Файл: Особенности коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса (Теоретико-правовые основы коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1.Значение малых предприятий в современной экономике России малого бизнеса
1.2 Правовое регулирование деятельности малого бизнеса
1.3.Особенности коммерческой деятельности малого бизнеса в сфере торговли
Глава 2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ТЕХПРОМ-ПОСТАВКА»
2.2 Особенности организации коммерческой деятельности малого предприятия ООО «ТехПром-Поставка»
2.3 Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия ООО «ТехПром-Поставка»
Ассортимент продукции один из наиболее важных показателей. Наличие широкого ассортимента удовлетворяет больше потребностей покупателей. Чем шире ассортимент, тем меньше свободных ниш для конкурентов. При оценке критерия конкурентоспособности по широте ассортимента будем учитывать не только предложении сетки рабица, но и ассортимент другой продукции, производимой предприятиями-конкурентами.
Обслуживание клиентов – качественный показатель, который во многом определяет прочность позиции малого предприятия на рынке. Соответственно, чем выше уровень обслуживания клиентов, тем большее доверие она у них вызывает предприятие-поставщик. Для полной оценки данного показателя было выделено 5 критериев, каждый из которых оценивался в 1 балл. Следовательно, суммарное наличие критериев в оцениваемого предприятия дает бальную оценку показателя.
Критерии показателя «Обслуживание клиентов»:
1. Индивидуальный подход к клиентам.
2. Полнота, актуальность и достоверность информации.
3. Минимизация времени клиента, затраченного на получение информации о товаре/услуге.
4. Возможность предоставления скидок.
5. Возможность предоставления кредита, рассрочки.
Репутация/имидж – качественный показатель, который играет определенную роль в жизни деятельности компаний. Наличие каждого из нижеприведенных элементов призвано повышать конкурентоспособность предприятия.
Элементы, формирующие имидж оптового торгового предприятия:
1. Работа на рынке более пяти лет.
2. Наличие сертификатов, лицензий, дипломы.
3. Обратная связь с клиентом, послепродажное обслуживание – гарантии качества, телефонные опросы, информационная поддержка клиентов о каких-либо изменениях в лакокрасочном бизнесе.
4. Отличительные символы предприятия: фирменный логотип.
А также немало важен такой показатель как место расположения. Он так же оценивается по следующим критериям:
1. Наличие оборудованных подъездных путей.
2. Наличие вблизи предприятия транспортных развязок и т.д.
Итоговая взвешенная оценка определяется как сумма произведений частных бальных показателей на соответствующие баллы значимости.
Расчеты, полученных данных в результате анализа конкурентных преимуществ предприятий, представлены в таблице 2.
Параметры |
Весомость параметров, а |
ТехПром-Поставка |
Рабиком |
Рабица-цех |
МТК- Урал |
Метпромко |
|||||
Р1 |
аР1 |
Р2 |
аР2 |
Р3 |
аР3 |
Р4 |
аР4 |
Р5 |
аР5 |
||
Качество товара |
0,20 |
5 |
1 |
5 |
1 |
4 |
0,8 |
5 |
1 |
4 |
1 |
Местонахождение |
0,18 |
4 |
0,72 |
4 |
0,72 |
3 |
0,54 |
4 |
0,72 |
4 |
0,72 |
Уровень цены |
0,15 |
4 |
0,6 |
5 |
0,75 |
5 |
0,75 |
4 |
0,6 |
4 |
0,6 |
Надежность Поставки |
0,11 |
5 |
0,55 |
5 |
0,55 |
4 |
0,44 |
4 |
0,44 |
3 |
0,44 |
Сроки Производства |
0,10 |
4 |
0,4 |
4 |
0,4 |
4 |
0,4 |
5 |
0,5 |
5 |
0,3 |
Ассортимент |
0,09 |
5 |
0,45 |
5 |
0,45 |
5 |
0,45 |
5 |
0,45 |
5 |
0,45 |
Послепродажное обслуживание |
0,08 |
4 |
0,32 |
5 |
0,4 |
5 |
0,4 |
4 |
0,32 |
5 |
0,4 |
Финансовые Условия |
0,05 |
3 |
0,15 |
5 |
0,25 |
4 |
0,2 |
5 |
0,25 |
4 |
0,25 |
Репутация фирмы и товара |
0,04 |
5 |
0,20 |
5 |
0,20 |
4 |
0,2 |
5 |
0,25 |
4 |
0,2 |
Конкурентоспо- Собность |
Сумм а=1 |
4,39 |
4,72 |
4,18 |
4,53 |
4,36 |
Таблица 2– Расчет конкурентоспособности ООО «ТехПром-Поставка»
После обработки данных исследования можно сделать некоторые выводы. Анализ таблицы 2.2 показывает, что явным лидером на рынке по производству и реализации сетки рабица в нашем регионе являются предприятия «Рабиком» и «МТК-Урал». Анализируемое предприятие ООО «ТехПром-Поставка» занимает третье место. В остальных предприятиях конкурентоспособность не значительно ниже, чем у предприятий-лидеров, при этом по некоторым показателям эти предприятия не уступают своим конкурентам. Анализ качества предлагаемого ассортимента показал, что во всех пяти предприятиях показатели держатся почти на одном уровне. И это не удивительно, т.к. основной ассортимент всех исследуемых предприятий состоит из одинаковых наименований, различие состоит только в разнообразии размеров выпускаемой продукции.
Исходя из анализа уровня цен видно, что самые низкие цены у предприятия «Рабиком» и «Рабица-цех», остальные анализируемые предприятия, в том числе ООО «ТехПром-Поставка» придерживаются одинакового уровня цен.
В проведённом анализе конкурентоспособности предприятия ООО «ТехПром- Поставка» имеем ситуацию, когда предприятие обладает преимуществом над конкурентами по одним показателям и недостатками по другим. Предприятию ООО «ТехПром-Поставка», несмотря на имеющиеся конкурентные преимущества необходимо использовать дополнительные инструменты для повышения эффективности деятельности. Кроме того, предприятие ООО «ТехПром- Поставка» осуществляет деятельность в сфере малого предпринимательства, что связано с дополнительными факторами риска, которые были рассмотрены в первом разделе исследования.
2.2 Особенности организации коммерческой деятельности малого предприятия ООО «ТехПром-Поставка»
Оптово-производственное предприятие ООО «ТехПром-Поставка» расположено в промышленном районе г. Челябинска и располагает собственными складскими мощностями, прямыми выходами на автомагистрали, удобную для проведения погрузочно-разгрузочных работ территорию базы, собственный парк автомобилей и погрузочной техники.
Предприятие ООО «ТехПром-Поставка» для производства сетки рабицы и вагончиков строительных использует материальное сырье, которое закупается из внешних источников. Источниками поставок являются оптовые и производственные предприятия г. Челябинска и Челябинской области.
В таблице 3 рассмотрены источники поставок в зависимости от поставляемого сырья.
Таблица 3 – Источники поставок предприятия ООО «ТехПром-Поставка»
Готовая продукция |
Закупаемое сырье |
Поставщик |
Сетка рабица |
низкоуглеродистая проволока без покрытия |
Компания ЧелябМетиз |
оцинкованная проволока с цветным декоративным полимерным покрытием |
||
Вагончик строительный |
Профнастил |
Челябинский завод Профнастила ТД Металлосевис СтальИнтекс Арт-Сталь ГК ПрофМаркет |
ДВП |
Леском 74 ЛесПромТорг |
|
ДВПО |
||
Деревянная вагонка |
||
МДФ |
Материальное сырье для изготовления сетки рабица предприятие «ТехПром-Поставка» закупает у одного поставщика ООО «Компания ЧелябМетиз». Данный факт связан с тем, что проволоку изготавливают метизные металлургические завода, которые реализуют свою продукцию определёнными партиями (размер партии экономически нецелесообразен для закупа и транспортировки) и только по предоплате заказа. Данные условия закупочной деятельности не подходят предприятию «ТехПром-Поставка» как по экономическим параметрам, так и по логистическим. Поставщика ООО «Компания ЧелябМетиз» является посредническим предприятием и дилером метизных заводов-производителей Челябинской области и других регионов РФ. Данный поставщик осуществляет реализацию метизной продукции по ценам производителя, кроме того предоставляет благоприятные финансовые условия для предприятия «ТехПром-Поставка».
Материальное сырье для изготовления вагончиков строительных закупается непосредственно у производителей профнастила и лесоматериалов. Следует отметить, что все поставщики по данным категориям сырья географически размещены в г. Челябинск, что существенно влияет на снижение логистических затрат при доставке сырья и обеспечивает своевременность поставок.
Закупочная деятельность предприятия «ТехПром-Поставка» носит системный характер и направлена на сокращение логистических затрат процесса товародвижения. Система товародвижения предприятия «ТехПром-Поставка» представлена на рисунке 3.
«ТехПром-Поставка»
Производители лесоматериала
– Леском74
– ЛесПромТорг
Производители профнастила
– Челябинский завод Профнастила
– ТД Металлосервис
– СтальИнтекс
– Арт-Сталь
– ГК ПрофМаркет
Компания ЧелябМетиз
Производственное звено товародвижения
Оптовое звено товародвижения
Рынок сбыта
Рисунок 3 – Система товародвижения ООО «ТехПром-Поставка»
Специфика организации процесса распределения предприятия ООО «ТехПром-Поставка» находит отражение в следующих экономических категориях:
1.Продажа и продвижение. Предприятие облегчает производителю доступ к общему числу покупателей на территории Челябинской области. Имея на счету репутацию и налаженные обширные связи, предприятие стабильно завоевывает доверие.
2. Массовость (оптовая выборка товара). ООО «ТехПром-Поставка» как оптовое предприятие помогает клиенту экономить средства, поставляя товар с меньшими затратами и ценами.
3. Складирование. Как оптовое предприятие ООО «ТехПром-Поставка» занимается хранением товара, сокращая тем самым затраты и риски поставщиков и покупателей.
4. Транспортировка. Обеспечивает быструю доставку клиентам производимую продукцию.
5. Принятие риска. Принимает на себя часть риска, получая товар в соб- ственность и принимая на себя потери, связанные с воровством, повреждением, порчей, переоценкой и устареванием товара.
Основным условием стабильного развития и конкурентоспособности предприятий является постоянное наличие в них устойчивого, широкого ассортимента товаров, максимально соответствующего спросу потребителей. Между тем гибкость оптовой торговли проявляется, прежде всего, в своевременном учете требований рынка, для чего необходимо изучать и прогнозировать рынки сбыта, развивать и совершенствовать сбытовую политику, а также внедрять в коммерческую деятельность инновации, при необходимости измерять профиль деятельности, вносить изменения в организационные структуры. При этом важными задачами коммерческой службы в оптовой торговле являются изучение и прогнозирование емкости региональных и товарных рынков, развитие и совершенствование рекламно- информационной деятельности, координация закупочной работы среди поставщиков и потребителей. Для этого необходимо широко использовать прогрессивный опыт управления, базирующийся на принципах логистики, что позволяет успешно организовать коммерческую деятельность предприятия в условиях рынка.
Таким образом, предпосылками решения о структурной реорганизации предприятия в 2017 г. явилось, как падение сбыта в связи с возрастанием конку- ренции (соответственно рентабельность деятельности предприятия начала резко падать). Руководители предприятия ООО «ТехПром-Поставка» ощутили огромные сложности при попытках оптимизировать затраты, чтобы продажа продукция оставалась одновременно и прибыльной и конкурентоспособной, так и потребность вложения финансовых средств.
ООО «ТехПром-Поставка» как типичное оптовое предприятие включает в деятельность следующие функциональные аспекты:
– управление закупом материального сырья и комплектующих, заключающееся в формировании хозяйственных связей, и организация договорной работы с поставщиками;
– управление товарными запасами и ассортиментом товаров, заключающееся в формировании ассортимента товаров, маркетинговом исследовании, а также в изучении потребностей потребителей и выбора целевого сегмента рынка;
– управление сбытом товаров, включающее формирование хозяйственных связей, и организация договорной работы с потребителями;
– управление сервисными услугами для покупателей, а также качеством производимой продукцией.
В результате функционально-стоимостного моделирования было получено распределение месячных трудовых и стоимостных затрат, связанных с выполнением основных бизнес-процессов предприятия ООО «ТехПром-Поставка». Структура распределения ежемесячных трудозатрат на предприятии ООО «ТехПром-Поставка» рассмотрены на рисунке 4.
2,40%
2,80% 3,60%
1,70%6,70%
7,60%
1,40%
10,10%
34,10%
12,40%
17,10%
Реализация товара Складирование Управление запасами
Информационное обеспечение Анализ деятельности Планирование деятельности Закуп товара, транспортировка Доставка покупателю
Обработка и формирование заказов Выполнение финансовых операций Прочие операции
Рисунок 4 – Структура распределения месячных трудозатрат на предприятии ООО «ТехПром-Поставка», связанных с выполнением бизнес- процессов, %
Оценка стоимостных трудозатрат предприятия ООО «ТехПром-Поставка» на выполнение основных бизнес-процессов приведена на рисунке 5.
РеализацияЗакупка, транспортировка
СкладированиеДоставка потребителю
Управление запасамиГрузопереработка Информационное обеспечениеФинансовые операции Анализ деятельностиПрочие операции
Планирование
400
200
150
120
80
65
40
35
29
20
15
тыс. руб.
Рисунок 5 – Оценка стоимостных затрат ООО «ТехПром-Поставка», в тыс. руб.
На рисунке 4 приведена сравнительная оценка трудозатрат технологий работы структурных подразделений предприятия, из которой можно сделать вывод, что наиболее загруженными являются коммерческий отдел, отдел снабжения и бухгалтерия.
Приведенные на рисунках результаты оценки затрат является обобщенными, однако позволили сделать вывод, что за месяц деятельности предприятия более половины всех трудовых и стоимостных затрат приходиться на выполнение основных профильных бизнес-процессов, связанных с реализацией продукции, что весьма характерно для абсолютного большинства оптовых торговых предприятий малого и среднего уровня.