Файл: Учебнометодическое пособие по курсу административное право Махачкала 2017 2 Печатается по решению учебнометодического совета СевероКавказского института (филиал) вгую (рпа минюста России).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 740
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
145
Административно-правовая организация управления (далее - организация управления) есть закрепленная нормами административного права система субъектов, призванных осуществлять управление, их статус, включая взаимоотношения данных субъектов внутри и вне ϶ᴛᴏй системы.
Элементами административной организации управления будут: органы исполнительной власти; другие органы управления, входящие в разветвленный организацион ный механизм осуществления функций исполнительной власти;
— нормы административного права, устанавливающие ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий стагус всех звеньев системы управления, в т.ч. служащих; важнейшие параметры их отношений, очерченных административным правом; правовая ответственность субъектов, вытекающая из их администра тивно-правового положения.
Понятием организации управления охватывается как государственное, гак и негосударственное управление в той мере, в какой оно регламентируется административным правом.
Организация управления имеет целью создание наиболее благоприятных условий для действенного функционирования исполнительной власти. ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего интереса граждан, общества и государства. Рациональная организация осуществления исполнительной власти будет одним из важнейших условий упорядочения государственного управления, его экономичности и нормальной государственной деятельности в целом.
2.Организация государственного управления в современных условиях
Содержание организации управления включает решение различных вопросов. Изначально крайне важно определить принципы и формы их юридического закрепления; формы органов управления в зависимости от их функциональною назначения; разграничение между ними компетенции, включая формулирование задач, функций, установление прав и обязанностей; правовые формы взаимодействия между ниже- и вышестоящими звеньями управления; методы управленческой деятельности и формы их реализации.
Не стоит забывать, что важное значение имеет правильный выбор и закрепление связей между субъектами управления, отраслями и сферами. В действующих системах управления они имеют следующие формы: общее подчинение, при кᴏᴛᴏᴩом полномочия вышестоящего органа не ориентированы на конкретные вопросы руководства находящимися в та ком подчинении объектами (например, государственные промышленные предприятия находятсятрадиционно в общем подчинении
ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙую щих отраслевых министерств и комитетов); непосредственное подчинение прежде всего выражается в отсутст вии между субъектом и объектом управления промежуточных звеньев; прямое подчинение при кᴏᴛᴏᴩом связи между субъектами управлен ческих отношений будут также непосредственными, - по принципу "противостояния" (отношения между руководителями и сотрудниками, ме жду командирами и другими военнослужащими);
146 оперативное подчинение означает юридическую зависимость данно го субъекта управленческих отношений от другого только по определенным вопросам и неподчиненного ему в других формах; двойное подчинение субъекта управления по горизонтали и верти кали основано на разграничении предметов и полномочий совместного ве дения, при кᴏᴛᴏᴩом по отношению к одному и тому же субъекту орган дан ного уровня и вышестоящий обладают по определенным для них вопросам юридически властными полномочиями.
Правовые основы организации управления
Массив действующих правовых актов можно квалифицировать по следующим основаниям: по юридической силе: Конституция РФ. закрепляющая в общем виде структуру экономики. социально-культурной и административно- политической деятельности; законы РФ; постановления палат Федерально го Собрания; конституции, уставы и законы субъектов РФ; подзаконные ак ты
Президента РФ и органов исполнительной власти; в зависимости от принципа федерализма. Система их формируется на базе разграничения компетенции органов государственной власти РФ и субъектов в области организации управления в целом и конкретных сферах и отраслях;
- по характеру влияния выделяются правовые акты, косвенно влияющие на организацию системы управления, и акты, непосредственно регулирующие тс или иные его вопросы. Правовые акты, непосредственно регулирующие те или иные вопросы организации управления, могут закреплять его конкретные принципы, содержать конкретные нормы прямого действия.
Лекция 16.
Организация управления в экономической сфере
УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 28
§ 1. Организационно-правовые формы государственного управления
экономическим развитием, торговлей, таможенным делом и государственным
имуществом. Компетенция их органов
Управление экономическим развитием заключается в разработке и обосновании прежде всего приоритетных, наиболее перспективных и эффективных направлений развития экономики
России, ее регионов, различных отраслей, комплексов и секторов экономики.
Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности, имущественных отношений, несостоятельности (банкротстве) и финансового оздоровления организаций, земельных отношений и территориального зонирования, экономического
147 развития субъектов Федерации и муниципальных образований, инвестиционной деятельности, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, формирования государственного оборонного заказа, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Минэкономразвития России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной таможенной службы, Федерального агентства по государственным резервам, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости,
Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, а также координацию деятельности Российского фонда федерального имущества.
Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Структурными подразделениями центрального аппарата министерства являются департаменты по основным направлениям его деятельности.
Министерство осуществляет руководство деятельностью торговых представительств
Российской Федерации в иностранных государствах, а также совместно с МИДом России - руководство деятельностью торгово-экономических отделов посольств Российской Федерации.
Самостоятельно министерство принимает нормативные правовые акты, устанавливающие: перечень и порядок определения показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности; состав документов государственного земельного кадастра и порядок их ведения; требования к кадастровому делению и порядок учета кадастровых единиц; план-график выполнения работ по формированию оборонного заказа и его основных показателей на соответствующий год; порядок подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий; порядок принятия решения о признании банкротом должника, включенного в перечень стратегических предприятий и организаций, а также определяющие другие вопросы.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности министерство имеет право: осуществлять контроль за деятельностью своих территориальных органов; привлекать для проработки вопросов, отнесенных к его сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов, создавать координационные и совещательные органы, учреждать печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленных сферах деятельности.
148
Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом.
В ведении Росрезерва находятся организации, перечень которых утвержден
Правительством. Свою деятельность Агентство осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.
Росрезерв осуществляет следующие полномочия: проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для собственных нужд, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности; осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству; организует формирование, размещение, хранение и обслуживание запасов материальных ценностей государственного материального резерва и их ведомственную охрану; осуществляет контроль за наличием материальных ценностей государственного материального резерва, их движением и состоянием.
Росрезерв осуществляет управление системой государственного материального резерва; экономический анализ деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса; обеспечивает мобилизационную подготовку
Агентства, контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении организаций по мобилизационной подготовке, а также осуществляет иные полномочия, указанные в
Положении о нем.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и следок с ним, оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю.
149
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
(Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Агентство реализует свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные ему организации.
Агентство наделено следующими полномочиями в установленной сфере деятельности: осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных
(хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждение) федерального имущества; осуществляет учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности и в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю), а также иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки; организует оценку имущества в целях осуществления имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, определяет условия договоров о проведении оценки федерального имущества; приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Федерации и в муниципальную собственность;