Файл: Особенности коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса (Теоретико-правовые основы коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1.Значение малых предприятий в современной экономике России малого бизнеса
1.2 Правовое регулирование деятельности малого бизнеса
1.3.Особенности коммерческой деятельности малого бизнеса в сфере торговли
Глава 2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ТЕХПРОМ-ПОСТАВКА»
2.2 Особенности организации коммерческой деятельности малого предприятия ООО «ТехПром-Поставка»
2.3 Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия ООО «ТехПром-Поставка»
2.1 Общая характеристика организационно-хозяйственной деятельности предприятия ООО «ТехПром-Поставка»
Общество с ограниченной ответственностью «ТехПром-Поставка» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службой по Калининскому району г. Челябинска 8 апреля 2010 года (Приложение А).
Полное наименование общества: Общество с ограниченной ответственностью «ТехПром-Поставка», сокращенное фирменное название общества: ООО «ТехПром-Поставка». Место нахождения общества: г. Челябинск, Комсомольский проспект, дом 89-А, офис 20.
Общество имеет гражданские права и исполняет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральным законами. Общество с ограниченной ответственностью «ТехПром-Поставка» осуществляет деятельность в соответствии с Уставом (Приложение Б).
ООО «ТехПром-Поставка» является независимым оптово-производственным предприятием, осуществляющим производство и продажу сетки рабицы и вагончиков строительных. В соответствии с Федеральным законом о развитии малого и среднего предпринимательства ООО «ТехПром-Поставка» является малым предприятием по численности сотрудников (от 16 до 100).
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество «ООО «ТехПром-Поставка»» может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
- оптовая торговля сеткой рабица;
- оптовая торговля вагончиками строительными;
- оптовая торговля блокконтейнерами и блоками под шиномонтаж;
- оптовая торговля бытовками;
- прочая оптовая торговля;
- производство сетки рабицы;
- производство вагончиков строительных;
- производство блокконтейнеров и блоков под шиномонтаж;
- производство бытовок;
- хранение и складирование прочих грузов;
- продажа покупка оборудования, торговля продукцией производственно- технического назначения, металлоконструкциями;
- транспортирование грузов на всех видах транспорта, оказание услуг складского хозяйства;
- и иные виды деятельности (Приложение Б).
Для обеспечения деятельности общества согласно законодательству создается уставный капитал, размер уставного капитала организации составляет 10 тыс. руб., который образован в лице единственного учредителя общества – Павлова Валерия Валерьевича. Павлов В.В. является генеральным директором ООО «ТехПром-Поставка».
Предприятие ООО «ТехПром-Поставка» предлагает своим потребителям следующий ассортимент – это сетка рабица, вагончики строительные, ориентированные по двум основным группам: вагончики для промышленного и гражданского строительства и ремонта, вагончики для потребительского использования; бытовки для промышленного и потребительского использования; блоки и будки.
Предприятие производит и предлагает продукцию самого высокого качества, сертифицированную и строго соответствующую требованиям ГОСТ и ТУ.
Реализуемая предприятием ООО «ТехПром-Поставка» продукция представлена достаточно широким ассортиментом, который рассмотрен на рисунке 1.
Сетка рабица
Сетка рабица простая
Сетка рабица оцинкованная
Сетка рабица с полимерным покрытием (зеленая)
Вагончики строительные
Бытовки
Вагончики строительные
Блоки под шиномонтаж
Блокконтейнеры
Будки охранные
Ассортимент продукции ООО «ТехПром-Поставка»
Рисунок 1 – Ассортимент продукции ООО «ТехПром-Поставка»
Организационная структура управления оптово-производственным предприятия ООО «ТехПром-Поставка» является линейно-функциональной, которая представлена на рисунке 2.
Трудовые отношения с работниками основываются на положениях трудового законодательства РФ [3], внутренних нормативных документов и закрепляются в трудовых договорах. Функции, права и обязанности персонала изложены в должностных инструкциях, утвержденных руководителем предприятия и отделов ООО «ТехПром-Поставка». Должностные инструкции на работающий персонал разработаны с учетом соблюдения требований стандарта, единого тарифно- квалификационного справочника работ и профессий рабочих, особенностей работы данного предприятия, действующих законов и иных нормативно правовых актов и нормативных документов.
Генеральный директор
Финансовый отдел
Коммерческий директор
Отдел маркетинга
Отдел снабжения
Отдел управления продажами
Коммерческий отдел
Юридический отдел
Производственный отдел
Производство вагончиков строительных
Производство сетки рабица
Бухгалтерия
Рисунок 2 – Организационная структура ООО «ТехПром-Поставка»
Линейно-функциональная структура управления персоналом на предприятии ООО «ТехПром-Поставка» характеризуется:
- единством и четкостью распорядительства;
- согласованностью действий исполнителей;
- простотой управления;
- оперативностью в принятии решения;
- четко выраженною ответственностью;
- личной ответственностью руководителей.
Генеральный директор в лице Павлова В.В. действует от имени предприятия, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности на право представительства от имени предприятия, издает приказы о назначении на должности работников общества, и об их увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность, осуществляет иные полномочия. Решает вопросы по использованию денежных средств, а также оценивает деятельность всех работников фирмы.
В обязанности коммерческого директора входит: руководство финансово- хозяйственной деятельностью предприятия в области материально-технического обеспечения, сбыта продукции, занимается заключением финансовых и хозяйственных договоров с поставщиками, осуществляет выполнение договорных обязательств по поставкам продукции, обеспечивает своевременное составление сметно-финансовых и других документов, отчетности о выполненной работе. Совместно с генеральным директором составляет стратегический и текущие планы работы, которые бы обеспечили оптимальное использование возможностей предприятия, включая управление имеющимися ресурсами.
По штатному расписанию отдел маркетинга и рекламы состоит из двух специалистов:
Начальник отдела, в обязанности которого входит: проведение маркетинговых исследований; сегментация рынков; изучение потребителей; определение позиции продукции на рынке; изучение конкурентов; определение номенклатуры выпускаемой продукции и направлений ее развития; разработка товарной марки, упаковки; оценка и выбор каналов сбыта и торговых посредников; разработка, утверждение и ведение плана маркетинга; повышение квалификации сотрудников в области маркетинга и продаж; проведение внутреннего маркетингового аудита на предприятии; работа с дилерами и иными коммерческими представителями в пределах установленной дилерскими соглашениями компетенции.
Менеджер по маркетингу, в обязанности которого входит: составление, ежемесячное дополнение и доработка базы клиентов (потенциальных и реальных).
Проанализируем обстоятельства со стороны внешней среды, которые влияют на организацию деятельности малого предприятия ООО «ТехПром-Поставка».
В строительной и промышленной сфере сетка рабица является востребованным строительным товаром. Широкая область использования сетки рабица к тому же еще сопровождается ее низкой себестоимости производства и простому процессу установки. На потребительском рынке сетка рабица также имеет высокий спрос и применяется в качестве ограды огородных и дачных участков. Не смотря на широкий сегмент потребления у предприятия ООО «ТехПром-Поставка» возникают трудности при ее реализации в связи с большим предложением на региональном рынке г. Челябинска данной продукции. В связи с вышесказанным, из главных угроз предприятия ООО «ТехПром-Поставка» со стороны внешней среды является высокая конкуренция в сфере производства и продажи сетки рабица на региональном рынке. Определим основных конкурентов в пределах Челябинской области, т.к. основной рынок сбыта предприятия ООО «ТехПром-Поставка» – региональный.
Оптовая торговля сеткой рабица является стабильно доходной и имеющей перспективу роста отраслью, так как спрос на сетку рабица в последние годы характеризуется стабильной тенденцией к увеличению, при этом не только со стороны строителей, но и среди представителей других отраслей – сельскохозяйственных, промышленных предприятий и на потребительском рынке.
В связи с этим угроза появления в отрасли новых конкурентов существует, но не столь высока, т.к. имеется множество входных барьеров, связанных с ведением оптовой торговли (высокий уровень первоначальных капиталовложений, длительный срок окупаемости вложенных средств, неопределенность в достижении коммерческого результата, отсутствие прибыли даже при нормальном течении предпринимательской деятельности). Таким образом, для того, чтобы предприятию ООО «ТехПром-Поставка» занять в отрасли в качестве продавца значительную долю рынка, необходимы большие финансовые и кадровые вложения в развитие производственного процесса и увеличения доли рынка распределения.
Предприятие ООО «ТехПром-Поставка» работает в отрасли с нарастающей конкуренцией. Определим основных конкурентов в пределах Челябинской области, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные конкуренты ООО «ТехПром-Поставка» Челябинской области.
Конкуренты |
Краткая характеристика |
Производственный комплекс Рабиком |
производственный комплекс, который производит и продает плетеную металлическую сетку рабица в городе Челябинске и в регионах Росии, продукция производится в соответствии с ГОСТ |
Производственное предприятие Рабица-цех |
основано в 1997 году, имеет хорошую репутацию на региональном рынке, рынок сбыта – г.Челябинск, Челябинская область, Курганская область, ХМАО, регулярно выигрывает гранты на поставку и установку сетки рабица на социальные объекты |
Компания МТК-Урал |
основано в 2003 году, является одним из крупнейших производителей металлической сетки на Уральском регионе. С 2006 года реализует свою продукцию в Свердловской, Курганской областях, Башкортостане и Казахстане. |
Компания Метпромко |
основана в 1998 году, осуществляет поставки во все регионы России и ближнего зарубежья, предлагает широкий ассортимент продукции из металлопроката, имеет собственную транспортную службу |
Систематическая оценка конкурентной позиции малого предприятия в предпринимательской среде – насколько она сильна или слаба по сравнению с ближайшими конкурентами – необходимый этап в анализе состояния предприятия ООО «ТехПром-Поставка».
Наиболее эффективный способ оценки конкурентной силы малого предприятия – это количественная оценка по сравнению с соперниками каждого из ключевых факторов успеха. Для этого были выбраны наиболее существенные ключевые факторы успеха в данной отрасли и проведена взвешенная оценка предприятия и ее основных конкурентов по каждому из этих факторов.
Каждый показатель оценивается по 5-ти бальной шкале, при определении показателей учитывалось мнение сотрудников предприятия ООО «ТехПром- Поставка».
Рассмотрим подробно каждый показатель фактора успеха, все входящие в него элементы и методику расчета.
Цена – экономический показатель, один из наиболее важных факторов успеха деятельности малого предприятия. Низкая цена стимулирует потребителя к совершению покупки. Для того чтобы оценить данный показатель в 5 баллов, рассмотрим цены 5-ти основных ассортиментных групп товаров, которые имеются у всех фирм-конкурентов г. Челябинска в наличии.
Таким образом, 5 баллов получит та фирма, у которой цена ниже по всем ассортиментным наименованиям сетки рабица, чем у фирм-конкурентов, 4 балла получит то предприятие, у которой цена выше лишь по 1-2 ассортиментным наименованиям, 3 балла – если цена выше по 3-м ассортиментным наименованиям, 2 балла – цена выше по 4-м ассортиментным наименованиям, 1 балл – цена выше по всем ассортиментным наименованиям.