Файл: 1. Понятие тгп как науки, предмет изучения и его особенности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 535

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Виды социальных норм первобытного общества

П ризнаки первобытных обычаев

Восточный путь возникновения государства

Западный путь возникновения государства

Суть договорной теории происхождения государства

В чем заключается главная идея договорной теории

Авторы теоретических положений

Особенности договорной теории

Преимущества и недостатки теории

Примеры государств

Что такое теория насилия происхождения государства

Сущность теории насилия

Видные представители теории насилия

Первоначальные факторы теории насилия

Преимущества и недостатки теории

Материалистическая теория происхождения государства — описание

 Основная суть теории

Представители теории

Преимущества и недостатки теории

Суть психологической теории происхождения государства

Основные теоретики теории

Достоинства и недостатки теории

Проблемы объективности и субъективности психологической теории

Роль теории для современной науки

Примеры государств

Точки зрения и мнения о теологической идее

Представители

Виды монархий По объему ограничений

По традиционному устройству

Понятие системы права и отрасли права. Правовые системы

1.Система права и правовые системы

Понятие и виды гипотез. Версия Понятие гипотезы

4. Способы доказательства гипотез

Виды правосознания

Понятие системы права и отрасли права. Правовые системы


1.Система права и правовые системы


Система права – это объективно существующая внутренняя структура прав, определяемая характером регулируемых общественных отношений. Система права отражает его внутреннее единство, которое обусловлено системой сложившихся общественных отношений. Её первичным элементом является правовое предписание – норма права.

Деление системы права на отдельные части зависит от того, какую область общественных отношений регулируют те или иные нормы, т.е. критерием выделения отраслей в системе права становится предмет правового регулирования.Дополнительный критерий для выделения отраслей в системе права –метод правового регулирования.

В современном мире существует три вида правовых систем: 1) романо-германская (характеризуется строгой системностью, основной источник права- закон, нормативно-правовые акты, которые подлежат кодификации и систематизации), 2) англо-саксонская (основные источника права - судебные прецеденты, нормативно-правовые акты, система права казуистична), 3) традиционно-религиозная и мусульманская (основной источник права - религиозные каноны, догмы, обычаи).

Понятие и виды источника права

Подисточником правапонимается внешняя форма выражения права, т.е. совокупность способов «документирования» государственной воли.

Виды источников норм права:

· нормативные правовые акты;

· нормативные договоры;

· правовые обычаи;

· правовые (судебные) прецеденты.

Нормативный правовой акт – это письменный документ соответствующего государственного органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права, содержащие правила общего поведения.

Юридический (судебный) прецедент – это судебное или административное решение по конкретному делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при решении схожих дел. В российском праве этот вид источника не распространен, он играет большую роль в праве Великобритании, США, Канады.

Нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникают новые нормы права. Например, Федеративный договор Российской Федерации (1992).


Нормативно-правовые акты как источник права

Виды нормативно-правовых актов

В Российской Федерации существует довольно сложная система нормативно-правовых актов. Системе законодательства любого государства свойственно деление на законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативный правовой акт, обладающей высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. По предметам ведения Российской Федерацией принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории страны.

Законы подлежат официальному опубликованию. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», или «Собрании законодательства Российской Федерации». Неопубликованные законы не применяются.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

· по их юридической силе (Основной закон, федеральные конституционные, федеральные (обычные);

· по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или органом соответствующей государственной власти);

· по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);

· по отраслевой принадлежности;

· по внешней форме выражения (конституция, кодекс, устав, закон и т.п.);

· по сроку (времени) действия (постоянные и относительно-ограниченные);

· по кругу лиц (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства и т.п.);

· по времени вступления в силу (немедленно, со дня, указанного в законе, по истечении установленного срока в порядке общей процедуры законотворчества).



Подзаконные нормативно-правовые акты – одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний, или их толкования, или установления первичных норм.

В зависимости от положения органов, издающих подзаконные акты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов, подзаконные акты делятся на несколько видов. Ведущее место среди подзаконных актов принадлежит указам Президента, постановлениям Правительства. Министры издают приказы и инструкции; местные органы власти и управления принимают решения и распоряжения.

Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений признал возможность регулирования указами Президента Российской Федерации тех отношений, которые должны регулироваться законом, но только в тех случаях, когда закон по каким-либо причинам не принимается и есть потребность преодолеть имеющийся в законодательстве пробел. Такой указ действует до принятия соответствующего закона.

Все нормативные акты имеют временные, территориальные пределы своего действия и распространяются на определенный круг лиц.

1. Действие нормативного акта во времени обусловлено рядом обстоятельств:

Момент начала действия нормативных актов определяет­ся следующими правилами:

- если в нормативном акте указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени он и всту­пает в силу;

- если в нормативном акте начало действия не опреде­лено, то вступают в силу общие правила для данного вида нормативных актов, установленные законом или иным ак­том.

Законы РФ вступают в силу через десять дней после их опубликования. Законы о поправках к Конституции вступают в силу со дня их опубликования.

Нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их первого официального опублико­вания

Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие государственную тайну или сведения конфиденциального ха­рактера, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие пра­вовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их опубликования.


Иные акты Правительства, в том числе акты, содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные акты федеральных органов исполнитель­ной власти (министерств, комитетов, служб и т. д.) межве­домственного характера, а также затрагивающие права и обя­занности граждан после регистрации в Министерстве юсти­ции РФ должны быть опубликованы и вступают в силу через 10 дней после их опубликования на всей территории РФ од­новременно.

Контроль над правильностью и своевременностью опубли­кования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительней власти осуществляет Министерство юстиции РФ.

Особый порядок вступления в силу предусмотрен для на­логового законодательства. Федеральное законодательство о налогах вступает в силу по истечении месяца со дня его офи­циального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ, вступают в силу не ранее 1 января, следующего за годом их принятия (ст. 5 НК РФ).

Нормативные акты Федерального таможенного комитета РФ вступают в силу по истечении 30 дней после их опубликования. Акты, устанавливающие более льготные правила, могут вступать в силу и в более короткие сроки.

Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нор­мативных актах. Например, законы Свердловской области вступают в силу через 7 дней, а Иркутской — через 10 дней после их опубликования, если иной порядок не установлен законом.

Акты, не подлежащие опубликованию, рассылаемые на места, вступают в силу с момента их получения адресатом.

Действие нормативных актов прекращается:

- в случае прямой отмены;

- по истечении срока, на который принят нормативный акт;

- в случае принятия нового нормативного акта по тем же вопросам тем же или вышестоящим органом.

С действием нормативных актов во времени связаны воп­росы их обратной силы и переживания. Здесь действует общее правило, закрепленное, в частности, в Конституции РФ (ст. 54): закон, устанавливающий или отягчающий ответствен­ность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не рас­пространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу. Из этого правила имеются исключения: обратную силу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, в которых прямо об этом сказано. Обратную силу могут иметь законы, отменяющие на­логи или снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено в законе (ст. 5 Налоговый Кодекс РФ).


Переживание закона — это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, ко­торые были в момент его действия. Например, к преступле­ниям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.

Действие нормативного акта по кругу лиц: на территории Российской Федерации акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.


47.Понятие нормы права, ее признаки.

Пра́вовая норма — это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

Пра́вовая норма — это закреплённое в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений —отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются поинститутами субинститутам.

Пра́вовая норма - результат отражения социальной деятельности. Они возникают как продукт осознания потребности ее правового опосредствования, необходимости регулирования правом общественных отношений. Правовая норма обладает определенной сущностью, имеет свое содержание и форму. Оно занимает самостоятельное место в правовой системе. В правовой норме следует выделять логическое, социально-юридическое и волевое содержание.

Правовые нормы имеют следующие признаки

  1. Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведениеи отношения людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

  2. Общий характер. Неконкретность адресата, не персонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

  3. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы. Их легитимность подтверждается нормами морали и нравственности.

  4. Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

  5. Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.

  6. Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу, нормам морали и нравственности.