Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Большое значение в правоприменительной практике придается рассмотрению результатов оперативно-розыскной деятельности с точки зрения их допустимости в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве. Значительное внимание этому уделено и Европейским судом по правам человека при рассмотрении жалоб граждан России на действия российских властей. Во многом этот вопрос порожден отсутствием четкой законодательной регламентации уголовно-процессуального механизма введения информации, полученной при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (далее также - ОРД), в процесс доказывания по уголовному делу.

Российское законодательство, регулирующее оперативно-розыскную деятельность, предусматривает использование в ходе ее проведения различных приемов, способов, а также технических средств, не наносящих ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющих вред окружающей среде. Задачи по организации и проведению оперативно-розыскных мероприятий (далее также - ОРМ) все чаще решаются при помощи специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями из самых различных культурно-информационных областей, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Результат отдельного ОРМ, как и совокупность таких результатов в целом, составляют результаты оперативно-розыскной деятельности, использование которых регламентируется нормами Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ об ОРД)[1].

Актуальность данной работы заключается в том, что ОРМ, полученные при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, активно используются в уголовном процессе, нередко граничащие с реализаций и ограничением конституционных прав граждан.

Назревшая необходимость совершенствования процедуры осуществления ОРМ требует законодательного вмешательства. Прежде всего это связано с тем, что на практике в ходе судебного разбирательства результаты ОРД либо производные от них доказательства часто признаются недопустимыми.

Объектом данной работы выступают правоотношения, которые возникают в связи с осуществлением различных ОРМ.

Предметом данной работы являются российские нормативно-правовые акты, которые регламентируют особенности осуществления ОРМ, труды ученых, посвященных данной проблеме, судебная практика.

Целью работы является изучение и анализ особенностей ОРМ.


Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и признаки оперативно-розыскных мероприятий;
  • охарактеризовать условия проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  • проанализировать критерии деления оперативно-розыскных мероприятий на виды, а также категории оперативно-розыскных мероприятий;
  • проанализировать содержание отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий.

Методологической базой работы является комплекс частно-научных и специальных методов познания; конкретно-исторический, сравнительно-правовой, комплексный, системный, нормативно-логический, системно-структурный, функциональный методы.

По своей структуре настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка используемой литературы.

Глава 1. Понятие, признаки и условия проведения
оперативно-розыскных мероприятий по российскому законодательству

1.1 Понятие и признаки оперативно-розыскных мероприятий

В ФЗ о ОРД не содержится понятия ОРМ, что обусловливает необходимость его поиска в научной литературе. Дать определение ОРМ весьма важно для правового регулирования всей оперативно-розыскной деятельности, ввиду того, что теория и практика в этой области является во многом противоречивой. По справедливому замечанию В.Г. Боброва, выяснение сущности оперативно-розыскных мероприятий - это вопрос, от решения которого во многом зависит рассмотрение различных сторон проведения таких мероприятий[2].

В настоящее время стоит констатировать, что наука не выработала единого понятия и даже единого подхода к оперативно-розыскным мероприятиям. Большинство специалистов, как правило, используют какое-либо из известных им определений ОРМ.

С.И. Захарцев и Н.О. Кирюшкина указывают, что оперативно-розыскным мероприятием признается непосредственное практическое осуществление розыскных действий[3].


В.Н. Омелин предлагает такое определение ОРМ: разведывательно-поисковые действия, предусмотренные законодательством, проводимые уполномоченным субъектом преимущественно негласными средствами и методами при наличии определенных оснований и в соответствии с установленным порядком, направленные на получение, фиксацию и проверку сведений, предметов и документов как источников таких данных, значимых для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также для решения иных задач оперативно-розыскной деятельности[4].

А.Е. Чечетин понимает под оперативно-розыскными мероприятиями «закрепленные в ФЗ о ОРД и проводимые уполномоченными на то субъектами в соответствии с законодательством действия, основанные на применении преимущественно негласных средств и методов в сочетании с гласными средствами и методами, направленные на непосредственное выявление фактических данных, необходимых для решения задач ОРД»[5].

Проведенный анализ имеющегося научного материала позволяет выделить отличительные признаки ОРМ. А именно, к таковым относятся:

- ОРМ является одной из составных частей оперативно-розыскной деятельности;

- ОРМ подразумевает деятельность государственных органов. Никто, кроме государственных органов и государственных должностных лиц не вправе проводить ОРД, на что указывает также ст. 1 ФЗ о ОРД. В последнее время этот признак с развитием частных детективов и частных охранных организаций стал вызывать вопросы, поскольку частными лицами и негосударственными органами действительно проводятся действия, схожие с отдельными ОРМ, например, опросом или наведением справок. Однако такого рода действия статуса оперативно-розыскных мероприятий не имеют;

- ОРМ проводить могут исключительно те государственные органы и их должностные лица, которые непосредственно названы в ФЗ о ОРД. Например, оперативно-розыскную деятельность на территории России можно осуществлять оперативным подразделениям ОВД, органов ФСБ РФ, ФСО РФ, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний;

- ОРМ направлено непосредственным образом на решение целей и задач ОРД. Этот признак строго определяет направленность, цель соответствующего оперативно-розыскного мероприятия;

- ОРМ проводится лишь при наличии оснований и условий, которые прямо названы в ФЗ об ОРД. Этим подчеркивается особый статус ОРМ во всей оперативно-розыскной деятельности, поскольку иные составляющие такую деятельность не имеют детального законодательного закрепления оснований и условий проведения;


- организация и тактика оперативно-розыскного мероприятия составляет государственную тайну. Это означает, что способы, методы, приемы проведения ОРМ, составляющие тактику, а также порядок, организация такого мероприятия, не должны оглашаться;

- цель ОРМ должна отвечать моральным требованиям и требованиям нравственности. Это вытекает из духа ФЗ об ОРД, а также из сущности такой деятельности. ОРМ проводится в целях обеспечения безопасности общества и государства, защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека, собственности от преступных посягательств. Таким образом, мероприятие проводится только в этих, без сомнения, нравственных и моральных целях. Конечно, вопросы о том, насколько нравственно или морально прослушивание телефонных переговоров, чтение чужих писем, интерес к личной жизни даже из благих намерений, однако, принимая во внимание важность целей ОРМ, иногда такие действия необходимы. Моральность и нравственность ОРМ отличают его от схожих действий иных лиц (в частности, частных сыщиков), которые опросы проводят не в целях борьбы с преступностью, а исключительно в личных интересах.

Итак, как представляется, под ОРМ следует понимать один из элементов оперативно-розыскной деятельности, сведения об организации и тактике которой составляют государственную тайну, представляющую собой совокупность действий специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц, осуществляемых с соблюдением предусмотренных оснований и условий, отвечающую моральным нормам и нормам нравственности и направленную непосредственным образом на достижение целей и разрешение задач оперативно-розыскной деятельности.

Сформулированное определение охватывает как сущностные, так и формальные признаки ОРМ. Оно выступает в качестве основного понятия, которое обобщает понятия иных мероприятий. Таким образом, можно сказать, что оно выступает категорией теории оперативно-розыскных мероприятий.

1.2 Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

ФЗ об ОРД в ст. 8 определяет условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Под условиями проведения ОРМ С.И. Захарцев и Н.О. Кирюшкина понимают совокупность принципов и правил, закрепленную в ст. 8 ФЗ об ОРД, обеспечивающих баланс, с одной стороны - интересов личности, имеющей право на тайну личной жизни, с другой стороны - всего общества, заинтересованного в том, чтобы борьба с преступностью была эффективной, чтобы преступления, угрозы интересам России своевременно и эффективно выявлялись, предупреждались и пресекались[6].


Как представляется, условия ОРМ можно определить в качестве правил их проведения. Перечень условий проведения ОРМ, предусмотренных ст. 8 ФЗ об ОРД, носит исчерпывающий характер и он не может быть произвольно дополнен органом или лицом, осуществляющим ОРД.

Условия проведения ОРМ классифицируются на общие специально предусмотренные. Общие условия относятся ко всем без исключения ОРМ. Вместе с тем, учитывая, что ОРМ с точки зрения сущности их проведения, ограничения прав человека, закрепления их результатов и т.д. различны, для ряда из них законодатель установил специально предусмотренные условия. Таким образом, в качестве специально предусмотренных следует признавать условия, которые определяют особые правила проведения некоторых мероприятий или мероприятия. Отметим, что общим для всех ОРМ является следующее условие.

Гражданство, пол, национальность, место жительства, социальное, должностное и имущественное положение, отношение к религии, принадлежность к общественным объединениям, политические убеждения отдельных лиц не могут служить препятствием для проведения на территории России в отношении них ОРМ, если федеральным законом не предусмотрено иное (ст. 8 ФЗ об ОРД). Данное законодательное положение соответствует конституционным требованиям о равенстве всех перед законом и судом. Однако указанный законодательный принцип имеет ряд исключений, обусловленных неприкосновенностью Президента РФ, судей, депутатов Федерального Собрания, Уполномоченного по правам человека и прокуроров, провозглашенной российской Конституцией.

Иные условия проведения ОРМ, которые оговорены законодателем в ст. 8 ФЗ об ОРД, относятся к специально предусмотренным.

Часть 2 ст. 8 ФЗ об ОРД предусматривает особые условия для проведения ОРМ (включая получение компьютерной информации), ограничивающие конституционные права граждан на тайну телефонных переговоров, переписки, телеграфных, и почтовых иных сообщений, передаваемых по сетям почтовой и электрической связи, а также право на неприкосновенность жилища. К ним относятся, прежде всего: контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров; негласный осмотр жилых помещений; контроль телеграфных и иных сообщений; снятие информации с технических каналов связи. Такие мероприятия можно проводить исключительно на основании судебного решения. Это также вытекает из конституционных норм (ст.ст. 23 и 25 Конституции РФ). М.А. Калужина справедливо указывает, что необходимость и нравственная оправданность ограничения отдельных конституционных прав граждан обусловлены интересами борьбы с наиболее опасными проявлениями преступности[7].