Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
Законодатель в ст. 6 ФЗ об ОРД дает системное изложение нормативных предписаний, которые определяют конкретный перечень ОРМ. В указанной статье ФЗ об ОРД содержится 15 видов ОРМ, при этом, этот перечень может быть изменен или дополнен исключительно федеральным законом.
Итак, охарактеризуем данные ОРМ.
Опросом является сбор фактической информации, которая имеет значение для решения конкретных задач ОРД со слов опрашиваемого человека, реально обладающего ею (или есть информация, что он ею обладает). Опрос может проводится лишь при добровольном согласии лица на проведение беседы. Опрос может быть подготовленным и неподготовленным (его необходимость обуславливается конкретной складывающимся моментом).
Наведение справок - это способ собирания сведений (например, о биографии проверяемых, роде занятий, образовании, родственных связях проверяемых, месте проживания, имущественном положении, фактах правонарушений), которые нужны для решения задач ОРД, посредством непосредственного изучения документов, а также посредством направления запросов в адрес любых органов, граждан и организаций, обладающих информационными системами. В ФЗ об ОРД нет каких-либо ограничений на получение в процессе наведения справок конфиденциальной информации, но нужно принимать во внимание, что в России установлены специальные режимы ограничения доступа к большому объему сведений, относящихся к частной жизни граждан, а также составляющих государственную, коммерческую, служебную, личную и семейную тайну, тайну предварительного следствия и др.[19]
Сбор образцов для сравнительного исследования - это действия, которые направлены на обнаружение материальных носителей информации (предметов, веществ и пр.) и их изъятие, с целью последующего их распознания и идентификации с существующему аналогами, а также установления признаков преступной деятельности. Закон не дает, но и не ограничивает перечня собираемых образцов, поэтому они могут в себя включать любые материальные объекты: следы, связанные с жизнедеятельностью человека (следы ног, отпечатки пальцев, волосы, запах, кровь, почерк, голос и т.п.), микрочастицы, следы транспортных средств, сырье, похищенное имущество, готовую продукцию, полуфабрикаты, предметы, изъятые из гражданского оборота (наркотики, взрывчатые вещества, оружие), и т.д.
Проверочная закупка - совокупность действий по искусственному созданию ситуации сделки купли-продажи (мнимой) с лицом, который подозревается в противоправной деятельности (торговле запрещенными товарами, обмане потребителей и т.д.). Предметом такой закупки могут быть объекты и вещи, как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него (наркотики, боеприпасы, оружие и т.п.). М.Н. Малеина указывает, что проверочная закупка представляет собой недействительную сделку купли-продажи, поскольку у закупщика отсутствует правовая цель приобрести товар в собственность, а имеются намерения пресечения противоправной деятельности путем задержания с поличным[20]. Проведение проверочной закупки заключается в том, что оперативный сотрудник либо доверенное лицо приобретает под видом обычного покупателя у продавца товар. Оперативный сотрудник после продажи товара и осуществления денежного расчета предъявляет служебное удостоверение и сообщает о проведении проверочной закупки.
Рассмотрим пример из судебной практики. Как следует из материалов дела, в отношении осужденного С.М.А. было проведено оперативно-розыскное мероприятие «проверочная закупка». Так, из рапорта оперативного сотрудника и постановления о проведении оперативно-розыскного мероприятия следует, что первое оперативно-розыскное мероприятие «проверочная закупка» было проведено в отношении С.М.А., занимающегося, согласно оперативной информации, незаконным сбытом наркотического средства - героина по месту жительства. В результате проведения этого оперативно-розыскного мероприятия с участием покупателя В. был установлен факт приобретения ею у С.М.А. наркотического средства - героина, массой 0,295 грамма, в связи с чем по данному факту было возбуждено уголовное дело[21].
Исследование предметов и документов - это ОРМ, которое заключается в изучении предметов и документов лицом, обладающим специальными познаниями, с целью выявления признаков преступной деятельности и причастности к ней конкретных проверяемых лиц. В этом случае может быть получена информация об назначении предметов и документов, месте, времени их изготовления, качественных характеристиках и их отождествлении; о содержании документов, лицах, их исполнивших; о биологических объектах (волосы, сперма, кровь и т.д.), их принадлежности; об иных характеристиках исследуемых предметов.
Наблюдение - это тайное, систематическое, направленное наблюдение за лицами, которые подозреваются в преступной деятельности, за транспортными средствами, используемыми такими лицами, за местами их нахождения. Целью наблюдения является получение информации, касающейся признаков преступной деятельности, местах хранения орудий совершения преступлений, возможных соучастниках, местах хранения похищенного имущества. Конституционный Суд РФ в одном из своих определений указал, что в процессе наблюдения нельзя собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни проверяемого лица, если это не связано с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений либо с необходимостью решения других законных задач ОРД[22].
Отождествление личности - это способ установления и идентификации лиц, которые причастны к преступной деятельности либо которые находятся в розыске, заключающийся в том, что происходит непроцессуальное опознание личности по признакам ее внешности, голосу, запаху, иным данным. Отождествление личности - это разновидность сыскного познания, которое включает в себя опознание человека (и живого, и неопознанного трупа) и опознание животных и материальных объектов.
Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - это комплекс действий, который заключается в осмотре транспортных средств, служебных и жилых помещений, иных объектов, цель которых заключается в поиске следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, а также получения иной информации, нужной для решения задач ОРД. Приказом МВД РФ от 01 апреля 2014 г. № 199[23] утверждена Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - это совокупность действий по конспирированному просмотру, прослушиванию звуковой, письменной и иной информации (например, сообщения, передаваемые по сетям электрической связи, по электронной почте, SMS-сообщения), зафиксированной на материальном носителе, цель которых заключается в обнаружений информации, сведений о преступной деятельности лиц, представляющей оперативный интерес.
Прослушивание телефонных переговоров - это совокупность действий по негласному получению звуковой информации из телефонных переговоров, ведущихся по линиям телефонной связи, и передаваемой лицам (лицами), подозреваемым в совершении преступлений. Следует согласиться с В.В. Ивановым о необходимости внесения изменений в правовое регулирование проведения и использования результатов ОРМ «прослушивание телефонных переговоров» в отношении лиц, не являющихся объектом или связью объекта дела оперативного учета, в действиях которых содержится информация о совершении лицом средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений[24]. Если полученная информация необходима для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия вышеуказанной категории преступлений, то запись может быть сохранена, а информация включена в картотеку организации, проводящей досудебное расследование.
Снятие информации с технических каналов связи - это оперативно-техническое мероприятие, которое заключается в том, что с помощью специальных технических средств проводится перехват открытой информации по сетям электрической связи, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, различных информационных систем. Указанное ОРМ проводится, как правило, путем внедрения программных, аппаратных, аппаратно-программных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи; перехвата информации на линиях связи и в сетях передачи данных, дешифрования этой информации; внедрения программ, нарушающих нормальное функционирование систем защиты информации, воздействия на парольно-ключевые системы защиты информации, компрометации средств криптографической защиты информации и ключей для получения доступа к защищаемой информации.
Оперативное внедрение - это определенная совокупность ОРМ и действий по получению информации путем продвижения (помещения) сотрудников оперативных подразделений и лиц, которые оказывают им конфиденциальное содействие, в криминальную среду и объекты, цель которого состоит в разведывательном сборе информации, в приобретении оперативно значимых позиций, необходимых для решения задач ОРД. Данное внедрение по продолжительности может быть краткосрочным (от нескольких часов до нескольких суток) и долгосрочным (от нескольких месяцев до нескольких лет).
Контролируемая поставка - комплекс действий, которые направлены на получение информации о признаках преступной деятельности посредством установления контроля за продажей, покупкой, поставкой, перемещением продукции, веществ и предметов, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также являющихся орудиями или объектами преступных посягательств, проходящий под контролем оперативно-розыскного органа. Различными являются способы проведения данного ОРМ. Они реализованы могут быть путем контролируемого наблюдения за грузовыми перевозками (железнодорожный, автомобильный и речной транспорт), почтовыми отправлениями, багажом в сопровождении курьера и т.п. Также контролируемая поставка делится на три основных вида: внутренняя (на территории России); внешняя (за пределами территории России); транзитная (проходит по инициативе иностранного государства на основании соглашения, через территорию России).
Оперативный эксперимент - это моделирование специально созданных, полностью контролируемых и управляемых условий, заключающееся в том, что происходит наблюдение за лицом - объектом оперативной заинтересованности, цель которого состоит в получении оперативно значимой информации. Проведение оперативного эксперимента возможно исключительно для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
С 20 июля 2016 г. перечень ОРМ также дополнен получением компьютерной информации[25]. В качестве предметов могут выступать: любые цифровые носители, цифровые устройства, включая сетевое, серверное оборудование, цифровые устройства по шифрованию, устройства обнаружения и подавления побочных электромагнитных излучений и наводок и т.п., а также скриншоты с экранов различных устройств[26]. Фиксации подвергаются любые значимые для решения задач ОРД изображения, например фрагменты программного обеспечения, электронного письма, SMS-сообщения, электронной платежной системы, интернет-магазина, любого контента, размещенного в сети Интернет, и т.п.
В.Н. Омелин отмечает в своей работе, что на формирование системы ОРМ большое влияние оказало их широкое применение в оперативно-розыскной практике[27]. Большинство ОРМ (наблюдение, опрос, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов и др.) еще с давних времен было известно.
Итак, стоит отметить, что система ОРМ не является неизменной. Анализируя тенденции законодательной регламентации ОРМ, необходимо отметить, что появление новых ОРМ и совершенствование их системы в целом обусловлено стремлением законодателя создать такой «инструментарий» получения и фиксации фактических данных, который бы надежно обеспечивал максимум оперативно значимой информации, содержащейся в оставляемых преступлениями следах в материальной обстановке и в сознании людей.
Заключение
Итак, в данной работе были рассмотрены особенности оперативно-розыскных мероприятий, их признаки, содержание и разновидности.
Под ОРМ следует понимать один из элементов оперативно-розыскной деятельности, сведения об организации и тактике которой составляют государственную тайну, представляющую собой совокупность действий специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц, осуществляемых с соблюдением предусмотренных оснований и условий, отвечающую моральным нормам и нормам нравственности и направленную непосредственным образом на достижение целей и разрешение задач оперативно-розыскной деятельности. данное определение охватывает как сущностные, так и формальные признаки ОРМ. Оно выступает в качестве основного понятия, которое обобщает понятия иных мероприятий. Таким образом, можно сказать, что оно выступает категорией теории оперативно-розыскных мероприятий.
Как было отмечено в работе, все условия проведения ОРМ, в первую очередь, зависят от ограничения при их проведении конституционных прав человека.
В работе была проведена классификация ОРМ, причем все предложенные классификации носят познавательный, теоретический и практический характер. Они способствуют лучшему пониманию существа ОРМ, их значению в оперативно-розыскной деятельности. Классификация ОРМ не может осуществляться исходя из единого критерия, что объясняется многогранностью, сложностью классифицируемых ОРМ, множеством тех или иных признаков, которые для изучения ОРМ являются важными.