Файл: Учебнометодическое пособие по курсу административное право Махачкала 2017 2 Печатается по решению учебнометодического совета СевероКавказского института (филиал) вгую (рпа минюста России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 734

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

178
Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств. Оно самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в частности: о порядке государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых; о порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса; о порядке переоформления лицензий на пользование участками недр; методики геолого-экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых и участков недр по видам полезных ископаемых; о порядке утверждения лесоустроительных проектов и других документов лесоустройства, расчетных лесосек; методики экономической оценки лесов; перечни противопожарных мероприятий, осуществляемых лесопользователями, и требования к разработке планов таких мероприятий;
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования. Свою деятельность она реализует непосредственно и через свои территориальные органы. Служба осуществляет контроль и надзор за: охраной, использованием и воспроизводством объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства); организацией и функционированием особо охраняемых природных территорий федерального значения; геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; использованием и охраной водных объектов; соблюдением законодательства РФ и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне; рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе; безопасностью гидротехнических сооружений, кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений.

179
Она осуществляет государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий.
Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, наделенным функциями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Свою деятельность оно осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации. Агентство организует: государственное геологическое изучение недр и экспертизу проектов этого изучения; проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых; проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами; проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
Агентство осуществляет: отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам; выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на застройку; организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами; принятие решений о предоставлении права пользования участками недр, о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении этого права, ведение государственного учета по геологическому изучению недр; экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий, использования имущественного комплекса.
Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Агентство реализует свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации.
Агентство организует: перераспределение водных ресурсов водных бассейнов, находящихся в федеральной собственности; подготовку, заключение и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов; подготовку и осуществление противопаводковых мероприятий; проведение государственной экспертизы схем комплексного использования и охраны водных ресурсов.
Агентство осуществляет ведение государственного реестра договоров пользования водными объектами и государственного водного кадастра, Российского регистра


180 гидротехнических сооружений; управление водным фондом; планирование рационального использования водных объектов, а также другие функции.
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы или подведомственные организации.
Агентство организует предоставление гражданам и юридическим лицам информации о лесном фонде; осуществляет государственный мониторинг лесов, государственный учет лесного фонда, владение, пользование и распоряжение информацией о лесном фонде; установление возраста рубок; утверждает расчеты лесосек; ведет государственный лесной кадастр; организует оказание лесопользователям помощи в выборе способов воспроизводства лесов, обеспечении посевными и посадочными материалами, проведение лесоустройства; осуществляет деятельность государственной лесной охраны Российской Федерации, за исключением функций государственного контроля и надзора.
Руководство деятельностью Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет Правительство. Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы
Свою деятельность Служба осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы. Она самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: инструкции о порядке организации и проведения государственного надзора за работами по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы; о порядке централизованного учета документов Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и методическом руководстве по комплектованию, учету, систематизации указанных документов и их структуре, обеспечению их сохранности и совместимости форматов представления данных на электронных носителях; устанавливает требования при проведении наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, сборе, обработке, хранении и распространении информации


181 о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, а также при получении информационной продукции.
Служба организует составление прогнозов погоды, водности, урожая сельскохозяйственных культур, глобальных и региональных изменений климата, согласование в установленном порядке условий гидрометеорологического и гелиофизического обеспечения плавания судов, полетов летательных аппаратов, работы космонавтов в открытом космосе и т.д.
Служба осуществляет полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности по широкому кругу вопросов, указанных в Положении о ней.
УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Организационно-правовые формы управления в сфере развития Северного
Кавказа и компетенция их органов
Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа (Минкавказ
России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа и координации деятельности по реализации на территории Северо-Кавказского федерального округа государственных программ и федеральных целевых программ.
Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа осуществляет следующие полномочия: вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской
Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства; осуществляет: координацию деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, реализуемых на территории Северо-Кавказского федерального круга, согласование в установленном порядке проектов концепций государственных и федеральных целевых программ, государственных и федеральных целевых программ, в том числе долгосрочных программ (за исключением проектов концепций государственных и федеральных целевых программ, государственных и федеральных целевых программ, подлежащих реализации на территории субъектов Российской Федерации, не входящих в состав Северо-
Кавказского федерального округа);

182 разработку и реализацию государственных программ по социально-экономическому развитию Северо-Кавказского федерального округа; функции государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ комплексного развития Северо-Кавказского федерального округа; функции координатора приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых на территории Северо-Кавказского федерального округа; координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также их территориальных органов при разработке и реализации мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого социально-экономического развития
Северо-Кавказского федерального округа, в том числе мероприятий по государственной поддержке; участие в управлении организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, в Северо-Кавказском федеральном округе
(открытые акционерные общества "Корпорация развития Северного Кавказа" и "Курорты
Северного Кавказа"); участие в выработке государственной политики и нормативно-правовом регулировании в сфере создания и функционирования особых экономических зон на территории Северо-
Кавказского федерального округа, а также согласование проектов создания на территории
Северо-Кавказского федерального округа особых экономических зон с учетом приоритетов развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа; во взаимодействии с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти стратегическое планирование развития Северо-Кавказского федерального округа и координацию деятельности по приведению документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в соответствие с положениями документов стратегического планирования Российской
Федерации и Северо-Кавказского федерального округа; создание условий для привлечения инвестиций на территорию Северо-Кавказского федерального округа, включая: информирование российских и иностранных инвесторов об условиях реализации инвестиционных проектов (в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"); содействие в реализации инвестиционных проектов;


183 координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство
Российской Федерации, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа, в том числе в отношении оборота федерального имущества в части, касающейся компетенции Министерства, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и т.д.;
УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Организационно-правовые формы управления в сфере развития Дальнего
Востока и компетенция их органов
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
(Минвостокразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, в том числе долгосрочных, предусмотренных перечнем, утверждаемым
Правительством Российской Федерации (в части программ и (или) мероприятий таких программ, реализуемых на территории Дальневосточного федерального округа), функции в области создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территории Дальневосточного федерального округа, по управлению федеральным имуществом, расположенным на территории Дальневосточного федерального округа, в порядке и пределах, установленных актами Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, а также по контролю осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, переданных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, в порядке и пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока осуществляет следующие полномочия: вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской
Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства; осуществляет:

184 согласование в установленном порядке проектов концепций государственных и федеральных целевых программ, государственных программ и федеральных целевых программ, в том числе долгосрочных (за исключением концепций государственных и федеральных целевых программ, государственных программ и федеральных целевых программ, подлежащих реализации на территории субъектов Российской Федерации, не входящих в состав
Дальневосточного федерального округа), координацию деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, реализуемых на территории функции государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ комплексного развития территорий Дальневосточного федерального округа; функции координатора приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых на территории Дальневосточного федерального округа; согласование проектов создания на территории Дальневосточного федерального округа особых экономических зон и зон территориального развития с учетом приоритетов развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа; в порядке и пределах, установленных федеральными законами, актами Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Дальневосточного федерального округа федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ, долями обществ с ограниченной ответственностью; во взаимодействии с Министерством экономического развития Российской Федерации стратегическое планирование развития Дальневосточного федерального округа, координацию деятельности по приведению документов стратегического планирования субъектов Российской
Федерации, входящих в состав указанного округа, в соответствие с положениями документов стратегического планирования Российской Федерации и Дальневосточного федерального округа и т.д.;
Лекция 17.
Организация управления в социально-культурной
сфере
УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


185
1. Организационно-правовые формы управления в сфере образования и науки и
компетенция их органов
Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней, образовательных стандартов.
Под основным общим образованием понимается девятиклассное образование.
Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан.
Законом установлено, что вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов на бесплатное образование в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются лишь определенные категории лиц (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, граждане из малообеспеченных семей, а также уволенные с военной службы). В иных случаях поступление в названные учебные заведения производится на платной основе.
Система образования представляет собой совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих ее образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Образование может быть получено в образовательном учреждении в форме очной, очно- заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования и экстерната.
Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным
(центральным) государственным органом управления образованием.
Для всех форм получения образования действует единый государственный образовательный стандарт.
Образовательные, научные учреждения и организации. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными
(федеральными или находящимися в ведении субъекта Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций
(объединений). Они могут быть следующих типов: дошкольные;