса правового регулирования и является необходимым условием оптимизации взаимодействия государства и права.
46.Система права России: понятие и источники.
Система права — внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности его норм при одновременном разделении на отрасли и институты. Нормы права, объединяясь, образуют институты права, которые составляют подотрасли и отрасли права. Их единство и представляет собой систему права.
Источниками права в России являются Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления.
Источник права — способ, с помощью которого закрепляются нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права.
нормативный правовой акт;
нормативный договор;
правовой прецедент (судебный или административный прецедент);
правовой обычай;
Система права - это внутреннее строение структурных элементов права.
Включает в себя три основных компонента: нормы права, институты права, Отрасль права.
Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений своеобразием предмета и метода правового регулирования.
Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права .