Файл: 1. наркотическая и алкогольная зависимость среди молодежи 6 Понятие наркотической и алкогольной зависимости 6.doc
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. НАРКОТИЧЕСКАЯ И АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
1.1. Понятие наркотической и алкогольной зависимости
1.2. Причины наркотической и алкогольной зависимости
1.3. Последствия наркотической и алкогольной зависимости
2. ПРОБЛЕМА НАРКОМАНИИ И АЛКОГОЛИЗМА С СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ И МЕРЫ БОРЬБЫ С НЕЮ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАРКОТИЧЕСКАЯ И АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ 6
1.1. Понятие наркотической и алкогольной зависимости 6
1.2. Причины наркотической и алкогольной зависимости 10
1.3. Последствия наркотической и алкогольной зависимости 15
2. ПРОБЛЕМА НАРКОМАНИИ И АЛКОГОЛИЗМА С СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ И МЕРЫ БОРЬБЫ С НЕЮ 20
2.1. Распространение наркомании среди молодежи 20
2.2. Методы и принципы социально-педагогической работы по профилактике наркомании и алкоголизма среди молодежи 24
2.3. Деятельность социального педагога по профилактике алкоголизма и наркомании поведения у подростков 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек стремится к комфортному состоянию, но, к сожалению, в повседневной жизни оно не всегда достижимо. Всегда есть множество факторов, «мешающих жить». В таких случаях у человека возникает чувство психологического дискомфорта. Большинство людей для выхода из стрессового состояния используют: свои внутренние ресурсы, обращаются за помощью к друзьям, близким людям или просто пережидают — «время лечит», считая «проблемные» периоды естественными явлением жизни.
Люди используют различные способы, чтобы справиться со стрессом, снять усталость, расслабиться. Для одних — это еда, для других — спорт, музыка, компьютерные игры, рыбалка, чтение, работа, коллекционирование и т.д. В норме эти способы поддержания психологического комфорта не мешают, а помогают и являются неотъемлемыми составляющими полнокровной, насыщенной эмоциями и общением жизни. Если же такой способ ставится во главу угла, отодвигая на второй план все остальное «жизненное», «человеческое», можно говорить о возникновении аддиктивного поведения. Вероятность возникновения аддикции выше у людей, которые с трудом переживают даже кратковременные и «незначительные» затруднения, не умеют справляться с житейскими стрессами.
Наркомания и алкоголизм являются одной из важных и сложных проблем нашего общества. Дальнейший рост числа наркозависимых среди детей и подростков создает предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи. Сложившаяся ситуация вызывает острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами.
В сфере образования приоритетным направлением в решении проблем, связанных с формированием негативной зависимости, является профилактика: болезнь легче предупредить, чем лечить.1 Касаясь вопросов профилактики наркомании и алкоголизма, необходимо учитывать многоаспектность этого явления, а следовательно, и сложность построения системы превентивных мероприятий. Современная школа в своей деятельности, как и прежде, стремится к единству процессов обучения и воспитания. Образовательному учреждению принадлежит ведущая роль в организации среди учащихся профилактики недисциплинированного поведения, нарушения ими норм морали, этики, а также в организации санитарно-просветительской работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма и злоупотребления психоактивными веществами.
Очень часто употребление психоактивных веществ несовершеннолетними является симптомом жизненно-личностного или социального (семейного) неблагополучия. Неправильное питание, гиподинамия, стрессы, потеря смысла жизни - это факторы, которые приводят детей, подростков и молодежь к употреблению алкоголя, табака, наркотиков. Подростки «выпадают» из сферы образования, ведут маргинальный образ жизни, совершают правонарушения. Это предполагает приоритет педагогических и социально-психологических воздействий при решении вопросов профилактики аддиктивного поведения в образовательной среде. «Полагаться только на опыт наркологов в деле предупреждения табакокурения, алкоголизма, наркоманий и токсикоманий - значит вообще ничего не менять... борьба с вредными привычками в отрыве от формирования здорового образа жизни не имеет смысла, ибо любая из вредных привычек - не первичное явление, она заполняет вакуум в системе воспитания именно там, где здоровье и здоровый образ жизни занимают одно из последних мест в системе ценностных ориентаций ребенка или подростка».2
Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Алкоголизм и наркомания молодежи как проблемы соц. работы» актуальной и своевременной.
Объект исследования – наркотическая и алкогольная зависимость молодежи.
Предмет работы – социально-педагогическая работа по профилактике наркотической и алкогольной зависимости молодежи.
Цель работы: изучить явления наркомании и алкоголизма среди молодежи как проблему социальной работы.
Задачи работы:
Определить понятия, причины и последствия наркомании и алкоголизма среди молодежи.
Провести теоретический анализ основ деятельности социального педагога по профилактике наркомании и алкоголизма среди молодежи..
При написании работы проводился теоретический анализ литературы по теме.
1. НАРКОТИЧЕСКАЯ И АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
1.1. Понятие наркотической и алкогольной зависимости
Для понимания алкоголизма и наркомании как явления необходимо дать толкование этих понятий с медицинской точки зрения.3
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения под токсикоманией (наркоманией) подразумевается состояние периодической или хронической интоксикации, вызванной натуральным или синтетическим веществом, опасное для индивида и общества. Такое состояние характеризуется влечением к данному веществу, тенденцией повышать дозу этого вещества, а также психической зависимостью от эффекта этого вещества.
Это состояние периодической или хронической интоксикации натуральным или синтетическим наркотическим веществом, характеризующиеся влечением к данному веществу, а также психической и физической зависимостью от эффекта этого вещества. Различие наркомании и токсикомании заключаются в предмете потребления. Наркоманию вызывают вещества, официально, в установленном законом порядке, признанные наркотическими и взятые под контроль в качестве таковых. Злоупотребление же другими веществами, не отнесенными к наркотическим и не взятыми в качестве таковых под контроль, но вызывающим привыкание и болезненное пристрастие, следует считать токсикоманией.4
Алкоголизм – это непреодолимое влечение к алкоголю, связанное с психической и физической зависимостью от него, приводящее к психическим расстройствам и к личностным изменениям.
Пищевые алкогольные напитки представляют собой смеси воды и алкоголя в различных пропорциях. Их токсичность зависит от количества этанола. Алкоголь может поступать в организм человека различными путями: - через желудочно-кишечный тракт; - через подкожное, внутривенное, ректальное вдыхание его паров. Симптомы токсикомании и алкоголизма во многом схожи, т.к. алкогольное опьянение есть разновидность наркотической эйфории. В юридической и медицинской литературе наряду с термином “алкоголизм” употребляется термин “пьянство”. Пьянство - это неумеренное употребление спиртных напитков людьми, у которых не сформировался синдром зависимости от алкоголя; в то время, как алкоголизм есть зависимость от алкоголя.5
Изучение медицинских аспектов наркомании, токсикомании, алкоголизма позволяет говорить об их единой юридической природе, и, как следствие о единстве мер борьбы с этими явлениями и профилактикой их.
6
Наряду с термином “наркомания” очень часто употребляется и другой— “токсикомания”. Существенна ли разница между ними? Нет! Разница лишь в химических соединениях, которые применяются для одурманивания. Если человек злоупотребляет препаратами, официально отнесенными к группе наркотиков, то это считается наркоманией. Во всех остальных случаях правильнее говорить о токсикомании, которая, кстати, распространена гораздо шире, чему в немалой степени способствовало, в частности, бурное развитие бытовой химии. Нюхание бензина, ядовитых средств против насекомых, лакокрасочных изделий, злоупотребление различными лекарственными препаратами — все это токсикомания.
А вот, скажем, такая вредная для здоровья привычка, как курение табака. Что это? Токсикомания, которую, однако, можно назвать и никотиноманией и от которой недалеко до наркомании, когда начинают курить “травку”. Чаще всего это случается с подростками. Вот почему борьба с курением табака среди учащейся молодежи — это одновременно и профилактика наркомании, о чем должны помнить и педагоги, и родители.
Для человека важно отношение количества принятого чистого вещества к собственному весу. Одно и то же количество на лиц с неодинаковым весом будет оказывать разное действие. Подобное явление обнаруживается и у людей старшего возраста, у которых происходит постепенное снижение некоторых защитных функций. Имеет значение и половая принадлежность. У женщин, например, на обменные процессы организма сильно влияют половые стероидные гормоны. Кроме того, поскольку некоторые психотропные средства способны нарушать биологические ритмы, сила их воздействия связана со временем приема в течение суток.
Алкоголь, например, меняет уровень нескольких биологических ритмов, включая температуру тела. При утреннем его приеме в ограниченных дозах состояние опьянения субъективно мало ощутимо. Вечером, напротив, при той же дозе и низких концентрациях алкоголя в крови наблюдается явное опьянение. Это происходит вследствие способности мозга более активно усваивать этанол в вечернее время. Естественное течение биологических ритмов нарушают и многие другие психоактивные вещества, наркотики.
Способность человеческого организма противостоять действию возрастающих доз препарата называют толерантностью (устойчивостью). Можно сказать, что организм адаптируется к чужеродным веществам, сводя к минимуму их действие. Толерантность возникает