Файл: А. А. Бойко (Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ потенциала предприятия проводится для выявления его сильных и слабых сторон. Сильными (слабыми) стороны предприятия могут считаться только в сравнении с аналогичными показателями других предприятий-конкурентов.
Анализ потенциала предприятия и выявления сильных и слабых сторон проводится по определенной методике [1; 3; 4].
1. Формирование стратегической группы конкурентов.
2. Проведение анализа конкурентов, составляющих стратегическую группу.
3. Ранжирование конкурентов.
4. Построение профиля конкурентных преимуществ в сравнении с ближайшим конкурентом.
Формирование стратегической группы конкурентов. Когда на рынке отрасли действуют сотни и более предприятий, вести детальный анализ по всем предприятиям не представляется возможным. В курсовой работе сравнение проводится с предприятиями, входящими в стратегическую группу, формируемую на основе координатных карт конкурентоспособности. Стратегическая группа ‑ предприятия, примерно равные по мощности и схожие по стратегическому поведению. Координатная карта конкурентоспособности – построение предприятий на координатной сетке по набору различных сочетаний пар критериев конкурентоспособности.
Проведение анализа конкурентов, составляющих стратегическую группу (табл. 11).
Последовательность выполнения анализа:
‑ формируются составляющие потенциала предприятия и их характеристики для оценки;
‑ каждой из характеристик экспертным путем присваивается удельный вес (значимость); в сумме они составляют единицу;
‑ далее эксперты оценивают характеристики по 100-балльной шкале, присваивая оценки каждому из предприятий стратегической группы;
‑ взвешенная оценка получается путем умножения удельного веса характеристики на выставленный балл.
Таблица 11
Форма 10 – Оценка конкурентоспособности предприятий
Факторы | Удельный вес | Предприятие-объект исследования | Конкурент (1; N) | ||
Балл | Оценка | Балл | Оценка | ||
| | | | | |
Пример лепестковой диаграммы по сфере «Организация и управление» представлен на рис. 3.
Ранжирование конкурентов. На основании суммарных оценок факторов конкурентоспособности предприятий (табл. 11) производится ранжирование конкурентов по убыванию (табл. 12).
П
Рис. 3. Лепестковая диаграмма по сфере «Организация и управление (пример):
- - - - - ООО «Вездеход-Оникс»; – - – - – ООО «Медиа-Красноярск»;
– ∙∙ – ∙∙ ООО «Арт-Стиль»; – – ООО «Группа 7»; ––– ООО «Сувенир»
остроение профиля конкурентных преимуществ. Оценка сильных и слабых сторон предприятия производится в сравнении с ближайшим
Пример заполнения формы 10 – Оценка конкурентоспособности предприятия
Факторы конкурентоспособности | Удельный вес | ООО «Вездеход-Оникс» | ООО «Медиа-Красноярск» | ООО «Арт-Стиль» | ООО «Группа 7» | ООО «Сувенир» | |||||
рейтинг | оценка | рейтинг | оценка | рейтинг | оценка | рейтинг | оценка | рейтинг | оценка | ||
Организация и управление | | | | | | | | | | | |
Квалификация и способности высшего менеджмента | 0,1 | 4 | 0,4 | 4 | 0,4 | 5 | 0,5 | 3 | 0,3 | 4 | 0,4 |
Система стратегического планирования | 0,05 | 1 | 0,05 | 2 | 0,1 | 3 | 0,15 | 3 | 0,15 | 4 | 0,2 |
Обучение и повышение квалификации персонала | 0,05 | 2 | 0,1 | 3 | 0,15 | 3 | 0,15 | 2 | 0,1 | 2 | 0,1 |
Маркетинг | | | 0 | | 0 | | 0 | | 0 | | 0 |
Доля рынка | 0,07 | 3 | 0,21 | 2 | 0,14 | 3 | 0,21 | 4 | 0,28 | 3 | 0,21 |
Организация сбыта | 0,07 | 4 | 0,28 | 3 | 0,21 | 4 | 0,28 | 4 | 0,28 | 4 | 0,28 |
Реклама | 0,03 | 2 | 0,06 | 4 | 0,12 | 5 | 0,15 | 3 | 0,09 | 4 | 0,12 |
Цены | 0,05 | 4 | 0,2 | 3 | 0,15 | 2 | 0,1 | 4 | 0,2 | 4 | 0,2 |
Репутация | 0,03 | 5 | 0,15 | 3 | 0,09 | 5 | 0,15 | 3 | 0,09 | 4 | 0,12 |
Финансы | | | | | | | | | | | |
Рентабельность | 0,1 | 3 | 0,3 | 3 | 0,3 | 4 | 0,4 | 4 | 0,4 | 4 | 0,4 |
Инвестиционная политика | 0,05 | 2 | 0,1 | 3 | 0,15 | 4 | 0,2 | 5 | 0,25 | 4 | 0,2 |
Соотношение заемных и собственных средств | 0,05 | 4 | 0,2 | 3 | 0,15 | 3 | 0,15 | 4 | 0,2 | 3 | 0,15 |
Производство | | | 0 | | 0 | | 0 | | 0 | | 0 |
Наличие и использование производственных мощностей | 0,05 | 3 | 0,15 | 4 | 0,2 | 3 | 0,15 | 5 | 0,25 | 5 | 0,25 |
Система контроля качества продукции | 0,07 | 5 | 0,35 | 4 | 0,28 | 3 | 0,21 | 4 | 0,28 | 5 | 0,35 |
Объем производства | 0,08 | 3 | 0,24 | 2 | 0,16 | 3 | 0,24 | 4 | 0,32 | 4 | 0,32 |
С/с производства | 0,15 | 5 | 0,75 | 4 | 0,6 | 3 | 0,45 | 5 | 0,75 | 3 | 0,45 |
ИТОГО | 1 | | 3,54 | | 3,2 | | 3,49 | | 3,94 | | 3,75 |
конкурентом, занимающим строку выше предприятия в таблице ранжирования.
Обучение и повышение
квалификации персонала
Способности высшего менеджмента
Система стратегичес- кого планирования
0,5
0,4
0,3
0,2
0,1
Рис. 3. Лепестковая диаграмма по сфере «Организация и управление (пример):
- - - - - ООО «Вездеход-Оникс»; – - – - – ООО «Медиа-Красноярск»;
– ∙∙ – ∙∙ ООО «Арт-Стиль»; – – ООО «Группа 7»; ––– ООО «Сувенир»
Таблица 12
Форма 11 – Ранжирование конкурентов
Предприятие | Итоговая оценка | Ранг |
| | |
Пример заполнения формы 11 – Ранжирование конкурентов
Предприятие | Итоговая оценка | Ранг |
ООО «Группа 7» | 3,94 | 1 |
ООО «Сувенир» | 3,75 | 2 |
ООО «Вездеход-Оникс» | 3,54 | 3 |
ООО «Арт-Стиль» | 3,49 | 4 |
ООО «Медиа-Красноярск» | 3,2 | 5 |
Оцениваемые характеристики и веса остаются прежними, поля для заполнения состоят из следующих общих частей: «Хуже конкурента», «Лучше конкурента» (табл. 13).
Таблица 13
Форма 12 – Профиль конкурентных преимуществ с ближайшим конкурентом
Характе-ристики | Удель-ный вес | Оценки | Итоговая оценка | Прио- ритет | ||||
Хуже конкурента | Одина-ковый | Лучше конкурента | ||||||
–2 | –1 | 0 | 1 | 2 | | | ||
| | | | | | | | |
Для каждой характеристики в соответствующей мнению эксперта графе делается отметка. После этого выводится итоговая оценка. Ее полу-
Пример заполнения формы 12 ‑ Профиль конкурентных преимуществ
с ближайшим конкурентом
Факторы конкуренто-способности | Удель-ный вес | Оценка | Итоговая оценка | Прио- ритет- ность | ||||
хуже, чем у конкурента | одинаковая | лучше, чем у конку- рента | ||||||
–2 | –1 | 0 | 1 | 2 | ||||
Организация и управление | | | | | | | | |
Квалификация и способности высшего менеджмента | 10 | | | | | | 0 | |
Система стратегического планирования | 5 | | | | | | –10 | 1 |
Обучение и повышение квалификации персонала | 5 | | | | | | 0 | |
Маркетинг | | | | | | | | |
Доля рынка | 7 | | | | | | 0 | |
Организация сбыта | 7 | | | | | | 0 | |
Реклама | 3 | | | | | | –6 | 3 |
Цены | 5 | | | | | | 0 | |
Репутация | 3 | | | | | | +3 | 4 |
Финансы | | | | | | | | |
Рентабельность | 10 | | | | | | –10 | 1 |
Инвестиционная политика | 5 | | | | | | –10 | 1 |
Соотношение заемных и собственных средств | 5 | | | | | | +5 | 5 |
Производство | | | | | | | | |
Наличие и использование производственных мощностей | 5 | | | | | | –10 | 1 |
Система контроля качества продукции | 7 | | | | | | 0 | |
Объем производства | 8 | | | | | | –8 | 2 |
С/с производства | 15 | | | | | | +30 | 6 |
ИТОГО | 100 | | | | | | | |
чают путем умножения веса характеристики на цифровое значение в графе с учетом знака. Результатом проведенной работы являются перечни сильных и слабых сторон предприятия.
Комплексный стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия. Данный анализ предполагает выполнение следующих этапов:
1. Оценка применяемой стратегии. Предполагает обзор прошлой стратегической деятельности предприятия и определение логической взаимосвязи отдельных частей стратегии.
Наиболее очевидными индикаторами стратегической деятельности являются следующие положения:
-
увеличивается или уменьшается размер рынка, контролируемого организацией; -
растет или нет объем прибыли, получаемой организацией, и насколько она велика в сравнении с конкурентами; -
каковы тенденции чистой прибыли фирмы и скорости возврата инвестиций; -
какой рост объема продаж организации, быстрее или медленнее, чем на рынке в целом.
Наиболее эффективной стратегией является та, которая не требует радикальных изменений.
2. Проведение SWOT-анализа. SWOT-анализ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии предприятия (рис. 4).
3. Стратегический стоимостной анализ. Данный анализ фокусируется на относительной стоимостной позиции организации по отношению к ее соперникам. Первичным аналитическим подходом такого анализа является построение стоимостной цепи по отдельным действиям, показывающей картину стоимости от сырья до цены конечных потребителей. Он показывает, что имеется три главных области в цепи действия/издержки, где возможны наибольшие различия для конкурирующих предприятий: снабжения, каналы распределения, внутренняя деятельность организации.
4. Оценка силы конкурентной позиции предприятия. Этот этап показывает, как расположено предприятие относительно соперников по главным показателям конкурентного успеха. Данный анализ конкурентной силы показывает, где предприятие сильное, а где слабое.