Файл: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВИДОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМ КОНТРОЛЯ НА МАЛЫХ И КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • эффективность и результативность своей деятельности;
  • правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов;
  • достоверность и своевременность представления отчетности;
  • постоянный мониторинг результатов эффективности выполняемых контрольных процедур.

Снижение результативных показателей деятельности организации может быть вызвано множеством различных факторов, связанных с нестабильностью внешних экономических условий. Однако, в таких условиях, когда производственные возможности предприятия расширяются, а результаты его деятельности показывают отрицательную динамику, руководству следует повысить контроль за внутренней средой, уделить серьезное внимание вопросам организации более эффективной системы внутреннего контроля.

Организация внутреннего контроля на предприятии должна включать в себя разработку и установление стандартов внутреннего контроля, которые должны создаваться с учетом специфики его производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности. При этом должны быть разработаны способы определения и параметры допустимых отклонений, обеспечена возможность сопоставимости результатов контроля, проведения постоянного мониторинга реально достигнутых результатов внутреннего контроля с установленными стандартами контроля.

Чтобы система внутреннего контроля работала эффективно, следует в обязательном порядке доводить до сведения каждого специалиста организации, разработанные и принятые стандарты, а также достигнутые результаты контроля. Целесообразно анализировать все поступающие о результатах проведенного контроля данные. Необходимо проводить оценку полноты принятия и осуществления решений на основании полученных результатов контроля.

По итогам вышеописанных действий следует принять одно из решений:

  • проанализировать причины, которыми были вызваны выявленные отклонения, чтобы определить должностных лиц, виновных в их появлении, а также просчитать все возможные последствия, к которым могут привести установленные нарушения;
  • организовать устранение всех недостатков и выявленных отклонений;
  • пересмотреть действующие стандарты и принятые процедуры контроля.

Следует учитывать, что работники организации является одним из элементов внутреннего контроля, поэтому контролеру или другому сотруднику, на которого возложены функции по осуществлению внутреннего контроля, при выборе процедур контроля необходимо принимать во внимание поведение людей. Следует сформировать у работников определенную поведенческую модель, направленную на понимание необходимости постоянного и непрерывного внутреннего контроля. Контроль повседневной деятельности работников организации должен исключать саму возможность представлять руководству недостоверную или заведомо ложную информацию.


Чтобы найти взаимопонимание с работниками по данному вопросу необходимо выполнять следующие рекомендации:

  • принятие реальных для исполнения стандартов внутреннего контроля;
  • создание каналов обратной связи с подчиненными;
  • недопустимость чрезмерного контроля;
  • поощрение работников за качественное выполнение стандартов.

Основные принципы достижения эффективного внутреннего контроля можно представить в виде схемы (рисунок 1).

Рисунок 1 - Основные принципы эффективного внутреннего контроля

Эффективность системы внутреннего контроля достигается:

  • Возможностями подразделения внутреннего аудита кроме задач чисто контрольного характера, выполнять экономическую диагностику, разрабатывать финансовую стратегию, вести маркетинговые исследования, управленческое консультирование;
  • Определением оптимальных стратегических направлений при осуществлении мероприятий внутреннего контроля;
  • Своевременным и глубоким анализом результатов ранее проведенных контрольно-ревизионных мероприятий;
  • Соответствием проведенного контроля целям, которые он преследовал;
  • Своевременностью и эффективностью проведения контрольных мероприятий;
  • Отсутствием шаблона при проведении контроля;
  • Разумной экономичностью и простотой действий при проведении контроля;

При осуществлении внутреннего контроля могут использоваться различные контрольно-ревизионные процедуры. Одним из наиболее существенных методов внутреннего контроля в организации является инвентаризация. В практической деятельности часто бывает, что должностные лица формально подходят к этой процедуре. По мнению многих руководителей, основной целью инвентаризации является выявление остатков. Однако это только одна из задач, которые решает инвентаризация. С помощью инвентаризации осуществляется контроль за сохранностью материальных ценностей, а также выявляются изменения в имущественном состоянии организации, которые документально не оформлены и, следовательно, не отражены в учете. Инвентаризация является одним из фундаментальных приемов последующего фактического контроля, который необходимо четко определить во временных рамках и периодичности проведения, закрепить в локальных документах организации.

В итоге можно отметить, что четко налаженная система внутреннего контроля способствует предотвращению и решению многих проблем в финансово-хозяйственной деятельности организации и если руководство ставит перед собой и своим коллективом задачу эффективно работать, систему внутреннего контроля необходимо постоянно совершенствовать.


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

2.1. Организация системы контроля на предприятиях малого бизнеса

Для развития экономики, экономического роста, насыщения рынка товарами, создания новых дополнительных рабочих мест важны не только крупные предприятия, но и малые и микропредприятия. За последние годы в экономике России наблюдается увеличение численности малых предприятий (включая микропредприятий). Так по данным Федеральной службы государственной статистики количество малых предприятий выросло с 1836432 единиц в 2011 году до 2754577 в 2017 году, или на 49,99%. Доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте Российской Федерации в 2017 году составила 21,9%.[10]

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие установленным условиям.[11] Эти условия можно разделить на 3 группы: критерии юридические, критерии по численности и критерии по доходу.

К юридическим критериям относятся требования связанные формированием уставного капитала. Так в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, иностранных юридических или физических лиц, общественных и религиозных организаций и объединений, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). В уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

По критерию численности выделяют следующие категории субъектов малого и среднего предпринимательства:


  • средние предприятия — от 100 до 250 человек включительно;
  • малые предприятия — до 100 человек включительно;
  • микропредприятия — до 15 человек;

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий год для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства не должна быть больше:

  • средние предприятия — 2000 млн. руб.;
  • малые предприятия — 800 млн. руб.;
  • микропредприятия — 120 млн. руб.[12]

Приведенные критерии позволяют отметить, что малые предприятия могут очень сильно различаться по масштабам деятельности и численности. И рассматривая вопросы организации системы внутреннего контроля это необходимо учитывать.

Остановимся сначала на общем понятии внутреннего контроля. Закон "О бухгалтерском учете" требует организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.[13] При этом экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). При этом порядок организации внутреннего контроля конечно будет зависеть от масштабов деятельности предприятия, особенностей системы управления. Таким образом, если на малом предприятии или микропредприятии руководитель принял ведение бухгалтерского учета на себя, отсутствует требование необходимости организации системы внутреннего контроля.

На наш взгляд, согласиться с данной позицией нельзя. Внутренний контроль позволяет получить уверенность в том, что на предприятии обеспечивается эффективность и результативность деятельности, достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности, соблюдение законодательства при ведении бухгалтерского учета.

В некоторых случаях эффективность внутреннего контроля может быть ограниченна. Возникают различные внешние обстоятельства, на которые руководство экономического субъекта повлиять не может. Это изменения законодательства, экономической ситуации в отрасли, регионе, стране. Также возможны ошибки, связанные с принятием решений, ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности.


Организация системы внутреннего контроля зависит от характера и масштабов деятельности экономического субъекта и особенностей его системы управления. В соответствии с рекомендациями Минфина РФ[14] внутренний контроль осуществляют:

  • органы управления экономического субъекта;
  • ревизионная комиссия (ревизор) экономического субъекта;
  • главный бухгалтер или иное должностное лицо экономического субъекта, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;
  • внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) экономического субъекта;
  • специальные должностные лица, специальное подразделение экономического субъекта, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, предусмотренного иными федеральными законами;
  • другой персонал и подразделения экономического субъекта.

Необходимо предложить систему мер, позволяющую организовать внутренний контроль даже на самом маленьком предприятии. Для малых предприятий и особенно микропредприятий этот перечень может быть сокращен на наш взгляд до нескольких пунктов:

  • органы управления экономического субъекта;
  • главный бухгалтер или иное должностное лицо экономического субъекта, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;

Это в первую очередь связано с организационной структурой управления на предприятии. Для малых предприятий и микропредприятий характерна линейная организационная структура. При линейном способе исполнитель получает указания и подчиняется только одному руководителю. Решения руководителя обязательны для выполнения сотрудниками, оптимальной рабочей группой следует считать коллектив, с руководством которым справляется один человек, что характерно для коллектива не превышающего 15 человек. Однако в этом случае руководитель отвечает за все стороны деятельности коллектива, обязан один выполнять весь комплекс управленческих работ и часто испытывает большую информационную перегрузку. Частично контрольные функции делегируются отдельным сотрудникам, что позволяет не создавать штатное подразделение, занимающееся контролем. Основная проблема в таком варианте организации СВК (система внутреннего контроля) связана с опытом и квалификацией сотрудников малого предприятия, наделенных контрольными функциями.

Рассмотрим систему методов которые можно использовать при организации СВК при такой структуре управления и распределении полномочий. Представим процедуры внутреннего контроля бухгалтерского учета и особенности их применения на малых предприятиях (таблица 1). Контроль на таких предприятиях менее формален, но это не значит что он будет менее эффективен, чем на крупных предприятиях.