Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность и основные элементы системы обеспечения национальной безопасности
1.2. Региональная безопасность в системе национальной безопасности государства
Глава 2. Анализ уровня региональной безопасности на примере Свердловской области
2.1. Показатели региональной безопасности Свердловской области
2.2. Проблемы региональной безопасности в Свердловской области
Глава 3. Формирование системы индикаторов и направлений повышения безопасности регионов РФ
Экономисты многих стран разрабатывают систему индикаторов экономической безопасности (ИЭБ). Это позволяет сопоставить данные по уровню и качеству жизни, темпам инфляции, норме безработицы, экономическому росту, государственному долгу, состоянию инвалютных резервов, теневой экономики, состоянию экологии отдельной страны с пороговыми значениями. Очень интересные данные приводит В. К. Сенчагов: он сопоставляет фактические индикаторы с пороговыми значениями экономической безопасности.
По мнению экономистов, важны не сами макроэкономические индикаторы, а их динамика. Лишь динамика отражает соотношение показателей и пороговых значений, обозначая перемены развития системы. На практике можно использовать трехуровневую систему индикаторов экономической безопасности.
Первый уровень служит ориентиром при проведении экономической политики экономического роста. Эти индикаторы наиболее важны для экономики страны, но их достижение ориентировано на долгосрочную перспективу. Поэтому такие индикаторы и настоящий момент не могут являться пороговыми в российской экономике, их целесообразно использовать в экономиках развитых стран, где имеется стабильный рост.
Второй уровень – критериальные значения, при которых экономическая система может существовать в условиях спада. Ухудшение реальных индикаторов по сравнению с показателями второго уровня может привести к дальнейшему усилению кризиса, однако изменение качественных характеристик системы маловероятно. Примером качественных изменений могут служить: девальвация национальной валюты, изменение режима внешней торговли, налоговая реформа, изменение условий обслуживания рынка государственных заимствований. Эти индикаторы целесообразно использовать для анализа экономической безопасности в переходной экономике.
Третьим уровнем экономической безопасности являются индикаторы, достижение которых может привести экономическую систему к серьезному структурному кризису. Использование этих индикаторов наряду с показателями экономической безопасности второго уровня позволило бы прогнозировать кризис обслуживания долга и разрушение финансовой системы страны.
Ослабление экономической безопасности допустимо лишь до какого-то предела. Важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговое значение. Общепринято считать, что пороговые значения – это предельные значения, несоблюдение которых препятствует нормальному развитию элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. Определение предельных пороговых значений грешит субъективизмом и эклектикой. В качестве порогов берутся данные по отдельным (или группе) развитым странам, а также по самой России в лучшие ее времена либо оценки различных авторов.
Пороговые значения индикаторов экономической безопасности представляют собой количественные параметры, очерчивающие границу между безопасной и опасной зонами в различных сферах экономики.
Направленность пороговых значений определяется национальными интересами страны в области экономики.
На сегодняшний день существует несколько подходов оценки состояния ЭБ, В трудах ученых РАЕН предлагается система пороговых значений индикаторов ЭБ, которые представляют собой количественные параметры, очерчивающие границу между безопасной и опасной зонами в различных сферах экономики. Все пороговые значения сгруппированы в соответствии с национальными интересами (критериями) страны по областям экономики.
Первая группа пороговых значений индикаторов экономической безопасности относится к производственной сфере, ее способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира.
Вторая группа значений индикаторов характеризует уровень жизни населения.
К третьей группе относятся пороговые значения индикаторов финансового состояния.
Может быть принята следующая величина пороговых значений (ЭБ) для производственной сферы: объем валового внутреннего продукта в целом – 75% от среднего показателя по странам большой семерки; объем валового внутреннего продукта на душу населения – 50% от среднего по большой семерке; 100% от среднемирового показателя ВВП; доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности – 70%, машиностроения – 20%; доля импорта во внутреннем потреблении -30%, в том числе продовольствия – 25%; доля новых видов продукции в общем объеме выпуска – 6%; объем инвестиций – 25% ВВП.
Пороговые значения индикаторов уровня жизни населения: доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума – 7%; продолжительность жизни – 70 лет; разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения – 8 раз; уровень безработицы – 7%.
Пороговые значения индикаторов финансового состояния: объем внутреннего долга в процентах к ВВП – 30%; объем внешнего долга в процентах к ВВП – 25%; дефицит бюджета в процентах к ВВП – до 5%; объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей – 25%; денежная масса в процентах к ВВП – 50%.
В оценке сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации необходимо использовать широкий подход с учетом перераспределительных процессов, происходящих между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, факторов, определяющих их сбалансированность в краткосрочном и долгосрочном периодах, влияния рыночных и нерыночных долговых обязательств субъекта Российской Федерации.
В краткосрочном периоде в долговой политике субъектов Российской Федерации можно наблюдать смещение акцентов на рыночные заимствования вследствие изменения условий и объема предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета. В целом это является положительным моментом, стимулирующим самостоятельное «рыночное» поведение региональных органов власти. Наращивание объема облигационных выпусков позволяет диверсифицировать структуру и увеличить дюрацию долга, одновременно привлекая необходимые средства в региональный бюджет. В то же время этот положительный эффект может сохраняться лишь до определенного момента — накопления критической массы рыночного долга. Анализ совокупного объема государственного долга регионов показал, что в целом по Российской Федерации максимальное значение этого показателя составляет около 65 %; с учетом региональной специфики минимальное значение может быть определено на уровне 50 % (на примере Свердловской области — около 53 %). С позиции обеспечения региональной экономической безопасности имеет смысл учесть этот эффект и ввести данное ограничение в систему индикаторов долговой устойчивости субъектов Российской Федерации.
В долгосрочном периоде необходимо принимать во внимание два негативных перераспределительных эффекта, обусловленных ограниченностью внутренних возможностей региона: первый — это прямое перераспределение бюджетных средств между статьями расходов в пользу расходов на обслуживание государственного долга и в ущерб финансированию социальных обязательств; второй — это косвенное перераспределение экономических возможностей вследствие эффекта вытеснения частных капиталовложений. Что касается положительного (как показал анализ) влияния «дешевых» бюджетных кредитов на сбалансированность региональных бюджетов, то оно характеризуется, во-первых, краткосрочностью, во-вторых, сдерживанием стимулов к саморазвитию территорий. В связи с этим необходим разумный баланс между рыночными и нерыночными заимствованиями с учетом региональных особенностей. Также необходимо обратить внимание на государственные гарантии, более активное использование которых в качестве экономического инструмента позволило бы отчасти компенсировать эффект вытеснения частных капиталовложений.
Сбалансированность бюджета и государственный долг субъекта Российской Федерации — важнейшие индикаторы финансово-бюджетной безопасности региона. Учет высказанных в данной статье рекомендаций позволит, на наш взгляд, принимать более обоснованные управленческие решения в области обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы и финансов региона.
Выводы
Обеспечение безопасности регионов не может быть одноразовым актом. Это непрерывный процесс, заключающийся в поиске, обосновании и реализации наиболее рациональных методов, способов и приемов обеспечения безопасности, своевременном выявлении потенциальных угроз безопасности.
Безопасность может быть обеспечена лишь при комплексном использовании всего арсенала сил и средств защиты, а также понимания важности вопросов обеспечения безопасности во всех структурных подразделениях объекта. Наибольший эффект достигается тогда, когда все используемые средства, методы и мероприятия объединяются в единый целостный механизм – комплексную систему безопасности, необходимым элементом которого является подготовка персонала и соблюдение им всех установленных правил по обеспечению безопасности.
Заключение
Обеспечение безопасности является одним из важнейших национальных приоритетов. Национальная безопасность стала объективно-необходимым условием обеспечения поступательного развития регионов страны, укрепления их самостоятельности.
В России принят ФЗ «О безопасности», который закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. Обеспечение безопасности не может быть одноразовым актом. Это непрерывный процесс, заключающийся в поиске, обосновании и реализации наиболее рациональных методов, способов и приемов обеспечения безопасности, своевременном выявлении потенциальных угроз безопасности.
Региональная экономическая безопасность – это такое состояние региональной экономической системы, при котором она способна адекватно реагировать и эффективно противостоять всем угрозам критического характера как внешним, так и внутренним. Сущность региональной экономической безопасности заключается в возможности действенного контроля со стороны региональных органов управления по эффективному использованию природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов, ускорению экономического роста, повышению качества продукции, конкурентоспособности производства.
Региональная экономическая безопасность – это комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики региона, обязательно предполагающий механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.
Обеспечение экономической безопасности является одним из важнейших приоритетов Свердловской области. Безопасность является объективно-необходимым условием обеспечения поступательного развития региона, укрепления его самостоятельности.
Проведенное исследование позволило определить проблемные сферы безопасности Свердловской области:
1) сокращения инвестиций приводят к сокращению обновления основных фондов, что ведет к увеличению износа этих фондов. Вследствие этого возможно в дальнейшем сокращение развития промышленности, что в свою очередь приведет к уменьшению ВРП;
2) в инновационной сфере региона выявлена угроза безопасности в недостаточных расходах на НИОКР, хотя просматривается тенденция в ежегодном увеличении данного показателя, что говорит о наращивании потенциала в этой сфере;
3) в финансовой сфере угрозу безопасности региона представляет такой показатель, как удельный вес региональных кредитных организаций в общем числе кредитных организаций региона;
4) большую угрозу экономической безопасности региона в сфере уровня жизни населения представляет индикатор дифференциации доходов населения, который более чем в два раза превышает допустимые значения и составляет 17,4. И ежегодное увеличение этого значения говорит о увеличении итак уже большого разрыва доходов между богатыми и бедными слоями населения;
5) темп роста потребительских расходов и ниже пороговых значений. Низкий рост реальных доходов населения уменьшает рост потребительских расходов населения. В свою очередь, недостаточный рост потребительских расходов населения может угрожать экономической безопасности региона тем, что рост спроса на рынке будет недостаточным, что может привести к сокращению производства и спаду экономического роста.
Безопасность может быть обеспечена лишь при комплексном использовании всего арсенала сил и средств защиты, а также понимания важности вопросов обеспечения безопасности во всех структурных подразделениях объекта. Наибольший эффект достигается тогда, когда все используемые средства, методы и мероприятия объединяются в единый целостный механизм – комплексную систему безопасности, необходимым элементом которого является подготовка персонала и соблюдение им всех установленных правил по обеспечению безопасности.