Файл: А. А. Бойко (Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Методические указания к выполнению курсовой работы

для студентов специальностей 08.05.02 – «Экономика и управление на предприятиях машиностроения»; 08.05.07 – «Менеджмент организаций» всех форм обучения

Красноярск 2013

УДК 65.01(075.8)

Рецензент

кандидат экономических наук, профессор А. А. Бойко

(Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М. Ф. Решетнева)

Печатается по решению методической комиссии ИЭФ

Стратегический менеджмент : метод. указания к выполнению курсовой работы для студентов спец. 08.01.05 – «Финансы и кредит»; 08.01.09 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; 08.05.02 – «Экономика и управление на предприятиях машиностроения»; 08.05.07 – «Менеджмент организаций» всех форм обучения / сост. К. Ю. Лобков, Ю. В. Данильченко ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, 2013. – 41 с.


© Сибирский государственный аэрокосмический

университет имени академика М. Ф. Решетнева, 2013

Оглавление
Общие сведения .. 4

1. Организация процесса выполнения и защиты курсовой работы .. 5

2. Указания по написанию курсовой работы .. 7

3. Подготовка к презентации и защита курсовой работы 35

Библиографический список 36

Приложения 37




Общие сведения



В соответствии с учебным планом подготовки специалистов в области стратегического менеджмента (специальности 08.05.02 – «Экономика и управление на предприятиях машиностроения»; 08.05.07 – «Менеджмент организаций») на заключительном этапе изучения курса «Стратегический менеджмент» предусмотрено выполнение курсовой работы. Цель курсового проектирования, как одного из этапов обучения, – научить студентов правильно применять теоретические знания, полученные ими в процессе обучения, использовать свой практический опыт работы на предприятиях для решения профессиональных экономических и стратегических задач, а также подготовить студентов к дипломному проектированию. Выполнение курсовой работы предусматривает разработку стратегии развития, функционирование конкретного предприятия на основе глубокого анализа среды его деятельности и потенциала (экономического, рыночного).

В соответствии с этим в процессе курсового проектирования по «Стратегическому менеджменту» решаются следующие задачи:

– закрепление и углубление теоретических знаний, полученных при изучении курса «Стратегический менеджмент»;

– развитие способности оценивать внешнюю и внутреннюю среду предприятия;

– развитие способности выполнять анализ специальной области деятельности предприятия;

– развитие навыков самостоятельной работы при разработке стратегии развития предприятия;

– закрепление знаний и навыков, полученных во время производственно-профессиональной практики.

Курсовая работа выполняется после изучения всех разделов курса «Стратегический менеджмент».

Основными документами для организации курсового проектирования являются стандарты, учебные планы и программы специальности, график учебного процесса, календарный план и рабочая программа курса «Стратегический менеджмент».

Дополнительными документами должны быть индивидуальные задания на проектирование, индивидуальные задания на производственную практику по профилю специальности, планы работы студенческих лабораторий, «узких мест» предприятий.

Необходимо, чтобы курсовая работа была максимально приближена к реальным разработкам, имеющим практическую ценность, и являлась основой для выполнения в последующем дипломной работы.




1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВЫПОЛНЕНИЯ

И ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Успешное выполнение курсовой работы во многом зависит от четкого соблюдения установленных сроков и последовательного выполнения отдельных этапов работы (табл. 1).

Таблица 1

График выполнения курсовой работы

по дисциплине «Стратегический менеджмент»

Наименование этапа

Исполнитель

Сроки выполнения

Выбор и обоснование темы курсовой работы

Студент

4 недели

Утверждение темы курсовой работы

Руководитель курсового проектирования

4 недели

Выполнение основных разделов курсовой работы

Студент

В течение семестра

Оформление курсовой работы и представление ее руководителю курсового проектирования на проверку

Студент

Перед зачетной неделей

Допуск курсовой работы к защите

Руководитель курсового проектирования

Перед зачетной неделей

Подготовка к защите курсовой работы

Студент, руководитель

Во время зачетной недели

Защита курсовой работы

Студент, члены комиссии (ведущие преподаватели кафедры)

Во время зачетной недели


Этап 1. Тематика курсовых работ разрабатывается кафедрой менеджмента с учетом актуальности и специфики специальности и специализаций. При этом студенту предоставляется право предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Закрепление за студентом темы осуществляется по его личному письменному заявлению (прил. 1).

Этап 2. Утверждение тем осуществляется заведующим кафедрой не позднее одного месяца с начала курсового проектирования. Изменение или уточнение темы, после утверждения, производится в исключительных случаях.

Этап 3. После утверждения темы студент в течение семестра выполняет основные разделы курсовой работы. Для оказания помощи студенту в работе руководителем курсового проектирования проводятся консультации. Роль консультанта выполняет преподаватель, читающий дисциплину «Стратегический менеджмент». В отдельных случаях, когда это диктуется темой дипломной работы, в качестве дополнительных консультантов могут быть приглашены ведущие преподаватели других кафедр университета и специалисты предприятий.

Этап 4. До зачетной недели студент оформляет курсовую работу и графический материал в соответствии с нормативными требованиями и представляет ее руководителю курсового проектирования.

Этап 5. После допуска к защите студент осуществляет окончательное оформление курсовой работы в соответствии с нормативными требованиями по структуре и оформлению. Перед зачетной неделей окончательно оформленная курсовая работа сдается руководителю курсового проектирования. Допуск к защите фиксируется подписью руководителя на титульном листе.

Этап 6. Перед защитой готовится устный доклад по работе на 5–10 минут, разрабатывается графический материал, иллюстрирующий работу (презентация PowerPoint, 7–10 слайдов). При необходимости используется раздаточный материал.

Этап 7. Защита курсовых работ проводится на открытом заседании комиссии из преподавателей кафедры. Кроме членов экзаменационной комиссии на защите необходимо присутствие руководителя курсового проектирования, а также допускается присутствие студентов и преподавателей.

Защита осуществляется в виде доклада по курсовой работе и ответов на вопросы членов комиссии по теме. Результаты защиты оцениваются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после закрытого заседания комиссии и оформления соответствующей ведомости.

Студенты, получившие удовлетворительную оценку и выше на защите курсовой работы, допускаются к сдаче курсового экзамена.




2. Указания ПО НАПИСАНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Выбор темы курсовой работы. Тема курсовой работы должна содержать сущность проектного предложения, предмет и объект исследования, объект проектирования. В основу тем курсового проектирования положены разновидности стратегий предприятия или специальные области отдельных направлений проектирования стадий/элементов разработки стратегии.

Перечень базовых тем курсовых работ:

1. Разработка стратегии развития предприятия … (название предприятия).

2. Разработка функциональной стратегии предприятия … (название предприятия).

3. Формирование конкурентной стратегии предприятия … (название предприятия).

4. Формирование производственной стратегии … (название предприятия).

5. Разработка инструментов/методов/методики формирования видения/миссии/стратегических целей/вешнего/внутреннего анализа/стратегических изменений/контроля за реализацией стратегии предприятия … (название предприятия).

При курсовом проектировании объект исследования выбирается по месту прохождения производственно-профессиональной практики или по договоренности с руководителями и специалистами, заинтересованными в результатах проектирования предприятия, организации.
Структура курсовой работы. Курсовая работа включает в себя пояснительную записку и графические материалы. Обязательными составляющими пояснительной записки являются:

– титульный лист;

– аннотация на русском и иностранном (английском) языках;

– тезисы доклада по курсовой работе (объем 2 с.);

– оглавление;

– введение;

– теоретическая часть (глава 1)

– аналитическая часть (глава 2);

– проектная часть (глава 3);

– заключение;

– библиографический список;

– приложения.

Титульный лист оформляется в соответствии с установленными требованиями. Он должен быть подписан автором и руководителем курсовой работы, разрешающим допуск курсовой работы к защите (прил. 2).

Аннотация – краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

Аннотация включает характеристику основной темы, проблемы объекта, цели работы и ее результаты. Текст аннотации должен быть лаконичен и четок, свободен от второстепенной информации.

Краткое раскрытие темы целесообразно осуществлять указанием предмета и объекта проектирования. Раскрытие темы необходимо органично увязывать со сведениями о новизне. В аннотации следует приводить сведения об авторе. Отмечается также наличие иллюстраций (если они уникальны или являются отличительной особенностью работы) и приложений (традиционных, аудиовизуальных, электронных).

Рекомендуемый средний объем аннотации до 1000 печатных знаков (1/2 страницы формата А4), она обязательно приводится на русском и иностранном (английском) языках (прил. 3).

Тезисы доклада по курсовой работе включают краткое содержание доклада при защите курсовой работы, в котором логично и последовательно излагаются ключевые моменты (актуальность темы, объект и предмет проектирования, цель и задачи работы, основные результаты теоретической, аналитической и проектной работы, выводы и рекомендации). Особое внимание необходимо уделить доказательности представляемых аргументов и научному стилю изложения. Рекомендуемый объем тезисов доклада составляет 2 страницы формата А4.

Оглавление включает развернутый перечень глав, параграфов и пунктов текста курсовой работы с указанием номеров страниц по тексту (прил. 4).

Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы; указывается, в работах каких отечественных и зарубежных авторов нашла отражение данная тема, или ее аспекты. Далее формулируются цели и задачи курсовой работы, ее объект, предметная область, указывается теоретическая, методическая и информационная основа курсовой работы, определяется структура работы и тезисное их содержание.
Теоретические основы и методология разработки стратегии на предприятии
Теоретическая часть (глава 1) посвящается предмету и объекту исследования и, как правило, носит теоретико-методологический характер [1; 3; 5; 8; 9].

Целесообразно начать с рассмотрения сущности стратегического менеджмента, особенностей стратегического менеджмента и необходимости стратегического управления предприятием.

Необходимо провести обзор основных видов стратегического управления, указать их характеристики (преимущества, недостатки, область использования) дать свою оценку о возможности применения того или иного вида стратегического управления для выбранного объекта проектирования.

Далее необходимо привести рассмотрение основных стратегий предприятия, указать их характеристики и классификацию (преимущества, недостатки, область использования), выделить место специальной области проектирования или выбранной стратегии в общей системе стратегического управления предприятием. В рамках рассмотрения стратегий исследуются различные подходы к определению понятия «стратегия» и понятия «выбранной специальной области проектирования или выбранной стратегии».

В соответствии с выбранной темой курсовой работы рассмотреть сущность и значимость выбранной специальной области проектирования или выбранного вида стратегии. Выделить специфику выбранной специальной области проектирования или выбранного вида стратегии, указать основные направления и мероприятия их реализации.

Затем следует провести обзор соответствующих отечественных и зарубежных инструментов и методов формирования выбранной специальной области проектирования или выбранного вида стратегии, дать свою оценку о возможности применения того или иного инструмента или метода для выбранного объекта проектирования.

Разработка методической части курсовой работы предполагает также подготовку форм сбора первичной информации, методики ее обработки и анализа.

В завершении первой главы делаются общие выводы по теоретической части. Указываются вид выбранного стратегического управления, выбранная специальная область проектирования или выбранный вид стратегии, выбранные инструменты и методы, применяемые для выбранного объекта проектирования.

Первая глава должна содержать 3–4 параграфа. По объему, как правило, не должна превышать 30 % всей работы (20–30 с.).
Стратегический анализ деятельности предприятия
Аналитическая часть (глава 2) содержит характеристику деятельности предприятия, ведение, миссию, цели предприятия, анализ макро- и микро-среды предприятия, анализ выбранной специальной области проектирования или выбранного вида стратегии с учетом специфики темы курсового проекта, комплексный анализ и завершается выводами.
Стратегическая характеристика деятельности предприятия. Дается стратегическая характеристика объекта проектирования (предприятия, группы компаний), его направления деятельности, основные продукты услуги. Представляются сведения о структуре, этапах и масштабах деятельности предприятия, его основных экономических результатах и управленческих параметрах. Указываются характеристики основных поставщиков, действующих конкурентов, потенциальных конкурентов, товаров заменителей и клиентов предприятия (табл. 2).

Таблица 2

Форма 1 – Характеристика окружения предприятия

Элементы окружения

Характеристика

Основные конкуренты




Ключевые потребители




Ключевые поставщики




Товары-заменители




Потенциальные конкуренты





Видение, миссия и стратегические цели предприятия. Формируется видение и миссия предприятия (табл. 3).

Таблица 3

Форма 2 – Разработка видения и миссии предприятия (с примером)

Стратегическое видение предприятия

Миссия предприятия при комбинированном подходе

Окончательная формулировка миссии

Быть лучшей торгово-производственной компанией в Красноярском крае по качеству производимой воды и оказываемых сервисных услуг

Организовать производство качественной экологически чистой питьевой воды.

Оказать своевременную доставку клиентам качественной продукции

Предоставлять клиентам продукцию, которой они доверяют, и увеличивать общую потребность в здоровой питьевой воде

Если у предприятия уже имеются видение и миссия, то студенту необходимо дать оценку их актуальности и правильности формулирования. В результате чего существующие видение и миссия либо дополняются актуальными изменениями, либо предлагаются студентом в новой редакции (табл. 4).

Таблица 4


Форма 3 – Изменение существующих видения и миссии предприятия

Существующие определения видения/миссии

Изменения определений видения/миссии

Новая редакция определений видения/миссии

Видение компании:

Дополнения/изменения Видения:

Видение компании:

Миссия компании:

Дополнения/изменения Миссии:

Миссия компании:


Далее необходимо сформулировать стратегические цели предприятия. Если у предприятия уже имеются стратегические цели, то студенту необходимо дать оценку их актуальности и правильности формулирования. В результате чего существующие стратегические цели либо дополняются актуальными изменениями, либо предлагаются студентом в новой редакции (табл. 5).

Таблица 5

Форма 4 – Изменение стратегических целей предприятия

Существующие стратегические цели

Новая редакция стратегических целей








После этого стратегические цели необходимо декомпозировать на функциональные цели предприятия (табл. 6).

Таблица 6

Форма 5 – Изменение стратегических целей предприятия

Стратегические цели предприятия

Функции предприятия

Функциональные стратегии предприятия




- маркетинг







- производство







- персонал







- финансы







- менеджмент







- культура






Стратегический анализ внешней среды предприятия (прил. 4). Целью анализа являются: определение и оценка факторов, представляющих угрозу или открывающих возможности предприятия; изучение изменений, влияющих на деятельность предприятия и определение тенденций развития.

Анализ внешней среды предполагает изучение двух ее составляющих: макроокружения (среда косвенного воздействия) и микроокружения (среда прямого воздействия).

Выполнение анализа внешней среды предусматривает единый подход (рис. 1) для определения и оценки факторов, как макроокружения, так и микроокружения. Вместе с тем, конкретная ситуация и сила воздействия факторов внешней среды обусловливают приоритет и тщательность исследований тех аспектов и факторов, которые для предприятия представляются наибольшими угрозами или возможностями.
Анализ состояния и динамики макроокружения. При оценке нестабильности среды организации необходимо придерживаться определенной последовательности. Сначала осуществляется формирование группы экспертов (3 эксперта) и выбор четырех сфер макроокружения (например, политика, экономика, общество, технология и т.п.), оказывающих наибольшее влияние на организацию.

В каждой сфере макроокружения действует множество факторов, которые различны по характеру, времени появления, силе, постоянству и времени воздействия на предприятие и т.п. Задача проектировщика – выбор наиболее важных для предприятия факторов. Выбор начинается с


Рис. 1. Схема выполнения анализа внешней среды
анализа факторов в каждой сфере сформированного перечня, установления характера и силы воздействия факторов на деятельность предприятия. Из множества факторов в каждой сфере макроокружения выбираются те, действие которых вызывает адекватную реакцию предприятия, т.е. формируется базовый перечень факторов. При курсовом проектировании базовый перечень факторов по каждой сфере должен содержать не менее пяти факторов.

Далее проводится оценка нестабильности каждого фактора по трем параметрам (привычность, темп изменений, предсказуемость будущего, шкала 1–5) каждым экспертом и заполняется форма 6. Определяется усредненная оценка нестабильности каждого фактора по всем экспертам. Рассчитывается усредненная оценка по каждой сфере, как среднее значение оценок экспертов по каждому фактору (табл. 7).


Затем проводится итоговая оценка нестабильности среды предприятия по всем сферам. Осуществляется построение профиля среды (рис. 2).

В завершении анализа макроокружения предприятия на основе общей оценки нестабильности среды определяется необходимость и глубина стратегического подхода к управлению. На основе построенного профиля среды делается вывод о наиболее нестабильной сфере (компоненте) и формулируются предложения по ее отслеживанию.

Далее проводится анализ микроокружения предприятия.

Рис. 2. Построение профиля среды предприятия (пример):

– социальная среда; – политическая среда; – экономическая среда
Выбор ключевых факторов внешней среды предприятия [3] означает дальнейшее сокращение количества исследуемых факторов и сосредоточение внимания проектанта на ограниченном числе жизненно важных для деятельности предприятия факторов. Процедурно выбор ключевых факторов выглядит как ранжирование по важности для предприятия базовых факторов. Ранжирование важности может осуществляться различными методами. В данном случае рекомендуется следующий экспертный метод. В таблицу оценки важности факторов (табл. 7), которая заполняется каждым экспертом, заносятся экспертные оценки значения факторов. В графу 1 (табл. 7) заносятся сферы внешнего окружения предприятия и базовые факторы каждой сферы.

Направленность влияния оценивается по характеру воздействия фактора на деятельность предприятия (табл. 8). Если фактор положительно воздействует на фирму, то в графе 4 указывается направленность +1. Если фактор ухудшает условия осуществления деятельности предприятия, то указывается отрицательная направленность –1 (графа 3).

В графе 4 проводится оценка вероятности проявления фактора, данная экспертом (0–1).

Для оценок графы 5 (табл. 8) важности фактора для предприятия используется следующая шкала: 10 – высокая важность; 5 – умеренная важность; 1 – фактором можно пренебречь.

Степень влияния фактора (табл. 5, графа 6) определяется перемножением экспертных оценок граф 3, 4 и 5. По этой оценке проектант определяет, какие факторы среды имеют относительно более важное значение для предприятия и заслуживают серьезного внимания, а какие – меньшего

Таблица 7

Форма 6 – Оценка нестабильности среды организации (пример оценки нестабильности экономической сферы)


Сфера, фактор

Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт 3




Итого




Привыч-ность

Темп изменений

Предсказуемость

Средняя оценка 1

Привыч-ность

Темп из-менений

Предска- зуемость

Средняя оценка 2

Привыч-ность

Темп из-менений

Предсказуемость

Средняя оценка 3

(средняя оценка 1 + средняя оцен- ка 2 +

средняя оценка 2 + средняя оцен-ка 3)/3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Экономическая сфера































Доходы населения

3

3

3

3

3

4

4

3,67

3

4

3

3,33

3,33

Налоговые ставки

3

3

2

2,67

3

4

3

3,33

3

3

3

3

3

Уровень инфляции

3

4

4

3,67

2

3

3

2,67

3

3

4

3,33

3,22

Итого по сфере





































3,19



внимания. Оценки влияния, полученные тремя экспертами, заносятся в табл. 9.

Максимальные абсолютные значения важности фактора указывают на ключевые факторы.

При курсовом проектировании количество ключевых факторов по каждой сфере внешнего окружения предприятия не должно превышать трех. Для ключевых факторов проводится детальный количественный и качественный анализ.

Таблица 8

Форма 7 – Оценка факторов внешней среды (возможности и угрозы)

Сфера

Событие/Фактор

Характер содержания

воздействия фактора

(фактор как возможность +1; фактор как угроза –1)

Вероятность проявления

(0–1)

Важность (1–10)

Влияние (строка 3 × × строка 4 × × строка 5)

1

2

3

4

5

6


















Пример заполнения формы 7 – Оценка факторов экономической сферы

Сфера

Событие/Фактор

Угрозы/

Возможности

Вероятность проявления

Важность

Влияние

1

2

3

4

5

6

Экономи-

ческая

Курс валют

–1

0,7

7

–4,9

Уровень инфляции

–1

0,5

8

–4

Падение цен на основные энергоресурсы

–1

0,4

8

–3,2

Понижение процентной ставки по кредитным продуктам

1

0,5

7

3,5

Понижение ставки рефинансирования

1

0,5

9

4,5


Анализ состояния и динамики микросреды. Анализ факторов непосредственного окружения (микросреда) связан с изучением тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном воздействии. Организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, а значит формировать для себя дополнительные возможности и предотвращать появление угроз ее деятельности. Чаще всего в качестве ближайшего окружения организации рассматриваются потребители, поставщики и конкуренты. При необходимости перечень расширяется или изменяется в зависимости от специфики организации, например, рынок труда, инвесторы, банки и т.д.

Таблица 9

Форма 8 – Выявление ключевых факторов внешней среды

Сфера

Событие/Фактор

Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт 3

Средняя оценка

Ключевой фактор

1

2

3

4

5

6

7























В экономической литературе под непосредственным окружением понимается конкурентное окружение. При курсовом проектировании предлагается провести анализ непосредственного окружения с помощью модели пяти сил Портера. В соответствии с моделью М. Портера учитываются следующие группы факторов:

– соперничество среди конкурирующих на данном рынке предприятий – ситуация в отрасли;

– конкуренция со стороны товаров – влияние товаров-заменителей;

– угроза появления новых конкурентов – влияние потенциальных конкурентов;

– позиции поставщиков, их возможности – влияние поставщиков;

– позиции потребителей, их экономические возможности – влияние покупателей.

Анализ непосредственного окружения выполняется по схеме, представленной в табл. 10 [9].

Каждый из факторов, характеризующих конкуренцию на рынке, оценивается экспертами по балльной шкале:

1 балл – фактор не проявляется;

2 балла – фактор проявляется слабо;

3 балла – фактор четко проявляется.

Кроме того, рассмотренные факторы оказывают различное влияние на конкуренцию на рынке. Для учета относительной значимости конкретный вес каждого из факторов определяется экспертно (сумма весов = 1).

Средневзвешенная оценка влияния факторов рассчитывается по выражению

(1)

где Ki – коэффициент важности i-го фактора; biср ‑ среднее значение балль-ной оценки степени проявления i-го фактора.

На основании полученного средневзвешенного балла делаются следующие выводы:


3

2



Уровень силы конкуренции:

‑ очень высокий, если средневзвешенный балл попадает в интервал 2,5–3;

‑ высокий, если 2,0–2,5;

‑ умеренный, если 1,5–2,0;

‑ пониженный, если 1,0–1,5.

Далее рассчитывается прогноз развития конкуренции в среднем по отрасли:

(2)

где Ki – коэффициент важности i-го фактора; Сiср ‑ среднее значение балльной оценки прогноза развития i-го фактора.

В том случае, когда средневзвешенная оценка попадает в интервал (0,25; 1) делается вывод, что уровень силы конкуренции на рынке повысится

(–0,25; 0,25) – уровень силы конкуренции останется стабильным, (–1; –0,25) – понизится:


+1

0

–1

–0,25

0,25





Понизится

Останется стабильной


Повысится



Анализ внутренней среды (потенциала) предприятия. Потенциал предприятия оценивается как располагаемыми предприятием ресурсами (сырье, оборудование, кадры, финансы, информация и т.п.), так и характеристиками движения ресурсов (время этапов движения, мощность потоков ресурсов, эффективность использования и т.п.). Отделить одно от другого сложно. Поэтому в данном случае для формирования перечня исследуемых составляющих потенциала предприятия используется ресурсно-функциональный подход, определяющий следующий обязательный перечень исследуемых составляющих потенциала предприятия:

1) маркетинг;

2) производство;

3) кадры;

4) финансы;

5) общее управление и организация предприятия.

В зависимости от важности, приоритетности направлений исследований, располагаемых возможностей, результатов анализа внешней среды и т. п., студент может расширять указанный перечень путем дальнейшей дифференциации указанных составляющих, например, информационная система предприятия или инвестиционный потенциал предприятия.

Таблица 10

Форма 9 – Анализ влияния движущих сил


Факторы конкуренции

Признак

появления

фактора

Оценка

фактора

(1–3)

Прогноз развития

(–1; 0; +1)

Анализ конкурентов

Число и мощность предприятия










Унифицированность сервисных услуг










Изменение платежеспособного спроса










Степень стандартизации товара










Издержки переключения клиентов с одного производства на другое










Барьеры ухода с рынка










Барьеры проникновения на рынок










Ситуация на смежных рынках










Стратегии конкурирующих предприятий










Привлекательность рынка










Итого










Анализ потребителей

Статус покупателя










Значимость товара у покупателя










Стандартизация товара










Итого










Анализ поставщиков

Уникальность канала поставок










Доля отдельного поставщика










Значимость покупателя










Итого










Анализ товара-заменителя

Цена










Стоимость переключения










Качество основного товара










Итого:










Анализ потенциальных конкурентов

Барьеры для входа на рынок










Доступ к каналам распределения










Отраслевые преимущества










Итого