Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
Стоит отметить, что не по всем категориям дел допускается применение ОРМ, ограничивающих указанные конституционные права граждан. Их применения допускается лишь по тем делам, по которым является обязательным производство предварительного следствия, а также и при наличии информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, экономической, военной, экологической или информационной безопасности РФ.
ФЗ об ОРД отдельно закрепляет правила «экстренного характера», цель которых заключается в эффективной защите особо охраняемых объектов тогда, которые отлагательство не допустимо. Такого рода ситуации имеют место при поступлении сведений о подготавливаемом либо замышляемом преступлении, требующих немедленного реагирования, а также при наличии информации о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, экономической, военной, экологической или информационной безопасности РФ, когда несвоевременное применение ОРМ либо вообще их неприменение даст возможность подозреваемым совершить тяжкое или особо тяжкое преступление с необратимыми последствиями. В таких случаях провести ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан, можно и на основании постановления одного из руководителей (его заместителя) органа, осуществляющего ОРД. При этом такое постановление должно быть мотивированным. На руководителя, имеющего право вынесения названного постановления, возлагается оценка вероятности наступления необратимых последствий.
По словам В.В. Абрамочкина, проведение ОРМ в таком порядке объясняется практической необходимостью, когда даже незамедлительное рассмотрение судьей материалов о проведении ОРМ будет означать потерю драгоценного в таких случаях времени и наступления тяжких последствий[8].
ФЗ об ОРД предусматривает необходимость уведомления в обязательном порядке суда (судьи) о том, что то или иное мероприятие, ограничивающее конституционные права граждан, проводится в экстренном порядке. Причем это нужно сделать в течение 24 часов. Законодатель не конкретизирует форму такого уведомления, что позволяет сделать вывод, с учетом толкования данной нормы, о возможности уведомления в устной форме. В течение 48 часов с момента начала проведения ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого ОРМ либо прекратить его проведение.
Если судья откажет в выдаче разрешения на проведение уже начатого ОРМ, то это говорит о запрете на его дальнейшее продолжение, а также о признании неправомерности его начала. В этом случае необоснованным должно признаваться вынесение постановления руководителем органа, осуществляющего ОРД, на проведение мероприятия.
Часть 5 ФЗ об ОРД обязывает орган ОРД, должностного лица, собравшего в ходе осуществления ОРМ необходимый материал, при наличии возбужденного уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушивались, передать следователю бумажный носитель записи переговоров и фонограмму для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств.
Закон разрешает прослушивание телефонных переговоров без судебного решения тогда, когда имеется угроза жизни граждан, их здоровью или собственности по заявлению таких граждан или с их согласия, сделанной в письменном виде. В заявлении или письменном согласии гражданина должно быть четко указано, на какой именно срок он разрешает поставить собственный телефон на прослушивание и согласны ли на это члены семьи, проживающие с ним[9]. Прослушиваться при необходимости может как домашний, так и служебный, сотовый телефон того лица, которому опасность угрожает. Осуществляется такое прослушивание на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. При этом, в течение 48 часов судья обязательно должен быть об этом уведомлен.
Рассмотрим пример из судебной практики. Первый заместитель начальника Управления ФСБ России обратился в Московский городской суд с мотивированным постановлением о разрешении проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении Ф. по обстоятельствам, не связанным с его адвокатской деятельностью: прослушивания телефонных переговоров по номеру мобильной связи, снятия информации с технических каналов связи по номеру мобильной связи, опроса, наблюдения, наведения справок, оперативного эксперимента, изложив в постановлении соответствующие сведения, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и свидетельствующие о возможной причастности Ф. к совершению преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 291.1 УК РФ.
Постановлением Московского городского суда ходатайство первого заместителя начальника Управления ФСБ России было признано обоснованным и удовлетворено - разрешено проведение в отношении Ф. по обстоятельствам, не связанным с его адвокатской деятельностью, указанных оперативно-розыскных мероприятий, сроком на 180 суток[10].
Законодатель в ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД устанавливает обязательность санкционирования руководителем органа, осуществляющего ОРД, проведения четырех ОРМ, связанных с имитацией противоправной деятельности. Закон относит к таким мероприятиям проверочную закупку и контролируемую поставку предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативное внедрение и оперативный эксперимент. Указанные ОРМ проводятся на основании постановления, утверждаемого руководителем органа, осуществляющего ОРД. Если сотрудники других подразделений и служб привлекаются к проведению указанных ОРМ, то в таком случае руководителем вышестоящего органа должно утверждаться постановление. В данном случае можно говорить о том, что рассмотрение и утверждение постановления руководителем органа является одной из форм ведомственного контроля за законностью ОРД.
Итак, стоит отметить, что все условия проведения ОРМ, в первую очередь, зависят от ограничения при их проведении конституционных прав человека.
Глава 2. Характеристика оперативно-розыскных мероприятий
2.1 Критерии деления оперативно-розыскных мероприятий на виды.
Категории оперативно-розыскных мероприятий
Прежде чем классифицировать ОРМ по видам, необходимо дать наиболее подходящее определение термину «классификация», а также определиться с системностью данного института, так как, по словам М.В. Воронина, «изучение системности права в контексте ее оснований и проявлений позволяет расширить методологический арсенал исследования правовых проблем»[11].
Обращаясь к Философскому энциклопедическому словарю, отметим, что классификацией признается многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. В качестве результата классификации выступает система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, новые понятия - видами, видами видов (подвидами)[12].
Классификации в российском законодательстве посвятил свою работу Е.В. Чуманов. По его словам, классификацией в законодательстве является прием законотворческой техники, который представляет собой формально-юридическое деление правового материала на классы (группы, виды) исходя из избранного критерия, обладающего нормативным, государственно-властным характером, и цель которого заключается в предметном обособлении объектов правовой сферы[13].
Любые классификации в доктрине, включая классификации ОРМ, в известной мере носят субъективный характер. Они также зависят от того, какие критерии исследователь устанавливает в основе классификации. Критерии, в свою очередь, зависят от тех целей и задач, которые поставлены в ходе исследования. В.В. Долинская в своей работе отмечает, что классификация является методом познания[14].
Вопрос о классификации ОРМ целесообразнее начать с разбора самой очевидной классификации - по степени конспирации. В частности, ОРМ могут быть гласными и негласными (об их проведении проверяемого не уведомляют). В рамках негласных ОРМ могут быть прослушаны телефонные переговоры и просматриваться электронная переписка подозреваемых, осуществляться контроль почтовых отправлений, осуществляться оперативное внедрение, устанавливаться наблюдение за гражданами. Что касается гласных мероприятий, то на практике чаще всего они выражены в виде обследований, опросов или изъятий документов и предметов[15].
Все ОРМ в зависимости от сложности проведения, разделить можно на простые и сложные. К простым ОРМ могут быть отнесены такие мероприятия, которые проводятся непосредственно оперативным работником без привлечения для этого дополнительных сил и средств (например, отождествление личности, наведение справок, опрос, сбор образцов для сравнительного исследования). Что касается сложных ОРМ, то они предполагают участие нескольких сотрудников оперативных подразделений, привлечение специалистов и граждан, содействующих на негласной основе, а также использование в ходе их проведения оперативных комбинаций либо приемов легендирования и маскировки (например, контролируемая поставка, оперативный эксперимент, наблюдение).
ОРМ в зависимости от ограничения прав и свобод граждан делятся на:
- мероприятия, не ограничивающие конституционные права граждан (оперативное внедрение, оперативный эксперимент, отождествление личности, наведение справок, проверочная закупка, наблюдение, опрос, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, контролируемая поставка);
- мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан (негласное обследование сооружений, зданий, помещений, транспортных средств и участков местности, контроль телеграфных отправлений, почтовых и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи)[16].
ОРМ могут также классифицироваться исходя из того, какова продолжительность их проведения. По данному критерию выделяют разовые ОРМ (например, наведение справок, закупка, опрос, оперативный эксперимент, отождествление личности), а также длящиеся ОРМ (наблюдение, оперативное внедрение, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров).
В целях выявления криминалистически значимой информации и ее документирования, по словам А.Ю. Шумилова, три категории оперативно-розыскных мероприятий наиболее являются распространенными[17].
Первая категория ОРМ проводится самостоятельно оперативными работниками, без получения разрешения (санкции) от руководителя оперативного аппарата и судьи, ввиду того, что обычно это не влечет за собой ограничение конституционных прав граждан. Среди наиболее распространенных ОРМ, относящихся к рассматриваемой группе, относятся: отождествление личности; наведение справок; опрос; наблюдение (кроме наблюдения с проникновением в жилище).
Вторая категория ОРМ оперативными работниками проводится исключительно на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. Это, в частности, оперативный эксперимент; оперативное внедрение; обследование транспортных средств сооружений, зданий помещений, участков местности (кроме обследования жилища, которое должно быть санкционировано судьей).
Третья категория ОРМ проводится после того, как будет получено соответствующее санкционирование: утверждения постановления руководителем оперативного аппарата и вынесения решения судом, поскольку, как отмечается Н.С. Шевелевым, они ограничивают конституционные права человека[18]. Среди таковых выделяются прослушивание телефонных переговоров; обследование жилища; снятие информации с технических каналов связи; контроль телеграфных, почтовых отправлений и иных сообщений;
Итак, все классификации ОРМ носят познавательный, теоретический и практический характер. Они способствуют лучшему пониманию существа ОРМ, их значению в оперативно-розыскной деятельности. При этом, конечно, классификация ОРМ не может осуществляться исходя из единого критерия. Это обусловлено многогранностью, сложностью классифицируемых ОРМ, множеством тех или иных признаков, которые для изучения ОРМ являются важными. Каждая из классификаций помогает решать свои конкретные задачи. Причем классификация ОРМ должна носить открытый характер, поскольку всегда может быть пополнена новыми группами, более дробными дифференциациями ОРМ.