Файл: Лекции 48 (час.) практические занятия 16 час семинарские занятия 0 час лабораторные работы 0 час.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 246

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

Специальность— 020101.65 - «Химия» г. Владивосток2011Представлены в отдельном файле. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Дальневосточный федеральный университет»(ДВФУ) ШколА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК ДВФУМАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВпо дисциплине «Физические методы исследования» Специальность — 020101.65 - «Химия» г. Владивосток2011МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СА-МОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВСамостоятельная работа по дисциплине «Физические методы исследования» проводится с целью углубления и закрепления полученных в ходе лекционных занятий знаний и приобретение навыков пользования рекомендованной литературой, навыков научного исследования.1. Рекомендации по использованию материалов УМКД УМКД знакомит студентов с предметом, целями, задачами курса «Физи-ческие методы исследования». В УМКД приведены содержание учебной дисциплины, тематический план, планы практических (лабораторных) занятий, указана необходимая ли-тература. В методическом разделе в соответствии с учебной программой сфор-мулированы основные вопросы практических занятий, методические реко-мендации по организации самостоятельной работы, научная и методическая литература, даны задания для контрольных работ и указания по их выполне-нию. Приведен перечень вопросов итогового контроля, а также тестовые за-дания и задания рейтинг-контроля. 2. Рекомендации по работе с учебной и научной литературой При подготовке к практическим занятиям следует использовать в ос-новном учебники и учебные пособия из приведённого списка литературы. Следует четко знать определения, дополнять каждый теоретический вопрос соответствующими примерами.3. Рекомендации по подготовке к практическим занятиям, контроль-ным работам и зачету Самостоятельное изучение дисциплины целесообразно начинать, оз-накомившись с программой дисциплины и требованиями к знаниям и уме-ниям по данной дисциплине. Далее можно переходить к его поэтапному изучению, привлекая для этого материалы лекций и рекомендованную учебную литературу. Изучая дисциплину, необходимо добиться овладения ее основами и научиться применять теоретические знания для решения практических задач. Содержание незнакомых терминов, встретившихся в процессе освоения учебного материала, можно выяснить при помощи справочной литературы или у преподавателя. Следует четко знать определения, принципы, дополнять каждый теоре-тический вопрос соответствующими примерами и графиками. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ Общие вопросы 1. Какие признаки положены в основу деления шкалы электромагнитных волн на диапазоны и каковы особенности оптического диапазона? 2. Как связано волновое число с длиной волны ? 1) n = l; 2) Dn = –Dl/l2; 3) n = с/l; 4) n = 1/l..3. Наибольшая энергия требуется: 1) для возбуждения электронов; 2) для возбуждения колебаний атомов в молекуле; 3) для возбуждения вращений молекулы; 4) для переориентации спинов ядер.4. Каково соотношение между энергиями электронных Ее, колебательных Еu и вращательных Еr состояний молекулы? 1) Еe > Еu > Еr; 2) Еu > Еr > Еe; 3) Еr > Еe > Еu; 4) Еr > Еu > Еe. 5. При рассмотрении спектров какого типа необходимо учитывать принцип Франка-Кондона? 1) ИК-. 2) вращательных. 3) КР-. 4) электронных. 6. В каких областях спектра наблюдаются электронно-колебательно-вращательные, колебательно-вращательные и вращательные спектры? 7. В каких областях спектра проявляются переходы между электронными, колебательными и вращательными состояниями молекул? 1) Колебательные — в ИК-области, вращательные — в УФ-области, элек-тронные — в микроволновой. 2) Колебательные — в микроволновой, электронные — в УФ-области, вращательные — в ИК-области. 3) Колебательные — в ИК-области, вращательные — в микроволновой, электронные — в УФ-области. 4) Колебательные — в УФ-области, электронные — в ИК-области, враща-тельные — в микроволновой. 8. Методы анализа, основанные на измерении поглощенного образцом света, называются: 1) радиометрией; 2) абсорбциометрией; 3) флюориметрией; 4) турбидиметрией.Колебательная спектроскопия 1. Колебательные спектры возникают при взаимодействии вещества : 1) с гамма-излучением; 2) с видимым светом; 3) с радиоволнами 4) с ИК-излучением; 5) с УФ-излучением 2. Инфракрасным спектрам поглощения соответствуют: 1) электронные переходы из основного в возбужденное состояние; 2) колебательные переходы из основного в возбужденное состояние; 3) электронные переходы из возбужденного в основное состояние; 4) вращательные переходы из основного в возбужденное состояние. 3. Частота валентных колебаний: 1) больше чем частота деформационных колебаний; 2) меньше чем частота деформационных колебаний; 3) больше чем частота деформационных колебаний одной и той же группы молекулы; 4) меньше чем частота деформационных колебаний одной и той же группы молекулы.4. Комбинационным рассеянием называется рассеяние света: 1) без изменения частоты; 2) с увеличением частоты; 3) с уменьшением частоты; 4) с изменением частоты. 5. Какие колебания молекулы СО2 проявляются в ИК-спектре, а какие в КР-спектре? 1) Полносимметричное валентное колебание n1 активно в КР-спектре, а деформационное n2 и антисимметричное n3 — в ИК-спектре. 2) Все колебания n1, n2 и n3 активны в ИК- и КР-спектрах. 3) Полносимметричное валентное колебание n1 активно в ИК-спектре, а деформационное n2 и антисимметричное n3 — в КР-спектре. 4) Все колебания n1, n2 и n3 активны только в ИК-спектре. 6. Сколько поступательных, вращательных и колебательных степеней свободы у тетраэдрической молекулы СН4? 1) Поступательных — 3, вращательных — 3, колебательных — 9. 2) Поступательных — 3, вращательных — 2, колебательных — 10. 3) Поступательных — 3, вращательных — 3, колебательных — 3. 4) Поступательных — 3, вращательных — 3, колебательных — 5. 7. Сколько поступательных, вращательных и колебательных степеней свободы у линейной молекулы HCN и угловой — Н2О? Одинаково ли у них число основных частот колебаний?8. Укажите характерные особенности колебательных спектров (ИК- и КР-) приведенных ниже молекул: 1) Cl2; 2) HCl; 3) CO; 4) CF2=CH2 (только валентные колебания двойной связи); 5) СН3СН=СНСН3 (только валентные колебания двойной связи). 9. Отличаются ли энергии диссоциации изотопных молекул, например Н2 и D2? 1) Энергии диссоциации одинаковы. 2) На вопрос ответить нельзя, так как не приведены данные об их частотах колебаний и ангармоничности. 3) Энергия диссоциации у D2 больше, чем у Н2. 4) Энергия диссоциации у Н2 больше, чем у D2.10. Проявляются ли (активны ли) колебания полярных двухатомных молекул (например HСl) в ИК-спектрах и спектрах КР? 1) Проявляются только в ИК-спектрах. 2) Проявляются только в КР-спектрах. 3) Проявляются в ИК-спектрах и в спектрах КР. 4) Не проявляются ни в ИК-спектрах, ни в спектрах КР. 11. Предскажите вид колебательных спектров (ИК- и КР-спектров) для линейной молекулы диоксида углерода и укажите типы колебаний для данной молекулы.12. Какие изменения произойдут в инфракрасном спектре поглощения изопропилового спирта после его обработки хлористым бензоилом?13. Какие изменения произойдут в инфракрасном спектре поглощения изопропилового спирта после его обработки хлористым ацетилом?14. Какие основные изменения произойдут в инфракрасном спектре поглощения циклопентанона после его обработки этиленгликолем в кислой среде?15. Какие характерные различия можно ожидать в инфракрасном спектре поглощения для следующих соединений : а) СН3СН2СН2NH2, (СН3)2СНNH2 и (CH3)3N б) (СН3)2СН–О–СН(СН3), (СН3)3С–О–СН2СН3 и (СН3)3С–О–Н в) (СН3)2СН–ОН и (СН3)2СН–О–СН(СН3)2 г) СНºССН2СН2СН3, СН3СºССН2СН3 и СНºССН(СН3)2 д) СН3СН=СНСН3, СН2=С(СН3)2, СН2=СНСН2СН3 и (СН3)2С=С(СН3)2 е) дипропиламин, анилин и трифениламин. 16. В ИК-спектре молекулы CS2 наблюдаются две основные частоты при 399 и 1552 см–1 , а в КР-спектре — одна при 671 см–1. На основании этих данных укажите, какова геометрия молекулы сероуглерода и какие колебания проявляются ( активны ) в ИК-спектре.17. Молекула ацетилена в основном состоянии имеет линейное строение, а в возбужденном состоянии принимает нелинейную транс-конфигурацию. Оди-наково ли число основных частот колебаний этих двух состояний?18. В инфракрасном спектре поглощения (2-оксиэтил)-циклопентадиена, полученном в тонком слое, имеется широкая полоса поглощения в области 3600–3100 см–1. При записи спектра в разбавленном ( 0,01 М ) растворе в четыреххлористом углероде широкая полоса исчезает и вместо нее появляется узкий пик при 3600 см–1. Объясните данные различия в инфракрасных спектрах поглощения.19. Молекула ацетилена в основном состоянии имеет линейное строение, а в возбужденном состоянии принимает нелинейную транс-конфигурацию. Одинаково ли число основных частот колебаний этих двух состояний?20. Максимум полосы поглощения ОН-группы о-нитрофенола в ИК-спектре, полученном в таблетке KBr или в разбавленном растворе CHCl3, имеет одну и туже частоту — 3200 см–1, а в случае n-нитрофенола частоты максимума разные и равны соответственно 3325 и 3530 см–1. Дайте объяснение.Электронная спектроскопия 1. Спектрам поглощения в ультрафиолетовой области спектра соответствуют: 1) электронные переходы из основного в возбужденное состояние; 2) колебательные переходы из основного в возбужденное состояние; 3) электронные переходы из возбужденного в основное состояние; 4) вращательные переходы из основного в возбужденное состояние.2. Электронные переходы в молекулах проявляются в ультрафиолетовой и видимой областях спектра примерно от 100 до 1000 нм. Какова энергия этих переходов в см–1? 1) 10 – 100; 2) 100 – 1000; 3) 10000 – 100000; 4) 10 – 100000. 3. Электронные спектры возникают при взаимодействии вещества: 1) с гамма-излучением; 2) с видимым светом ; 3) с радиоволнами ; 4) с ИК-излучением ; 5) с УФ-излучением. 4. Какие электронные переходы запрещены по спину: 1) синглет-синглетные ; 2) синглет-триплетные ; 3) триплет-триплетные ; 4) для электронных переходов нет запрета по спину.5. Какова мультиплетность электронного состояния молекулы, при котором спины двух электронов параллельны: 1) 1/2 ; 2) 1 ; 3) 2 ; 4) 3. 6. Среди приведенных ниже групп найдите ауксохромы: 1) С=С–С=О; 2) С=С–С=С; 3) –NH2; 4) C=C; 5) C=O; 6) –OH.7. Увеличение цепи сопряжения полиенов приводит в УФ-спектре к : 1) батохромному сдвигу и гипохромному эффекту; 2) батохромному сдвигу и гиперхромному эффекту; 3) гипсохромному сдвигу и гипохромному эффекту; 4) гипсохромному сдвигу и гиперхромному эффекту. 8. Видимый свет представляет собой электромагнитное излучение, занимающее интервал спектра от 400 до 800 нм. Объясните, почему многие вещества имеющие максимум поглощения ниже 400 нм интенсивно окрашены. 9. Электронные спектры поглощения бутанона-2 и бутен-3-она-2 в области 220–350 нм имеют один максимум: при 270 нм (e » 17) — спектр А и при 315 нм (e » 28) — спектр Б. Какому веществу принадлежит каждый спектр?10. В электронном спектре поглощения трифениламина имеется полоса при 227 нм в нейтральном растворе. Объясните, почему данная полоса исчезает в кислом растворе. 11. Можно ли по электронным спектрам поглощения контролировать течение следующих реакций : а) диеновой конденсации; б) альдольной конденсации; в) азосочетания; г) образования ацеталей; д) гидрирования аренов. 12. Оптическая плотность водного раствора соединения Х при l = 250 нм составляет 0,542 при концентрации 0,1 моль/л в кювете с толщиной поглощающего слоя 1 см. Коэффициент поглощения соединения Х равен 9000. Известно, что Х реагирует по уравнению: X = Y + Z. Найдите константу равновесия этой реакции, если известно что соединения Y и Z не поглощают в области поглощения Х.13. При гидролизе 5-метил-3-хлор-1,4-гексадиена были выделены два изомерных спирта. Электронный спектр поглощения одного из них содержит полосу при 223 нм (lg e = 4,4), а другого — полосу при 236 нм (lg e = 4,3). Каково их строение?14. При нагревании образца этилциклопентадиена (lмакс = 247нм, e » 3400) в течении 0,5; 1,5; 2,5; 4 ч в спектре поглощения наблюдается уменьшение мольного коэффициента поглощения и составляет 2800, 2050, 1650, 1100 соответственно. Определите для каждого момента времени степень превращения этилциклопентадиена в его димер, если последний прозрачен при 247 нм. 15. Какие изменения в электронном спектре поглощения акролеина СН2=СН–СН=О [lмакс = 203 нм (e » 12000), lмакс = 345 нм (e » 20)] следует ожидать при разбавлении этанолом, содержащим следы кислоты?16. Пропускание водного раствора фумарата натрия при l = 250 нм и 25 °С составляет 19,2 % для 5×10–4 моль/л раствора в кювете толщиной 1 см. Вычислите оптическую плотность и молярный коэффициент поглощения. 17. Как будет изменяться УФ-спектр поглощения фенола в водном растворе при изменении кислотности среды от сильнокислой до щелочной?18. Для ряда линейных полициклических ароматических углеводородов общей формулы CnH0,5n+3 (где n = 14, 18, 22) в электронных спектрах поглощения имеются максимумы поглощения при 380 нм (e 7900 ), 480 нм (e 11000 ) и 580 нм (e 12600 ). Соотнесите данные спектров с формулами кислот. 19. Электронные спектры поглощения метиловых эфиров бензойной и фенилуксусной кислот имеют в интервале 220 – 350 нм имеют один максимум: при 260 нм (lg e 2,2) — спектр А и при 285 нм (lg e 3,1) — спектр Б. Какому веществу соответствует каждый спектр?20. Для ряда непредельных кислот СН3(СН=СН)nСООН (где n = 2, 3, 4) в электронных спектрах поглощения имеются максимумы поглощения при 260 нм (e 6500), 310 нм (e 9000) и 330 нм (e 11000). Соотнесите данные спектров со структурами кислот. 21. Какие изменения в электронном спектре поглощения циклопропанона следует ожидать после гидратации?22. Электронные спектры поглощения бутадиена-1,3 и гексадиена-2,4 в области 200–250 нм имеют один максимум : при 217 нм (e 21000) — спектр А и при 227 нм (e 23000) — спектр Б. Какому веществу принадлежит каждый спектр?23. В каком растворителе, CCl4 или СН3СN, больше вероятность зарегистрировать тонкую колебательную структуру электронного перехода растворенного соединения? Почему?24. Можно ли отличить методами оптической спектроскопии внутри- и межмолекулярную водородную связь? Аргументируйте ответ конкретными примерами.25. Определите константу кето-енольной таутомерии ацетилацетона для растворов вещества в гексане, этаноле и воде, если в указанной области молярный коэффициент поглощения равен 11200, 9500 и 1900 соответственно. Объясните, полученные результаты. СН3СОСН2СОСН3 Û СН3С(ОН)=СНСОСН3 кето-форма енольная форма lмакс 275 нм (e 100) lмакс 270 нм (e



Решение индивидуальных задач по интерпретации ИК-спектров. Установление строения неизвестных соединений по их ИК-спектрам.

Раздел III. Электронная спектроскопия (6 час.).

Методы электронной спектроскопии.Электронные уровни энергии органических соединений. Особенности ультрафиолетовых и видимых спектров поглощения. Принципиальная схема

спектрофотометра и приготовление образца. Поглощение органических соединений. Понятие о хромофоре и ауксохроме.

Классификация электронных состояний и переходов. Типы полос поглощения. Влияние растворителя: положительная и отрицательная сольватохромия. Поглощение ауксохромных групп и простых хромофорных групп. Сопряженные хромофоры: диены, α,β-ненасыщенные карбонильные соединения, полиины и др. Правила Вудворда-Физера. Бензоидные и гетероароматические соединения. Пространственные внутри- и межмолекулярные эффекты в электронных спектрах. Основные типы задач, решаемых с помощью УФ-спектроскопии для установления строения молекул. Количественный анализ по электронным спектрам поглощения.

Раздел IV. Комплексное использование физико-химических методов анализа (2 час.).

Использование данных различных физико-химических методов для определения состава и строения соединений. Разработка методики физико-химического анализа, позволяющего однозначно охарактеризовать соединение с предполагаемой структурой. Анализ состава многокомпонентной системы. Геометрия молекул и веществ.

  1. СТРУКТУРА И содержание практической части курса


Темы занятий

Занятие 1, 2. Принципы использования метода ЯМР в установлении строения органических соединений (4 час.).

Ознакомление студентов с принципами решения задач по ядерному магнитному резонансу (расчету параметров спектра, отнесения резонансных сигналов, сборка молекулы по структурным фрагментам). Самостоятельное решение задач по спектроскопии протонного магнитного резонанса.

Анализ спектров ЯМР 13С. Определение параметров спектров.

Занятие 3 (2 час.): Контрольная работа №1 «Спектроскопия ЯМР 1Н».

Занятие 4, 5. Использование метода масс-спектрометрии в структурном анализе (4 час.)

Задачи по определению элементного состава соединения по масс-спектру низкого и высокого разрешения. Анализ масс-спектров смеси соединений. Расчет содержания изотопной метки. Задачи по определению строения неизвестного соединения по его масс-спектру.

Работа с хромато-масс-спектрограммами, записанными на хромато-масс-спектрометре Agilent 6890N с масс-анализатором Agilent 5973N: выяснение количественного и качественного состава анализируемого образца. Самостоятельное решение задач.

Занятие 6: Контрольная работа №2 «Использование методов ЯМР и масс-спектрометрии в структурном анализе».

Занятие 7, 8. Методы оптической спектроскопии в структурном анализе (4 час.).

Знакомство с корреляционными таблицами частот в колебательных спектрах и их приложением к интерпретации спектров. Решение задач по интерпретации: ИК-спектров с помощью корреляционных таблиц. Решение индивидуальных задач по интерпретации ИК-спектров. Установление строения неизвестных соединений по их ИК-спектрам.

Вычисление длины волны, волнового числа и коэффициента молярной экстинции из УФ-спектров. Закон Ламберта-Бера. Решение задач по использованию УФ-спектров в структурных исследованиях. Решение задач на правило Вудворда-Физера. Влияние сопряжения, замещения, растворителя, процессов протонирования-депротонирования на УФ-спектры.

Комплексное использование физических методов для решения структурных задач.

Занятие 9: Контрольная работа №3 «Комплексное использование физических методов в структурном анализе».

Образовательные технологии

Формы организации учебного процесса: лекция, семинар, практические занятия, самостоятельная работа студента, зачет.



При реализации указанных видов учебной работы по курсу «Физические методы исследования» используются:

А) Приборы ЯМР, ИК, УФ-спектроскопии и масс-спектрометрии для съемки и последующей расшифровки соответствующих спектров.

Б) Компьютерные симуляторы теоретических спектров

В) Иллюстративные материалы.

В начале курса проводится интенсивное введение в предмет. Семинары начинаются с 10-й недели. По мере чтения лекционного материала, студентам предлагаются задачи различной сложности по разным физико-химическим методам анализа. Особенностью курса является то, что решаемые студентом задачи охватывают не только текущую, разбираемую в настоящее время на лекциях тему, но и все предыдущие. Так, при прохождении темы по колебательной спектроскопии задачи могут содержать информацию по масс-спектрометрии и/или по спектроскопии ЯМР.

Обратная связь обеспечивается тем, что лектор ведет также и семинарские занятия и может корректировать лекционный материал в зависимости от полученных контрольных точек результатов в усвоении материала. Такая форма преподавания позволяет более гибко подходить к разделению занятий на лекционные и семинарские: после прохождения какой-то части лекционного материала его можно сразу же закрепить решением нескольких задач.

Семинарские занятия происходят в форме дискуссии преподавателя

со студентами (аналог «круглого стола», преподавателю в котором отводится роль ведущего), в ходе которых каждый из участников – студенты или преподаватель имеют право задавать вопросы и участвовать в анализе разбираемой задачи. Таким образом, на семинарских занятиях реализуется интерактивная форма обучения.

В ходе обучения студенты проходят также практические занятия, на которых они знакомятся с современным оборудованием, учатся готовить образцы для анализа, а также учатся работать с программным обеспечением по обработке и поиску спектральных данных.

В течение семестра по мере обучения студенту выдаются задания для самостоятельной работы, представляющие из себя набор спектральных данных неизвестной молекулы. Студент должен самостоятельно, с использованием справочной литературы, спектральных библиотек и компьютерных баз данных (в том числе и баз, расположенных в сети

Интернет) расшифровать и определить состав и строение молекулы.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


Самостоятельная работа студентов заключается в изучении лекционного материала с помощью учебных пособий, в самостоятельной подготовке к контрольным работам, домашним заданиям и тестам с привлечением компьютерных программ и симуляторов.

Формой текущего контроля при прохождении дисциплины «Физические методы установления строения органических соединений» является контроль посещаемости занятий, сдача заданий для самостоятельной работы и

написание контрольных работ.

Для того, чтобы быть допущенным к зачету, студент должен выполнить следующее:

 в ходе прохождения дисциплины посетить не менее 50% занятий;

 правильно решить не менее 60% полученных заданий для самостоятельной

работы;

 написать три контрольных работы.
Работа студента на семинарах также оценивается преподавателем. Студент может получить оценку за выполнение самостоятельных мини-работ, за быстрое и правильное решение задач на семинаре (по усмотрению преподавателя).

В зависимости от работы в течение семестра студент имеет право на получение оценки

без прохождения зачета (оценки-«автомата»). Для этого он должен:

 в ходе прохождения дисциплины студент обязан посетить не менее 80%

занятий;

 обязан правильно (на положительную оценку) решить не менее 80%

полученных заданий для самостоятельной работы;

 написать три контрольных работы на оценку не ниже «удовлетворительно».

Оценка-«автомат» выводится как средняя из полученных студентом по результатам работы в семестре.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины: задания для самостоятельной работы студенту выдаются в виде печатных материалов и/или в виде электронных данных. Для решения полученных задач студент может использовать любую справочную литературу, программное обеспечение, спектральные библиотеки и базы данных, доступные ему.

  1. контроль достижения целей курса

Перечень теоретических вопросов к зачету по дисциплине «Физические методы исследования»

1. Принцип действия масс-спектрометра. Основные характеристики масс-

спектрометра.

2. Информация, получаемая масс-спектрометрическими методами.

3. Методы анализа вещества в масс-спектрометрии: способы ввода образца, способы ионизации и способы представления результатов.

4. Хромато-масс-спектрометрия. Информация, получаемая методами хромато-масс-спектрометрии. Аппаратное оформление метода: соединение хроматографа и масс-спектрометра.


5. Типы ионов в масс-спектре электронной ионизации.

6. Молекулярный ион. Изотопные пики. Способ определения брутто-формулы соединения по анализу группы пиков молекулярного иона.

7. Масс-спектрометрия высокого разрешения.

8. Фрагментация органических соединений. Закономерности фрагментации.

Гомологические серии пиков ионов основных классов простых органических

соединений.

9. Перегруппировочные процессы. Перегруппировка Мак-Лафферти.

10. Качественный масс-спектрометрический анализ. Количественный хромато-масс-спектрометрический анализ. Базы данных по масс-спектрометрии.

11. Пробоподготовка в ЯМР.

12. Спектр ЯМР: интенсивности, шкала, частота.

13. Шкала ЯМР. Стандарты. Хим. сдвиги.

14. Характеристичность частот в спектрах 1H ЯМР..

15. Спин-спиновое взаимодействие. Мультиплетность.

16. Химическая и магнитная эквивалентность.

17. Номенклатура спиновых систем.

18. Стандарты в 1H ЯМР.

19. Стандарты в 13C ЯМР.

21. Одномерные экспериментальные методы спектроскопии 13C-ЯМР.

22. Одномерные экспериментальные методы спектроскопии 1H-ЯМР.

23. Двумерные экспериментальные методы спектроскопии 13C-ЯМР

24. Двумерные экспериментальные методы спектроскопии 1H-ЯМР.

25. Ядерный эффект Оверхаузера.

27. Расчет хим. сдвига сигналов в замещенных бензолах.

28. Закон Бугера-Ламберта-Бера.

29. Молекулярная спектроскопия. Спектр. Форма линии.

30. Техника приготовления образцов для анализа методом ИК-спектроскопии.

31. Инфракрасные спектры двухатомных молекул.

32. Типы колебаний.

33. Характеристичность частот в колебательных спектрах молекул.

34. Люминесценция.

35. Электронные уровни энергии органических соединений.

36. Понятие о хромофоре и ауксохроме.

37. Сопряженные хромофоры:

38. Правила Вудворда-Физера.__

Примеры билетов на зачет

Билет №1

  1. Правила анализа ПМР спектров 1-го порядка

  2. Молекулярные и изотопные пики в масс-спектрах.

  3. Задача

Билет №2

  1. Методы упрощения сложных спектров ЯМР.

  2. Методы установления относительной конфигурации в диастереомерах ЯМР.

  3. Задача

Билет №3

  1. Методы двойного резонанса в ЯМР

  2. Использование ЯМР для установления конфигурации.

  3. Задача

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. Преч, Э. Определение строения органических соединений./ Э. Преч, Ф. Бюльман, К. Аффольтер. Москва : Мир, 2006. - 440 с.