Файл: 1. наркотическая и алкогольная зависимость среди молодежи 6 Понятие наркотической и алкогольной зависимости 6.doc
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. НАРКОТИЧЕСКАЯ И АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
1.1. Понятие наркотической и алкогольной зависимости
1.2. Причины наркотической и алкогольной зависимости
1.3. Последствия наркотической и алкогольной зависимости
2. ПРОБЛЕМА НАРКОМАНИИ И АЛКОГОЛИЗМА С СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ И МЕРЫ БОРЬБЫ С НЕЮ
19:
1. Отношение педагога к органам группогого самоуправления:
развивает, опирается на органы самоуправления;
игнорирует, не придает им значения;
подавляет органы самоуправления, подбирает их самолично, без учета мнения коллектива класса.
2. Предпочтительные меры коррекции поведения и стимулирования:
предпочитает поощрение наказанию, не забывает похвалить ученика за успех;
проявляет нейтральное отношение к успехам и проступкам учащихся;
предпочитает меры наказания мерам поощрения; при малейшей оплошности ребенка следует разнос, вызов родителей и т.д.
3. Решение конфликтных ситуаций:
при возникновении конфликта пытается объективно разобраться в его причинах, способен признать свою ошибку;
уходит от решения конфликтной ситуации, не замечает ее;
в конфликте занимает наступательную позицию, подавляет окружающих.
4. Жесткость в требованиях:
требователен в меру, способен войти в обстоятельства, не позволившие учащемуся выполнить должным образом требование учителя;
в отношениях с учащимися проявляет попустительство, не умеет требовать выполнения своих поручений и указаний;
непреклонен, не прощает учащимся малейшего отклонения от своих требований, не признает смягчающих вину обстоятельств.
5. Дистантность в общении:
находится с учащимися в тесном контакте, пользуется доверием ребят, способен говорить с ними доверительно;
не придает значения взаимоотношениям с учащимися, мало общается вне урока;
подчеркнуто держит дистанцию, общается с ребятами в официальном тоне, в русле сугубо деловых разговоров.
Как правило, можно выделить три группы учителей: императивного, сотрудничающего и попустительского стиля. На основании экспертного заключения социальный педагог может судить об особенностях психологического климата в классе, где учится ребенок. С этой же целью может быть использована социометрическая методика, которая позволяет выявить в коллективе так называемый «индекс изоляции» тех или иных его членов.
Полученная информация дает социальному педагогу материал для выстраивания стратегии работы, направленной на решение отдельных проблем ребенка. Социальный педагог может использовать следующие стратегии
20:
1. Работа непосредственно с молодым человеком. Данная стратегия имеет место в том случае, когда окружающая его среда внешне относительно благополучна, но он по тем или иным причинам начинает проявлять склонность к нарушению социокультурных норм, попадает под дурное влияние. В подобных случаях социальный педагог стремится развить у него субъектную позицию. Основу такой стратегии составляет повышенное внимание к его достижениям и успехам, помощь в самореализации и повышении его статуса среди сверстников. Главное направление данной стратегии — это ориентация на личный потенциал самого ребенка, помощь в изменении отношения к способам самоутверждения с использованием возможностей психологической поддержки специалистов школы.
2. Работа с педагогическим и «взрослым» окружением. Эта стратегия выбирается в тех случаях, когда сформировано довольно устойчивое негативное общественное мнение о молодом человеке, только усугубляющее и без того неблагоприятную ситуацию и способствующее развитию аддиктивного поведения. Окружающие связывают негативные поступки молодого человека с его общей порочностью. Столь генерализованное осуждение не столько проступка, сколько самого человека, проявление обобщенного отрицательного отношения к нему вызывают у него ответную реакцию. Так формируется конфронтация, которая способствует укреплению данных негативных черт в структуре личности ребенка. Основная задача, которую решает социальный педагог в таких случаях, состоит в переориентации взглядов взрослого окружения на ребенка и в объединении усилий по его поддержке, что, безусловно, может способствовать созданию благоприятных условий для его самореализации и положительного психологического самочувствия в социуме. Изменение отношения окружающих способствует развитию позитивных тенденций в позиции самого молодого человека, что позволяет строить с ним работу по осознанию собственных проблем, формированию заинтересованности быть принятым, а не отвергаемым ближайшим окружением — одноклассниками, педагогами, соседями, друзьями. Одной из важных социально-педагогических задач, решаемых социальным педагогом в рамках данной стратегии, является создание благоприятных условий для выбора ребенком позитивно ориентированной группы в качестве референтных.
3. Работа с окружением молодого человека в системе организованного пространства. Эта стратегия становится необходимой,
когда он либо оказывается в изоляции, либо подвергается постоянным насмешкам и нападкам со стороны сверстников, либо, напротив, считает себя гораздо выше всех, исключительной, выдающейся личностью, лидером, заводилой, которому все должны подчиняться. В этом случае социальный педагог совместно с другими специалистами проводит работу по оздоровлению отношений в коллективе, развитию гуманистической направленности отношений. Его задача состоит в том, чтобы выработать у молодого человека мотивацию для обращения за помощью к специалистам, а также в создании условий для его включения в нормальную систему жизнедеятельности (помощь в трудоустройстве или выборе нового образовательного учреждения). Основное содержание данной стратегической линии — изменить отношение ребенка к сложившейся ситуации, помочь ему освободиться от сознания своей обреченности, изолированности или от неадекватно завышенной самооценки и исключительности, носящих скандальный характер.
4. Работа в неорганизованных (неформальных) структурах. Это, пожалуй, наиболее сложная и мало изученная область социально-педагогической деятельности. Как правило, неформальные группировки чрезвычайно закрыты для взрослых, особенно педагогов. Поэтому возможным представляется только косвенное влияние. Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит молодой человек, на каких принципах строится его общение в той или иной группировке, что ценного он получает, участвуя в таких объединениях. Отсутствие осуждения и явной критики со стороны взрослого помогает снять барьеры при общении, делает детей более открытыми. Социальный педагог, сумевший найти контакт с ребенком, состоящим в неформальном объединении, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности последнего и постепенно привлечь его к просоциальным мероприятиям.
Выделенные стратегические линии, безусловно, не исчерпывают всех возможных вариантов деятельности социального педагога. Каждая может иметь свою траекторию в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальности клиента.
Формы профилактической работы включают просвещение, беседы, консультирование, социальную терапию, терапию развлечения и досуга.
Консультирование предполагает выход на конкретные проблемы ребенка, причины их возникновения и совместную работу по их переосмыслению. Основой социально-терапевтического воздействия является оказание помощи и поддержки в решении проблем ребенка. Социальная терапия может проходить на индивидуальном уровне на основе непосредственной работы с клиентом в зависимости от специфики сложившейся ситуации, особенностей его личности и предполагает опосредованные пути воздействия на работу с окружением клиента, со средой, препятствующей или затрудняющей его социальное развитие. Социальная терапия включает и метод, который условно называется «привлечение и увлечение». Он заключается в том, чтобы заразить ребенка какой-либо идеей, вызвать у него желание участвовать в предлагаемых мероприятиях, отводя ему при этом активную роль. Некоторые исследователи выделяют в качестве одного из методов индивидуальную трудовую терапию. Предполагается, что в процессе трудовой деятельности ребенок сумеет найти способы самореализации, отвлечься от бессмысленного времяпрепровождения, заработать деньги на повседневные нужды. Социальная терапия может проходить и на групповом уровне. Среди групповых форм социальной терапии особенно известны тренинги личностного роста, саморегуляции, ролевого поведения, различные виды игровой терапии, музыкальные ринги и дискотеки, посиделки. Социальный педагог совместно с детьми организует музыкальные вечера и дискотеки и ставит педагогические задачи, направленные на развитие навыков общения, культуры поведения во время проведения массовых мероприятий.
Итак, аддиктивное поведение — это стремление к уходу от реальности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики, транквилизаторы...) либо осуществляя какой-либо вид деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование, трудоголизм...).
Виды аддиктивного поведения:
1. Химические аддикции (зависимость от психоактивных веществ, алкоголя, наркотиков, таблеток (транквилизаторов, барбитуратов, и т.д.), табака).
2. Нехимические аддикции (переедание, голодание, коллекционирование, сексуальная, азартные игры, работоголизм, компьютерные игры, Интернет, религиозный фанатизм, фан. движения в музыке и спорте, просмотр «мыльных опер», со-зависимость).
Аддиктивное поведение чаще связывают только со злоупотреблением психоактивными веществами. Аддиктивное поведение (англ. addiction – склонность, пагубная привычка) - злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания.
Проблема употребления психоактивных веществ в России, как и во всем мире, остается достаточно актуальной. Однако существует тенденция изменения отношение к данной проблеме. Об этом свидетельствует внедрение новых подходов и форм работы с зависимостями. Большое внимание уделяется профилактике употребления психоактивных веществ. Профилактика подростковой и юношеской наркомании сегодня становится одной из важнейших социальных задач общества. Это осознает сегодня подавляющее большинство населения России: от государственных чиновников всех уровней до обычных, рядовых граждан.
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами представляет собой комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний).
Профилактическая работа социального педагога осуществляется по таким направлениям:
Изучение и выявление причин аддиктивного поведения детей и подростков и молодежи.
Предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности.
Организация специальной психологически и педагогически выверенной деятельности с подростками, входящими в группу риска.
Взаимодействие с другими специалистами и смежными социальными службами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий.
Деятельность социального педагога предполагает осуществление следующих функций:
исследовательские;
предупреждающие, профилактические;
коррекционно-развивающие, реабилитационные;
развивающие взаимодействие во имя решения проблем ребенка.
1. Отношение педагога к органам группогого самоуправления:
развивает, опирается на органы самоуправления;
игнорирует, не придает им значения;
подавляет органы самоуправления, подбирает их самолично, без учета мнения коллектива класса.
2. Предпочтительные меры коррекции поведения и стимулирования:
предпочитает поощрение наказанию, не забывает похвалить ученика за успех;
проявляет нейтральное отношение к успехам и проступкам учащихся;
предпочитает меры наказания мерам поощрения; при малейшей оплошности ребенка следует разнос, вызов родителей и т.д.
3. Решение конфликтных ситуаций:
при возникновении конфликта пытается объективно разобраться в его причинах, способен признать свою ошибку;
уходит от решения конфликтной ситуации, не замечает ее;
в конфликте занимает наступательную позицию, подавляет окружающих.
4. Жесткость в требованиях:
требователен в меру, способен войти в обстоятельства, не позволившие учащемуся выполнить должным образом требование учителя;
в отношениях с учащимися проявляет попустительство, не умеет требовать выполнения своих поручений и указаний;
непреклонен, не прощает учащимся малейшего отклонения от своих требований, не признает смягчающих вину обстоятельств.
5. Дистантность в общении:
находится с учащимися в тесном контакте, пользуется доверием ребят, способен говорить с ними доверительно;
не придает значения взаимоотношениям с учащимися, мало общается вне урока;
подчеркнуто держит дистанцию, общается с ребятами в официальном тоне, в русле сугубо деловых разговоров.
Как правило, можно выделить три группы учителей: императивного, сотрудничающего и попустительского стиля. На основании экспертного заключения социальный педагог может судить об особенностях психологического климата в классе, где учится ребенок. С этой же целью может быть использована социометрическая методика, которая позволяет выявить в коллективе так называемый «индекс изоляции» тех или иных его членов.
Полученная информация дает социальному педагогу материал для выстраивания стратегии работы, направленной на решение отдельных проблем ребенка. Социальный педагог может использовать следующие стратегии
20:
1. Работа непосредственно с молодым человеком. Данная стратегия имеет место в том случае, когда окружающая его среда внешне относительно благополучна, но он по тем или иным причинам начинает проявлять склонность к нарушению социокультурных норм, попадает под дурное влияние. В подобных случаях социальный педагог стремится развить у него субъектную позицию. Основу такой стратегии составляет повышенное внимание к его достижениям и успехам, помощь в самореализации и повышении его статуса среди сверстников. Главное направление данной стратегии — это ориентация на личный потенциал самого ребенка, помощь в изменении отношения к способам самоутверждения с использованием возможностей психологической поддержки специалистов школы.
2. Работа с педагогическим и «взрослым» окружением. Эта стратегия выбирается в тех случаях, когда сформировано довольно устойчивое негативное общественное мнение о молодом человеке, только усугубляющее и без того неблагоприятную ситуацию и способствующее развитию аддиктивного поведения. Окружающие связывают негативные поступки молодого человека с его общей порочностью. Столь генерализованное осуждение не столько проступка, сколько самого человека, проявление обобщенного отрицательного отношения к нему вызывают у него ответную реакцию. Так формируется конфронтация, которая способствует укреплению данных негативных черт в структуре личности ребенка. Основная задача, которую решает социальный педагог в таких случаях, состоит в переориентации взглядов взрослого окружения на ребенка и в объединении усилий по его поддержке, что, безусловно, может способствовать созданию благоприятных условий для его самореализации и положительного психологического самочувствия в социуме. Изменение отношения окружающих способствует развитию позитивных тенденций в позиции самого молодого человека, что позволяет строить с ним работу по осознанию собственных проблем, формированию заинтересованности быть принятым, а не отвергаемым ближайшим окружением — одноклассниками, педагогами, соседями, друзьями. Одной из важных социально-педагогических задач, решаемых социальным педагогом в рамках данной стратегии, является создание благоприятных условий для выбора ребенком позитивно ориентированной группы в качестве референтных.
3. Работа с окружением молодого человека в системе организованного пространства. Эта стратегия становится необходимой,
когда он либо оказывается в изоляции, либо подвергается постоянным насмешкам и нападкам со стороны сверстников, либо, напротив, считает себя гораздо выше всех, исключительной, выдающейся личностью, лидером, заводилой, которому все должны подчиняться. В этом случае социальный педагог совместно с другими специалистами проводит работу по оздоровлению отношений в коллективе, развитию гуманистической направленности отношений. Его задача состоит в том, чтобы выработать у молодого человека мотивацию для обращения за помощью к специалистам, а также в создании условий для его включения в нормальную систему жизнедеятельности (помощь в трудоустройстве или выборе нового образовательного учреждения). Основное содержание данной стратегической линии — изменить отношение ребенка к сложившейся ситуации, помочь ему освободиться от сознания своей обреченности, изолированности или от неадекватно завышенной самооценки и исключительности, носящих скандальный характер.
4. Работа в неорганизованных (неформальных) структурах. Это, пожалуй, наиболее сложная и мало изученная область социально-педагогической деятельности. Как правило, неформальные группировки чрезвычайно закрыты для взрослых, особенно педагогов. Поэтому возможным представляется только косвенное влияние. Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит молодой человек, на каких принципах строится его общение в той или иной группировке, что ценного он получает, участвуя в таких объединениях. Отсутствие осуждения и явной критики со стороны взрослого помогает снять барьеры при общении, делает детей более открытыми. Социальный педагог, сумевший найти контакт с ребенком, состоящим в неформальном объединении, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности последнего и постепенно привлечь его к просоциальным мероприятиям.
Выделенные стратегические линии, безусловно, не исчерпывают всех возможных вариантов деятельности социального педагога. Каждая может иметь свою траекторию в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальности клиента.
Формы профилактической работы включают просвещение, беседы, консультирование, социальную терапию, терапию развлечения и досуга.
Консультирование предполагает выход на конкретные проблемы ребенка, причины их возникновения и совместную работу по их переосмыслению. Основой социально-терапевтического воздействия является оказание помощи и поддержки в решении проблем ребенка. Социальная терапия может проходить на индивидуальном уровне на основе непосредственной работы с клиентом в зависимости от специфики сложившейся ситуации, особенностей его личности и предполагает опосредованные пути воздействия на работу с окружением клиента, со средой, препятствующей или затрудняющей его социальное развитие. Социальная терапия включает и метод, который условно называется «привлечение и увлечение». Он заключается в том, чтобы заразить ребенка какой-либо идеей, вызвать у него желание участвовать в предлагаемых мероприятиях, отводя ему при этом активную роль. Некоторые исследователи выделяют в качестве одного из методов индивидуальную трудовую терапию. Предполагается, что в процессе трудовой деятельности ребенок сумеет найти способы самореализации, отвлечься от бессмысленного времяпрепровождения, заработать деньги на повседневные нужды. Социальная терапия может проходить и на групповом уровне. Среди групповых форм социальной терапии особенно известны тренинги личностного роста, саморегуляции, ролевого поведения, различные виды игровой терапии, музыкальные ринги и дискотеки, посиделки. Социальный педагог совместно с детьми организует музыкальные вечера и дискотеки и ставит педагогические задачи, направленные на развитие навыков общения, культуры поведения во время проведения массовых мероприятий.
Итак, аддиктивное поведение — это стремление к уходу от реальности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики, транквилизаторы...) либо осуществляя какой-либо вид деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование, трудоголизм...).
Виды аддиктивного поведения:
1. Химические аддикции (зависимость от психоактивных веществ, алкоголя, наркотиков, таблеток (транквилизаторов, барбитуратов, и т.д.), табака).
2. Нехимические аддикции (переедание, голодание, коллекционирование, сексуальная, азартные игры, работоголизм, компьютерные игры, Интернет, религиозный фанатизм, фан. движения в музыке и спорте, просмотр «мыльных опер», со-зависимость).
Аддиктивное поведение чаще связывают только со злоупотреблением психоактивными веществами. Аддиктивное поведение (англ. addiction – склонность, пагубная привычка) - злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания.
Проблема употребления психоактивных веществ в России, как и во всем мире, остается достаточно актуальной. Однако существует тенденция изменения отношение к данной проблеме. Об этом свидетельствует внедрение новых подходов и форм работы с зависимостями. Большое внимание уделяется профилактике употребления психоактивных веществ. Профилактика подростковой и юношеской наркомании сегодня становится одной из важнейших социальных задач общества. Это осознает сегодня подавляющее большинство населения России: от государственных чиновников всех уровней до обычных, рядовых граждан.
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами представляет собой комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний).
Профилактическая работа социального педагога осуществляется по таким направлениям:
Изучение и выявление причин аддиктивного поведения детей и подростков и молодежи.
Предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности.
Организация специальной психологически и педагогически выверенной деятельности с подростками, входящими в группу риска.
Взаимодействие с другими специалистами и смежными социальными службами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий.
Деятельность социального педагога предполагает осуществление следующих функций:
исследовательские;
предупреждающие, профилактические;
коррекционно-развивающие, реабилитационные;
развивающие взаимодействие во имя решения проблем ребенка.