Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Понятие и значение теоретических основ структуры системы управления
1.2. Характеристика видов теоретических основ структуры системы управления
1.3. Характеристика этапов проектирование и формирование структуры управления
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ХОЛ-КВ»
2.2. Дерево целей ООО «ХОЛ-КВ»
2.3 структуры управления ООО «ХОЛ-КВ»
ГЛАВА 3. Совершенствование структуры управления ООО «ХОЛ-КВ»
Элементами структуры управления являются:
- работник управления — человек, выполняющий определённую функцию управления;
- орган управления — группа работников, связанных определенными отношениями, состоящая из первичных групп;
- первичная группа — коллектив работников управления, у которого есть общий руководитель, но нет подчинённых[23].
Структура управления характеризуется наличием связей между её элементами.
Вертикальные связи могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи означают подчинение линейным руководителям, т.е. по всем вопросам управления.
Таблица 2
Преимущества и недостатки линейной структуры управления:
Преимущества |
Недостатки |
|
|
Функциональные связи имеют место при подчинении по определённой группе проблем функциональному руководителю.
Таблица 3
Основные преимущества и недостатки структуры
Преимущества |
Недостатки |
уменьшается потребность в специалистах широкого профиля |
|
Структура управления должна отражать цели и задачи фирмы, быть подчиненной производству и меняться вместе с ним. Она должна отражать функциональное разделение труда и объём полномочий работников управления. При этом полномочия определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. Полномочия руководителей ограничиваются факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями, принятыми традициями и нормами. Важное значение имеет реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры — с другой[24].
Важнейшими требованиями, которым должны удовлетворять организационные структуры управления, являются:
- возможно меньшее число ступеней иерархической лестницы,
- разумная гибкость,
- минимум затрат времени на принятие и реализацию обоснованных решений.
При этом необходимы:
- обеспечение адекватности организационной структуры управления внутренней структуре объекта управления;
- определение состава, содержания и объёма функций, которые должны реализоваться в данной системе;
- подготовка положений о каждом структурном подразделении;
- установление критериев эффективности работы аппарата управления, его структурных подразделений и отдельных работников[25].
Транспортная компания «ХОЛ-КВ» является небольшой организацией, в которой насчитывается 17 человек, включая директора. В таких условиях организационная структура управления выглядит следующим образом:
Директор |
Начальник диспетчерской службы |
Зам. директора по финансам и персоналу |
Начальник службы перевозок |
Диспетчеры |
Бухгалтерия, отдел кадров |
Складские рабочие, водители |
Рис. 5. Структура ООО «ХОЛ-КВ»
В данной структуре нет необходимости отдельно выделять подсистему обеспечения управления.
Структура управления ООО «ХОЛ-КВ» характеризуется наличием связей между её элементами.
Вертикальные связи могут носят линейный характер.
Линейные связи означают подчинение линейным руководителям, т.е. по всем вопросам управления.
Преимущества и недостатки линейной структуры управления были рассмотрены выше. Применительно рассматриваемой компании преимущества данной структуры являются бесспорными:
- единство и четкость распорядительства;
- согласованность действий исполнителей;
- четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным;
- быстрота реакции в ответ на прямые указания;
- получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами;
- личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего предприятия.
Вместе с тем недостатки, описываемые в различной литературе, практически неприменимы к данной структуре управления:
- высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными, что ограничивает возможности руководителя по эффективному управлению – директор компании является менеджером по образованию, имеет опыт практической управленческой деятельности, а также опыт работы в транспортной компании;
- перегрузка менеджеров высшего уровня, огромное количество информации, поток бумаг, множественность контактов с подчиненными и вышестоящими; тенденции к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких подразделений – неактуально для рассматриваемого объекта;
Таким образом, линейная структура управления является естественной и единственно возможной для ООО «ХОЛ-КВ».
Для регулирования деятельности диспетчерской службы разработано штатное расписание для рабочих и служащих, две должностные инструкции для управленческого персонала и одно положение о диспетчерской службе.
Должностные инструкции и положение о диспетчерской службе приведены в приложении 2. Штатное расписание приведено в табл. 1, 2 приложения 3.
ГЛАВА 3. Совершенствование структуры управления ООО «ХОЛ-КВ»
3.1. Функции подразделений
В результате проведенного исследования каждое подразделение наделено следующими полномочиями.
Структуру фирмы составляют следующие подразделения:
1. Диспетчерская служба.
В функциональные обязанности службы входят:
- прием заказов на перевозку грузов;
- передача полученных заказов в службу перевозок;
- ответы на вопросы клиентов.
2. Служба перевозок выполняет следующие функции:
- каждого клиента «ведет» менеджер перевозок, который отслеживает весь путь груза от пункта отправки к пункту назначения;
- менеджеры перевозок находят складские помещения в тех городах, где нет представительств фирмы;
- отдел заключает договора на аренду складов и транспорта.
3. Отдел финансов и персонала. Обязанности:
- ведение бухгалтерского учета;
- прием на работу, перевод внутри фирмы и увольнение с работы;
- ведение документооборота.
3.2. Реализация стратегических целей ООО «ХОЛ-КВ»
Когда стратегический план разработан, перед менеджером стоит задача превратить его в действия с хорошими результатами. Если разработка стратегии прежде всего предпринимательская деятельность, то ее реализация - это внутренняя административная деятельность. Детали такой деятельности зависят от конкретной ситуации. Однако имеются повторяющиеся ключевые задачи этого процесса (рис. 6).
Рис. 6. Ключевые задачи реализации стратегии
Каждая из ключевых задач разлагается на ряд подзадач.
Организация, способная осуществить стратегию, должна включать:
- разработку внутренней организационной структуры исходя из нужд стратегии;
- создание отличительных преимуществ, на которых базируется стратегия;
- выбор людей на ключевые позиции.
Разработка бюджета, обеспечивающего реализацию стратегии, предусматривает:
- наделение каждой организационной единицы бюджетом, обеспечивающим выполнение ее части стратегического плана;
- контроль за эффективным использованием ресурсов.
Создание внутренних административных обеспечивающих систем требует:
- определения и управления политиками и процедурами, влияющими на стратегию;
- разработки административных и оперативных систем для действия в стратегически критических ситуациях.
Разработка системы оплаты и поощрения должна включать:
- мотивацию организационных единиц и персонала в интересах реализации стратегии;
- разработку системы материального и морального поощрения;
- развития управления по результатам.
Развитие корпоративной культуры применительно к стратегии включает:
- установление частных показателей;
- определение этических стандартов;
- создание рабочей обстановки поддержки стратегии;
- воспитание духа работы на высоком культурном уровне.
Реализация стиля стратегического руководства требует:
- управления процессом роста показателей, культуры фирмы и содействия стратегии;
- поддержки организационных инноваций и новых возможностей;
- участия в политике реализации стратегии, поддержке производственных возможностей и организационного консенсуса;
- упора на этические стандарты в поведении;
- инициативы корректирующих действий для улучшения методов реализации стратегии.
Таблица 4
План-график реализации стратегических целей
Подразделение |
Задачи |
Необходимые ресурсы |
Сроки и источники поступления ресурсов |
Сроки реализации |
Директор |
Достижение конкурентного преимущества на рынке перевозок |
Расходы на рекламу и формирование единой профессиональной команды |
Прибыль |
До конца 2009 г. |
Отдел финансов и персонала |
Увеличение объемов реализации услуг |
Поиск новых рынков сбыта |
- |
До конца 2009 г. |
Служба перевозок |
Отлаживание системы перевозок, исключение «провальных» звеньев системы |
- |
- |
До конца 2009 г. |
Диспетчерская служба |
Систематический сбор и анализ информации о динамике потребностей действительных и потенциальных клиентов фирмы |
- |
- |
Систематически |
Стратегия ООО «ХОЛ-КВ»» нацелена на рост и перспективное решение существующих проблем путем совершенствования качества услуг, систем менеджмента и маркетинга, используя собственные сильные стороны и возможности внешней среды, а также, принимая во внимание факт наличия сильных конкурентов, предприятию необходимо придерживаться стратегии избирательной реакции на поведение конкурентов в области рекламы, ценообразования. Целесообразно предложить компании придерживаться стратегии роста, осуществляющегося путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего, увеличения ассортимента услуг, развития конкурентных преимуществ в области качества и ценовой политики. Данная альтернатива характерна для динамично развивающихся отраслей.