Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность и основные элементы системы обеспечения национальной безопасности
1.2. Региональная безопасность в системе национальной безопасности государства
Глава 2. Анализ уровня региональной безопасности на примере Свердловской области
2.1. Показатели региональной безопасности Свердловской области
2.2. Проблемы региональной безопасности в Свердловской области
Глава 3. Формирование системы индикаторов и направлений повышения безопасности регионов РФ
Так же, в этой сфере экономической безопасности присутствует показатель доли в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, который в Свердловской области находится ниже порогового значения и с 2013 г. тенденция шла к его уменьшению, но в 2017 г. данный показатель снова повысился.
Показателями, тесно связанными с экономикой региона, является темп роста потребительских расходов населения региона. В Свердловской области темп роста потребительских расходов и ниже пороговых значений. Низкий рост реальных доходов населения уменьшает рост потребительских расходов населения. В свою очередь, недостаточный рост потребительских расходов населения может угрожать экономической безопасности региона тем, что рост спроса на рынке будет недостаточным, что может привести к сокращению производства и спаду экономического роста.
Кроме того, еще два показателя экономической безопасности Свердловской области хоть и не превышают пороговых значений, но приближаются к ним с каждым годом. Это показатели в производственной и социальной сферах.
Такой показатель, как степень износа основных фондов промышленных предприятий, с каждым годом стремится к предельному значению, которое составляет 60%. Данный показатель в Свердловской области на 2017 г. составил – 52,6 процентов, что на 11,1% больше, чем в 2012 г. Возрастающая динамика данного показателя говорит о том, что на производствах сокращается обновление основных фондов и, следовательно, происходит увеличение износа этих фондов.
Высокий износ основных производственных фондов предполагает низкое качество производимой продукции и, как правило, большие затраты на содержание и ремонт оборудования. Высокая изношенность оборудования порой может привести и к различным негативным ситуациям, таким как производственные травмы сотрудников, аварии на производстве и даже к гибели.
Еще один показатель, который стремится к пороговому значению, - это уровень безработицы. В 2017 г. в Свердловской области безработица составляет примерно 6,5%, в то время, как пороговое значение – 7%.
Рост безработицы отнесен к рангу наиболее значимых угроз экономической безопасности, т. к. следствие безработицы – снижение уровня жизни, который в свою очередь ограничивает возможности экономического развития региона. Безработица является фактором бедности, и ее рост может отразиться на росте преступности.
Одним из факторов, значительно влияющим на уровень безработицы, можно считать заработную плату. Так, что причиной существования безработицы является нежелание рабочих работать за предлагаемую им ставку заработной платы. Уровень заработной платы имеет обратную связь с уровнем безработицы, то есть при увеличении заработной платы уровень безработицы сокращается.
Выводы
Обеспечение экономической безопасности является одним из важнейших приоритетов Свердловской области. Безопасность является объективно-необходимым условием обеспечения поступательного развития региона, укрепления его самостоятельности.
Проведенное исследование позволило определить проблемные сферы безопасности Свердловской области:
1) сокращения инвестиций приводят к сокращению обновления основных фондов, что ведет к увеличению износа этих фондов. Вследствие этого возможно в дальнейшем сокращение развития промышленности, что в свою очередь приведет к уменьшению ВРП;
2) в инновационной сфере региона выявлена угроза безопасности в недостаточных расходах на НИОКР, хотя просматривается тенденция в ежегодном увеличении данного показателя, что говорит о наращивании потенциала в этой сфере;
3) в финансовой сфере угрозу безопасности региона представляет такой показатель, как удельный вес региональных кредитных организаций в общем числе кредитных организаций региона;
4) большую угрозу экономической безопасности региона в сфере уровня жизни населения представляет индикатор дифференциации доходов населения, который более чем в два раза превышает допустимые значения и составляет 17,4. И ежегодное увеличение этого значения говорит о увеличении итак уже большого разрыва доходов между богатыми и бедными слоями населения;
5) темп роста потребительских расходов и ниже пороговых значений. Низкий рост реальных доходов населения уменьшает рост потребительских расходов населения. В свою очередь, недостаточный рост потребительских расходов населения может угрожать экономической безопасности региона тем, что рост спроса на рынке будет недостаточным, что может привести к сокращению производства и спаду экономического роста.
Глава 3. Формирование системы индикаторов и направлений повышения безопасности регионов РФ
Для разработки как государственной, так и региональной политики (например, антикризисных мер) требуется, кроме качественного описания экономики, также количественное определение границ безопасного развития. Критерий экономической безопасности позволяет оценить состояние экономики.
В системе показателей экономической безопасности выделяют: уровень и качество жизни; темпы инфляции; норму безработицы; экономический рост; дефицит бюджета; размер государственного долга; состояние золотовалютных резервов; деятельность теневой экономики; состояние экологии.
Японские ученые еще в 1980-х гг. разработали аналитический метод оценки «национальной силы» государства и провели сравнительный анализ предложенного ими индекса по ряду промышленно развитых стран. Национальная сила государства определяется способностью:
- вносить вклад в международное сообщество, в его экономическую, финансовую и научно-техническую сферу деятельности;
- выживать в экстремальных международных условиях (для определения ученые использовали индикаторы, характеризующие географическое положение страны, численность населения, природные условия, экономический потенциал, оборонный потенциал);
- продвигать и отстаивать свои национальные интересы.
Указанные составляющие исчисляются в виде индексов, а три индекса агрегируются в комплексный индекс национальной силы государства. В Государственной стратегии экономической безопасности записано, что для ее реализации должны быть разработаны количественные и качественные параметры состояния экономики выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны. Разработка методологии построения предельных или критических показателей очень сложна.
Это, прежде всего, связано со сложностью российской статистики. Достоверность и надежность статистики часто вызывает нарекания. Так, Госкомстат РФ не исчисляет дефлятор ВВП, а правительство оперирует собственными оценками этого трудоемкого показателя.
Эксперты Совета безопасности РФ разработали примерный перечень показателей для определения критериев и параметров экономической безопасности Российской Федерации.
К таким показателям относятся показатели, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Показатели экономической безопасности и их пороговые
значения
Показатели экономической безопасности |
Пороговое значение показателя |
1 |
2 |
1. Объем ВВП в целом. И в том числе на душу населения: |
75 |
- от среднего по «семерке», % |
50 |
- от среднемирового, % |
100 |
2 Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности, % |
70 |
3. Доля в промышленном производстве машиностроения, % |
20 |
4. Объемы инвестиций к ВВП |
25 |
5. Затраты на оборону, % к ВВП |
52 |
б. Расходы на научные исследования. % к ВВП |
2 |
7. Доля новых видов в объеме выпускаемой продукции, % |
6 |
8. Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного |
7 |
9. Продолжительность жизни населения, лет |
70 |
10. Отношение доходов 10 % самых высоходоходных групп населения к доходам 100% самых низкодоходных групп населения |
8 |
11. Уровень преступности (число преступлений на 100 тыс. населения), тыс. |
5 |
12. Расходы на образование, % к ВВП |
10 |
13. Уровень безработных по методологии МОТ, % |
7 |
14. Уровень инфляции за год |
20 |
15. Объем внутреннего долга, % к ВВП за сопоставимый период времени |
30 |
16. Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга, % к налоговым поступлениям бюджета |
25 |
17. Объем внешнего долга, % к ВВП |
25 |
18. Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета, % |
30 |
19. Дефицит бюджета, % к ВВП |
5 |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
20. Объем иностранной валюты по отношению к рублевой массе в |
10 |
21. Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей, % |
25 |
22. Денежная масса (М2), % к ВВП |
50 |
23. Доля импорта во внушением потреблении, % |
30 25 |
24. Дифференциация субъектов РФ по прожиточному минимуму, % |
1.5 |
Таблица 3
Критерии экономической безопасности государства и возможные последствия превышения их предельно допустимых значений
Наименование критерия и |
Источник данных |
Вероятные социально-экономические последствия превышения предельно допустимого уровня показателя |
1 |
2 |
3 |
Сфера экономики |
||
1. Уровень падения ВВП, 30- |
Официальная мировая |
Деиндустриализация науки |
2. Доля импортных продуктов питания, 30% |
Данные Международной |
Стратегическая зависимость |
3. Доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности, 40% |
Обобщенное значение |
Колониально-сырьевая структура экономики |
4. Доля в экспорте высокотехнологичной продукции, 10-15% |
Обобщенное значение |
Технологическое отставание экономики |
5. Доля от ВВП государственных заимствований в науку, 2 % |
Официальная статистика |
Разрушение интеллектуального потенциала |
Социальная сфера |
||
б. Соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения: 10:1 |
Обобщенное значение |
Аниагонизация социальной структуры |
7. Доля населения, живущего на пороге бедности, 10% |
Обобщенное значение |
Люмпенизация населения |
8. Соотношение минимальной и средней заработной платы, 1 : 3 |
Обобщенное значение |
Дисквалификация рабочей силы |
9. Уровень безработицы, 8-10% |
Обобщенное значение |
Рост социально обездоленных категорий населения |
Продолжение таблица 3
1 |
2 |
3 |
Демографические критерии |
||
10. Условный коэффициент |
Расчетное значение |
Вымирание населения страны |
11. Суммарный коэффициент |
Значение коэффициента, необходимое для простого воспроизводства |
Отсутствие простого замещения показателей |
12. Средняя продолжительность жизни населения, 75-79 лет |
Данные ООН по развитым странам |
Ухудшение здоровья |
13. Коэффициент старения населення (доля лиц, старше 65 лет в общей численности), 7 % |
Данные Госкомстата |
Старение населения |
Экологические критерии |
||
14. Суммарное поступление от экологических платежей (% от ВВП), 5% |
Данные ОЭСР (по |
Низкий уровень экологического контроля |
Девиантное поведение |
||
15. Уровень преступности |
Данные Академии МВД |
Криминализация общества |
16 Уровень потребления |
Данные ВОЗ |
Физическая деградация населения |
17. Число суицидов на 1 000 |
Данные Российского |
Психическая |
18. Уровень распространения психологической патологии на 1 000 населения, 284 |
Данные Минздрава РФ |
Психологическая деградация населения |
19 Доля граждан, выступающих за кардинальное изменение политической системы, 40% |
Данные социологических исследований (ВЦИОМ, Левада-центр) |
Делигитимизация власти |
20. Уровень доверия населения к нейтральным органам власти, 20-25% |
Данные аналитического |
Отчуждение власти от |
Формулировка категории экономической безопасности включает в себя три основные характеристики (свойства) национального хозяйственного комплекса: уровень его развития, степень адаптивности и уровень концентрации скрытых напряжений, обусловленных экономическими факторами.