Файл: Особенности коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса (Теоретико-правовые основы коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1.Значение малых предприятий в современной экономике России малого бизнеса
1.2 Правовое регулирование деятельности малого бизнеса
1.3.Особенности коммерческой деятельности малого бизнеса в сфере торговли
Глава 2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ТЕХПРОМ-ПОСТАВКА»
2.2 Особенности организации коммерческой деятельности малого предприятия ООО «ТехПром-Поставка»
2.3 Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия ООО «ТехПром-Поставка»
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что коммерческая деятельность малого предприятия играет весьма большую роль в экономике страны. Его развитие отражается на экономическом росте, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Таким образом, проблема развития системы малого бизнеса в России является актуальной в социально-экономическом плане.
Объектом исследования в данной курсовой работе является малое предприятие ООО «ТехПром-Поставка». Основный вид деятельности исследуемого предприятия – производство и продажа сетки рабицы и вагончиков строительных
Предмет исследования: коммерческая деятельность малого предприятия.
Основной целью исследования является: рассмотрение теоретических и практических аспектов организации коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- изучить основы, значение, классификацию коммерческой деятельности малого бизнеса;
- изучить нормативно-правовое регулирование деятельности малого бизнеса
- Провести анализ коммерческой деятельности малого предприятия на примере ООО «ТехПром-Поставка»
Теоретической и практической основой курсовой работы являются научная литература и публикации по избранной тематике преимущественно отечественных ученых, материалы ведущих информационно-аналитических агентств, статистическая отчетность и др.
Законодательной основой данной работы выступают: Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ; "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020); Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ (последняя редакция).
Методы исследования: анализ, классификация, сравнение, систематизация.
Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список источников. В первой главе рассмотрены теоретико-правовые основы коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса, а именно: значение малых предприятий в современной экономике России; правовое регулирование деятельности малого бизнеса; особенности коммерческой деятельности малого бизнеса в сфере торговли. Во второй главе проведен анализ коммерческой деятельности малого предприятия ООО «ТехПром-Поставка»
В заключении представлены выводы о проведенной работе.
Также курсовая работа включает рисунков 6 и 4 таблицы.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1.Значение малых предприятий в современной экономике России малого бизнеса
Коммерция как разновидность человеческой деятельности у большинства из нас ассоциируется с торговлей. Это совершенно естественно, так как происходит данный термин от латинского COMMERCIUM (торговля). Однако такое толкование коммерции как термин является слишком узким и явно недостаточным для выяснения понятия и сущности коммерческой деятельности.
Коммерческая деятельность – это древнейший из видов деятельности человека. Она появилась вследствие разделения труда и определялась вначале в примитивных формах натурального обмена. Со временем совершенствовались способы производства и усложнялись формы коммерческой деятельности.
Субъектами коммерческой деятельности могут быть: физические лица - граждане России, других государств, не ограниченные законом в правоспособности, а также юридические лица всех форм собственности.
Объектом коммерческой деятельности является все, что подлежит купле-продаже, согласно действующему законодательству. Это товары и услуги, деньги и информация, результаты интеллектуальной собственности. Объекты коммерческой деятельности, как правило, могут продаваться и покупаться свободно.
Коммерческая деятельность выступает как способ реализации коммерческих отношений между субъектами рынка, которые в условиях рыночно ориентированной экономики становятся доминирующими. Эти отношения призваны стимулировать производство, развивать потребности, активизировать товарно-денежный обмен. Поэтому коммерческая деятельность, являясь объективно необходимой категорией рыночной экономики, имеет приоритетное значение и занимает ведущее место.
Малое предпринимательство (малый бизнес) — предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.
Малое предпринимательство является важным субъектом экономической деятельности страны, ведь без его участия развитие и формирование самой структуры экономики практически невозможно. Большое количество социально-экономических задач выполняет данный вид бизнеса: создание рабочих мест, повышение конкуренции в стране, участие в формировании бюджетов всех уровней.
Поэтому, определим роль малого бизнеса в рыночных условиях России. Роль малого бизнеса заключается в том, что он является ведущим сектором рыночной экономики, а именно:
1.составляет основу мелкотоварного производства и реализацию продукции;
2.определяет темпы экономического развития, структуру и качественную характеристику ВВП;
3.осуществляет структурную перестройку экономики, быструю окупаемость затрат, свободу рыночного выбора, обеспечивает насыщение рынка потребительскими товарами и услугами повседневного спроса, реализации инноваций, дополнительные рабочие места;
4.имеет высокую мобильность, рациональные формы управления;
5.способствует ослаблению монополизма и развитию конкуренции.
Малый бизнес может дать экономике:
1.необходимую насыщенность и мобильность рынка;
2.тенденцию к устойчивости цен, повышение качества продукции вследствие ценовой и неценовой конкуренции;
3.ускорение процесса внедрения новых технологий;
4.среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам - гигантам;
5.глубокую специализацию и кооперацию;
6.среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. То есть малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. Наконец, создание этого сектора экономики – позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих малых предприятий.
Таким образом, предприятия малого бизнеса выполняют две главные роли в национальной экономике: мобилизация сырьевых, людских и финансовых ресурсов и обеспечение роста налоговых поступлений в казну государства. Это означает, что чем прибыльнее предприятия, тем больше средству государства будет на социальные нужды, в том числе на здравоохранение, образование и культуру.
Малый бизнес является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Во всем мире малое предпринимательство выступает сегодня в качестве одной из движущих сил экономического и научно-технического прогресса и главного работодателя во всех отраслях экономики.
За счёт поддержки малого предпринимательства, государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения процента среднего класса в государстве (граждан со средним уровнем дохода).
Налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета государств с развитой экономикой. Ну а конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии.
В настоящее время меняется отношение большинства стран к малому бизнесу: повышается статус малого предпринимательства в экономике, в социально-политической сфере. Улучшаются механизмы взаимодействия государства, крупного бизнеса и малого предпринимательства. Малый бизнес приобретает все более устойчивую форму и специфику своего существования. В настоящее время эта специфика выражается в следующем:
1) Малый бизнес является неотъемлемой частью существования современного общества;
2) Не только малый бизнес нуждается в государственной поддержке, а государство нуждается в поддержке малого бизнеса;
3)Малый бизнес — не малый, а равноправный партнер в любом бизнесе;
4)Большой бизнес увеличивает прибыль от роста масштабов производства, малый бизнес увеличивает прибыль за счет роста эффективности;
5)Малый бизнес во многих странах решает вопросы безработицы и стабильности доходов населения, а это гарантия социально политической стабильности в обществе.
6)Малый бизнес решает вопрос расширения ассортимента и увеличения производства товаров и услуг без вложения значительных государственных инвестиций;
7)Малый бизнес, благодаря своей гибкости и способности перестраиваться, гораздо устойчивее крупных предприятий к кризисным явлениям в экономике. Именно малый бизнес обеспечивает занятость населения без государственной подпитки в кризисы.
По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике.
Можно сделать вывод, что малый бизнес перерос период неуважительного отношения к нему. Ведь до сих пор многие обыватели считают малый бизнес несерьезным занятием, снисходительно называя, например, небольшие торговые предприятия лавчонками, магазинчиками. Но во многом благодаря этим лавочкам, мастерским и пр. малым предприятиям государство может платить всевозможные социальные пособия, соблюдать порядок внутри государства и обеспечивать свой авторитет в мире
1.2 Правовое регулирование деятельности малого бизнеса
Существуют два понятия малого бизнеса - неформальное и правовое. Неформальное понятие оценивает деятельность предпринимателя с точки зрения ее небольших масштабов. С этой точки зрения так же неформально малый бизнес отличают от среднего или большого без придания им, как правило, каких-либо определенных количественных параметров.
Правовое понятие малого бизнеса принято для четкого нормирования отношений, чтобы гарантировать обеспечение обоюдных интересов сторон в экономических контактах, т.к. бизнес - вид человеческой деятельности, имеющей общественный характер. Нормированию подлежат отношения: производитель-потребитель, производитель-общество, потребитель-общество.
В результате формируется необходимость в действиях сторон на основе положений законодательства, что требует постоянно развивающегося правового регулирования предпринимательства. Правовая среда предпринимательства должна обеспечивать свободу принятия экономических решений и гарантий осознанного ведения разрешенных законом видов хозяйственной деятельности. Должны быть установлены обязанности и ответственность субъектов предпринимательства в отношениях между собой, с потребителями, с бюджетами разных уровней. Правовая среда должна сопровождать предпринимателя на всем пути - от момента зарождения идеи заняться хозяйственной деятельностью до осуществления процедуры ее прекращения.
Сложность в том, законодательные акты не обеспечивают прямого действия и сопровождаются рядом подзаконных актов, подвергающихся частым уточнениям, изменениям, затрудняющим использование их предпринимателями.
В основу осуществления предпринимательства в РФ положены следующие принципы, составляющие государственную политику в области правового регулирования:
- создание одинаковых равных условий вне зависимости от форм собственности;
- заявочный характер, упрощающий вступление в предпринимательство;
Законодательно регулируются два аспекта предпринимательства:
- учреждение предпринимательства;
- правовая сторона осуществление предпринимательской деятельности.
Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции РФ и осуществляется этим же ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.[1]