Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 774

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Практика единорогов» (1760)

Преподавателями Объединенной артиллерийской и инженерной школы было написано специальное учебное пособие по артиллерии, которое было издано в Петербурге в 1760 г. под названием: «Практика единорогов, изобретенных артиллерии генерал-фельдцейхмейстером и кавалером графом Петром Ивановичем Шуваловым, и преимущества их перед прежними артиллерийскими орудиями, кратко описанные в вопросах и ответах, для употребления при артиллерийских школах». Это было первое печатное русское руководство по артиллерии; оно написано на основании опытных стрельб, производившихся в 1759 и 1760 гг. в Мариенвердере при действующей армии538. Она также получила широкое распространение во всех артиллерийских частях и командах, о чем свидетельствует распоряжение Шувалова о рассылке напечатанных «Практик» в артиллерийские части и команды и в первую очередь в действующую армию539.

«Начальное знание теории и практики артиллерии» (1762)

В 1762 г. вышло в свет второе печатное русское учебное пособие по артиллерии, автором которого являлся известный нам выдающийся артиллерист середины XVIII в. М.В. Данилов. Данилов указывает, что все артиллерийское дело можно подразделить на «теорию и практику артиллерийскую». К теории он относил арифметику, геометрию и механику, а к практике – лабораторное дело.

В работе Данилова большое внимание уделяется устройству материальной части артиллерии и лабораторному делу. Недостатком работы является отсутствие вопросов стрельбы артиллерии, и как во всех работах этого периода – отсутствие вопросов боевого применения артиллерии на поле боя. Собственно «практика» артиллерии ограничивалась только лабораторным делом.

В качестве учебных пособий использовались также конспекты по артиллерии И.А. Вельяшева-Волынцева, преподававшего в артиллерийской и инженерной школе. Эти конспекты в последующем были им обработаны и изданы в 1767 г. отдельным учебником под названием «Артиллерийские предложения» (СПБ, 1767); характеристика ему дана в следующей главе.

Ценный вклад в развитие материальной части артиллерии внесли М.Г. Мартынов и М.В. Данилов – воспитанники Петербургской артиллерийской школы. Мартынов, будучи начальником артиллерийской школы и лаборатории в Петербурге, совместно с преподавателем школы и своим помощником по лаборатории М.В. Даниловым много работали над усовершенствованием пороховых и ракетных составов, а также над усовершенствованием материальной части артиллерии. Знания и опыт, приобретенный ими во время пребывания в артиллерийских школах и лаборатории, позволили им создать новое оригинальное орудие – «единорог», которое по своим баллистическим качествам превосходило все существовавшие до этого времени артиллерийские орудия.


Артиллерийские школы сыграли также большую роль в подготовке будущих преподавателей для Артиллерийского и инженерного кадетского корпуса. В них получили образование и педагогическую практику Вельяшев-Волынцев, Картмазов, Шамшев. В объединенной артиллерийской и инженерной школе получил педагогическую практику М.П. Козельский.

Артиллерийские школы играли также важную роль в подготовке унтер-офицерских кадров. Так, например, по данным 1732 г. из 65 унтер-офицеров, числившихся в артиллерийском полку, только один был не грамотным, а два умели только писать и читать, остальные 62 чел. хорошо знали арифметику, геометрию и артиллерийские чертежи, которым обучались в школе.540

Артиллерийские кадры в этот период не только были востребованы для артиллерии, но и для замещения должностей: горных инженеров, архитекторов, конструкторов и инженеров. Так, например, 1734 г. Татищев выбрал из 2-го отделения Петербургской артиллерийской школы 6 человек для учения их горному делу. 1743 г. в распоряжении советника Нартова было выделено 4 ученика этой же школы в качестве подмастерьев ученики артиллерийской школы направлялись для руководства фортификационными работами по отводу р. Охты и исправления платин на этой реке. Во время реконструкции Охтинских пороховых заводов в 1739 г. ученики артиллерийских школ привлекались на эти заводы «для рисования обстоятельного плана и проекта, мастерских и прочих квартир»541. Учеников артиллерийских школ так же привлекали для рисования и чертежных работ Сестрорецкий и Тульский оружейные заводы.

Наконец, в числе воспитанников Объединенной артиллерийской и инженерной школы был гениальный русский полководец Кутузов. Он поступил в эту школу учеником в 1759 г. За успешное обучение воспитанников школы 28 февраля 1761 г. Кутузов был произведен в инженер-прапорщик и оставлен в школе для «Окончания наук». Для окончания наук оставляли тогда лучших выпускников, произведенных в офицеры, потому что, как указывалось выше, Шувалов намерен был учредить при артиллерийском и инженерном кадетском корпусе специальный офицерский класс куда и должен был быть переведен Кутузов. В выписке из формулярного списка, представленном Мордвиновым Шувалову сказано, что инженер-прапорщик Кутузов, 14 лет от рода поступил в школу 20 октября 1959г., произведен в офицерское звание 28 февраля 1761г., и что он: «науку инженерную и артиллерийскую знает, по-французски и по-немецки говорит и переводит весьма изрядно по-латыни, автора разумеет, а в истории географии хорошее начало имеет. Состояние доброго достоит»

542.

Кутузов, обучаясь сам в школе, преподавал арифметику и геометрию в «солдатской роте». После окончания школы Кутузов был направлен в войска. Знания, полученные Кутузовым в школе, были практически им развиты в практической деятельности во время службы под руководством А.В. Суворова.

Михаил Илларионович Кутузов (1747–1813), окончивший в 1761 году Корпус с присвоением звания инженера-прапорщика, показал при обучении блестящие способности и был оставлен в школе как преподаватель арифметики и геометрии543. Кроме того, он владел французским, немецким, английским, шведским, польским и турецким языками. Получив во время военных действий в 1774 году тяжелое ранение М.И. Кутузов был направлен для лечения за границу. Все два года лечения он усердно занимался военной наукой, изучая новшества тактики боевого применения войск и новые образцы вооружения других стран. Ему удалось встретиться с первой военной знаменитостью того времени – Фридрихом Великим и с известным австрийским фельдмаршалом Эрнстом Гидеон фон Лаудоном. На основе анализа западноевропейского опыта М.И. Кутузов выдвинул идею создания конных пионеров (саперов), которых он предлагал придавать передовым отрядам кавалерии, чтобы «удобно было бы обращать впереди армии для исправления дорог без утомления людей»544. Полученные знания и опыт М.И. Кутузов реализовал на посту директора Сухопутного кадетского корпуса в Петербурге. Организуя учебный процесс, он сделал преподавателя центральной фигурой в процессе обучения и воспитания. Кутузов говорил: «Без толковых учителей, совершенного офицера никогда произвести не можно»545. М.И. Кутузов ввел в корпусе изучение тактики и лично преподавал кадетам этот предмет, а также военную историю546.

С целью упорядочивания учета и отчетности по учебным стрельбам и повышения ответственности офицеров за стрелковую подготовку артиллеристов в 1746 г. по опыту артиллерийских школ было введено всюду обязательное ведение журнал стрельб, в котором описывались следующие данные:

  1. Кто стрелял и результаты стрельбы.

  2. При каких углах возвышения орудия производилось стрельба и величина порохового заряда.

  3. Какая была погода при стрельбе, скорость и направление ветра, а также время суток.

  4. Степень нагревания орудийных стволов при стрельбе.

Журнал стрельб с чертежами прострелянных мишеней и списками стрелявших отправляли на рассмотрение Канцелярии Главной артиллерии и фортификации.


Особое значение в середине XVIII в. придавалось обучению скорострельной стрельбе, которая очень часто применялась в боевой практике. Шувалов подчеркивал, что в скорострельной стрельбе в военных операциях наинужнейшая есть надобность. Эта стрельба приводилась группой орудий, как с места, так и в движении. Обучение скорострельной стрельбе производилось из 3-фунтовых пушек с двумя 6-футовыми мортирками. Батарея из 24/16/ пушек разделялась на 4 дивизиона. Орудия вели огонь непрерывно, открывая его так, чтобы 1-я пушка отстреляла с 3-й и 5-й, а 2-я – с 4-й и 6-й.

Основные способы боевого применения артиллерии, вытекавшие из опыта Северной войны, были сформулированы в «Правилах сражения» 1708 г. и «Воинском уставе 1716 г.». Семилетняя война 1756-1762гг. являлась новым крупным шагом в развитии тактики артиллерии. Новые способы боевого применении артиллерии были сформулированы в «Артиллерийском уставе» И.В. Демидова 1756 г., в «Регула о полковой артиллерии» 1756 г. и «Наставлениях» Бороздина.

Исходя из указаний «Артиллерийского устава» Демидова 1756 г. и «Регула о полковой артиллерии», можно заключить, что новые орудия использовались в бою как для обеспечения действий полка, так и для выполнения самостоятельных задач, будучи сведенными в отдельный «корпус», т.к. «сведения хотя и малых калибров артиллерия не малой к побуждению неприятеля успех… подавать может»547.

С этой целью 17 февраля 1758 г. Шувалов отдал специальное распоряжение, с которого были сняты копии и разосланы в войска548. В нем указывались основные принципы применения новой артиллерии, которые сводились к следующему:

  1. Артиллерия должна открывать огонь по пехоте и коннице на дальних подступах, с главной задачей поражать развертывающуюся пехоту и конницу противника.

  2. При подходе противника на дистанцию прямого выстрела все орудия открывают огонь по его артиллерии и коннице.

  3. При приближении противника на рубеж картечного выстрела орудия больших калибров подавлять артиллерию противника, а орудия малого и среднего калибра ведут картечный огонь, уничтожая живую силу.

Для выполнения этих задач требовалось воспитывать у артиллеристов, «неустрашимость, проворство, расторопность», потому что они «так сопряжены с искусством артиллериста, как душа с телом549.

Обучающие документы по боевому применению артиллерии на поле боя появились в виде «Наставлений» Бороздина и Глебова.


В заключении Бороздин требовал, чтобы «сие наставление применения в артиллерийских командах всех обер-офицеров проводить и каждому офицеру списав иметь у себя копию, и как для себя почасту читать, так и подчиненным своим довольно натверждать»550.

В 1760 г. генерал-лейтенантом И.Ф. Глебовым было написано «наставление данное полевой артиллерии фузилерных полков штаб и обер-офицерам и прочим чинам командующим бригадами и в полках о продленными артиллерийскими орудиями, что для того принадлежит»551.

«Наставление» И.Ф. Глебова мало чем отличалось от наставления Бороздина. Лишь отдельные пункты Глебова были более конкретизированы, основные же положения боевого применения в обоих наставлениях были одинаковые. Вместе с тем в нем учитывалась уже бригадная организация артиллерии.

Уже в петровское время воинское знамя почиталось как реликвия, неотъемлемая от воинской части; оно было свидетелем боевых подвигов части и хранителем ее славных воинских традиций. Особое значение придавалось сбережению воинского знамени в бою. По петровскому уставу: «Которые стоя перед неприятелем или в акции уйдут, и знамя свое, или штандарт, до последней капли крове оборонять не будут, оные имеют шельмованы быть, а когда поймаются убиты будут: или ежели возможно в роту или полк отданы, и тамо без процессу на первом дереве, которое прилучится, повешены быть»552.

Кроме полкового знамени артиллерийский полк по общему положению имел в ротах ротные значки553. По штату артиллерийского полка, утвержденному в 1712 г., полк состоял из одной бомбардирской роты, шести канонирских рот, минерной роты и инженерных подразделений554. Так как ротный значок бомбардирской роты, 1-й роты полка, был полковым знаменем, то, следовательно, в полку было еще шесть ротных артиллерийских значков. Один из этих значков — 3-й роты артиллерийского полка, единственная сохранившаяся до нашего времени воинская регалия петровской артиллерии, находится в Артиллерийском историческом музее. В 1728 г. из артиллерийского полка были выделены инженерные подразделения, из которых был сформирован отдельный инженерный полк555. Таким образом, в артиллерийском полку остались только артиллерийские подразделения прежнего состава. Полк остался при старом петровском знамени, которое к тому времени сильно обветшало. Это видно по описи имущества полка, составленной в 1730 г., по которой значилось: «знамя белое атласное, избито и с дырами, и коляска с литаврами стара и ветха, починить неможно, ежели вновь не переделать»