Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
Контролируемая поставка товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, является оперативно-розыскной мерой, в рамках которой, с ведома и контроля органов власти, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, разрешается ввозить в Российскую Федерацию вывозить из РФ или перемещать ввозимые товары через территорию РФ. Решение о проведении контролируемой поставки ввозимых или вывозимых товаров принимает руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (лицо, его заменяющее), или заместитель руководителя указанного органа, курирующего оперативно-розыскную работу. Другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, осуществляют контролируемые поставки товаров по согласованию с таможенными органами. Порядок такой координации определяется соглашением между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области таможенного дела и другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Цели контролируемой поставки:
- во-первых, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также идентификация и идентификация лиц, которые их готовят, совершают или совершили (установление каналов для получения товаров и веществ, а также идентификация отправителей и получатели);
- во-вторых, получение информации о событиях или действиях (бездействии), представляющих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (предоставление доказательств преступной деятельности);
- в-третьих, создание имущества, подлежащего конфискации.
Контролируемая доставка осуществляется на основе конституционных принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах секретности, сочетания публичных и секретных методов и средств.
Уважение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении контролируемых поставок является приоритетной задачей. Таможенным органам (должностным лицам), осуществляющим контролируемые поставки, запрещается:
- раскрывать информацию, затрагивающую частную жизнь, личные и семейные тайны, честь и доброе имя граждан, и становиться известными в процессе контролируемой доставки без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
- подстрекательство, подстрекательство, подстрекательство в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);
- фальсифицировать результаты, полученные в ходе контролируемой доставки.
Объектами доставки являются предметы и товары, которые включают в себя:
предметы, вещества и продукты, свободная продажа которых запрещена или оборот которых ограничен (наркотики, оружие, культурные ценности, драгоценные камни и металлы и т. д.);
предметы, полученные преступным путем или сохраняющие следы преступления;
инструменты, средства совершения преступления (деньги, документы, оружие и т. д.).
Право осуществлять контролируемые поставки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров закреплено в ст. 49 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», который разрешает перемещение в пределах Российской Федерации ввоза (вывоза) или транзита через ее территорию этих объектов с ведома и контроля органов власти.
Контролируемые поставки товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых из России, осуществляются по согласованию с таможенными органами (часть 1 статьи 319 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
В зависимости от объекта различают следующие виды контролируемых поставок: 1) внутренние (осуществляются на территории Российской Федерации); 2) внешний (реализуется на территории нескольких государств); 3) транзит (осуществляется между двумя и более государствами через территорию России). При осуществлении внешних и транзитных поставок таможенные органы являются обязательным участником данного мероприятия.
Кроме того, поставки можно разделить на два типа: сопровождаемые (когда подконтрольный товар находится в грузе, багаже, сопровождаемый владельцем) и несопровождаемые.
При осуществлении контролируемых поставок допускается полное или частичное изъятие объектов контроля или их полная замена манекенами. Это действие выполняется актом. Полный или частичный арест осуществляется при доставке товаров, свободная продажа которых запрещена (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества). Полная замена объекта осуществляется в случае его повышенной опасности для жизни, здоровья человека и окружающей среды или если объект служит основанием для изготовления оружия массового уничтожения (радиоактивные вещества, токсичные газы и т. д.).
Предметы и вещества, запрещенные к обращению, могут перевозиться различными способами: пассажирскими, грузовыми (контейнерными), а также почтовыми отправлениями, письмами (в посылках).
Операторы почтовой связи обязаны оказывать помощь правоохранительным органам в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, во время оперативного мероприятия и процессуальных действий.
Если перемещение осуществляется по почте, но решение о доставке контролируемой доставки не было принято, сотрудники оперативных подразделений в случаях обнаружения запрещенных или ограниченных в обращении товаров или предметов их конфискуют.
Работники почтовых предприятий имеют право открывать любые почтовые отправления, если есть подозрение, что они могут содержать несанкционированные вложения. После открытия почтового отправления сотрудники почтовых предприятий составляют отчет о вскрытии, в котором перечислены все вещи и предметы, найденные в почтовом отправлении. Если есть запрещенные инвестиции, копия письма прилагается к этому письму. Если наркотики обнаружены, в акте указывается их наличие, упаковка, маркировка, количество и немедленно сообщается органам внутренних дел; сам почтовый отправитель после того, как факт обнаружения наркотика был задокументирован, а образцы, отобранные для лабораторных исследований, закрыты и дан его первоначальный вид. Сотрудники подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков немедленно принимают все необходимые меры для установления и своевременной проверки отправителя и получателя почты.
Субъектами доставки являются оперативный персонал, а также лица, оказывающие конфиденциальную помощь.
Организационно-техническое обеспечение поставок включает в себя: а) подготовку комплексного плана, утвержденного руководителем следственного органа, а также правил поставки предметов, веществ и продуктов, свободная продажа которых запрещена или ограничена в обращении ; б) контроль доставки с использованием визуального контроля за ее выполнением и фиксацией на специальном оборудовании.
Ввиду разнообразия методов контролируемых поставок их документация может быть различной: акты осмотра объектов и документов, сертификаты, объяснения граждан.
2.5.Оперативный эксперимент
Оперативный эксперимент - это способ получения информации путем воспроизведения скрыто контролируемых условий и объектов для проявления противоправных намерений лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении преступлений.
Оперативный эксперимент - это оперативно-розыскная деятельность, которая заключается в воспроизведении тайно контролируемых условий и объектов для проявления противоправных намерений лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении тяжких и особенно тяжких преступлений. Условия эксперимента не должны провоцировать, подталкивать человека к совершению незаконных действий, ставить его в обстоятельства, затрудняющие удовлетворение его потребностей законными средствами. Проведение оперативного эксперимента допускается только с целью выявления, пресечения и раскрытия преступлений средней тяжести, серьезных и особо тяжких преступлений, признаки которых определены в ст. 15 УК РФ.
Эксплуатационный эксперимент в соответствии с ч. 7 ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» осуществляется на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в ходе оперативного эксперимента допускается причинение вреда защищенным интересам личности и государства, если лицо на законных основаниях исполняет свои должностные или общественные обязанности. обязанность.
Объектами этого ОРМ являются лица, которые готовят, совершают или совершили преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления (часть 8 статьи 8 Закона об ОРД).
Более подробное определение этого ОРМ дается в международных документах, под оперативным экспериментом понимается игра действий ситуации и других обстоятельств незаконного события, а также осуществление необходимых экспериментальных действий по предотвращению преступных действий, выявлению лиц, подготовить и скомпилировать их, а также проверить и оценить собранные данные о возможности совершения определенных преступных действий или получения новых данных о незаконной деятельности.
Необходимость проведения оперативного эксперимента в большинстве случаев обусловлена необходимостью выявления намерений неизвестных лиц, совершающих серийные преступления, с использованием различных ловушек. В этом случае следует исключить искусственное создание доказательств совершения преступления, провоцирующего лицо на совершение противоправных действий.
Гарантией законности проведения операционного эксперимента является наличие обоснованного письменного решения, одобренного руководителем органа, проводящего расследование, и плана действий.
Учитывая оригинальность операционного эксперимента, приведены причины и условия его проведения. Это доступность информации о готовящемся, совершенном или совершенном преступлении средней тяжести, серьезном или особо серьезном для предотвращения, пресечения и раскрытия такого акта.
Поскольку эксперимент проводится путем создания скрытно контролируемой и контролируемой среды во внешней среде, секретность выражается только по отношению к лицам, имеющим оперативный интерес. В этом случае подозреваемый должен столкнуться с добровольным сознательным выбором своего поведения: совершать или не совершать уголовное преступление или отказаться от совершения уже начавшегося противоправного деяния. Также важно, чтобы чиновник до начала операционного эксперимента также имел свободу выбора и право добровольно отказаться от операционного эксперимента до конца.
Следует отметить, что в ходе эксплуатационного эксперимента при негласном использовании технических средств разрешается регистрировать процесс эксперимента и его результаты. Такие ситуации требуют особого правового подхода, учитывая, что права человека могут быть нарушены. В этом аспекте большой интерес представляет решение Большой палаты Европейского суда по правам человека, в котором установлено нарушение прав человека и основных свобод при проведении этого мероприятия с использованием скрытого радиомикрофона без разрешения суда, что является нарушением Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
При проведении операционного эксперимента достоинство и честь лиц, участвующих в нем и других лиц, а также создание угрозы их здоровью не допускаются.
Достоверность результатов операционного эксперимента достигается путем проведения экспериментальных действий в среде, максимально приближенной к реальности, и при отсутствии каких-либо провокационных действий со стороны оперативных подразделений.
В зависимости от конкретных целей, существует два вида этой деятельности. Первый - это операционный эксперимент, направленный на выявление неизвестных лиц. Суть его заключается в использовании «приманок» («ловушек») - специально подготовленных и контролируемых объектов, аналогичных тем, на которые преступники обычно вторгаются, например, «ловушки для автомобилей», «фирмы-ловушки», «объекты-ловушки» и т. д.
Целью второго типа эксперимента является документирование преступных действий, задержание конкретных лиц с поличным, чаще всего этот тип эксперимента используется для разоблачения взяточников.
Для обеспечения законности этой оперативной меры необходимо соблюдать следующие требования:
условия и предметы, использованные для проявления преступного умысла, воспроизведенные в ходе эксперимента, должны обеспечивать возможность выбора поведения подозреваемого (совершение или отказ от совершения преступления);
в процессе внедрения, как правило, должно использоваться пассивное поведение субъектов, вовлеченных в его реализацию, что позволяет выявить активные действия личности, убеждения, желания и сосредоточиться на конкретных преступлениях;
во время эксперимента запрещено провоцировать или заставлять человека совершать незаконные действия; поставить человека в обстоятельства, затрудняющие законные способы удовлетворения его потребностей.
Данные, полученные в результате оперативного эксперимента, могут способствовать: