Файл: 1. наркотическая и алкогольная зависимость среди молодежи 6 Понятие наркотической и алкогольной зависимости 6.doc
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. НАРКОТИЧЕСКАЯ И АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
1.1. Понятие наркотической и алкогольной зависимости
1.2. Причины наркотической и алкогольной зависимости
1.3. Последствия наркотической и алкогольной зависимости
2. ПРОБЛЕМА НАРКОМАНИИ И АЛКОГОЛИЗМА С СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ И МЕРЫ БОРЬБЫ С НЕЮ
Выделяют несколько видов профилактической работы:
Первичная профилактика – меры, направленные на то, чтобы болезнь, процесс или проблема не появились.
Вторичная профилактика – меры направленные на как можно более раннее обнаружение и прекращение или изменение к лучшему течения болезни, процесса или проблемы.
Третичная профилактика – остановка или замедление течения болезни, процесса или проблемы и их последствий, даже если основное (патологическое) состояние сохраняется.
Первичная профилактика выглядит как:
информационные кампании в средствах массовой информации,
обеспечение соответствующих средств защиты,
предложение альтернативного поведения в данной общественной и культурной среде.
Вторичная профилактика включает в себя:
целенаправленные информационные кампании (на основе непосредственных отношений в обществе),
предоставление средств защиты и объяснение их использования,
использование фармакологических и прочих средств для воздействия на конкретного человека,
внесение изменений в закон с целью позитивного преобразования общества, подверженного высокому уровню риска, а также с целью предотвращения распространения данного явления,
обучение педагогов и лиц, реализующих профилактические программы.
Профилактика рецидивов включает в себя:
передача информации и обучение конкретных лиц,
непосредственные лечебные и реабилитационные действия,
создание конкретных структур и организаций (лечебно-реабилитационная база).
Первое требование любой профилактической деятельности - это предоставление информации, которая непосредственно достигает адресата и вовлекает его в активную работу.
Второе требование: информация должна быть помещена в рамки определенного контекста. Этот контекст должен обогащаться и перерабатываться в зависимости от появления нововведений, а также под влиянием индивидуальной или групповой реакции адресатов, в соответствии с их потребностями и чувствами.
В профилактической деятельности любая информация должна быть:
правильной,
соответствующей реальности,
полной,
доступной,
помещенной в нужном контексте,
систематизированной,
соответствующей ситуации в обществе,
направленной на то, чтобы достичь максимальной заинтересованности адресатов.
Таким образом, термин «профилактика» включает в себя все виды деятельности, цель которых - предотвращение появления и развития определенного явления в данном обществе.
Основная цель профилактики наркомании и алкоголизма - создать в обществе такую ситуацию, при которой члены данного общества не употребляют психоактивные вещества (за исключением случаев медицинской необходимости), а значит, не приносят вред себе и окружающим.
Эффективность профилактической работы в общеобразовательных учреждениях во многом зависит от ее координации. Проведение отдельных мероприятий (месячников, массовых акций, внеклассных мероприятий и т.д.) не дадут желаемого результата, если будут реализовываться отдельно от других. Профилактическая деятельность, ориентированная на педагогов, учащихся и их родителей, представляет собой целостную систему, координированно направленную на всех участников образовательного процесса. Такая координация действий в полной мере обеспечивает успешную реализацию превентивных стратегий, лежащих в основе школьной политики по отношению к злоупотреблению учащимися психоактивными веществами.15
Политика школы в значительной мере зависит от позиции учителей, родителей и учащихся, от взаимодействия в вопросах профилактики всех заинтересованных организаций и ведомств, таких как администрации районов, социальных служб, милиции, общественных организаций, центров досуга.
Целостность системы работы по наркопрофилактике обеспечивается рядом принципов, лежащих в основе научно-методического подхода к профилактической деятельности16:
Принцип научности. Является важнейшим в профилактике наркотизации. Информационное поле формируется с использованием научных и литературных материалов, на основе практического опыта специалистов.
Принцип сотрудничества. Предполагает кооперацию и единство действий как всех участников образовательного процесса в проведении антинаркотической политики в школе, так и заинтересованных ведомств на территории микрорайона, города.
Принцип политической и общественной поддержки. Реализация этого принципа является необходимым условием успешности антинаркотической пропаганды. Только при поддержке администрации, общественных организаций и средств массовой информации можно получить реальные результаты деятельности.
Принцип активности всех участников наркопрофилактической деятельности. Предполагает активное участие учителей, учащихся, родителей в планировании и реализации антинаркотической профилактической работы.
Принцип формирования реальных ясных целей и постановки задач. Задачи наркопрофилактической деятельности должны быть реальными, адаптированными к условиям образовательного учреждения, учитывать возможности коллектива школы, подкрепляться необходимыми ресурсами для достижения поставленных целей.
Принцип оценивания эффективности и результативности реализации наркопрофилактических программ. Методы оценки эффективности и качества результатов наркопрофилактической работы должны быть заложены в самом начале планируемой деятельности. Важность разработки критериев оценки заключается в том, что они позволяют отслеживать результаты работы на промежуточных этапах реализации программы с целью координации и корректировки эффективности и качества всей профилактической деятельности.
Программы наркопрофилактики и профилактики алкогольной зависимости состоят из следующих блоков:
анализ ситуации: описание микрорайона школы; типа школы; условий обучения в школе; количество учащихся, педагогов, родителей; число неполных семей; состояние здоровья учащихся и учителей; количество курящих, употребляющих алкоголь, наркотики (по данным анонимного анкетирования или сведениям районного нарколога); количество учащихся с поведенческими отклонениями, входящих в группу риска аддиктивного поведения; участие родителей в учебно-воспитательном процессе (участие в работе родительского комитета, посещение родительских собраний, организация классных и школьных праздников, оказание помощи в ремонте школы и т. д.);
анализ имеющихся ресурсов: наличие в районе наркологической службы; сотрудничество участкового инспектора, врачей, связи с общественными организациями и центрами досуга; функционирование школьных кружков, секций, клубов; проведение профилактических мероприятий (уроки, классные часы, беседы, ролевые игры и т.д.); участие в профилактической работе учителей, социальных педагогов, психологов, родителей;
анализ факторов, способствующих риску вовлечения молодежи в табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков;
анализ факторов, которые препятствуют развитию аддиктивного поведения среди учащихся;
определение приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения и постановка целей и задач профилактической работы;
план мероприятий, которые необходимо реализовать для получения желаемого результата, включая научно-методическую, психолого-медико-социальную деятельность школы, работу с родителями (родительский лекторий, «Родительский университет», анкетирование, тестирование с последующим обсуждением и т.д.), работу на микроучастке;
определение исполнителей и участников реализации запланированных мероприятий;
ожидаемые результаты;
критерии оценки эффективности антинаркотической профилактической деятельности образовательного учреждения.
Эффективность и результативность профилактической программы в значительной степени обеспечивается при условии ее многосторонности и долгосрочности.17
2.3. Деятельность социального педагога по профилактике алкоголизма и наркомании поведения у подростков
Профилактическая работа социального педагога осуществляется по таким направлениям:18
Изучение и выявление причин наркомании и алкоголизма среди молодежи.
Предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности.
Организация специальной психологически и педагогически выверенной деятельности с подростками, входящими в группу риска.
Взаимодействие с другими специалистами и смежными социальными службами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий.
Таким образом, деятельность социального педагога предполагает осуществление следующих функций:
исследовательские;
предупреждающие, профилактические;
коррекционно-развивающие, реабилитационные;
развивающие взаимодействие во имя решения проблем ребенка.
Исследовательское направление профилактической работы предполагает изучение социальной ситуации развития детей, нуждающихся в педагогической поддержке, получение наиболее полной информации об уровне их социального развития. Информация такого рода имеется, как правило, у членов административной команды, учителей, классных руководителей, психолога школы, родителей.
Социальный педагог собирает и выстраивает информацию на основе представлений работающих с молодежью специалистов. Он выявляет систематических нарушителей социальных норм и правил. Следующую группу составляют, нарушающие нравственно-правовые нормы в семье, на улице, во дворе (оскорбление, детей, преподавателей, использование физической силы при выяснении отношений, воровство, принуждение к чему-то, порча мебели и других предметов школьного интерьера и др.).
Социальный педагог узнает все о социальном составе семьи и по возможности изучает контакты своих потенциальных клиентов за пределами школы.
После этого начинается непосредственное общение и установление контактов с подростком.
Важно сделать вывод о том, можно ли рассчитывать на взаимодействие с родственниками: насколько их волнует судьба ребенка и готовы ли они активно участвовать в изменении ситуации.
Не менее важно выявление педагогического стиля, сложившегося по отношению к данному ребенку. С этой целью можно использовать методику экспертного оценивания педагогического стиля, включающую следующие показатели