Файл: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВИДОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМ КОНТРОЛЯ НА МАЛЫХ И КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1 - Характеристика процедур внутреннего контроля

Процедуры

Характеристика процедуры

Особенности применения на малых и микро предприятиях

Документальное оформление операций и фактов хозяйственной жизни.

Записи в регистрах бухгалтерского учета должны осуществляться на основе первичных учетных документов

Должны выполняться общие требования, при этом малые предприятия могут использовать ограниченный (сокращенный) перечень учетных документов

Проверка оформления первичных учетных документов на соответствие установленным требованиям

Требования изложены в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», Налоговом кодексе РФ а также могут быть установлены в компании

Должны выполняться общие требования, изложенные в законодательных и нормативных документах

Санкционирование хозяйственных операций

Разрешение на совершение операций дается персоналом более высокого уровня.

Все операции санкционирует только руководитель

Сверка данных

Сверка расчетов с поставщиками и покупателями, остатков наличных денежных средств с остатками денежных средств по данным кассовой книги, остатков по счетам учета материальных запасов с данными склада и др.;

Должны выполняться общие требования, изложенные в законодательных и нормативных документах

Разграничение полномочий и ротация обязанностей

Подготовка первичных учетных документов, санкционирование хозяйственных операций и отражение их результатов в бухгалтерском учете, как правило, должны возлагаться на разных лиц

Возникают сложности с разграничением полномочий и ротацией кадров, связанные с ограниченной штатной численностью работающих.

Физический контроль

Охрана ценностей, ограничение доступа, инвентаризация объектов учета

Должны выполняться общие требования, изложенные в законодательных и нормативных документах

В рамках всего предприятия к методам контроля можно отнести физические способы охраны и контроля. Малые предприятия и микропредприятия в основном арендуют отдельные помещения и сооружения для ведения производственной деятельности. Поэтому функции охраны перекладываются на арендодателей. Однако и сами предприятия могут предпринять дополнительные меры с ограничением доступа к материальным ценностям. К этой же категории можно отнести проведение инвентаризации активов. Повышение квалификации сотрудников также будет способствовать улучшению системы внутреннего контроля.


На уровне руководителя организации это будет мониторинг - ежедневный контроль над всеми финансовыми и хозяйственными операциями. Это связано с тем, что в таких организациях руководитель подписывает и визирует все документы, одновременно проверяя их.

На уровне отдельных сотрудников это разделение обязанностей при наличии штатных возможностей. Примером такого разделения в сфере бухгалтерского учета является наличие главного бухгалтера и кассира на предприятии. Главный бухгалтер наряду с руководителем организации санкционирует кассовые операции и проверяет порядок их ведения. Кассир непосредственно принимает и выдает денежные средства, ведет кассовую книгу, составляет кассовые отчеты. На небольших предприятиях очень часто главный бухгалтер выполняет функции кассира и отсутствует возможность разделения обязанностей.

Примеры средств внутреннего контроля, которые можно порекомендовать для малых и микропредприятий:

  • разрешительные подписи руководителя на документах;
  • подшивка документов в специальные папки с приложением реестров этих документов;
  • подписи главного бухгалтера (сотрудника, отвечающего за ведение учета) на сформированных реестрах документов;
  • организованный документооборот в соответствии с разработанным графиком;
  • сверка расчетов;
  • инвентаризация;
  • анализ активов и пассивов;
  • применение актуальных версий компьютерных программ ведения бухгалтерского учета;
  • установление правил и процедур доступ к информационным системам, данным и справочникам, правила внедрения и поддержки информационных систем, процедуры восстановления и копирования данных;
  • использование средств и сервисов проверки отчетов и деклараций, предусмотренных спец. операторами передачи данных.

Поэтому необходимо также создавать схемы последовательности решения управленческих задач, внедрять процедуры внутреннего контроля, использовать методы экономического анализа. Последовательность решения задач в сфере бухгалтерского учета может быть представлена на малом предприятии в виде графика документооборота. Тем более, что любое предприятие в соответствии с ПБУ 1/2008[15] в приложении к учетной политике разрабатывает такой график.

2.2. Системы контроля на крупных предприятиях


Для эффективного функционирования корпораций на современном этапе особенно актуальны вопросы регулирования совокупной деятельности взаимодействующих бизнес - единиц: основного общества и дочерних обществ, дочерних обществ между собой. Системы внутреннего контроля корпораций в России находятся на стадии становления и характеризуются уклоном в оперативный контроль и аудит. Системное рассмотрение стратегических задач внутреннего контроля позволяет сформулировать главный приоритет: контроль взаимоотношений между организациями, входящими в холдинг.

В крупном бизнесе особенно актуальны вопросы совершенствования технологий управления, поскольку предметом регулирования становится совокупная деятельность взаимодействующих бизнес - единиц. Корпорация представляет собой форму организации предпринимательской деятельности, предусматривающая сосредоточение функций управления предприятием в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.[16] Известно, что именно в условиях корпоративизации создается почва для образования различных предпринимательских групп, в которых налаживаются имущественные и контрактные отношения между крупными, средними и мелкими структурами управления.[17]

Однако, как показывают исследования[18] простое, формальное объединение предприятий в корпорации не гарантирует эффективную ее деятельность.

Интересы всех структур корпорации должна, в рамках принятой общекорпоративной миссии и стратегии, увязывать материнская компания. Вполне очевидно, что чем больше бизнес участников включает корпорация и чем более разнообразна их деятельность (производство, торговля, финансы и др.), тем больший объем информации приходится при прочих равных условиях перерабатывать материнской компании для принятия обоснованных общекорпоративных управленческих решений.[19]

На современном этапе развития рыночной экономики система внутреннего контроля (СВК) является неотъемлемой частью системы управления по следующим основным причинам:

1. Для публичных компаний наличие СВК предусмотрено «Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг», утвержденным приказом ФСФР от 15 декабря 2004 г. № 04-1245/пзн. В этом документе содержится требование для публичных компаний, бумаги которых котируются на рынке ценных бумаг, сформировать в составе Совета директоров Комитет по аудиту; утвердить документ, определяющий процедуры внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента. Контроль над соблюдением этих процедур необходимо осуществлять отдельному структурному подразделению, которое представляет результаты о выявленных недостатках Комитету по аудиту.


2. Наличие эффективно работающих СВК для компаний, нуждающихся в международных инвестициях и кредитах, является определенной гарантией прозрачности и достоверности их финансовой отчетности и отсутствием в ней существенных ошибок, что весьма важно для международных кредитных организаций и инвесторов.

3. Деятельность квалифицированных внутренних аудиторов и контролеров, работающих в рамках СВК, способна, как показывает международная практика, активизировать в организации работу по внедрению МСФО, без применения которых невозможно участие организации в фондовых рынках и в зарубежных рынках капитала.

Любая управленческая функция, реализуемая в компании, глубоко интегрирована с контрольной, каждый этап управления сопровождается стадией контроля. Именно по этой причине достаточно сложно отделить контрольную функцию от других функций управления и описать ее в автономном режиме.

The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission – Комитет спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO) выпустил документ «Концептуальные основы контроля» для помощи компаниям в проведении оценки и совершенствовании их систем внутреннего контроля.[20]

Рисунок 2- Структура внутреннего контроля корпорации

Как видно из рисунка 2, в отличие от классической трактовки системы внутреннего контроля, в трактовке COSO выделены пять компонентов.

Отличительной особенностью предпринимательской деятельности в контексте корпоративных структур является существование тесных финансовых, организационных и иных связей, при наличии хозяйственной самостоятельности. Приобретения устойчивых связей между хозяйствующими субъектами корпораций, делает их структуру надежной и конкурентоспособной.[21]

Можно, таким образом, констатировать, что решающее значение для обеспечения качества корпоративного управления приобретают точность, надежность, своевременность информации о ходе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, получаемой в разрезе бизнес- участников корпорации и (или) основных продуктовых групп. Достоверность этой информации должна обеспечиваться системой внутреннего контроля корпорации.

В свою очередь, системе корпоративного управления необходим постоянный контроль со стороны акционеров за действиями управленческого персонала компании, поскольку интересы собственников и менеджеров не совпадают. Поэтому необходимо создание эффективно функционирующей системы внутреннего контроля.


Анализ российских моделей внутреннего контроля показывает, что в большинстве случаев они реализуются в основном по двум направлениям.

Первое направление - это ревизия, которая фокусируется на проверке сохранности и эффективном использовании активов, выявлении и ликвидации задолженностей и недостач. Второе направление - это внутренний финансовый аудит, который направлен на:

  • обеспечение достоверности бухгалтерско-финансовой отчетности,
  • оптимизацию налогообложения корпорации;
  • обеспечение сохранности активов корпорации.

В этом случае внутренний аудит фактически выполняет функцию внешнего аудита и во многом его дублирует и тем самым снижает свою эффективность. Можно констатировать, что системы внутреннего контроля корпораций в России находятся в стадии становления и характеризуются явным уклоном в оперативный контроль и аудит, который в методическом и инструментальном плане достаточно хорошо разработан.

Успех корпорации во многом зависит от того, как быстро внутренний контроль перерастет из функции, первоначально ориентированной на проверку финансово-бухгалтерской отчетности и минимизацию налогов, в функцию, охватывающую все аспекты деятельности корпорации и ориентированной на эффективность ее функционирования.

В настоящее время в российских компаниях холдингового типа система внутреннего контроля в той или иной степени представлена тремя элементами:

  • контроль внешней среды функционирования корпорации;
  • контроль деятельности материнской компании;
  • контроль деятельности входящих в корпорацию бизнес - единиц (дочерних, зависимых обществ, филиалов);

Системное рассмотрение стратегических задач и направлений деятельности системы внутреннего контроля позволяет сформулировать главный приоритет: контроль взаимоотношений между организациями, входящими в холдинг.

Данную проблему необходимо рассматривать в двух аспектах:

  • Определение типов связей между компаниями, входящими в холдинг, и вытекающих из этого обязательств.
  • Определение последствий данных взаимоотношений с точки зрения эффективности деятельности холдинга в целом и каждой компании в отдельности, а, с другой стороны, с точки зрения соблюдения налогового законодательства.

Одним из основных направлений внутреннего корпоративного контроля является осуществление контрольно-аналитических мероприятий по оценке качества корпоративного менеджмента, направленных на удовлетворение потребностей собственников в отношении информации обо всех функциональных бизнес-процессах.