Файл: Исследование стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 2
Подросткам характерно развитие критичности, преднамеренности и до некоторой степени самостоятельности. Они способны учитывать предыдущий эмоциональный опыт, на основании которого у них формируются устойчивые эмоциональные отношения. В тоже время свойственная подросткам повышенная возбудимость, неуравновешенность с преобладанием возбуждения над торможением, накладывают отпечаток на характер протекания эмоциональных процессов.
Конфликтное поведение предстает собой реакцию на ненормальные для ребенка или группы подростков социальные или микросоциальные условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения недоступны или исчерпали себя. Кроме того, на физиологическом уровне в подростковый период происходит значительное усиление подкорковой активности - это приводит к неусидчивости, эмоциональной неустойчивости, гиперактивности (возбудимость превышает норму). А на социальном уровне, точнее в обществе, одна из основных потребностей - это чувство взрослости. Поэтому, важно учитывать все особенности и знать причины, по которым подросток становится конфликтным. Иначе, в «подростковом» социуме, расхлябанность вытеснит организованность, упрямство - настойчивость, ложная мораль вытеснит общественную; романтика, творчество, спортивная борьба, товарищеская взаимопомощь уступят место жаргону, грубой физической силы и правонарушениям.
Нами было проведено исследование стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях в группе (5 детей от 15-16 лет). Исследование стратегий поведения проводилось по методике тестирования, разработанной К. Томасом и предназначенной для выявления стилей поведения в конфликтных ситуациях. Исследование показало, что большинство участников группы применяют тактику соперничества в конфликтных ситуациях. Соперничество, т.е. конкуренция, дает им возможность добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим. Результаты исследования подтверждают то, что в подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, что обусловлено спецификой протекания данного возрастного периода. В связи с этим были предложены рекомендации, которые помогут изменить стратегию поведения, а также способствуют снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. М.: Академия, 2013. 208с.
- Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. М.: Академия, 2014. 382 с.
- Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. М.: Изд-во МГУ, 1982. 231 с.
- Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. СПб: Питер, 2013. 277 с.
- Гомелаури М.Л. Конфликты в подростковом возрасте и социальные ожидания / М.Л. Гомелаури. СПб: Феникс, 2016. 269 с.
- Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016.№2. С. 21-26
- Данилова Е.А. Взаимосвязь конфликта самооценки и поведения младших подростков / Е.А. Данилова. Ярославль: СКМ, 2013. 355 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. М.: Логос, 2014. 239 с.
- Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления / В.Г. Казанская. СПб: Питер, 2016. 297 с.
- Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учебное пособие-практикум для студ. / А.Г. Лидерс. 2-е изд. М.: Академия, 2007. 432 с.
- Леонов Н.И Индивидуальный стиль поведения в конфликтной ситуации / Н.И. Леонов. М.: Академия, 2014. 271 с.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие / Р.В. Овчарова. М.: Сфера, 2001. 448 с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. М.: Академия, 2014. 289 с.
- Реан A.A. Социальная психология / А.А. Реан. СПб: Сфера, 2014. 392 с.
- Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. М.: Московский психолого-социальный институт, 2013. 228 с.
- Сорокина А.И. Конфликтность в поведении детей и подростков / А.И. Сорокина. Уфа: СПК, 2014. 173 с.
- Хухлаева О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. М.: Генезис, 2012. 349 с.
- Цой Л.Н. Практическая конфликтология / Л.Н. Цой. М., 2011. 290 с.
Тест определения стратегии поведения в конфликте (К. Томас).
Тест адаптирован Н.В. Гришиной
Выберите, пожалуйста, в каждой паре суждений, то, которое является наиболее типичным для Вас.
1.
А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.
3.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
4.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5.
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
6.
А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7.
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.
8.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14.
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15.
А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.
А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20.
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.
21.
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23.
А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.
А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25.
А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27.
А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
29.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
30.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Ключ к тесту
№ |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
1 |
А |
Б |
|||
2 |
Б |
А |
|||
3 |
А |
Б |
|||
4 |
А |
Б |
|||
5 |
А |
Б |
|||
6 |
Б |
А |
|||
7 |
Б |
А |
|||
8 |
А |
Б |
|||
9 |
Б |
А |
|||
10 |
А |
Б |
|||
11 |
А |
Б |
|||
12 |
Б |
А |
|||
13 |
Б |
А |
|||
14 |
Б |
А |
|||
15 |
Б |
А |
|||
16 |
Б |
А |
|||
17 |
А |
Б |
|||
18 |
Б |
А |
|||
19 |
А |
Б |
|||
20 |
А |
Б |
|||
21 |
Б |
А |
|||
22 |
Б |
А |
|||
23 |
А |
Б |
|||
24 |
Б |
А |
|||
25 |
А |
Б |
|||
26 |
Б |
А |
|||
27 |
А |
Б |
|||
28 |
А |
Б |
|||
29 |
А |
Б |
|||
30 |
Б |
А |
-
Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. М.: Академия, 2013. С. 61 ↑
-
Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 49 ↑
-
Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления / В.Г. Казанская. СПб: Питер, 2016. С. 62 ↑
-
Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. М.: Академия, 2014. С. 49 ↑
-
Реан A.A. Социальная психология / А.А. Реан. СПб: Сфера, 2014. С. 30 ↑
-
Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. М.: Академия, 2014. С. 41 ↑
-
Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. М.: Логос, 2014. С. 117 ↑
-
Хухлаева О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. М.: Генезис, 2012. С. 135 ↑
-
Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. М.: Московский психолого-социальный институт, 2013. С. 28 ↑
-
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие / Р.В. Овчарова. М., 2001. С. 183. ↑
-
Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие-практикум для студ. / А.Г. Лидерс. 2-е изд. М., 2007. С. 376. ↑
-
Сорокина А.И. Конфликтность в поведении детей и подростков / А.И. Сорокина. Уфа: СПК, 2014. С. 52 ↑
-
Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. СПб: Питер, 2013. С. 60 ↑
-
Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016.№2. С.21-26 ↑
-
Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016.№2. С.21-26 ↑
-
Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. СПб: Питер, 2013. С. 92 ↑
-
Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. М.: Академия, 2014. С 71 ↑
-
Цой Л.Н. Практическая конфликтология / Л.Н. Цой. М., 2011. С. 48 ↑
-
Леонов Н.И Индивидуальный стиль поведения в конфликтной ситуации / Н.И. Леонов. М.: Академия, 2014. С. 73 ↑
-
Гомелаури М.Л. Конфликты в подростковом возрасте и социальные ожидания / М.Л. Гомелаури. СПб: Феникс, 2016. С. 129 ↑
-
Данилова Е.А. Взаимосвязь конфликта самооценки и поведения младших подростков / Е.А. Данилова. Ярославль: СКМ, 2013. 104-109 ↑