Файл: Учебнометодическое пособие по курсу административное право Махачкала 2017 2 Печатается по решению учебнометодического совета СевероКавказского института (филиал) вгую (рпа минюста России).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 739
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 1. Организационно-правовые формы управления в сфере информационных
технологий и связи и компетенция их органов
Информация - это сведения о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
В совокупности с информационными технологиями рассматриваются и вопросы связи, так как информация распространяется с помощью средств связи всех ее видов - электрической, почтовой, электронной, фельдъегерской и специальной связи.
Министерство информационных технологий и связи РФ (Мининформсвязи России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, в том числе в области использования информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, развития систем телевизионного вещания и радиовещания, использования и конверсии радиочастотного спектра.
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации выступает в качестве почтовой администрации Российской Федерации и выполняет функции администрации связи Российской Федерации при осуществлении международной деятельности в области связи.
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
171 вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской
Федерации, по вопросам, отнесенным к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства; на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: требования к сетям связи в части задействования ресурсов нумерации; требования к построению сетей связи, применяемым средствам связи и управлению сетями связи; требования к нумерации, защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации; требования к использованию радиочастотного спектра; требования к порядку пропуска и маршрутизации трафика; требования к порядку взаимодействия сетей связи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации; требования к описанию сетей связи и средств связи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации; требования к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей связи и сооружений связи; требования к формату данных в государственных информационных системах; акты по вопросам обеспечения контроля и надзора в установленной сфере ведения; правила оказания услуг почтовой связи и т.д.;
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и
массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
172
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций находится в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской
Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет следующие полномочия: осуществляет: государственный контроль и надзор: за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания; в сфере связи: за соблюдением требований к построению сетей электросвязи и почтовой связи, требований к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей и сооружений связи; за соблюдением операторами связи и владельцами сетей связи специального назначения требований к пропуску трафика и его маршрутизации; за соблюдением порядка распределения ресурса нумерации единой сети электросвязи
Российской Федерации; за соответствием использования операторами связи и владельцами сетей связи специального назначения выделенного им ресурса нумерации установленному порядку использования ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации; за исполнением организациями федеральной почтовой связи и операторами связи, имеющими право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторами связи, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами - физическими лицами,
Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением ими внутреннего контроля и т.д.;
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности.
173
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям находится в ведении
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности; осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству; организует проведение измерений аудитории электронных средств массовой информации и анализ тиражей печатных средств массовой информации; осуществляет: комплектование фонда обязательных бесплатных экземпляров печатных изданий; оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим производство, распространение и (или) тиражирование отбираемых в соответствии с критериями, устанавливаемыми Агентством, социально значимых проектов в области электронных средств массовой информации, в том числе создание и поддержание в сети Интернет сайтов, имеющих социальное или образовательное значение; оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим выпуск, распространение и тиражирование отбираемых в соответствии с критериями, устанавливаемыми Агентством, социально значимых проектов в области печатных средств осуществляет формирование и использование федеральных информационных ресурсов в установленной сфере деятельности; принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об управлении находящимся в федеральной собственности фондом законченных производством и прошедших в эфир телерадиопрограмм, передач, фонограмм, а также иных аудиовизуальных произведений (за исключением кинофильмов) и т .д.;
174
Федеральное агентство связи (Россвязь) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания
Федеральное агентство связи находится в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Федеральное агентство связи осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности; осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству; организует: выполнение мероприятий по управлению и восстановлению единой сети электросвязи
Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях; издание и распространение государственных знаков почтовой оплаты; проведение расчетов с почтовыми администрациями иностранных государств за международный почтовый обмен в соответствии с актами Всемирного почтового союза; изготовление и использование именных вещей для организаций федеральной почтовой связи; систему сертификации в области связи, включающую в себя органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; рассматривает заявления и принимает решения о выделении ресурса нумерации; ведет регистрацию деклараций о соответствии средств связи и реестр сертификатов соответствия системы сертификации в области связи; осуществляет:
175 формирование Государственной коллекции знаков почтовой оплаты и т.д.;
УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ
1.
Организационно-правовые формы управления в сфере энергетики и
компетенция их органов
Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, и в сфере нефтехимической промышленности, а также функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов.
Министерство энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по вопросам проведения энергетических обследований, информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, учета используемых энергетических ресурсов, методического обеспечения разработки и реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также оценки эффективности региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Министерство энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере теплоснабжения в части производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
176
Министерство энергетики Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет функции по созданию, эксплуатации и совершенствованию государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса, а также по созданию государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования.
Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет следующие полномочия: вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской
Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства; на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: форма представления инвестиционных программ субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе; типовые условия долгосрочных договоров поставки угля (горючих сланцев) и (или) продукции его переработки; порядок формирования и размещения технологического резерва мощности в Единой энергетической системе России; порядок и условия поддержания технологических резервов мощностей по производству электрической энергии; форма реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную
(общероссийскую) электрическую сеть; единые аттестационные требования к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в электроэнергетике; порядок определения страховых рисков субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике; обязательный для покупателей электрической энергии на оптовом рынке объем приобретения электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и т.д.
УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
177
Организационно-правовые формы управления в сфере природных ресурсов и
экологиии компетенция их органов
Промышленная, энергетическая, продовольственная, экологическая безопасность страны фактически определяется состоянием природных ресурсов: недр, лесного фонда, водных ресурсов, окружающей среды. Поэтому наше государство уделяет большое внимание правовому регулированию в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды, вопросам лицензирования, учета и контроля в целях обеспечения воспроизводства материальной сырьевой базы и более экономного расходования запасов важнейших невозобновляемых полезных ископаемых.
Защита окружающей среды и природных ресурсов, по утверждению ученых-экологов, уже в ближайшее время станет одной из главных проблем для всего человечества. Основными причинами кризисной экологической ситуации являются несоответствие между потребностями растущего населения на планете и ресурсами истощающейся природы, снижение стабильности биосферы, ухудшение генофонда человека, парниковый эффект.
Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением экологического контроля).
Важнейшую роль в управленческой деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды играют подведомственные Министерству природных ресурсов РФ
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство водных ресурсов, а также Федеральная служба по гидрометеорологи и мониторингу окружающей среды, подведомственная непосредственно Правительству.
технологий и связи и компетенция их органов
Информация - это сведения о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
В совокупности с информационными технологиями рассматриваются и вопросы связи, так как информация распространяется с помощью средств связи всех ее видов - электрической, почтовой, электронной, фельдъегерской и специальной связи.
Министерство информационных технологий и связи РФ (Мининформсвязи России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, в том числе в области использования информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, развития систем телевизионного вещания и радиовещания, использования и конверсии радиочастотного спектра.
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации выступает в качестве почтовой администрации Российской Федерации и выполняет функции администрации связи Российской Федерации при осуществлении международной деятельности в области связи.
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
171 вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской
Федерации, по вопросам, отнесенным к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства; на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: требования к сетям связи в части задействования ресурсов нумерации; требования к построению сетей связи, применяемым средствам связи и управлению сетями связи; требования к нумерации, защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации; требования к использованию радиочастотного спектра; требования к порядку пропуска и маршрутизации трафика; требования к порядку взаимодействия сетей связи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации; требования к описанию сетей связи и средств связи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации; требования к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей связи и сооружений связи; требования к формату данных в государственных информационных системах; акты по вопросам обеспечения контроля и надзора в установленной сфере ведения; правила оказания услуг почтовой связи и т.д.;
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и
массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
172
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций находится в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской
Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет следующие полномочия: осуществляет: государственный контроль и надзор: за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания; в сфере связи: за соблюдением требований к построению сетей электросвязи и почтовой связи, требований к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей и сооружений связи; за соблюдением операторами связи и владельцами сетей связи специального назначения требований к пропуску трафика и его маршрутизации; за соблюдением порядка распределения ресурса нумерации единой сети электросвязи
Российской Федерации; за соответствием использования операторами связи и владельцами сетей связи специального назначения выделенного им ресурса нумерации установленному порядку использования ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации; за исполнением организациями федеральной почтовой связи и операторами связи, имеющими право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторами связи, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами - физическими лицами,
Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением ими внутреннего контроля и т.д.;
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности.
173
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям находится в ведении
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности; осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству; организует проведение измерений аудитории электронных средств массовой информации и анализ тиражей печатных средств массовой информации; осуществляет: комплектование фонда обязательных бесплатных экземпляров печатных изданий; оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим производство, распространение и (или) тиражирование отбираемых в соответствии с критериями, устанавливаемыми Агентством, социально значимых проектов в области электронных средств массовой информации, в том числе создание и поддержание в сети Интернет сайтов, имеющих социальное или образовательное значение; оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим выпуск, распространение и тиражирование отбираемых в соответствии с критериями, устанавливаемыми Агентством, социально значимых проектов в области печатных средств осуществляет формирование и использование федеральных информационных ресурсов в установленной сфере деятельности; принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об управлении находящимся в федеральной собственности фондом законченных производством и прошедших в эфир телерадиопрограмм, передач, фонограмм, а также иных аудиовизуальных произведений (за исключением кинофильмов) и т .д.;
174
Федеральное агентство связи (Россвязь) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания
Федеральное агентство связи находится в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Федеральное агентство связи осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности; осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству; организует: выполнение мероприятий по управлению и восстановлению единой сети электросвязи
Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях; издание и распространение государственных знаков почтовой оплаты; проведение расчетов с почтовыми администрациями иностранных государств за международный почтовый обмен в соответствии с актами Всемирного почтового союза; изготовление и использование именных вещей для организаций федеральной почтовой связи; систему сертификации в области связи, включающую в себя органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; рассматривает заявления и принимает решения о выделении ресурса нумерации; ведет регистрацию деклараций о соответствии средств связи и реестр сертификатов соответствия системы сертификации в области связи; осуществляет:
175 формирование Государственной коллекции знаков почтовой оплаты и т.д.;
УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ
1.
Организационно-правовые формы управления в сфере энергетики и
компетенция их органов
Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, и в сфере нефтехимической промышленности, а также функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов.
Министерство энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по вопросам проведения энергетических обследований, информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, учета используемых энергетических ресурсов, методического обеспечения разработки и реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также оценки эффективности региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Министерство энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере теплоснабжения в части производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
176
Министерство энергетики Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет функции по созданию, эксплуатации и совершенствованию государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса, а также по созданию государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования.
Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет следующие полномочия: вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской
Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства; на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: форма представления инвестиционных программ субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе; типовые условия долгосрочных договоров поставки угля (горючих сланцев) и (или) продукции его переработки; порядок формирования и размещения технологического резерва мощности в Единой энергетической системе России; порядок и условия поддержания технологических резервов мощностей по производству электрической энергии; форма реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную
(общероссийскую) электрическую сеть; единые аттестационные требования к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в электроэнергетике; порядок определения страховых рисков субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике; обязательный для покупателей электрической энергии на оптовом рынке объем приобретения электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и т.д.
УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
177
Организационно-правовые формы управления в сфере природных ресурсов и
экологиии компетенция их органов
Промышленная, энергетическая, продовольственная, экологическая безопасность страны фактически определяется состоянием природных ресурсов: недр, лесного фонда, водных ресурсов, окружающей среды. Поэтому наше государство уделяет большое внимание правовому регулированию в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды, вопросам лицензирования, учета и контроля в целях обеспечения воспроизводства материальной сырьевой базы и более экономного расходования запасов важнейших невозобновляемых полезных ископаемых.
Защита окружающей среды и природных ресурсов, по утверждению ученых-экологов, уже в ближайшее время станет одной из главных проблем для всего человечества. Основными причинами кризисной экологической ситуации являются несоответствие между потребностями растущего населения на планете и ресурсами истощающейся природы, снижение стабильности биосферы, ухудшение генофонда человека, парниковый эффект.
Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением экологического контроля).
Важнейшую роль в управленческой деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды играют подведомственные Министерству природных ресурсов РФ
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство водных ресурсов, а также Федеральная служба по гидрометеорологи и мониторингу окружающей среды, подведомственная непосредственно Правительству.