Файл: 1. Понятие тгп как науки, предмет изучения и его особенности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 514

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Виды социальных норм первобытного общества

П ризнаки первобытных обычаев

Восточный путь возникновения государства

Западный путь возникновения государства

Суть договорной теории происхождения государства

В чем заключается главная идея договорной теории

Авторы теоретических положений

Особенности договорной теории

Преимущества и недостатки теории

Примеры государств

Что такое теория насилия происхождения государства

Сущность теории насилия

Видные представители теории насилия

Первоначальные факторы теории насилия

Преимущества и недостатки теории

Материалистическая теория происхождения государства — описание

 Основная суть теории

Представители теории

Преимущества и недостатки теории

Суть психологической теории происхождения государства

Основные теоретики теории

Достоинства и недостатки теории

Проблемы объективности и субъективности психологической теории

Роль теории для современной науки

Примеры государств

Точки зрения и мнения о теологической идее

Представители

Виды монархий По объему ограничений

По традиционному устройству

Понятие системы права и отрасли права. Правовые системы

1.Система права и правовые системы

Понятие и виды гипотез. Версия Понятие гипотезы

4. Способы доказательства гипотез

Виды правосознания

 экономическая - характеризовалась ростом производитель­ности труда, возникновением излишков, разделением труда, появ­лением денежной торговли.

 

Выделяют два способа возникновения государства:

- Европейский путь происхождения;

- Восточный путь.

А) Европейский путь формирования государств характеризовался следующими особенностями:

· благоприятные для выживания человека климатические и ге­ографические условия стали фактором, способствовавшим разложе­нию общины и возникновению частной собственности на землю;

· возникновение частной собственности на землю;

· социальная дифференциация общества, образование антаго­нистических классов;

· формирование органов управления и принуждения.

Б) Для восточного пути формирования государств были присущи следующие особенности:

· государства возникли в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др. в зонах поливного земледелия, которое связано с проведением значительных ирригационных работ;

· основной способ производства обусловил необходимость сохранения и объединения общин и укрепление общественной собственности на основное средство производства - землю, которая впоследствии частично становится государственной;

· выделение социального слоя - управленцев, осуществляющих организацию общественных работ и распределение прибавочного продукта;

· пирамидальная организация общества: монарх, высшее чиновничество, жрецы, государственный аппарат, общинники, рабы;

· деспотия как форма организации государства.

В.И. Червонюк выделяет возникновение государства у славянских народов в отдельную форму, потому что у них никогда не суще­ствовало рабовладельческого уклада.

К специфическим особенностям возникновения государства у во­сточных славян он относит:

· постоянную внешнюю угрозу (хазары, германская экспансия, норманны);

· принадлежность земли к общине (сначала родовой, а потом и соседской);

· транзитное положение славянских народов между Северной и Западной Европой и Византией, Востоком (рост городов).



9. Социальные сферы, характеризующие первобытное общество.
В суровых климатич. условия индивид выжить не мог, только в коллективе, общине.

А) Основной формой организации первобытных людей был род, отличавшийся коллективизмом в производстве, управлении и уравнительном распределении добываемых благ.


Б) Разделение труда определено поло-возрастным критерием.

В) Власть как отношение властвующих и подвластных появилась с возникновением координации отношений между индивидами.

- Высшей властью считалось народное собрание всех высших членов рода. Подобный орган управления решал вопросы войны и мира, избирал предводителей ,решал религиозные обряды, являлся судебным органом. Решение его было обязательным исполнением для всех членов рода.

- Представителями власти также были представители старейшин, :вожди, военоначальники, жрецы.

Г) По мере усложнения родовых отношений ,появились племена, а далее и союзы племен.

Существовало 3 этапа разделения труда:

  • Охота, земледелие, скотоводство(смена матриархата на патриархат) Далее появляется новая тенденция: накопление избыточного продукта.

  • С выделением ремесла в отдельную отрасль произошло второе разделение труда. Появляется необходимость обмена товаров(натуральный), позже денежный.

  • Процесс обмена товарами на рынке. Появление избыточного продукта - основа изменения отношения собственности(частная и общественная)

Три крупнейших разделения труда ознаменовали переход общества к производящей экономике, возникновению частной собственности и классов, привели к несовместимости первобытнообщинной организации общества и новых условий политики общества и экономики.

И всё это дало мощный толчок к появлению гос-ва как особого проявления публичной власти, стоящей над обществом и регулирующей в ней процессы с позиции разделения соц. групп.

Соц. Нормы первобытнообщинного строя:

  • Человек - социальная личность.

  • Основной формой норм, регулирующих поведение чел-ка в первобытнообщинном обществе были обычаи.

  • Огромную роль играли мифы и сказания.

  • Появляются права и обязанности. Так зарождается права.



10. Основные признаки социального устройства первобытного общества.

Человечество прошло длительный этап развития общества, прежде чем возникло государство. Организация, получившая развитие в догосударственный период, получила название первобытного общества. Оно существовало в условиях присваивающей (т.е. не производительной), экономики (люди занимались охотой, собирательством, рыболовством).

      Первичной социальной организацией была родовая община

. Все имущество находилось в общественной собственности, велось совместное хозяйство. Отсутствовало социальное неравенство, разделение труда было лишь по половозрастному признаку.

      Уже в первобытнообщинном обществе существовала власть, т.е. возможность одних людей подчинять своей воле других. Она существенно отличалась от государственной власти по следующим признакам:

      Власть в первобытном (догосударственном) обществе: - распространялась в основном на племя - человеческий коллектив, объединенный на основе кровного родства; - была основана на авторитете; - принадлежала, как правило, старейшим представителям племени, объединенного родственными узами; - добровольно признавалась племенем; - регулировалась нормами морали, обычаями

      Государственная власть: - распространялась не только на коллектив родственников, а, прежде всего на территорию; - принадлежала сильнейшим и наиболее экономически состоятельным; - регулировалась правом; - опиралась на принудительную силу государства.

      Государство - особая политико-публичная организация общества, обладающая своей территорией, суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения государственной казной, устанавливающая общеобязательные правила поведения (право). Государство как форма организации человеческого общества пришло на смену догосударственному родовому строю.

Основными признаками государства являются:      

• политико-публичная организация (публичная власть): - государство обладает публичной властью, которая осуществляется предназначенными для этого органами, реализующими полномочия управления, а иногда и принуждения. Публичная власть отделена от общества; ее, осуществляет обособленная прослойка общества, чьей профессией является управление (от древних военных вождей и дружины до современной бюрократии);       • территория: - государство обладает строго определенной территорией, очерченной государственными границами, - именно на этой территории государство осуществляет свою власть; - постоянные жители государства имеют с ним устойчивую политико-правовую связь - гражданство (подданство - в монархиях);      

• суверенитет: - внутренний - государство обладает верховенством на всей своей территории. Государственная власть распространяется на все население, все организации; - 
внешний - государство проводит независимую внешнюю политику.     

  • госказна: - государство формирует собственный запас финансовых средств - взимает налоги, таможенные пошлины; владеет предприятиями, выпускает государственные ценные бумаги и т д.; - полученные доходы перераспределяются на содержание госаппарата, социально-экономические, культурные цели;

  • право: - государство издает общеобязательные для всего населения правила поведения (нормы права); - государство осуществляет свою деятельность в правовых формах (в соответствии с нормами права, а также - с подписанными им соглашениями и общепринятыми нормами международного права);

     • система органов государственной власти: Президент, Правительство, Парламент, суды и др.

     • население: граждане, бипатриды (лица с двойным гражданством), апатриды (лица без гражданства), иностранные граждане.
11.Понятие и сущность власти в первобытном обществе.

Ученые едины во мнении, что экономической основой первобытного строя является коллективная собственность на средства производства.

Этому строю соответствуют определенные формы общежития. Наиболее устойчивая – родовая община, основанная на кровном родстве, а также на общности имущества и труда.
Организация власти в первобытном обществе

В первобытном обществе власть исходила от родовой общины, от всех взрослых членов рода.

Старейшины, военные вожди, жрецы избирались собранием членов рода, осуществляли властные функции под его контролем и в любое время могли быть смещены собранием.

Специального аппарата, который бы занимался управлением на профессиональной основе, не было.
Формы осуществления власти в первобытном обществе

 На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного самоуправления, т.е. той формы, которая соответствовала уровню развития человека. Власть носила общественный характер, поскольку исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти, и ее члены непосредственно осуществляли всю полноту последней.

 В первобытной общине существовали следующие институты власти:

 а) лидер (предводитель, вождь);

 б) совет старейшин;

 в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни.


 В первобытном обществе существовали выборность и сменяемость первых двух институтов власти, т.е. лица, входящие в эти институты, могли быть смещены общиной и осуществляли свои функции под контролем общины. Совет старейшин формировался также путем выборов из числа наиболее уважаемых членов общины, по их личным качествам.

 Поскольку в первобытном обществе власть основывалась в значительной мере на авторитете какого-либо члена общины, она называется потестарной, от латинского слова "potestus" — власть, мощь. Помимо авторитета потестарная власть основывалась и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель правил поведения, жизни общины, ее обычаев мог быть строго наказан вплоть до изгнания из общины, что означало верную смерть.

 Управление делами общины осуществлял лидер, избираемый общим собранием общины или советом старейшин. Его власть не была наследственной. В любой момент он мог быть смещен. Он также участвовал наряду с другими членами общины в производственной работе и никаких льгот не имел. Аналогично было положение и членов совета старейшин. Религиозные функции выполнял жрец, шаман, деятельности которого придавалось большое значение, поскольку первобытный человек был частью природы и непосредственно зависел от природных сил.

 Таким образом, для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны следующие особенности:

 1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса;

 2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ;

 3) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев;

 4) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убийство члена общины назначалась кровная месть.

 Следовательно, главные черты власти в первобытном обществе — это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер. Власть при родовом строе носила последовательно демократический характер, что было возможно в условиях отсутствия каких-либо имущественных различий между членами общины, наличия полного фактического равенства, единства потребностей и интересов всех членов. Данный этап в развитии человечества на этом основании нередко называют первобытным коммунизмом.