Файл: Понятие, виды и задачи следственного осмотра, правовые основы. Следственный осмотр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4) Устанавливается профиль дороги, наличие продольного или поперечного наклона, его величина, наличие или величина обочины, кюветов, их глубина; если дорожно-транспортное происшествие имело место на закруглённом участке дороги - определяется радиус закругления.

5) Фиксируется находящиеся в зоне дорожно-транспортного происшествия дорожные знаки, их местонахождение, светофоры или семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, островки безопасности, состояние краски и расположение дорожной разметки, остановки общественного транспорта, рельсовые пути, неохраняемые переезды, подземные и надземные переходы, иные объекты имеющие отношение к дорожно-транспортному происшествию (дома, деревья, кустарники, километровые знаки, телеграфные и электроосветительные мачты и т.д.). Все элементы дорожного участка измеряются по ширине, а кювет, кроме того, по глубине и наклону откосов. Отмечается наличие и высота бордюра, наличие или отсутствие размеченной осевой линии и её вид ( сплошная, прерывистая), наличие или отсутствие обочины.

6) Выясняется характер освещенности на месте дорожно-транспортного происшествия, наличие, количество и вид осветительных приборов, находящихся в зоне дорожно-транспортного происшествия, интенсивность естественного света (солнечного или лунного), погодные условия, степень видимости объектов, имеющих отношение к дорожно-транспортному происшествию.

7) Если дорожно-транспортное происшествие имело место на регулируемом перекрёстке, устанавливается характер обзорности со всех сторон, места установки светофоров, режим их работы, наличие иных средств регулирования движения на перекрёстке и на каждой из улиц, примыкающих к нему.

8) При заносе или опрокидывании транспортного средства на закругленном участке дороги с помощью специалиста устанавливается радиус, по которому двигалось это транспортное средство.

9) Если дорожно-транспортное происшествие произошло при обгоне, осматривается участок дороги, несколько превышающий по длине расчетный путь обгона, при этом обращается внимание на состояние дороги, наличие и видимость дорожных знаков, характер обзорности и дальности видимости по всему участку обгона.

10) Выявляются и фиксируются признаки, указывающие на направление движения каждого из транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию.

11) Обнаруживаются, фиксируется и по возможности изымаются все следы, возникшие в результате дорожно-транспортного происшествия.


а) следы протектора шин автотранспортных средств;

б) отделившиеся от них части, частицы загрязнений; том числе попавшие на дорожное покрытие, в кювет, на обочину, на иные транспортные средства, на одежду и тело потерпевших.

в) следы подтекания технологических жидкостей: бензина, дизельного топлива, тосола смазочных масел, жидкости для мытья стёкол, тормозной жидкости, электролита аккумулятора;

г) следы крови, возникшие в результате телесных повреждений любых участков дорожного движения. Настольная книга следователя, под редакцией А.И.Дворкина Москва 2006год

На месте дорожно-транспортного происшествия могут остаться следующие виды следов протектора шин: отпечатки, следы скольжения, следы проскальзывания.

Отпечатки - это следы оставленные протекторами шин, когда колёса транспортного средства свободно вращаются (динамические или следы качения) или транспортное средство длительное время стоит (статические). Отпечатки хорошо видны как вдоль, так и поперёк следа. В зависимости от вида и состояния дорожного покрытия эти следы могут быть как объёмные, так и поверхностные (наслоения, отслоения). Объёмные следы образуются на мягком грунте (земле, пыли, снегу). Поверхностные следы образуются на твёрдом покрытии дорог (асфальте, бетоне), плоских предметах, лежащих на пути следования автомобиля (мотоцикла, мотороллера), одежде потерпевшего при наездах. Поверхностные следы могут быть позитивными, в них отображаются только выступающие части рисунка протектора, и негативными, образующимися за счет грязи. При этом рельефные (выступающие) части образуют пробелы. Часто одни и те же поверхностные следы шин на одних участках дороги могут оказаться позитивными, на других - негативными.

Следы скольжения - юза - это полосы, оставленные на дороге смещающимися шинами заторможенных, т.е. не вращающихся колёс. Если шина скользит в плоскости колеса, то её след легко отличить от отпечатка, так как рисунок протектора не виден поперёк следа, но оставляет определённое количество продольных линий. Если шина скользит параллельно оси колеса, то ширина следа равна габаритному размеру зоны контакта шины с дорогой. В этом случае никакие особенности рисунка не видны.


Следы проскальзывания - следы, которые являются результатом одновременного скольжения и вращения колёс. Сравнительно легко обнаружить подобные объёмные следы колёсного транспорта на мягком грунте (земле, снегу). Гораздо труднее - на твёрдом грунте, асфальте. Иногда поверхностные следы можно обнаружить только при косопадающем освещении. Поверхностные позитивные следы хорошо видны на покрытии дороги (асфальте, бетоне), после того как колёса переехали участки дороги, покрытые водой, пылью, грязью и т.п. Негативные следы шин можно обнаружить в конце следа торможения, когда колёса, двигаясь некоторое расстояние по асфальтированному или бетонному покрытию дороги «юзом», вбирает в себя стирающиеся частицы протектора и грязь с покрытия дороги.

При полной остановки транспортного средства эти частицы, выпадая из углубленного участка протектора, отображают рисунок его строения. Особенно чётким отображением бывает в следах шин с мелким рисунком протектора.

При осмотре следов шин автомобиля следует установить:

а) вид и состояние грунта или покрытия дороги, где обнаружен след;

б) вид следов (объёмные, поверхностные);

в) расположение следов ( на повороте, на проезжей части, на полосе встречного движения, на обочине, тротуаре и т.п.);

г) количество следов

д) ширину каждой беговой дорожки ( следов протектора);

е) соотношение следов передних и задних колёс

ж) максимальную глубину объёмных следов по отношению к поверхности дороги.

з) размер колеи;

Колея определяется измерением расстояния между центрами следов левого и правого колёс. При наличии следов двухскатных колёс измеряется расстояние между средними линиями отпечатков скатов. Если следы неполные, нужно измерить расстояние между аналогичными элементами рисунков следов.(рисунок №2)

и) строение рисунка протектора (состоит из шашек, извилистых, ломаных и т.д.);

к) форму, размеры и расположение отпечатков особенностей поверхности колеса или шины;

л) базу автомобиля. Базой автомобиля называется расстояние между передней и задней осью. Если у автомобиля три оси, базой считается расстояние между передней осью и условной линией, проходящей между двумя задними осями;

м) длину следа одного оборота колеса.(рисунок №3)

н) длину следа торможения. Признаки направления движения (рисунок №4)

о) уклон дороги и радиус поворота.

Следы торможения - один из наиболее важных объектов, подлежащих осмотру при дорожно-транспортном происшествии. Поскольку они являются исходным пунктом для установления ряда обстоятельств: направления движения и скорости автомобиля, взаимного удаления автомобиля и человека при наездах на людей, транспортных средств при столкновении, остановочного пути автомобиля и других (рисунок №5). Характер следов торможения служит ключом к расшифровке действий водителя и движения машины, её технического состояния и т.д. Так, криволинейные следы отпечатков протектора могут свидетельствовать о попытке избежать происшествия торможением и манёвром. Иванов Л.А. Следственный осмотр при расследовании транспортных происшествий, Саратовский юридический институт МВД Р.Ф. 1993год.


Прерывистые следы торможения иногда свидетельствуют о том, что машина двигалась с большой скоростью и водитель, предотвращая опрокидывание автомобиля от резкого торможения, постепенно снижал скорость. Измерение и фиксация характера следа торможения являются крайне важными, так как на этой основе с учетом других данных (коэффициенты сцепления шин с дорогой и эксплуатационные условия торможения, время нарастания замедления при экстренном торможение, величина угла профильного уклона дороги) специалист может установить скорость движения автомашины.

Процесс торможения технически исправного автомобиля характеризуется равномерной блокировкой всех колёс. Его движение в процессе торможения прямолинейно. Отклонение от прямой может быть объяснено, например, наличие поперечного уклона дороги. Если же не все колёса блокируются одновременно, то машина будет отклоняться в сторону ранее заблокированных (левых или правых) колёс. Такие следы могут указывать на неправильную регулировку колёс. На обледенелой дороги не происходит достаточного сцепления шины с дорожным покрытием и следы не имеют ярко выраженного характера. Скольжение колёс вызывает подтаивание льда, который затем подмораживается, а затем, приобретает другой вид. Это явление и позволяет обнаружить следы движения невращающихся колёс. В начале торможения передняя часть машины под действием различных сил опускается, происходит «клевок». При этом увеличивается давление на шины колёс, возрастает площадь контакта шины с дорогой. Вот почему следы торможения вращающихся колёс имеют вид отпечатка, размеры которого несколько больше размеров рисунка протектора. При осмотре следов торможения надо иметь ввиду, когда водитель нажимает на педаль тормоза, этот фактический момент не совпадает с началом следа (машина уже замедляет движение, а рисунок протектора ещё не отражает этого процесса на дороге). Длину тормозного пути замеряют от начального видимого отпечатка протектора (а при его отсутствии - от начального следа скольжения) до окончания чётко видимого следа протектора (или следа скольжения). Точное значение длины тормозного пути данного транспортного средства имеет существенное значение
, так как эта величина является исходной при вычислении скорости движения машины в момент аварии, определении полного остановочного пути и установлении технической возможности предотвращения вредных последствий.

Нельзя оставить без внимания внешний вид тормозного пути, на котором бывает; отпечатки чётко выраженного рисунка протектора, следы скольжения колёс по асфальтному покрытию, признаки смешения, когда отпечаток рисунка протектора переходит в след скольжения, или наоборот.

Следы протектора шин имеют некоторые особенности, которые в наиболее обобщённом и упрощенном виде сводятся к следующим основным моментам:

1) При движении машин по прямой линии протекторы передних и задних колёс большинство машин прокладывают на дороге колею одинаковой или почти одинаковой ширины и поэтому задние колёса стирают полностью или частично отпечатки рисунка, оставленные протекторами покрышек передних колёс, и на грунте сохраняются в основном следы протекторов покрышек только задних колёс (рисунок №6-7). Для того, чтобы разыскать отпечатки протекторов всех четырех покрышек, необходимо найти такой участок дороги, где машина сделала поворот. При повороте на грунте остаются следы всех четырех колёс. (рисунок №8)

2) Следы и степень пригодности протекторов шин для дальнейшего исследования зависит не только от характера грунта, но и от его состояния. Лучше всего следы фиксируются на мягком грунте - в густой грязи, во влажном песке, в размягченном во время жары асфальте или гудроне. В этих случаях на дороге остаются негативные (вдавленные) следы рисунка протекторов покрышек. Выпуклые части протектора имеют в негативных следах вид углублений. Хуже следы рисунка протекторов покрышек видно на сухой, твёрдой дороге. На твёрдом асфальте, как правило, остаются позитивные (поверхностные) следы, иногда едва различимые, в виде лентообразных полос. Очень хорошие, пригодные для целей идентификации поверхностные следы на твердом грунте остаются в тех случаях, когда машина проехала через какое-нибудь красящее или опыляющее вещество, например через маслянистое пятно, жидкую глину, тонкую пыль и др.

3) При небольшой скорости движения легкового, не груженного автотранспорта по рыхлому грунту, на мокром песке, грязи, мокром снеге дно следа протектора имеет вид зубцов, обращенных своей утолщенной частью в сторону, обратную движению; в сторону движения обращены пологие стороны зубцов.

4) При более быстром движении машин любых марок, на сыпучем грунте (сухой снег, пыль, сухая мелкая земля, сухой песок) образуются иные следы, позволяющие следить о направлении движения: по обе стороны следа располагаются частицы грунта в виде веера, который острой стороной обращен в сторону движения, а расходящимися концами в сторону, обратную движению. Чем больше скорость движения машины, тем шире крылья веера, образуемого пылью или песком, вылетающими из под колёс автомашины и ложащимися по обе стороны следа. Для того, чтобы следы протекторов покрышек на дороге не ввели в заблуждение, необходимо убедится в том, что имеющиеся следы принадлежат именно данным автомашинам. Это достигается путём сличения рисунков протекторов покрышек задних колёс автомашин с соответствующими отпечатками на следах, сличения дефектов на этих покрышках с их отпечатками в следах и путём удостоверения непрерывности следа от места машины до того дорожного участка, до которого следователь считает нужным произвести осмотр места дорожно-транспортного происшествия. Настольная книга следователя, под редакцией А.И.Дворкина Москва 2006год