Файл: Понятие, виды и задачи следственного осмотра, правовые основы. Следственный осмотр.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Такое следственное действие, как осмотр транспортного средства производится с целью:
а) выявить следы, образовавшиеся во время аварии;
б) установить механизм дорожно-транспортного происшествия;
в) установить техническое состояния транспортного средства;
Транспортное средства, находящиеся на месте происшествия, осматриваются, как правило, после осмотра, фиксации и изъятия следов и предметов, подверженных быстрому изменению и уничтожению, и одновременно с трупом или сразу после него. Иванов Л.А. Следственный осмотр при расследовании транспортных происшествий, Саратовский юридический институт МВД Р.Ф. 1993год.
Осмотр транспортных средств начинается с уяснения их положения на месте происшествия по отношению к элементам дороги, улицы, ориентирам, определённым в процессе общего осмотра (дорожным знакам, перекрёсткам, сооружениям), другим транспортным средствам, трупу или к помеченному месту падения потерпевшего, направленного в медицинское учреждение.
Устанавливается вид транспортного средства, его тип, модель, регистрационный номер, цвет, номера кузова, двигателя, шасси, шин, вес, количество пассажиров, положение ремней безопасности, наличие подголовников, состояние ветрового, боковых и заднего стекол, зеркал заднего вида, положение рычага переключения передач, стояночного тормоза, угол поворота рулевого колеса.
Важное значение имеет обнаружение и фиксация динамических следов, образующихся на транспортном средстве в момент столкновения с другим транспортном средстве, телом человека или животного, или какой-либо другой преградой. Динамические следы имеют вид вмятин, разрезов, царапин, соскобов, задиров, наслоений.
Вмятина - углубление, образованное за счёт остаточной деформации воспринимающей поверхности от удара.
Царапина - линейное повреждение от скользящего соприкосновения с деталями рельефа другого транспортного средства.
Разрез - линейное нарушение целостности материала, образуемое от скольжения твёрдой, острой детали по более мягкому следовоспринимающему материалу.
Задиры - мелкие разрывы металлы или покрытия, глубина которых более их ширины. Образуются при контакте примерно равных по жесткости поверхностей.
Скобы (отслоения) - удаление верхнего слоя поверхности детали или части транспортного средства.
Наслоение - наложение вещества с поверхности следообразующего объекта.
Для правильного описания повреждений необходимо мысленно разделить транспортное средство на отдельные части и тщательно обследовать каждую из них.
Предполагаемое деление на зоны элементов легкового автомобиля (рисунок №9, 10, 11):
1) Передняя часть - облицовка, бампер, радиатора, габаритные, фары, стояночные фонари;
2) Левая сторона -дверь водителя, переднее крыло зеркало бокового вида, дверная стойка, задняя дверь, окна, заднее крыло;
3) Правая сторона - аналогично;
4) Задняя часть - задний бампер, заднее стекло, задние фары, багажник, выхлопная труба, крышка багажника;
5) Зона капота - лобовое стекло, капот стеклоочистители;
6) Отсек двигателя - вентилятор, приводные ремни, радиатор, блок цилиндров, воздухоочиститель;
7) Рулевой привод - рулевая колонка, рулевой механизм, рулевые тяги, шаровые опоры, рулевая сошка и т.д.
8) Тормоза - главный тормозной цилиндр, разделитель тормозов, трубопроводы, гибкие шланги, тормозные колодки, барабаны;
9) Зона переднего сидения - панель приборов, рулевое колесе, педали тормоза, сцепления газа, ручка стопочного тормоза;
10) Нижняя часть - задний мост, передняя подвеска, рама, топливопривод, рулевые тяги и т.д.
Перед началом осмотра повреждений автомобиля необходимо отдифференциировать те из них, которые получены в результате именно данного дорожно-транспортного происшествия. Места старых повреждений обычно покрыты ржавчиной, засохшей грязью, часто некачественно зашпаклеваны, их краска может отличатся по тону от основной. Осматриваются особенно тщательно те части автотранспортного средства, которые непосредственно вошли в соприкосновение с телом человека, другим транспортным средством или иными объектами при столкновении.
Определяется с помощью специалиста техническое состояние транспортного средства на момент осмотра.
При осмотре передней части автомобиля определяется состояние переднего бампера, номерного знака, фар, лобового стекла, капота, передних колёс. При осмотре боковых сторон автомашины устанавливается состояние дверей и их ручек, боковых стекол, брызговиков, задних колёс, подножек. При осмотре задней части транспортного средства исследуется и устанавливается состояние заднего бампера, крышки багажника, задних габаритных фар, номерного знака. При осмотре салона определяется состояние приборов, наличие следов крови, их размеры, местонахождение.
Также отметим особенности осмотра места дорожно-транспортного происшествия в том случае, если водитель вместе с транспортным средством скрылся с места происшествия.
Основное внимание должно быт уделено поиску и фиксации следов, указывающие на вид и приметы транспортного средства, а так же на те повреждения, которые оно могло получить в результате ДТП.
С этой целю следователю необходимо:
1) обнаружить и изучить следы, оставленные колёсами скрывшегося автомобиля на дорожном покрытии;
2) обнаружить и изучить следы, возникшие на объектах окружающей среды;
3) обнаружить отделившиеся от скрывшегося транспортного средства части в результате ДТП;
4) на основе общей картины на месте ДТП промоделировать механизм возникновения ДТП и на этой основе получить представление о том, какие повреждения могли возникнуть в результате дорожного происшествия на транспортном средстве.
Марку, вид, модель транспортного средства можно определить исходя из рисунка протектора, по ширине полей колёс, длине окружности колеса, расстояние между колёсами одной оси и по другим признакам.
Большое значение для установления марки, модели имеет база автомобиля, т.е. расстояние между задней и передней осями. В зависимости от характера следов база определяется различными способами. Наиболее точно она может быть измерена по следам разворота автомобиля с использованием заднего хода. Для установления модели шины (что даст возможность по справочным таблицам определить модель транспортного средства) важно зафиксировать форму рисунка протектора. Изучение следов транспортных средств на месте происшествия позволяет решить и иную важную задачу: установить направление движения транспортного средства. Существует немало признаков, по которым можно определить направление движения:
а) при переезде лужи на большой скорости брызги воды и жидкой грязи летят вперед и в стороны;
б) трава под колёсами сминается в сторону движения автомобиля;
в) при движении по мягкому грунту, особенно на подъёме, на дне следа, образуются уступы, пологие стороны которых направлены в сторону движения;
г) капли воды из радиатора, масла и других жидкостей, упав на поверхность дороги имеют вытянутую форму, обращённую узким концом в сторону движения транспортного средства;
д) на различном расстоянии могут быть обнаружены отломанные детали транспортного средства, часть груза и т.п.
Изучив сведения, полученные от свидетелей и очевидцев, а также обнаруженные следы, следует дать задание работникам уголовного розыска (далее У.Р.) и подразделениям Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (далее ДОБДД) о преследовании и обнаружении транспортного средства, на котором водитель скрылся с места ДТП. Для организации этой работы необходимо:
1) сообщить работникам У.Р. и ДОБДД следующие сведения: предполагаемый вид транспортного средства, модель, окраску, другие признаки выявленные в ходе осмотра места ДТП;
2) указать какие на автомобиле повреждения, поломки, царапины, наслоения краски и т.д.;
3) указать наиболее вероятные пути дальнейшего следования транспортного средства; Иванов Л.А. Следственный осмотр при расследовании транспортных происшествий, Саратовский юридический институт МВД Р.Ф. 1993 год.
В заключении рабочего этапа осмотра места дорожно-транспортного происшествия следователю необходимо оценить и проанализировать всю собранную информацию, проверить все ли поставленные задачи решены, объекты осмотрены, предметы изъяты, обменяться мнениями с участниками осмотра по поводу выдвинутых версий о характере ДТП. В порядке контроля целесообразно ещё раз обойти место дорожно-транспортного происшествия для того, чтобы убедиться, что все запланированные задачи выполнены в полном объёме и дополнительно осматривать ни чего не надо.
На заключительном этапе осмотра места дорожно-транспортного происшествия производится фиксация его хода и результатов, составляется протокол, окончательно отрабатываются планы, схемы и чертежи, упаковываются объекты, обнаруженные и изъятые с места происшествия, в необходимых случаях производится дактилоскопирование трупа, а также принимаются меры по обеспечению сохранности объектов, которые невозможно или нецелесообразно изымать с места.
ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСМОТРА
На заключительном этапе осмотра места происшествия производится фиксация его хода и результатов: составляется протокол; окончательно отрабатываются планы, схемы и чертежи; упаковываются объекты, обнаруженные и изъятые в ходе осмотра; в необходимых случаях производится дактилоскопирование трупа, а также принимаются меры по обеспечению сохранности объектов, которые невозможно или нецелесообразно изымать с места происшествия.
Главное средство фиксации, основной процессуальный документ, отражающий результаты осмотра, - протокол осмотра места происшествия. К протоколу предъявляются следующие основные требования.
1. Полнота и объективность. Требование полноты означает, что относительно каждого объекта в протоколе должна быть указана такая совокупность признаков, которая позволила бы выделить данный объект из числа других, ему подобных. Требование объективности предполагает, что в протоколе должно быть описано само место происшествия и все обнаруженное на нем и имеющее отношение к делу именно в том виде, в каком оно было обнаружено. В протоколе не могут иметь места выводы и предположения, касающиеся происхождения найденных следов или объектов, механизма образования следов и т.д. Поэтому в протоколе пишут, например, не «кольцо золотое», а «кольцо из желтого металла», не «кинжал», а «нож типа кинжала» и т.д.
2. Точность и последовательность описания. Все указанные в протоколе определения размеров, формы, цветов объектов должны быть точными и излагаться четким языком, с употреблением соответствующей терминологии. Здесь часто допускаются ошибки. Так, при описании ножа вместо «рукоятка» нередко пишут «ручка», при описании врезного замка вместо «засов» - «язычок». Изложение должно вестись в том порядке и последовательности, как производился осмотр.
3. Целеустремленность. Требование целеустремленности органично сочетается с требованиями полноты и точности описания. Оно означает, что протокол на следует загромождать излишними подробностями и описанием объектов, не имеющих значения для дела. Следователь должен уметь выделить из всей совокупности объектов на месте происшествия те из них, которые имеют доказательственное значение, и описать их с максимальной тщательностью. Остальные объекты, представляющие интерес только для общей характеристики места происшествия, описываются лишь в общих чертах. Это относится и к фиксации расположения объектов на месте происшествия. Точность