Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 775

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При учреждении кадетского корпуса предполагалось, что он будет готовить и артиллерийских офицеров. Для этого в корпусе было введено обязательное изучении артиллерии, а для практических занятий выдано две 12-фунтовые пушки. Однако действительность показала, что Сухопутный кадетский корпус не справился с этой задачей. Большинство дворян после окончания кадетского корпуса шло в гвардию, армейские полки и на гражданскую службу, где для быстрого продвижения достаточно было одной выслуги лет, тогда как в артиллерии требовалось хорошее знание математики, материальной части и инженерного дела. Поэтому, как правило, в артиллерию шли офицеры из мелких дворян, по терминологии Потемкина – из «лапотных дворян». Вот почему из 442 чел., выпустившихся из Сухопутного кадетского корпуса с 1732 по 1741 г., в артиллерию пошло только 7527. Одним из них был известный артиллерист генерал-лейтенант Петр Иванович Меллисино.

Сухопутный шляхетно-кадетский корпус

В рассматриваемый период особых изменений в устройстве сухопутного кадетского корпуса не произошло, за исключением того, что в 1756 г. при нем была открыта своя типография для печатания учебников. В этот же период воспитания, корпуса образуют так называемое «общество любителей русской культуры. В этом обществе участвовали Сумароков, Херасков, Озеров, Крюков и братья Ф.Г. и Г.Г. Волковы, положившие начало русскому публичному театру.

В этот же период большое внимание было обращено на практическое обучение будущих офицеров в кадетском корпусе. Особенное внимание уделялось обучению кадетов артиллерийскому и инженерному делу. Для этой цели в кадетский корпус из Петербургской крепости было выделено несколько полевых пушек, а в корпусном саду самими кадетами было создано учебное поле с полевыми укреплениями, батареями и т.п., на которых кадеты обучались обороне и атаке полевых и крепостных укреплений.

Наконец, в 1760 г. для обеспечения армии мастеровыми и унтер-офицерами при Сухопутном кадетском корпусе открыли школу мастеровых на 150 чел. солдатских и разночинных детей, с выделением на ее содержание 6000 руб. в год528. В сенатском указе об учреждении школы мастеровых сказано: «ежели хотеть национальных хороших мастеров иметь, то надо наперед к тому способных людей приготовить, начав обучать их с 13-ти до 15-ти летнего возраста грамоте, арифметике, геометрии, рисовать, немецкому языку…»
529.

Всего за период с 1750 по 1762 г. в Сухопутный кадетский корпус было принято 1179 чел., а выпущено всего 676 чел., из них только 3 чел. попало в артиллерию530. Остальные определились офицерами в пехотные и кавалерийские полки и в гарнизоны. Это значит, что роль Сухопутного кадетского корпуса в подготовке артиллерийских офицеров и в этот период была ничтожной. Зато школа мастеров играла большую роль в обеспечении артиллерии подготовленных мастерами.

Морской шляхетный кадетский корпус

Кроме указанных выше военных заведений, артиллерийские кадры готовил также учрежденный в 1752 г. в Петербурге Морской шляхетный кадетский корпус531. В его состав вошли Морская академия и Морская школа математических и навигационных наук. В морской кадетский корпус перевели всех дворянских детей, а не дворян определили в адмиральские школы. Морской кадетский корпус состоял из 360 воспитанников и был организован по образцу Сухопутного кадетского корпуса. В строевом отделении кадеты объединялись в 3 роты, а в учебном – делились в 3 класса по 120 человек в каждом. Кадеты первого класса являлись старшими и в этом классе заканчивали изучение высших морских наук. Они назывались гардемаринами. Во втором классе изучали навигацию и начинали изучение военно-морских наук. В третьем или младшем классе кадеты обучались тригонометрии и другим наукам.

Кроме того из кадетов второго класса назначалось 30 человек в специальные «артиллерийские кадеты», из которых готовили офицеров для морской артиллерии. Из класса в класс переводили после экзаменов и только при наличии вакантных мест в следующем классе.

Морской кадетский корпус, устроенный по образцу Сухопутного кадетского корпуса, сохранил всю его многопредметность учебной программы. В нем, кроме математики и морских наук, преподавали политику, геодезию, геральдику, артиллерию, фортификацию, иностранные языки и другие предметы.

Очень важным является то, что для обучения кадетов в Морском кадетском корпусе было выделено два учителя и два учительских помощника, а в составе корпусных офицеров полагалось иметь одного офицера-артиллериста, хорошо знавшего артиллерию и фортификацию. На него возлагался контроль за преподаванием в кадетском корпусе артиллерии и фортификации. Подготовка кадетов в артиллерийском отделении не ограничивалась только теоретическим курсом. Ежегодно летом «Артиллерийских кадетов» посылали для практики на эскадру в плавание, яко констапельных учеников, дабы через такое деятельное обучение теории и практики, как гардемарины во флоте, так и констапельские ученики в артиллерии в провождении следовать могли»

532. Артиллерию и фортификацию с начала учреждения кадетского корпуса преподавал учитель бывший Морской Академии Василий Красильников.

В этот период в Морском кадетском корпусе развертывается научная деятельность выдающегося просветителя и математика XVIII в. – Курганова (1725-1796). Он показывал выдающиеся способности и обладал большими знаниями в астрономии, в результате чего профессор Академии Наук Гришев рекомендовал его на работу в Академию Наук «на вечно».532 В Морском кадетском корпусе он являлся подмастерьем математических и навигационных наук. В 1755 г. он написал «Универсальную арифметику», которая после одобрения была напечатана в 1755 г. на «кошт его Курганова». Она была принята в качестве математического руководства в корпусе и вскоре вытеснила «Арифметику» Магницкого. В 1765 г. Курганов издал также «Геометральную геометрию», а затем перевел с французского «Елементы геометрии, то есть первые основания науки об измерении протяжения, состоящие из осьми Евклидовых книг, изъясненных новым способом, удобопонятнейшим юношеству» (СПБ, 1769).

В целом с 1753 г. по 1762 г. Московской кадетский корпус выпустил 307 офицеров, из них только 7 артиллеристов533.

Рост военно-морского флота, артиллерии и инженерных войск, расширение специальных военно-учебных заведений в середине XVIII в., а также значительное развитие казенных и частных металлургических заводов повысили требования к качеству подготовки различных военно-технических специалистов. До 1757 г. в артиллерийских и инженерных школах, Сухопутном и Морском кадетских корпусах обучение математике осуществлялось по «Арифметике» Магницкого и конспектам Фарварсона по геометрии и тригонометрии. В 1767 г. в Морском кадетском корпусе в качестве учебника по математике принимается «Универсальная арифметика» Н.Г. Курганова (СПБ, 1757). «Универсальная арифметика» Курганова являлась учебным пособием не только в Морском Кадетском корпусе, но и в Объединенной Артиллерийской и Инженерной школе534, Сухопутном кадетском корпусе и др. учебных заведениях. Учебником по геометрии служило «Краткое руководство по теоретической геометрии» Г.В. Крафта535, переведенное с немецкого под редакцией М.В. Ломоносова (СПБ, 1748, 1762 гг.). Отечественные учебники по геометрии. К ним прежде всего следует отнести «Практическую Геометрию» преподавателя артиллерийской и инженерной школы Степана Назарова (СПБ, 1760, 1767, 1775 гг.).


В качестве учебника по алгебре в 1752 г. появился первый русский печатный курс военного инженера Николая Ерофеича Муравьева (1724-1770) под названием «Начальное основание математики» (СПБ, 1752).

В качестве учебного пособия по русскому языку в военно-учебных заведениях, как и во всех учебных заведениях России, широко использовалась «Российская грамматика» М.В. Ломоносова, изданная в 1755 г. Академией наук.

Для обучения учеников Артиллерийской и Инженерной школы механике применялось руководство Х. Гольфа, переведенное на русский язык М.В. Ломоносовым и изданное в 1746 г. под названием «Вольфинская экспериментальная физика с немецкого подлинника на латинском языке сокращенная, с которой на российский язык перевел Михайло Ломоносов», а также трактат Л. Эйлера, т.е. «Наука о движении». Затем трактат Д. Бернули «Гидродинамика» (1738 г.), в котором устанавливается известная теорема о связи между скоростью и давлением, а также «Трактат о динамике», вышедший в свет в 1743 г. Из отечественных учебных пособий в артиллерийской и инженерной школе по-прежнему руководствовались «Наукой статической или механической» Г.Г. Скорнякова-Писарева.

В качестве учебных пособий по фортификации использовались уже рассмотренные в 1-й главе иностранные курсы Боргодорфа, Штрума, Кугорна, Блонделя и других авторов. Кроме них, использовалось так же руководство французского инженера, преподавателя французской артиллерийской школы Б. Белидора, изданное им в 1731-1751 гг. в 4-х томах под названием «Французский бомбардир или новый способ как дельно бросить бомбу». И знаменитого французского военного инженера С. Вобана под названием «Jraite des sieges et de L’attaque des places».

В 30-40 гг. в качестве учебных пособий по артиллерии в артиллерийских школах оставались старые учебные пособия, уже рассмотренные нами в предыдущем параграфе. С началом Семилетней войны и появлением качественно новой, материальной части артиллерии. Именно в этом направлении и были сосредоточены усилия лучших представителей русской военно-теоретической мысли.

3 июля 1758 г. подпоручик Василий Михайлов, один из образованнейших артиллеристов своего времени, хорошо знавший «артиллерийское искусство», которому обучился при артиллерийской школе своим «коштом», изобретатель «секретной гаубицы нового роду»536. Он написал учебник «Артиллерийское искусство или фундамент той науки». В своем труде стремился сочетать теорию с практикой с учетом изобретения новой материальной части
537. Кроме того, им же написан учебник «Практическая геодезия».

Учебник «Практическая геодезия» Михайлова включал в себя способы определения расстояний до целей, способы определения площадей, а также способы топографической съемки земельных участков с помощью геодезических инструментов: астролябий, буссолей и мензул, пользуясь тригонометрическими расчетами.

В связи с тем, что в ходе Семилетней войны на вооружение артиллерии поступили новые артиллерийские орудия – секретные гаубицы и единороги, в кратчайший срок все артиллеристы овладели новой материальной частью. Для этого в первую очередь было введено изучение новых орудий и их тактико-технических данных учениками Объединенной артиллерийской и инженерной школы.