Файл: Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс Тема урока Религия Древнего Египта Цели урока Образовательные Получение знаний о Древнем Египте.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс
Тема урока: Религия Древнего Египта
Цели урока:
Образовательные:
-
Получение знаний о Древнем Египте; -
Ознакомление с новыми интересными фактами из истории Древнего Египта;
Развивающие:
-
Развитие мыслительных и коммуникативных навыков;
-
Развитие критического мышления; -
Расширение кругозора учащихся;
Воспитательные:
-
Формирование интереса к истории; -
Воспитание чувства уважения к историческому и культурному прошлому Древнего Египта; -
Формирование у учащихся чувства прекрасного.
Оборудование: презентация ; учебник по истории Древнего мира, авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая,5 класс.
План урока:
-
Историческая разминка; -
Боги и жрецы; -
Египтяне поклонялись многочисленным богам; -
Миф об Осирисе и Исиде; -
Царство мертвых; -
Египтяне поклонялись священным животным; -
Закрепление изученного.
Ход урока:
-
Организационный момент. -
Вступление
Как картинка из книжки старинной,
Услаждавшей мои вечера,
Изумрудные эти равнины
И раскидистых пальм веера.
Продолжаем путешествие по Древнему Египту. В конце урока вы должны определить, какое божество находится в волшебной коробке. Условие: активная работа и максимум внимания!
Религиозные верования зародились у египтян, как и у других народов, еще в первобытные времена. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства. Вот почему поклонялись зверям ( льву, собаке, кошке), птицам (коршуну, соколу, ибису), крокодилам, лягушкам, змеям, жукам.
Они наделяли сверхъестественными свойствами растения ( например: пальму, тростник папирус). Эти верования сохранялись на протяжении всей истории Древнего Египта.
Наряду с этим у египтян возникла вера в могущественных богов. Их великое множество ( больше ста). На уроке вам предстоит познакомиться с богами Др. Египта.
Слайды 1-2
-
Историческая разминка
Давайте вспомним определения двух терминов. Работаем в паре с соседом.
Вывод: Египтяне- язычники.
Что за жук появился на слайде?
Жук- навозник связан с культом бога Хепри- богом восходящего светила. Он катит солнце перед собой, как катит жук- скарабей свой шар.
Слайд 3
-
Боги и жрецы
Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные существа- боги.
Слайд 4
Храмы- жилища богов. Египтяне считали, что жилища нужны не только людям, но и богам. Они строили храмы из тростника, глины, потом из камня.
Слайд 5
При храмах жили жрецы - служители богов. Жрецы были богаты и могущественны. Фараоны дарили храмам сады, пашни, золото, серебро, рабов.
Вопрос: Какие обряды совершал Верховный жрец?
Ответ: Натирал статую душистыми маслами, одевал ее, подносил вкусное угощение, а затем удалялся, пятясь, чтобы не повернуться к богу спиной.
Слайд 6
-
Египтяне поклонялись могущественным богам
Самым могущественным и прекрасным богом египтяне считали солнце. Его имя так и переводится «солнце». На голове бога ослепительно сверкает солнечный диск. Оживают растения, ликуют люди и звери, птицы поют. Все прославляют Амон- Ра.
Физкультминутка
Слайд 7
Миф о боге Солнца ( чтение)
Вопрос: Что происходит, когда день клонится к вечеру?
К кому египтяне обращались со словами: « Ты- великий кот!»
Ответ: В облике кота Амон-Ра вступает в схватку с богом тьмы Апопом. Сражение продолжается всю ночь.
Слайд 8
Геб и Нут
Люди живут на земле, а над ними раскинулся огромный шатер неба.
Слайд 9- 10
Миф о Гебе и Нут ( чтение)
Вопрос: За что Геб гневался на свою супругу?
Ответ: «Ты- как свинья, пожирающая собственных поросят».
И отец богов решил разделить Геба и Нут, высоко подняв небо над землею.
Слайд 11
-
Миф об Осирисе и Исиде
Особой любовью пользовались боги Осирис, Исида, Гор.
Вопрос: Что узнали люди от Осириса?
Ответ: Узнали, как выращивать злаки и виноград, выпекать хлеб, готовить вино, строить дома, лечить, почитать богов, добывать и обрабатывать медную и золотую руды.
Слайды 12,13,14,15
Миф об Осирисе и Исиде (чтение вслух с назначением)
Слайд 16
Вопросы:
-
Почему гроб считался лучшим подарком? -
Чего боялась Исида? -
Кто отомстил Сету? -
Какие явления природы египтяне объясняли с помощью мифа о смерти Осириса и его воскресении?
Ответы:
-
Египтяне смолоду готовились к жизни в стране мертвых; -
Боялась гнева Сета; -
Гор отомстил коварному Сету; -
Самое трудное время года в Египте - период засухи. Тогда умирает Осирис. Но вот разлились воды Нила, зазеленели поля и деревья. Это снова ожил Осирис.
Особым уважением пользовались: богиня Маат, Тот, Анубис
Слайды 17,18,19
-
Царство мертвых
Египтяне верили, что после смерти человек переселяется в царство мертвых. Там тоже свет и тепло, течет голубая вода, зреет зерно на полях и растут сладкие финики. Но не всякому человеку разрешат жить там после смерти!
Театрализация
На высоком троне в белых одеждах восседает владыка и верховный судья царства мертвых.
В царстве мертвых распоряжается бог Анубис, которого изображали с телом человека и черной головой шакала. Он приводит умерших на суд справедливого бога Осириса.
Египтянин давал клятву.
Писец богов – Тот записывает слова умершего.
Сердце человека кладут на одну чашу весов, а на другую маленькую фигурку богини Правды – Маат. Равновесие означало, что покойный был добрым и праведным человеком.
Солгавшего проглотит свирепое чудовище Амамат (с пастью крокодила, туловищем льва и задом бегемота)
Слайд 20
Вопрос: Скажите, что считалось дурным поступком в Др. Египте, считается и поныне.
Ответ: сквернословие, убийство, воровство, грабеж, убийство.
Египтяне заботились о сохранении тела умершего (бальзамирование, мумификация)
-
Египтяне поклонялись священным животным
Себек, Апис, Бастет
Вопрос :Почему, человека, которого утащил крокодил, хоронили с особыми
почестями?
Слайды 21,22,23
Физкультминутка
-
Подводим итог
Ученики называют имя божества, учитель демонстрирует фигурку богини Нут.
Отвечают на вопросы теста
Проверка
Слайд 24
-
Дом. Зад.