Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объекты наблюдения представляют собой лица, обоснованно подозреваемые в их связи; места хранения похищенного; лица, поддерживающие отношения с разыскиваемыми преступниками.

Действия, совершаемые лицом, обоснованно подозреваемые в подготовке, совершении и сокрытии преступлений, поддержке связей с соучастниками и разыскиваемыми преступниками.

Согласно действующему законодательству и подзаконным актам, наружное наблюдение осуществляется в общественных местах (улицы, площади, магазины, метро и др.), Относится к внешнему (внешнему) надзору, и он не ограничивает конституционные права граждан. Однако надзор, связанный с проникновением в страну и гражданином, ограничивает его право на неприкосновенность, и это относится ко второй группе МПА, ограничивающей конституционные права человека и гражданина.

Наружное наблюдение - это оперативно-розыскная мера, представляющая собой визуальное, электронное или комплексное отслеживание и контроль поведения (действий) лица, направленное на получение информации о признаках его преступной деятельности и различных видов информации, необходимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Он не предполагает одновременного прослушивания телефонных разговоров. Прослушивание разговоров является самостоятельной оперативно-розыскной мерой. Как правило, речь идет о телефонных переговорах, закрепленных в статье 23 Конституции. Использование технических средств фиксации наблюдаемых событий само по себе не предопределяет необходимость специальных судебных решений, которые являются обязательным условием проведения определенных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина. В то же время, как отмечается в Конституционном Суда РФ от 20 марта 2007 г. N 178-0-0, это не освобождение органов и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, от обязанностей по соблюдению конкретных следственных действий исполнения законов, которые ранее не исключали применения различных мер контроля, в том числе судебного, за законность и обоснованность вмешательства и использования их результатов в уголовном судопроизводстве.

В процессе наблюдения можно выявить:

очевидцы преступления;

исполнители и участники;

места продажи краденого;

тайники и места хранения материальных ценностей для дальнейшего обеспечения возмещения материального ущерба лицом;

данные об образе жизни и криминальных связях подозреваемого;


тайные места незаконного сбора организованных преступных групп.

Наблюдение может быть: а) физическим; б) электронным; в) комплексным, т. е. сочетающим в себе элементы того и другого.

Физическое наблюдение, основанное на методе визуального отслеживания, относится к действиям сотрудников, специализирующихся на этих методах работы, которые осуществляются либо самим сотрудником, либо другими лицами от его имени. Во время физических наблюдений камера, аппаратное обеспечение видеокамеры могут использоваться для записи происходящего, а также маскирующие инструменты (изменение внешнего вида с помощью макияжа, оснащение стационарных наблюдательных постов и т. д.). Информация, полученная в результате такого наблюдения, обычно является достоверной, поскольку все события, связанные с поведением наблюдаемого объекта, находятся под контролем наблюдателя.

Электронное наблюдение, основанное на использовании специальных технических средств для контроля за действиями подозреваемого в помещениях и транспортных средствах, осуществляется сотрудником оперативно-технического подразделения. Электронное наблюдение может осуществляться с использованием звукозаписывающего оборудования для аудио-контроля и записи разговоров подозреваемых.

Всем видам наблюдений предшествуют:

изучение и оценка оперативным работником имеющихся материалов по объекту наблюдения;

изучение личностных характеристик объекта наблюдения, определение его социальной опасности и осознание способов реализации ОРД;

изучение особенностей территории, местности, по которой объект будет свободно перемещаться, и способов передвижения (отсутствие или наличие транспортных средств);

определение оптимальной численности работников и технических средств для успешного осуществления мониторинга и учета противоправных действий.

Следует подчеркнуть, что часто понятие эксплуатационно-технических мер заменяется понятием ОРД «наблюдение с использованием специальных технических средств ». При этом целесообразно установить правовые основы и условия проведения оперативно-технических мероприятий, а также разницу между ОРМ с использованием специальных технических средств для мониторинга отдельных лиц, объектов ОРМ и «наблюдения». Иначе мы долго не будем избавляться от противоречий в судебной практике.

Мониторинг является исключительно секретным событием, и физическое участие оперативного персонала в нем осуществляется по решению руководителя оперативного подразделения. Электронное наблюдение, ограничивающее конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, осуществляется на основании решения суда (например, электронное наблюдение в помещении осуществляется с использованием скрытых средств записи и передачи информации).


Объектами наблюдения являются оперативный персонал, сотрудники специализированных оперативно-розыскных и оперативно-технических подразделений. В некоторых случаях это лица, которые оказывают помощь на конфиденциальной основе.

Все виды видеонаблюдения в большинстве случаев требуют организационной и технической поддержки (секретная фотосъемка, запись видео или аудио на магнитных носителях). Наиболее сложные виды наблюдения осуществляются специализированными оперативными подразделениями (оперативно-техническими и оперативно-розыскными службами).

Результаты наблюдения заносятся в справку с приложением фотографий, дисков, видеокассет (оригиналов), которые после проверки в уголовном порядке могут быть переданы органам предварительного следствия или судье.

2.3.Оперативное внедрение

Оперативное внедрение - это оперативно-розыскная деятельность, которая заключается в приобретении оперативно-розыскным подразделением неофициального источника информации внутри или вокруг объекта оперативного интереса.

Объект внедрения - организованные преступные группировки (преступные объединения); лица, в отношении которых возбуждено дело об оперативно-розыскном производстве; отдельные граждане, подозреваемые в подготовке и совершении преступлений.

Субъектами оперативного внедрения могут быть сотрудники секретных оперативных подразделений, чье членство в органах внутренних дел зашифровано; работники оперативных подразделений, выполняющие свои обязанности на общественных началах; Лица, оказывающие конфиденциальную помощь органам, проводящим оперативно-розыскную деятельность.

В процессе оперативного внедрения на основании пункта 4 статьи 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативники могут использовать документы, шифрующие их личность, а также ведомственную принадлежность предприятий, помещений и используемых транспортных средств для заговора.

В соответствии с пунктом 8 статьи 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» запрещается использовать оперативное внедрение для тайного участия в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральные и местные органы власти, а также в деятельности политических партий зарегистрированы в установленном порядке партии, общественные и религиозные объединения с целью оказания влияния на характер их деятельности.


Лица, являющиеся членами преступных групп, могут имитировать преступную деятельность: часть 4 статьи 16 Федерального закона «О следственной и следственной деятельности» допускает причинение насильственного вреда защищенным интересам других лиц при законном исполнении служебных обязанностей.

Одной из актуальных проблем современной системы предупреждения преступности, совершаемой организованными группами, является отсутствие достаточного количества надежных источников информации о различных типах преступных групп в условиях объявленной Российской Федерацией «террористической» войны.

Разумеется, такие источники заложены в криминальных структурах сотрудников органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью, а также лиц, которые помогают этим правоохранительным органам конфиденциально.

В борьбе с организованными преступными группировками эффективный метод выявления или предотвращения особо тяжких преступлений и предотвращения особо тяжких последствий. Для этого используется направление (внедрение) криминальных работников оперативных работников и других лиц с их согласия.

В то же время при предотвращении преступных действий, совершаемых определенными группами, необходимо признать пробелы в законодательной базе Российской Федерации, что существенно влияет на эффективность работы лиц, принадлежащих к преступным группам и организациям.

Введение осуществляется двумя основными способами: 1) путем непосредственного участия субъекта (сотрудника следственного органа, лица, оказывающего конфиденциальную помощь); 2) путем привлечения к конфиденциальной помощи лиц из числа членов преступной группировки.

Информация о вменении в преступные группировки, сговоре работников с работниками или лицами, оказывающими помощь на конфиденциальной основе, является государственной тайной и может быть раскрыта только с их письменного согласия и в случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 12 Закон об ОРД)

Продолжительность оперативного внедрения может быть краткосрочной и долгосрочной.

Краткосрочное внедрение включает сбор информации посредством личного кратковременного контакта оперативного сотрудника или доверенного лица с объектом события.

Долгосрочное внедрение отличается от краткосрочного внедрения с точки зрения объекта, глубины внедрения и сложности задач. Этот метод используется для долгосрочного внедрения в организованных преступных группах и организованных преступных сообществах с межрегиональными и международными связями этнических преступных групп, действующих в различных секторах экономики.


Субъектами деятельности сотрудников ОРД являются секретные оперативные подразделения, сотрудники оперативных подразделений, а также лица, оказывающие конфиденциальную помощь следственным органам.

Организационно-техническое обеспечение оперативного внедрения включает планирование, принятие решений, принятие мер и обеспечение природоохранных мероприятий для внедряемых лиц.

Оперативное внедрение осуществляется на основании решения руководителя органа, осуществляющего осу (часть 7 статьи 8 Закона об ОРД). Решение обосновано: потребность в ОРМ, задачи, сроки выполнения, поведение исполняющей организации (легенда), пределы вариантов моделирования преступной деятельности в экстремальных ситуациях, безопасность вводимого лица и т. д.

В целях имитации преступной деятельности, введенной работниками Федерального закона от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», разрешается нелицензированное использование этих средств. В случае необходимости непреднамеренного участия введенного лица в противоправных действиях, он должен немедленно сообщить об этом руководителю операции. При отсутствии такой возможности оперативник самостоятельно создает среду, которая препятствует совершению преступления или позволяет ему избежать участия в предстоящем преступлении.

При осуществлении оперативной деятельности работники имеют право использовать документы, удостоверяющие их принадлежность правоохранительным органам, которые могут содержать различную информацию об их деятельности, подержанных транспортных средствах и т. Д. Кроме того, могут быть использованы эксплуатационные и технические средства записи информации и связи в чрезвычайных ситуациях. предоставляется работникам.

Сотрудники, задействованные в оперативном внедрении, в случае необходимости, после соответствующей легализации полученной информации, могут выступать в качестве свидетелей в уголовном процессе.

Информация, полученная в результате рассматриваемого события, составляется на основании отчета или справки оперативного работника или сообщения лиц, оказывающих конфиденциальную помощь.

2.4.Контролируемая поставка

Контролируемая поставка - это способ получения информации о признаках преступной деятельности путем перемещения товаров и объектов, находящихся под контролем правоохранительных органов, с целью выявления преступлений и лиц, причастных к их совершению.