Файл: Сборник задач по генетике с решениями Издательство "Лицей" Оглавление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 585
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б.
СБОРНИК
задач по генетике с решениями
Издательство "Лицей"
Оглавление:
Глава I. Решение и оформление генетических задач
1. Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач
2. Оформление задач по генетике
3. Пример решения и оформления задач
Глава II. Моногибридное скрещивание
1. Илллюстрации первого и второго законов Менделя
2. Выяснение генотипов организмов по генотипам и фенотипам родителей и потомков
3. Выяснение генотипов родителей по расщеплению в потомстве
4. Определение вероятности рождения потомства с искомыми признаками
5. Определение доминантности или рецессивности признака
Ответы и решения к задачам главы II
Глава III. Взаимодействие аллельных генов. Множественный аллелизм
1. Неполное доминирование и кодоминирование
2. Наследование по типу множественных аллелей
3. Наследование других признаков, осуществляющееся по типу множественных аллелей
Ответы и решения к задачам главы III
Глава IV. Независимое наследование
1. Дигибридное скрещивание
2. Задачи, иллюстрирующие закон независимого наследования
3. Выяснение генотипов особей
4. Определение генотипа организма по соотношению фенотипических классов в потомстве
5. Определение вероятности появления потомства с анализируемыми признаками
6. Выяснение доминантности или рецессивности признаков
7. Независимое наследование при неполном доминировании
8. Полигибридное скрещивание
Ответы и решения к задачам главы IV
Глава V. Взаимодействие неаллельных генов
1. Комплементарность
2. Полимерное действие генов
3. Эпистаз
Ответы и решения к задачам главы V
Глава VI. Сцепленное наследование
1. Полное сцепление
2. Определение типов гамет
3. Выяснение генотипов особей и определение вероятности рождения потомства с анализируемыми признака- ми
4. Задачи, в которых одновременно рассматривается сцепленное и независимое наследование
5. Неполное сцепление
6. Составление схем кроссинговера
7. Определение типа наследования (сцепленное или независимое) и расстояния между генами
8. Определение числа кроссоверных гамет или полученного соотношения особей в потомстве в зависимости от расстояния между генами в хромосоме
9. Картирование хромосом
Ответы и решения к задачам главы VI
Глава VII. Наследование генов, локализованных в половых хромосомах
1. Наследование генов, локализованных в Х-хромосоме
2. Наследование генов, сцепленных с Y-хромосомой
3. Кодоминантные гены, локализованные в Х-хромосоме
4. Наследование двух признаков, сцепленных с полом
5. Одновременное наследование признаков, расположенных в соматических и половых хромосомах
6. Наследование, зависимое от пола
Ответы и решения к задачам главы VII
Глава VIII. Наследование летальных генов
1. Летальные гены при моногибридном наследовании
2. Летальные гены при дигибридном скрещивании
3. Наследование летальных генов, локализованных в половых хромосомах
Ответы и решения к задачам главы VIII
Глава I. Решение и оформление генетических задач
Темы главы I
1. Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении
задач
2. Оформление задач по генетике
3. Пример решения и оформления задач
1. Некоторые общие методические приемы,
которые могут быть использованы при решении задач
Подавляющее большинство ошибок, допускаемых учащимися, связано с невыполнением простых правил, которые они должны усвоить из курса генетики. К этим правилам относятся следующие:
1. Каждая гамета получает гаплоидный набор хромосом (генов). Все хромосомы (гены) имеются в гаметах.
2. В каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары (только один ген из каждой аллели).
3. Число возможных вариантов гамет равно 2n, где n – число хромосом, содержащих гены в ге- терозиготном состоянии.
4. Одну гомологичную хромосому (один аллельный ген) из каждой пары ребенок получает от отца, а другую (другой аллельный ген) – от матери.
5. Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный при- знак. Организмы с рецессивным признаком всегда гомозиготны.
6. Решение задачи на дигибридное скрещивание при независимом наследовании обычно сводит- ся к последовательному решению двух задач на моногибридное (это следует из закона незави- симого наследования).
Кроме того, для успешного решения задач по генетике следует уметь выполнять некоторые не- сложные операции и использовать методические приемы, которые приводятся ниже.
Прежде всего необходимо внимательно изучить условие задачи. Даже те учащиеся, которые хорошо знают закономерности наследования и успешно решают генетические задачи, часто допускают гру- бые ошибки, причинами которых является невнимательное или неправильное прочтение условия.
Следующим этапом является определение типа задачи. Для этого необходимо выяснить, сколько пар признаков рассматривается в задаче, сколько пар генов кодирует эти признаки, а также число классов фенотипов, присутствующих в потомстве от скрещивания гетерозигот или при анализирую- щем скрещивании, и количественное соотношение этих классов. Кроме того, необходимо учитывать, связано ли наследование признака с половыми хромосомами, а также сцепленно или независимо наследуется пара признаков. Относительно последнего могут быть прямые указания в условии. Так- же, свидетельством о сцепленном наследовании может являться соотношение классов с разными фе- нотипами в потомстве.
Для облегчения решения можно записать схему брака (скрещивания) на черновике, отмечая фено- типы и генотипы особей, известных по условию задачи, а затем начать выполнение операций по вы- яснению неизвестных генотипов. Для удобства неизвестные гены на черновике можно обозначать значками *, _ или ?.
Выяснение генотипов особей, неизвестных по условию, является основной методической опера-
цией, необходимой для решения генетических задач. При этом решение всегда надо начинать с осо- бей, несущих рецессивный признак, поскольку они гомозиготны и их генотип по этому признаку од- нозначен – аа.
Выяснение генотипа организма, несущего доминантный признак, является более сложной пробле- мой, потому что он может быть гомозиготным (АА) или гетерозиготным (Аа).
Гомозиготными (АА) являются представители «чистых линий», то есть такие организмы, все предки которых несли тот же признак. Гомозиготными являются также особи, оба родителя которых были гомозиготными по этому признаку, а также особи, в потомстве которых (F
1
) не наблюдается расщеп- ление.
Организм гетерозиготен (Аа), если один из его родителей или потомков несет рецессивный признак, или если в его потомстве наблюдается расщепление.
В некоторых задачах предлагается выяснить, доминантным или рецессивным является рассматри- ваемый признак. Следует учитывать, что доминантный признак во всех случаях, кроме неполного доминирования, проявляется у гетерозиготных особей. Его несут также фенотипически одинаковые родители, в потомстве которых встречаются особи, отличные от них по фенотипу. При моногенном наследовании доминантный признак всегда проявляется у потомства F
1
при скрещивании гомозигот- ных родителей (чистых линий) с разным фенотипом (исключение – неполное доминирование).
При определении возможных вариантов распределения генов в гаметах следует помнить, что каждая гамета содержит гаплоидный набор генов и что в нее попадает только один ген из каждой пары, определяющей развитие признака. Число возможных вариантов гамет равно 2n, где n – число рас- сматриваемых пар хромосом, содержащих гены в гетерозиготном состоянии.
Распространенной ошибкой при определении вариантов гамет является написание одинаковых типов гамет, то есть содержащих одни и те же сочетания генов. Для определения возможных типов гамет более целесообразным представляется запись генотипов в хромосомной форме. Это упрощает определение всех возможных вариантов сочетания генов в гаметах (особенно при полигибридном скрещивании). Кроме того, некоторые задачи невозможно решить без использования такой формы записи.
Сочетания гамет, а также соответствующие этим сочетаниям фенотипы потомства при дигибридном или полигибридном скрещивании равновероятны, и поэтому их удобно определять с помощью ре-
шетки Пеннета. По вертикали откладываются типы гамет, продуцируемых матерью, а по горизон- тали – отцом. В точках пересечения вертикальных и горизонтальных линий записываются соответ- ствующие сочетания генов. Обычно выполнение операций, связанных с использованием решетки
Пеннета, не вызывает затруднений у учащихся. Следует учитывать только то, что гены одной ал- лельной пары надо писать рядом (например, ААВВ, а не АВАВ).
Конечным этапом решения является запись схемы скрещивания (брака) в соответствии с требова- ниями по оформлению, описанными ниже, а также максимально подробное изложение всего хода рассуждений по решению задачи с обязательным логическим обоснованием каждого вывода. Отсут- ствие объяснения даже очевидных, на первый взгляд, моментов может быть основанием для сниже- ния оценки на экзамене.
Довольно распространенными являются задачи, которые могут иметь несколько вариантов реше-
ния (в качестве примера представлена задача 3-13). Все варианты решения должны быть рассмотре- ны учащимися.
Конкретные приемы решения задач каждого типа приводятся в соответствующих главах.
2. Оформление задач по генетике
При оформлении задач необходимо уметь пользоваться символами, принятыми в традиционной ге- нетике и приведенными ниже:
♀ женский организм
♂ мужской организм
× знак скрещивания
P родительские организмы
F
1
, F
2
дочерние организмы первого и второго поколения
А, В, С... гены, кодирующие доминантные признаки а, b, с... аллельные им гены, кодирующие рецессивные признаки
АА, ВВ, СС... генотипы особей, моногомозиготных по доминантному признаку
Аа, Вb, Сс... генотипы моногетерозиготных особей аа, bb, сс... генотипы рецессивных особей
АаВb, AaBbCc генотипы ди- и тригетерозигот
А B, CD a b cd генотипы дигетерозигот в хромосомной форме при независимом и сцепленном наследовании
А , а ,
АВ , cd гаметы
Пример записи схемы скрещивания (брака)
А – желтая окраска семян, а – зеленая окраска семян.
Запись в буквенной форме:
Запись в хромосомной форме:
Р
♀Аа
× ♂aа желтая зеленая гаметы
A a a
F
1
Aa aa желтая зеленая
50%
50%
Р
♀
А a
×
♂ a a желтая зеленая гаметы
A a a
F
1
A a a a желтая зеленая
50%
50%
Запись в хромосомной форме, как отмечено выше, является более предпочтительной. При написании
схемы скрещивания (брака) обязательно следует указывать фенотипы всех рассматриваемых осо- бей, поколение, к которому они принадлежат (F
1
, F
2
и т.д.), а также пол родителей и потомства. Га- меты следует обвести кружком (при невыполнении этого можно спутать гаметы с генами генотипа).
К распространенным ошибкам, допускаемым учащимися при оформлении задач, относятся также случаи, когда генотип женского организма написан не слева (принятая форма записи), а справа. До- вольно часто встречаются ошибки, когда у гомозиготных особей отмечается два типа гамет, напри- мер:
AA
A
A или aa a a
Такая запись не имеет смысла, так как должно быть указано не число гамет, которых может быть множество, а только число их типов. Запись типа «один ребенок будет больным, а другой здоровым» или «первый ребенок родится больным, а второй здоровым» также лишена смысла, поскольку ре- зультаты указывают лишь на вероятность рождения тех или иных особей.
3. Пример решения и оформления задач
Задача 1-1
У человека альбинизм – аутосомный рецессивный признак. Мужчина альбинос женился на женщине с нормальной пигментацией. У них родилось двое детей – нормальный и альбинос. Определить гено- типы всех указанных членов семьи.
Решение
А – нормальная пигментация, а – альбинизм.
I.
Запись схемы брака по фенотипам (на черновике)
Р
♀
×
♂ нормальная пигментация альбинос
F
1
аa
А* альбинос нормальная пигментация
II.
Выяснение и запись генотипов, известных по условию задачи
Генотип особи с рецессивным признаком известен – аа. Особь с доминантным признаком имеет генотип А*:
Р
♀A* норма
×
♂aa альбинос
F
1
аa альбинос
А* норма
III.
Определение генотипов организмов по генотипам родителей и потомков
1.
Генотип мужчины и ребенка альбиносов – аа, так как оба они несут рецессивный при- знак.
2.
Женщина и здоровый ребенок имеют в своем генотипе доминантный ген А, потому что у них проявляется доминантный признак.
3.
Генотип ребенка с нормальной пигментацией – Аа, поскольку его отец гомозиготен по рецессиву (аа) и мог передать ему только ген а.
4.
Один из детей имеет генотип аа. Один аллельный ген ребенок получает от матери, а другой от отца. Поэтому мать должна нести рецессивный ген а. Ее генотип – Аа.
IV.
Запись хода рассуждений по выяснению генотипов и схемы брака в чистовик
Р
♀Аа норма
×
♂aа альбинос гаметы
A a a
F
1
аa альбинос
50%
Аa норма
50%
V.
Ответ
Генотип мужа – аа, жены – Аа, ребенка с нормальной пигментацией – Аа, ребенка-альбиноса – аа.
Глава II. Моногибридное скрещивание
Темы главы II
1. Илллюстрации первого и второго законов Менделя
2. Выяснение генотипов организмов по генотипам и фенотипам родителей и потомков
3. Выяснение генотипов родителей по расщеплению в потомстве
4. Определение вероятности рождения потомства с искомыми признаками
5. Определение доминантности или рецессивности признака
Ответы и решения
Моногибридным называется скрещивание, при котором рассматривается наследование одной пары альтернативных (контрастных, взаимоисключающих) признаков, детерминируемых одной парой ге- нов.
При моногибридном скрещивании соблюдается первый закон Менделя (закон единообразия), со- гласно которому при скрещивании гомозиготных организмов у их потомков F
1
проявляется только один альтернативный признак (доминантный), а второй находится в скрытом (рецессивном) состоя- нии. Потомство F
1
единообразно по фенотипу и генотипу. Согласно второму закону Менделя (за- кон расщепления) при скрещивании гетерозигот в их потомстве F
2
наблюдается расщепление по ге- нотипу в соотношении 1:2:1 и по фенотипу в пропорции 3:1.
Для успешного решения задач на моногибридное скрещивание необходимо также четко знать пра-
вило «чистоты гамет», согласно которому в каждую гамету попадает только один ген из каждой пары, определяющей развитие признака.
1. Илллюстрации первого и второго законов Менделя
Задача 2-1
Ген черной масти у крупнорогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство F
1
получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами? Какое потомство F
2
получится от скрещивания между собой гибридов?
Решение
А – ген черной масти, а – ген красной масти.
1. Красные коровы несут рецессивный признак, следовательно, они гомозиготны по рецессивному гену и их генотип – аа.
2. Бык несет доминантный признак черной масти и является чистопородным, т.е. гомозиготным.
Следовательно, его генотип –АА.
3. Гомозиготные особи образуют один тип гамет, поэтому черный бык может продуцировать только гаметы, несущие доминантный ген А, а красные коровы несут только рецессивный ген а.
4. Они могут сочетаться только одним способом, в результате чего образуется единообразное поко- ление F
1
с генотипом Аа.
5. Гетерозиготы с равной вероятностью формируют гаметы, содержащие гены А и а. Их слияние но- сит случайный характер, поэтому в F
2
будут встречаться животные с генотипами АА (25%), Аа
(50%) и аа (25%), то есть особи с доминантным признаком будут составлять примерно 75%.
Схема скрещивания
Р
♀aa красные
×
♂AA черный гаметы a
A
F
1
Aa
100% черные