Файл: Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс Тема урока Религия Древнего Египта Цели урока Образовательные Получение знаний о Древнем Египте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс

Тема урока: Религия Древнего Египта

Цели урока:

Образовательные:

  • Получение знаний о Древнем Египте;

  • Ознакомление с новыми интересными фактами из истории Древнего Египта;

Развивающие:

  • Развитие мыслительных и коммуникативных навыков;

  • Развитие критического мышления;

  • Расширение кругозора учащихся;

Воспитательные:

  • Формирование интереса к истории;

  • Воспитание чувства уважения к историческому и культурному прошлому Древнего Египта;

  • Формирование у учащихся чувства прекрасного.

Оборудование: презентация ; учебник по истории Древнего мира, авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая,5 класс.

План урока:

  1. Историческая разминка;

  2. Боги и жрецы;

  3. Египтяне поклонялись многочисленным богам;

  4. Миф об Осирисе и Исиде;

  5. Царство мертвых;

  6. Египтяне поклонялись священным животным;

  7. Закрепление изученного.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступление

Как картинка из книжки старинной,

Услаждавшей мои вечера,

Изумрудные эти равнины

И раскидистых пальм веера.

Продолжаем путешествие по Древнему Египту. В конце урока вы должны определить, какое божество находится в волшебной коробке. Условие: активная работа и максимум внимания!

Религиозные верования зародились у египтян, как и у других народов, еще в первобытные времена. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства. Вот почему поклонялись зверям ( льву, собаке, кошке), птицам (коршуну, соколу, ибису), крокодилам, лягушкам, змеям, жукам.

Они наделяли сверхъестественными свойствами растения ( например: пальму, тростник папирус). Эти верования сохранялись на протяжении всей истории Древнего Египта.

Наряду с этим у египтян возникла вера в могущественных богов. Их великое множество ( больше ста). На уроке вам предстоит познакомиться с богами Др. Египта.

Слайды 1-2


  1. Историческая разминка

Давайте вспомним определения двух терминов. Работаем в паре с соседом.

Вывод: Египтяне- язычники.

Что за жук появился на слайде?

Жук- навозник связан с культом бога Хепри- богом восходящего светила. Он катит солнце перед собой, как катит жук- скарабей свой шар.

Слайд 3

  1. Боги и жрецы

Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные существа- боги.

Слайд 4

Храмы- жилища богов. Египтяне считали, что жилища нужны не только людям, но и богам. Они строили храмы из тростника, глины, потом из камня.

Слайд 5

При храмах жили жрецы - служители богов. Жрецы были богаты и могущественны. Фараоны дарили храмам сады, пашни, золото, серебро, рабов.

Вопрос: Какие обряды совершал Верховный жрец?

Ответ: Натирал статую душистыми маслами, одевал ее, подносил вкусное угощение, а затем удалялся, пятясь, чтобы не повернуться к богу спиной.

Слайд 6

  1. Египтяне поклонялись могущественным богам

Самым могущественным и прекрасным богом египтяне считали солнце. Его имя так и переводится «солнце». На голове бога ослепительно сверкает солнечный диск. Оживают растения, ликуют люди и звери, птицы поют. Все прославляют Амон- Ра.

Физкультминутка

Слайд 7

Миф о боге Солнца ( чтение)

Вопрос: Что происходит, когда день клонится к вечеру?

К кому египтяне обращались со словами: « Ты- великий кот!»

Ответ: В облике кота Амон-Ра вступает в схватку с богом тьмы Апопом. Сражение продолжается всю ночь.

Слайд 8

Геб и Нут

Люди живут на земле, а над ними раскинулся огромный шатер неба.

Слайд 9- 10



Миф о Гебе и Нут ( чтение)

Вопрос: За что Геб гневался на свою супругу?

Ответ: «Ты- как свинья, пожирающая собственных поросят».

И отец богов решил разделить Геба и Нут, высоко подняв небо над землею.

Слайд 11

  1. Миф об Осирисе и Исиде

Особой любовью пользовались боги Осирис, Исида, Гор.

Вопрос: Что узнали люди от Осириса?

Ответ: Узнали, как выращивать злаки и виноград, выпекать хлеб, готовить вино, строить дома, лечить, почитать богов, добывать и обрабатывать медную и золотую руды.

Слайды 12,13,14,15

Миф об Осирисе и Исиде (чтение вслух с назначением)

Слайд 16

Вопросы:

  • Почему гроб считался лучшим подарком?

  • Чего боялась Исида?

  • Кто отомстил Сету?

  • Какие явления природы египтяне объясняли с помощью мифа о смерти Осириса и его воскресении?

Ответы:

  • Египтяне смолоду готовились к жизни в стране мертвых;

  • Боялась гнева Сета;

  • Гор отомстил коварному Сету;

  • Самое трудное время года в Египте - период засухи. Тогда умирает Осирис. Но вот разлились воды Нила, зазеленели поля и деревья. Это снова ожил Осирис.

Особым уважением пользовались: богиня Маат, Тот, Анубис

Слайды 17,18,19

  1. Царство мертвых

Египтяне верили, что после смерти человек переселяется в царство мертвых. Там тоже свет и тепло, течет голубая вода, зреет зерно на полях и растут сладкие финики. Но не всякому человеку разрешат жить там после смерти!

Театрализация

На высоком троне в белых одеждах восседает владыка и верховный судья царства мертвых.

В царстве мертвых распоряжается бог Анубис, которого изображали с телом человека и черной головой шакала. Он приводит умерших на суд справедливого бога Осириса.

Египтянин давал клятву.

Писец богов – Тот записывает слова умершего.

Сердце человека кладут на одну чашу весов, а на другую маленькую фигурку богини Правды – Маат. Равновесие означало, что покойный был добрым и праведным человеком.

Солгавшего проглотит свирепое чудовище Амамат (с пастью крокодила, туловищем льва и задом бегемота)


Слайд 20

Вопрос: Скажите, что считалось дурным поступком в Др. Египте, считается и поныне.

Ответ: сквернословие, убийство, воровство, грабеж, убийство.

Египтяне заботились о сохранении тела умершего (бальзамирование, мумификация)

  1. Египтяне поклонялись священным животным

Себек, Апис, Бастет

Вопрос :Почему, человека, которого утащил крокодил, хоронили с особыми

почестями?

Слайды 21,22,23

Физкультминутка

  1. Подводим итог

Ученики называют имя божества, учитель демонстрирует фигурку богини Нут.

Отвечают на вопросы теста

Проверка

Слайд 24

  1. Дом. Зад.