Файл: Особенности коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса (Теоретико-правовые основы коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1.Значение малых предприятий в современной экономике России малого бизнеса
1.2 Правовое регулирование деятельности малого бизнеса
1.3.Особенности коммерческой деятельности малого бизнеса в сфере торговли
Глава 2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ТЕХПРОМ-ПОСТАВКА»
2.2 Особенности организации коммерческой деятельности малого предприятия ООО «ТехПром-Поставка»
2.3 Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия ООО «ТехПром-Поставка»
Анализ предмета регулирования и содержания Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" позволяет сделать вывод о том, что специальные нормативно-правовые акты о малом и среднем предпринимательстве следует отнести к сфере административного законодательства, которое[2] относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, вопросы развития малого и среднего предпринимательства призваны регулировать как федеральное, так и региональное законодательство. С учетом этого обстоятельства к числу нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы развития малого и среднего предпринимательства, относятся следующие:
I. Конституция РФ, которая закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности, устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен, закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
II. Федеральный закон N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и другие федеральные законы. Правовые основы деятельности малого и среднего предпринимательства во многом определяются Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, КоАП РФ и др.
Помимо кодифицированных актов издано значительное число иных федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность:
1) федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности
а) ФЗ от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
б) ФЗ от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
в) ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности"[3]
г) ФЗ от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
д) ФЗ от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";
е) ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающейся проверок субъектов предпринимательской деятельности."[4]
Ж) ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса"[5]
2) федеральные законы, определяющие основные принципы рыночной экономики:
а) ФЗ от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
б) Закон РФ от 20 февраля 1992 года N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле";
в) ФЗ от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
3) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:
а) ФЗ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
б) ФЗ от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";
в) ФЗ от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ "О производственных кооперативах";
г) ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства"[6]
4) федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:
а) ФЗ от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)";
б) ФЗ от 8 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
в) ФЗ от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах";
г) ФЗ от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" и т.д.
III. К числу федеральных подзаконных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность сегодня, относятся также:
1) Указы Президента РФ [7]
2) Постановления Правительства РФ[8]
3) Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, ФАС РФ и др.);
IV. Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, которые издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст.71-73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству. Комментируемый закон четко указывает на необходимость приятия в каждом субъекте РФ не только специального закона, регулирующего вопросы развития малого и среднего предпринимательства, но и соответствующей региональной программы.
V. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. К их числу относятся уставы муниципальных образований, а также иные нормативно-правовые акты, виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу которые определяются уставом. Важное место в системе муниципальных нормативно-правовых актов должны занять принимаемые органами местного самоуправления муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства.
1.3.Особенности коммерческой деятельности малого бизнеса в сфере торговли
Рыночная система управления приобрела особую значимость в России, в связи с переходом к рыночной экономике. В условиях рынка возникает потребность в расширении управленческих задач, разработке новых приемов и методов управления, пригодных для различных форм собственности и развития коммерческой деятельности торговых предприятий. Другими словами, предполагается постоянный поиск путей совершенствования управления.
Как уже упоминалось выше, слово «коммерция» означает торговля. Термин «торговля» имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства - торговлю, в другом, с которым связана коммерческая деятельность - торговые процессы, с предварительным проведением соответствующих расчетов, по осуществлению актов купли-продажи и получения прибыли. Таким образом, коммерческую деятельность можно определить как профессиональную активность субъекта (участника) деятельности в сфере торговли и торговых процессов с целью получения максимально возможной прибыли.
Для достижения цели коммерческой деятельности следует учитывать следующие основные принципы:
1) тесная связь коммерции с маркетингом и предпринимательством;
2) гибкость коммерции, ее направленность на учет требований рынка, которые постоянно меняется;
3) прогноз потенциальных коммерческих рисков;
4) определение приоритетов;
5) проявление собственной коммерческой инициативы;
6) высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по договоренностям купли-продажи;
7) направленность на достижение конечного результата - прибыли.
Управление коммерческой деятельностью ставит перед собой следующие задачи:
1) внести определенную упорядоченность в коммерческие и торговые процессы;
2) организовать совместные действия работников, которые принимают участие в этих процессах;
3) достичь согласованности и координации действий.
При этом управление направлено на оптимизацию работы сотрудников с целью повышения эффективности коммерческих процессов и достижения конечных целей предприятия. Как уже упоминалось ранее, в современных условиях деятельность торгового предприятия связана предпринимательством, коммерцией, эконометрикой, экономической кибернетикой и информатикой.
Коммерческая работа по розничной продаже товаров состоит из следующих этапов:
1) изучение и прогнозирование покупательского спроса на товары, реализуемые в магазинах;
2) формирование оптимального ассортимента товаров в магазине;
3) рекламно-информационная деятельность розничных торговых предприятий;
4) выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров;
5) организация и предоставление торговых услуг покупателям.
Коммерческая работа с продажи товаров в розничных торговых предприятиях имеет особенности в отличие от оптовых предприятий.
Во-первых, розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои специфические способы и методы розничной продажи.
Во-вторых, торговое обслуживание населения предполагает наличие специально оборудованных торговых помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативной изменения в соответствии со спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умение предложить и продать товар каждому конкретному человеку.
В-третьих, розничная торговая сеть в отличие от оптовой, характеризуется большой территориальной раздробленностью, наличием большого числа небольших по площадям и товарооборотом предприятий, и ее деятельность можно отнести преимущественно к сфере малого бизнеса.
Сегодня розничная торговля ориентируется на интенсивное развитие в странах с развитой рыночной экономикой, где сосредоточены людские ресурсы, привлекаются значительные финансовые средства, широко внедряются достижения науки и техники.
Доля торговли (оптовой и розничной) в этих странах в общем числе занятых превышает 20% от общего числа работающего населения. Для западных стран характерным является постоянный приток рабочей силы в сферу торговли при уже достигнутых значительных масштабах ее использования.
Рассмотрим некоторые современные тенденции в развитии розничной торговли.
Внутри сферы торговли возникла потребность в новых видах коммерческой деятельности, которые обеспечивают наибольшую эффективность процесса продажи товаров. Создаются отдельные подразделения по маркетингу; контроля и аудита; анализа и развития бизнеса; стандартизации и маркировке; рекламно-информационные; налогово-юридические; развития персонала и т.д.
Расширяется и совершенствуется послепродажное обслуживание. На этот вид услуг приходится до 5% оборота торговой фирмы. Создаются и получают широкое распространение специализированные фирмы послепродажного обслуживания технически сложной продукции. В торговле наблюдается процесс укрупнения магазинов, как за счет строительства на новых местах, так и за счет закрытия мелких малоэффективных звеньев.
Широкое развитие получают гипер - и супермаркеты, что имеют в своем распоряжении торговую площадь от 500 до 7000 кв.м. и более и насчитывают более 10 тыс. наименований товаров. Преимущества магазинов с большой торговой площадью очевидны: высокая скорость товарооборота, более низкие издержки обращения. Например, расходы на зарплату в супермаркетах ниже, чем в обычных магазинах, в среднем на 10-12%.
С переходом на самообслуживание меняется состав работников, занятых в розничной торговле: сокращается численность традиционных продавцов, с одной стороны, и растет спрос на квалифицированных продавцов-консультантов - с другой; растет удельный вес инженерно-технического состава, конторских служащих, персонала, который обслуживает торговое оборудование, - механиков, ремонтников, наладчиков.
Внедрение электронных устройств в торговле повышает спрос на квалифицированных специалистов-программистов, кассиров-контролеров. В торговле все больше используется труд архитекторов, художников-дизайнеров.
Изменение форм собственности в торговле привело к резкому увеличению самостоятельности торговых предприятий, в положительную сторону изменилось отношение каждого работника к своему делу - в помещение магазина, его сохранения, оборудования, товара. Коммерческая инициатива и предприимчивость получили широкий простор в организации продажи товаров.
Важным коммерческим условием успешной продажи товаров в розничной торговой сети является изучение и прогнозирование покупательского спроса населения.
В отличие от оптовых предприятий, где эта работа направлена главным образом на изучение объема спроса по крупных территориальным образованиям, изучение и прогнозирование спроса в розничной торговле направлено на определение ассортиментной структуры спроса. Спрос в розничной торговле изучают специалисты-маркетологи, экономисты, коммерсанты торговых фирм, объединений или крупных магазинов.