Файл: Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников». По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль.

Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

В современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо коммерсант, почти ничего не знающий о производстве, либо инженер, который ничего не знает о коммерции. Нередко владелец малой фирмы имеет слишком мало опыта в управлении специфическими структурами бизнеса.

Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Целью работы в 1 главе изучить недостатки и преимущества малых предприятий, во 2 главе явилось изучение малого предприятия строительного профиля ООО «АСК – Строй» города Екатеринбурга. Для достижения цели ставились задачи:

Познакомится с характеристикой предприятия.

Изучить и проанализировать деятельность предприятия.

Собранную информацию оформить в виде отчета.


Глава 1. Теоретические основы функционирования малых предприятий

1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Имеются отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее. Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под влиянием многих факторов. Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления. Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой понимается целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.


Роль малого предпринимательства состоит в том, что оно выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. На малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом. Малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового внутреннего продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес - это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства - мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Как явствует из самого определения, малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия. В экономике России одновременной функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. Масштабы предприятий зависят от специфики отраслей и их технологических особенностей. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли для которых не требуются крупные предприятия, а напротив, предпочтение отдается малым предприятиям.


1.2 ПРЕИМУЩЕСТВА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Быть субъектом малого предпринимательства означает обладать юридической независимостью. Управление малым предприятием не требует существенных затрат и осуществляется непосредственно собственником капитала и партнерами-собственниками с целью получения предпринимательского дохода.

Небольшие размеры по основным показателям деятельности субъектов малого предпринимательства (уставный капитал, величина активов, оборот, прибыль, долговая нагрузка, численность персонала) дают таким субъектам большую мобильность по сравнению с крупными предприятиями, т.е. малые предприятия способны быстро реагировать на требования рынка, иметь определенную специализацию (или, наоборот, функционировать на многих сегментах рынка), иметь возможность мобилизации ресурсов на перспективных на данный момент направлениях.

Преимущества малых предприятий:

1. Доступность многим гражданам по причине небольших первоначальных вложений;

2. Небольшой управленческий аппарат и более низкие накладные расходы;

3. Упрощенный порядок регистрации, лицензирования, сертификации продукции;

4. Гибкость и маневренность. Возможность быстро реагировать на изменения рыночного спроса и другие изменения на рынке, в том числе и негативные; так как малые предприятия управляются одним-двумя руководителями, это обеспечивает оперативность управления.

5. Создание новых рабочих мест;

6. Наличие государственной поддержки (в т.ч. финансовой);

7. Наличие законодательно установленных льгот;

8. Применение упрощенной системы налогообложения (предусматривает замену уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности).

9. Предпринимательский дух. Люди, пришедшие работать на малое предприятие, гораздо ощутимее чувствуют успехи и неудачи фирмы.

10. Более высокая скорость прохождения информации. В первую очередь это обстоятельство объясняется значительно меньшим объемом информации на малых фирмах. Менеджеры крупной компании на различных уровнях управления в условиях дефицита времени и интенсивного потока информации вынуждены подразделять информацию на срочную и долговременную. Менеджер мелкой фирмы может себе позволить подходить ко всей информации относительно равноценно, что существенно снижает риск возможных потерь.

11. Все сотрудники на виду, их работа происходит на глазах у всего предприятия. Поскольку фирма может постоянно пребывать в зоне риска, то это стимулирует сотрудников на непрерывные поиски улучшений.


12. Недаром существует достаточно тесная корреляционная связь между размерами фирм и нарушениями трудовой дисциплины, текучестью кадров и другими сопутствующими явлениями. Работая в огромном коллективе, менеджер сталкивается с массой вопросов, которые легче всего решаются их дроблением.

13. Построение организации в небольших структурах осуществляется в соответствии с самопроизвольно сложившимися отношениями, чего в крупных организациях в полной мере достичь невозможно.

14. Внутри предприятия должен быть строгий порядок и соответствующая иерархия. Крупные фирмы должны следить за поддержанием внутреннего равновесия, а на малых оно по большей части достигается автоматически.

15. Малые предприятия успешно функционируют именно в тех направлениях, где не требуется значительных вложений в основные средства и сравнительно низки управленческие расходы, что положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции и повышает адаптационные возможности предприятия.

16. Для малых фирм характерны также совмещение профессий, универсальные знания и умения (в отличие от узкой специализации на конвейере).

Таким образом, малые размеры фирмы обеспечивают ей управляемость и что важнее — преданность делу. При этом создается такое положение, при котором не теряются значение и роль каждого отдельного работника.

    1. НЕДОСТАТКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

В современном научном мире проблема развития предприятий малого бизнеса, структурных сдвигов в организации производства активно обсуждается видными западными экономистами.

Субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

1. Более высок уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке.

2. Зависимость от крупных компаний.

3. Недостатки в управлении делом.

4. Слабая компетентность руководителей.

5. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.

6. Трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

7. Неуверенность и осторожность хозяйствующих субъектов при заключении договоров (контрактов) и др.

8. Малый размер капитала и сложность его привлечения ограничивает возможности развития. Банки и инвесторы с большим доверием относятся к крупным корпорациям, более охотно предоставляют им кредиты и инвестиции.