Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность исследования. Совершенствование оперативно-розыскной деятельности (ОРД) предполагает выделение и тщательное изучение всех особенностей этого процесса, элементов его составляющих. Важнейшими структурными элементами оперативно-розыскной деятельности являются оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ).
К сожалению, в юридической литературе по этому вопросу не хватает ясности и точности. Это обстоятельство не может не сказаться на восприятии сущности и содержания оперативно розыскных мероприятий учеными и практикующими юристами. С учетом того, что оперативно-розыскные мероприятия в Российской Федерации уполномочены осуществлять различные правоохранительные органы и спецслужбы, проблема единообразного понимания и толкования ОРД и, соответственно, законности следственной деятельности перестает быть чисто научной. Это относится не только к конкретному оперативному работнику, но и ко всем, кто добровольно или невольно участвует в функционировании оперативно-розыскных органов, кто становится субъектом оперативно-розыскных правоотношений.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с оперативно-розыскной деятельностью.
Предметом исследования является законодательство, регулирующее виды оперативно-розыскных мероприятий.
Целью написания работы является изучение понятия и системы оперативно-розыскных мероприятий.
Задачи исследования направлены на достижение поставленной цели и включают в себя:
- раскрытие понятия оперативно-розыскных мероприятий;
- изучение правового регулирования оперативной деятельности;
- изучение системы оперативных мероприятий.
При написании работы были использованы труды в области уголовного права, оперативно-розыскной деятельности и соответствующего законодательства.
Методами, используемыми при написании работы, являются методы научного познания, анализа, синтеза, сравнительно-правовой и формально-правовой метод.
Глава 1. Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий
Понятие оперативно-розыскных мероприятий
С принятием Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" во второй главе определен перечень оперативно-розыскных мероприятий, закреплены основания и условия их осуществления, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности.
Однако законодатель не дает определения оперативно-розыскной деятельности, а просто указывает в статье 1 Закона, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется посредством оперативно-розыскных мероприятий, и их перечень определен в статье 6 Закона.
В теории оперативно-розыскной деятельности это вызывает недостаток общего понимания и зачастую противоречия в определениях оперативных мероприятий. Итак, А.Ю. Шумилов дает понятие оперативно-розыскной деятельности: «... как социально значимого, умышленного и конфиденциального (организационно-тактического аспекта), совершенного в соответствии с Федеральным законом« Об оперативно-розыскной деятельности », оперативно-розыскной активной деятельности (акция, действие или операция) через агрегат, который является ОРД. По этому определению он подразделяет те, которые указаны в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскные мероприятия по акциям, событиям и операциям, маркировка их актов, с которыми мы не можем согласиться.
Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведов, в котором они определяли мероприятия, как «набор действий, объединенных одной целью общественного интереса. В этом отношении мы ближе к точке зрения В.М. Амаджит, который считает, что оперативно-розыскная деятельность организована и осуществляется в соответствии с требованиями нормативных актов органов разведки и контрразведки, уполномоченных законодателем осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
Интеллектуальный характер исследований указан в справочном словаре Ф.Ю. Кваши, С. Е. Матвеева, К. В. Сурков: «Оперативно-розыскные мероприятия организованы и осуществляются в соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов органов разведки и контрразведки, уполномоченных законодателем на осуществление оперативно-розыскных мероприятий.
Но, по нашему мнению, А.Е. Чечетин дает наиболее точное описание оперативно-розыскной деятельности: «Оперативно-розыскная деятельность является компонентом, структурным элементом оперативно-розыскной деятельности, состоящей из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. Проблемы. Ниже указывается: «оперативно-розыскные мероприятия носят разведывательный характер и направлены на получение информации о лицах, которые планируют, готовят и совершают преступления, о наличии материальных следов преступления».
Фактически любая поисковая операция состоит из нескольких действий, включая любые организационные и тактические приемы. Например, даже такое распространенное событие, как «опрос», содержит ряд действий, таких как: подготовка к опросу, включая подготовку списка вопросов для респондентов; выбор места, времени и ситуации обследования; установление психологического контакта с гражданином в процессе прямого общения, использования публичного или частного аудио-видео оборудования; Регистрация результатов опроса и др. А.А. Чечетин считает, что оперативно-розыскные мероприятия носят следственный характер, то есть, направлены на поиск информации о лицах, которые готовят, готовят и совершают преступления.
Однако, несмотря на все, казалось бы, исчерпывающую характеристику определения оперативно-розыскных мер, вышеуказанные авторы, по нашему мнению, имеют один недостаток - все отмечают, что ОРД ориентирована исключительно на борьбу с преступностью. Однако согласно части 2 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», ОРД направлена не только на борьбу с преступностью, но в некоторых случаях она распространяется и на проверяемых лиц, поведение которых не связано с преступной деятельностью.
Итак, основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий может стать принятие решений: о доступе к информации, составляющей государственную тайну; при приеме на работу, связанную с эксплуатацией объектов повышенной опасности для жизни и здоровья людей и окружающей среды; при допуске к участию в оперативно-розыскных мероприятиях или доступе к материалам, полученным в результате его осуществления; на установление или поддержание прямых отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ; о безопасности реализации мероприятий по выдаче разрешения на проведение частных детективных и охранных мероприятий. Таким образом, законодатель значительно расширил полномочия должностных лиц, органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью, определив возможность сбора информации о любых фактах и лицах, представляющих оперативный интерес.
Во-первых, эти нормы вытекают из задач ОРД, направленных на проведение оперативно-розыскной профилактики, то есть на выявление причин преступлений, обстоятельств и условий, способствующих их совершению.
Во-вторых, этот закон регулирует правоотношения, объектами которых являются любые, в том числе и законопослушные граждане. Это правило уточняет, что у пограничных объектов есть осы, они могут быть любыми, включая проверяющих лиц.
Таким образом, с нашей точки зрения, определение оперативно-розыскных мероприятий может быть следующим: оперативно-розыскные мероприятия-это действия разведывательного и контрразведывательного характера, основанные на законодательных и нормативных актах, направленные на поиск и извлечение информации о лицах и фактах, имеющих стратегическое значение, а также должностных лицах, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
Система оперативно-розыскных мероприятий
Перечень оперативно-розыскных мероприятий определен статьей 6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и включает: опрос наблюдение, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочную закупку, изучение объектов и документов, наблюдение, идентификацию, осмотр помещений, зданий, сооружений, местности и транспортных средств, контроль почтовых, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных разговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное осуществление, контролируемую доставку, оперативный эксперимент.
Этот перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом. В ходе оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозаписи, фильмы и фотографии, а также другие технические и другие средства, которые не наносят вреда жизни и здоровью людей и не наносят ущерба окружающей среде.
Опрос - это разговор между оперативником и гражданином. Собеседование допускается только с добровольного согласия человека на собеседование и может проводиться где угодно. Лица, которые отказываются участвовать в собеседовании, не могут быть приглашены.
Наведение справок - это сбор информации о человеке, причастном к преступной деятельности. Запросы предполагают получение информации обо всех аспектах человеческой жизни. Полученные результаты (документы) оформляются протоколом и передаются по назначению - органам предварительного следствия или в суд.
Сбор образцов для сравнительного исследования заключается в приобретении объектов хранения информации, необходимых для дальнейшего сравнения с существующими аналогами путем удаления этих объектов. Изъятие предметов может осуществляться открыто или тайно различными способами, включая фотографирование, аудио- или видеозаписи, снятие отпечатков пальцев, тестовые покупки и т. Д.
Осмотр предметов и документов представляет собой судебно-процессуальное изучение предметов, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий. По результатам исследования выдается справка, которая может служить основанием для проведения судебно-медицинской экспертизы.
Проверочная закупка используется в качестве одного из методов сбора образцов для сравнительного исследования и в качестве независимой меры, подтверждающей приобретение предметов или веществ у лица, которое является фактом конкретного преступления. Предметом пробной покупки могут быть вещи, находящиеся в гражданском обороте и изъятые из него.
Наблюдение - это скрытое наблюдение за лицом, подозреваемым в преступной деятельности. Наблюдение может быть физическим, электронным или сложным, то есть сочетать элементы обоих. Электронное наблюдение может включать запись движений и разговоров подозреваемого. Все движения, действия и контакты человека записываются в хронологическом порядке во время наблюдения. Организация мониторинга связана с дополнительными нагрузками. Это может быть осуществлено только по решению руководителя оперативного органа субъекта Российской Федерации, как правило, в отношении лиц, подозреваемых в совершении тяжких преступлений. Электронное наблюдение, связанное с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, может осуществляться только на основании решения суда. По результатам наблюдения выдается сертификат с приложением полученных фотографий, фильмов или видеокассет.
Отождествление личности не является процессуальным способом выявления лиц, причастных к преступной деятельности. Отождествление личности может осуществляться различными способами: 1) с использованием боевых рабочих собак для распознавания запаха; 2) с участием очевидцев, в процессе нахождения лица в местах его вероятного появления; 3) с использованием информационного поиска в оперативной обстановке, следственных и криминалистических базах учета; 4) визуальной идентификации пострадавшего лица или свидетеля и т.д. по результатам идентификации выдается отчет сотрудника, выполнившего данное действие. При проведении опознания подозреваемого потерпевшим или очевидцем, участие последнего в опознании того же подозреваемого при производстве по делу, не представляется возможным.
Осмотр помещений, зданий, сооружений, местности и транспортных средств является оперативным осмотром этих объектов с целью поиска следов преступления. Опрос может быть гласным, секретным и зашифрованным. Общественная проверка проводится с согласия владельцев проверяемых объектов. В зашифрованном опросе оперативный сотрудник имеет право скрывать истинную цель события, а также использовать документы, зашифровывающие его личность, в целях секретности. При таком опросе участие представителя организации, от имени которого оно проводится, является обязательным. Тайная экспертиза скрыта от владельцев проверяемых объектов и заинтересованных лиц и допускается только на основании решения суда. Во время осмотра разрешается перемещать, фотографировать, копировать, маркировать обнаруженные объекты, устанавливать химические ловушки, создавать другие условия для образования следов.