Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность и основные элементы системы обеспечения национальной безопасности
1.2. Региональная безопасность в системе национальной безопасности государства
Глава 2. Анализ уровня региональной безопасности на примере Свердловской области
2.1. Показатели региональной безопасности Свердловской области
2.2. Проблемы региональной безопасности в Свердловской области
Глава 3. Формирование системы индикаторов и направлений повышения безопасности регионов РФ
Введение
Актуальность. Теоретические и практические исследования экономики регионов предполагают изучение различных аспектов организации экономической деятельности и управления ею в пределах определенной территории. К важнейшим из них относится и проблема обеспечения экономической безопасности региона. В последние два десятилетия вопросы экономической безопасности являлись объектом исследования в многочисленных научных работах, и к настоящему времени уже разработаны теоретические и методологические основы этой сферы государственного управления, но различия в подходах к некоторым определениям и категориям по-прежнему остаются, что позволяет рассмотреть отдельные точки зрения и сформулировать собственное видение решения некоторых вопросов. Так, в различных работах по-разному детерминируется место региональной экономической безопасности в общей структуре национальной безопасности.
Объектом исследования является региональная безопасность в системе национальной безопасности государства.
Предмет исследования – региональная безопасность на примере Свердловской области.
Цель работы – исследование региональной безопасности Свердловской области и разработка рекомендаций, направленных на ее повышение.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- исследовать сущность и основные элементы системы обеспечения национальной безопасности;
- рассмотреть место региональной безопасности в системе национальной безопасности государства;
- провести анализ безопасности Свердловской области;
- выявить проблемы обеспечения безопасности Свердловской области
- исследовать формирование системы индикаторов безопасности регионов РФ и определить пути повышения региональной безопасности Свердловской области.
Методологическую основу работы составляют методология и инструментарий экономической теории, экономики, финансов, теории национальной безопасности. При решении поставленных задач использовались общенаучные методы – анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, от частного к общему. В процессе подготовки работы использовались экономико-статистические методы, методы абстрактно-логических суждений.
Теоретическую базу исследования составили научные труды и публикации ведущих экономистов по проблемам региональной экономической безопасности.
Информационной базой исследования послужили официальные статистические данные о развитии экономики, материалы международных конференций и научных семинаров, информационные и аналитические материалы.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования обеспечения национальной безопасности на региональном уровне
1.1. Сущность и основные элементы системы обеспечения национальной безопасности
Российские специалисты активно стали заниматься проблематикой вопросов национальной безопасности начиная с 1990-х гг.
По мнению В. В. Барнина, экономическая безопасности: «Это такое состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу существованию государства».
И. Я. Богданов определяет экономическую безопасность как способность национальной экономики обеспечивать благосостояние нации и стабильность внутреннего рынка независимо от действия внешних факторов.
По мнению B. М. Гранатурова, под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы.
А. В. Колосов считает, что экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. Объектом защиты могут быть народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности.
По Л. И. Абалкину, экономическая безопасность – это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и в котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику.
Большинство авторов экономическую безопасность характеризуют как устойчивость экономической системы к воздействию внешних и внутренних факторов, а устойчивость требует ее развития. Если экономика не развивается, то возможность выживания резко сокращается. Устойчивость и развитие требуют динамического подхода к проблеме экономической безопасности. Это, прежде всего, связано с тем, что индикаторы экономической безопасности со временем могут и должны меняться.
Существующие трактовки экономической безопасности могут быть объединены в несколько групп. Авторы первой группы (Л. Абалкин) формулируют понятие «экономическая безопасность» как совокупность условий, защищающих хозяйство страны от внешних и внутренних угроз. Авторы второй группы (В. Сенчагов, Г. Гутман) связывают экономическую безопасность с таким состоянием экономики страны, которое позволяет защищать ее жизненно важные интересы. Авторы третьей группы (А. Городецкий, А. Архипов) под экономической безопасностью подразумевают способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на межнациональном и международном уровнях.
Анализируя далее трактовки экономической безопасности как совокупности условий и факторов, мы приходим к противоречию. С одной стороны мы обращаемся к пониманию экономической безопасности как среды, так как общеметодологическое понимание «среды» сводится именно к совокупности условий, влияющих на развитие объекта, которые представляют собой совокупность неких факторов влияния. С другой стороны, избегая понятия «среды» мы имеем дело в первую очередь с условиями, так как само явления фактора в методологической иерархии подчинено явлению условия.
Таким образом, экономическая безопасность рассматривается либо как среда, в которой развивается экономическая система, либо как совокупность условий. Однако условие, по определению, это и есть состояние системы – состояние системы, при котором существует вероятность возникновения события. Обращаясь к объему понятия экономической безопасности, можно утверждать, что в любом подходе преобладает понимание предмета экономической безопасности как состояния именно экономической системы. То есть в первую очередь экономическая безопасность – это некое состояние экономической системы.
Основные параметры экономической безопасности включают следующие аспекты:
- способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства:
- устойчивость систем – финансовой, банковской, национальной валюты; степень защищенности интересов вкладчиков; достаточность золотовалютного запаса; развитие российского финансового рынка и рынка ценных бумаг; снижение внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса; обеспечение финансовых условий для активизации инвестиционной и инновационной деятельности;
- определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики, как в обычных, так и в экстремальных условиях:
- положительное восприятие населением экономических реформ.
Экономическая безопасность является составной частью Системы национальной безопасности страны. Концепция зафиксировала, что национальные интересы России в сфере экономики являются ключевыми, К ним относятся: способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства; повышение благосостояния народа; устойчивость финансово-банковской системы; рациональная структура внешней торговли; независимость России на стратегически важных направлениях НТО; сохранение единого экономического пространства; создание экономических и правовых условии, исключающих криминализацию общества; обоснованная доля государственного регулирования.
В отличие от национальных интересов, угрозы в сфере экономики более изменчивы, в большей мере дифференцированы и не всегда предсказуемы, поскольку композиционное строение факторов политического, экономического и социального развития, факторов природной среды постоянно изменяется.
В концепции правового обеспечения экономической безопасности главным требованием является наличие индикативного анализа как метода экономических исследований, суть которого – выявить тенденции изменения показателей экономической безопасности, их интегрированность в обеспечение социально-экономической стабильности государства и его национально-государственных интересов.
Федеральный закон № 390 – ФЗ «О безопасности» (далее Закон «О безопасности») был принят Государственной Думой 7 декабря 2010 г., одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 г. и вступил в действие 28 декабря 2010 г. Закон «О безопасности» определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.
По структуре Закон «О безопасности» включает четыре главы.
Первая глава – «Общие положения» – включает статьи, касающиеся вопросов предмета регулирования закона, основных принципов обеспечения безопасности, к которым относятся: соблюдение прав и свобод человек и гражданина, законность, системность и комплексность, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности, взаимодействие органов государственной власти с организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности. Также в данной главе представлена структура и содержание деятельности по обеспечению безопасности, которая включает в себя: прогнозирование, анализ и оценку угроз безопасности; определение направлений государственной политики в области обеспечения безопасности; правовое регулирование вопросов безопасности; разработка оперативных и долговременных мер по предупреждению и устранению угроз безопасности, применение специальных экономических мер; внедрение современных видов вооружения, техники двойного гражданского назначения; организация научной деятельности в вопросах обеспечения безопасности, финансирование расходов на обеспечение безопасности и другие вопросы. В первой главе закона также нашли отражение вопросы государственной политики в области безопасности, правовой основы обеспечения безопасности, координации деятельности по обеспечению безопасности и международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.
Вторая глава Закона «О безопасности» определяет полномочия федеральных, региональных и органов местного самоуправления РФ в области обеспечения безопасности.
Третья глава Закона определяет статус Совета Безопасности, который является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Совет Безопасности также является совещательным органом по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности. Третья глава также определяет задачи, функции, состав Совета Безопасности, организацию его деятельности, порядок назначения и освобождения Секретаря Совета Безопасности, который является должностным лицом, обеспечивающим реализацию возложенных на Совет Безопасности задач и функций, процесс выработки и принятия Советом Безопасности решений в различных областях его компетенции.