Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 773
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Любопытно, что среди учебников находились 4 рукописных учебника, написанных Вельяшевым-Волынцевым, который в последствии в 1767 г. издал свой артиллерийский курс – «Артиллерийские предложения».
Всего в 1759 г. в Объединенной артиллерийской и инженерной школе было сосредоточено 135 человек дворянских детей и 159 человек солдатских и пушкарских детей.
По штату же Объединенная артиллерийская и инженерная школа должна была состоять из 135 человек дворянских детей и 190 человек солдатских детей. Для полного укомплектования школы было отдано приказание присылать в объединенную артиллерийскую и инженерную школу из всех гарнизонных артиллерийских школ учеников, изучавших арифметику, для дальнейшего обучения геометрии490.
Объединенная артиллерийская и инженерная школа состояла из двух отделений – 1-е отделение «дворянская школа» – комплектовалась 135 учениками из дворянских детей и 2-е отделение – «солдатская рота» –комплектовалось 190 учениками из детей солдат, рядовых артиллерийских и инженерных служителей и мастеровых.
Все ученики 1-го отделения были разделены на три класса491. В первом классе начинали изучение арифметики, геометрии, немецкого и французского языков и рисования. Во втором классе изучали, алгебру, совершенствовали знания по геометрии, немецкому и французскому языкам и рисованию. Наконец, в третьем классе, который считался старшим, продолжали изучение алгебры, геометрии, немецкого и французского языков, обучались рисованию, фехтованию и танцам. В этом классе вводится изучение новых дисциплин: артиллерии, фортификации и механики. Второе отделение также делилось на классы. В первый класс входили ученики, обучавшиеся грамоте, читать и писать; во втором – обучавшиеся арифметике и геометрии, и в третий класс – обучавшиеся артиллерии, фортификации и рисованию. При этом количество учеников в классах могло быть различным.
Для военной подготовки вся школа делилась на три роты. В первых объединялись ученики 1-го отделения; возглавлялись они капитаном Картмазовым и капитаном Вельяшевым-Волынцевым. 2-е отделение составляло третью роту и возглавлялось капитаном Андреевым.
Большое внимание уделялось созданию материальной и учебной базы Объединенной артиллерийской и инженерной школы. Для этого сверх отпускавшихся по штату для отдельно существовавших школ, 5 ноября 1759 г. «впредь до учреждения корпуса»492, денег на содержание объединенной школы отпускалось по 4000 руб. в год и было дано единовременно 18000 руб.
При школе была создана своя библиотека и музей, в которые поступали учебные пособия, собранные из Московской артиллерийской и Петербургских артиллерийских и инженерных школ, а также из Канцелярии Главной артиллерии и фортификации. Кроме того, из чертежной Канцелярии Главной артиллерии и фортификации и Инженерной школы были переданы в музей чертежи артиллерийских орудий, модели орудий и макеты крепостей. Многие чертежи, модели и макеты для обучения были сделаны самими учениками в процессе учебы.
В 1759 г. при школе был открыт лазарет, имевший 20 коек для дворян и 20 коек для солдатских детей493.
1761 г. в школе была открыта собственная типография с двумя печатными станками494.
Для ознакомления с иностранной периодической литературой, а также для совершенствования знаний иностранного языка М.И. Мордвинов выписывал для школы иностранные газеты и журналы.
Для обучения ружейным приемам 10 октября 1758 г. было отдано приказание об обеспечении Артиллерийской и инженерной школы ружьями со штыками495, а для обучения стрельбе из ружей отпускался порох и свинец496.
В этот период Объединенная артиллерийская и инженерная школа получили административно-хозяйственную самостоятельность. Для ведения хозяйственных и административных дел при школе была учреждена специальная Канцелярия497.
На содержание школы в год отводилось 5132 руб. Помимо этого из особого источника на годовое содержание школы в 1759 г. было добавлено еще 4000 руб498.
Наконец, в связи с тем, что ученики бывших артиллерийских школ получили денежное содержание меньшее, чем ученики инженерной школы, по ходатайству Мордвинова все ученики были уравнены в жаловании. Теперь все ученики 1-го отделения получали в 1-м классе 18 руб., во 2-м 24 руб. и в 3-м 36 руб. в год499. Ученики 2-го отделения жалование не получали, но находились на полном обеспечении государства, как солдаты.
Вместе с тем было улучшено и их обмундирование, приказано было отпускать деньги на пошив новых мундиров ежегодно; хотя впоследствии срок носки мундиров увеличен до 1,5 года. В табл. 13 представлены нормы вещевого довольствия и их стоимость.
Таблица 13
Обеспечение учеников мундирами и прочими вещами Объединенной артиллерийской и инженерной школы500
Наименование вещей | Число вещей | По каким ценам каждая вещь | За все | Итого в полтора года | |||||||
В один год | В один год | ||||||||||
руб. | коп. | руб. | коп. | руб. | коп. | руб. | коп. | ||||
Сюртуков красных, камзолов и штанов желтых с обшлагами и воротниками черными каждому по одной паре | 135 | 8 | 25 | - | - | 1113 | 75 | 1113 | 75 | ||
Шляп вседневных с кантами каждому по одной | 135 | - | 80 | - | - | 108 | - | 108 | - | ||
Парадных с позументом золотым и с бантами белыми по одной | 135 | 2 | 65 | - | - | 375 | 75 | 375 | 75 | ||
Башмаков каждому по две пары | 270 | - | 80 | 216 | - | - | - | 324 | - | ||
Штиблет черных кожаных по одной паре | 135 | 1 | - | 135 | - | - | - | 202 | 50 | ||
Чулок шерстяных по одной паре | 135 | - | 25 | 33 | 75 | - | - | 50 | 62,5 | ||
Лент черных шелковых на косы по одному с половиной аршину каждому | 202,5 | - | - | 12 | 25 1/4 | - | - | 18 | 37,5 |
В учебном процессе Объединенной артиллерийской и инженерной школы большое внимание уделялось практическим занятиям. Учеников школы посылали на учения с полевыми артиллерийскими ротами, где старшие ученики замещали должности унтер-офицеров, а младшие – бомбардиров и канониров.
Значительно улучшено было преподавание в школе военных и математических дисциплин. Особое внимание было обращено на общеобразовательную подготовку будущих офицеров, чего не было раньше ни в артиллерийских, ни в инженерной школах. Для этого в Артиллерийской и в Инженерной школе было введено преподавание таких дисциплин, как архитектура, иностранные языки, «правила строгой нравственности», фехтование и танцы.
Для подготовки образованных офицеров-артиллеристов и инженеров необходимо было изменить систему преподавания в школе. Это в свою очередь зависело от подбора и подготовки преподавательского состава.
В результате тщательного отбора Объединенная школа была хорошо обеспечена теоретически и практически подготовленными преподавательским составом.
К ним в первую очередь относятся учителя 1-го отделения капитан Иван Андреевич Вельяшев-Волынцев, преподававший в школе артиллерию, фортификацию и геометрию501, капитан Иван Картмазов преподававший ученикам артиллерию, фортификацию и геометрию; поручик Яков Павлович Козельский, преподававший алгебру и механику; инженер-поручик Яков Петрулин, обучавший учеников рисованию.
Помощникам учителей были: инженер-прапорщик Петр Рожев, преподававший фортификацию; подпоручик Иван Войков, обучавший учеников артиллерии, и штык-юнкер Степан Назаров, преподававший геометрию.
Во 2-м отделении учителями были капитан Никита Андреевич и подпоручик Яков Мартьянов, обучавший учеников арифметики, геометрии, артиллерии и фортификации502.
Для улучшения преподавания математики поручик Я.П. Козельский писал руководство по арифметике, которое было издано в 1764 г. под названием «Арифметические предложения», а штык-юнкер Степан Назаров писал учебник по геометрии, изданный в 1760 г. под названием «Практическая геометрия».
Для обучения учеников школы артиллерийскому делу капитан Вельяшев-Волынцев написал конспект лекций, который был издан в 1767 г. под названием «Артиллерийские предложения».
В таблице 14 представлен список преподавателей по состоянию на ноябрь 1758 г., и предметы которые они преподавали503.
Таблица 14
Преподавательский состав объединенной школы
(по состоянию на ноябрь 1758 г.)504
№ п/п | Чины и имена | Какой предмет преподавал |
1 | Артиллерии капитан Иван Картмазов | Артиллерию |
2 | Инженер-поручик Федор Матвеев | Немецкий язык и географию |
3 | Артиллерии подпоручик Павел Флоринский | Геометрию и арифметику |
4 | Артиллерии подпоручик Яков Козельский | Алгебру и механику |
5 | Артиллерии штык-юнкер Яков Мартьянов | Арифметику и геометрию в школе для солдатских детей |
6 | Рисовальный мастер Яков Петрулев | Рисование |
7 | Рисовальный мастер Федор Задубный | Находились при лаборатории |
8 | Живописный подмастерье Федор Яковлев | |
9 | Кондуктор 1-го класса Михаил Можаров | Оказали помощь офицерам при обучении учеников |
10 | Кондуктор 2-го класса Иоганн Карл фон Фасден |
Через два года в связи с тем, что Шувалов П.И. особое внимание уделял на знание математических, специальных дисциплин, а также изучение родного и иностранного языков в школе произошли значительные изменения в изучении дисциплин (см. табл. 15)
Таблица 15
Преподавательский состав и предметы505
№ п/п | Чины и имена | Какой предмет преподавал |
1 | Артиллерии капитан Иван Картмазов | Артиллерию и геометрию |
2 | Артиллерии капитан Иван Вельяшев- Волынцев | |
3 | Артиллерии поручик Павел Флоринский | Фортификацию и геометрию |
4 | Артиллерии подпоручик Яков Козельский | Алгебру и механику |
5 | Артиллерии подпоручик Яков Мартьянов | Арифметику и геометрию в школе для солдатских детей |
6 | Инженер-прапорщик Петр Рожнов | Оказывал помощь офицерам при обучении учеников фортификации |
7 | Инженер-прапорщик Иван Воеков | Оказывал помощь офицерам при обучении учеников артиллерии |
8 | Инженер-прапорщик Максим Северцев | Оказывал помощь офицерам при обучении учеников геометрии |
9 | Рисовальные мастера: Яков Петрулев Эранц Ангдреян Беринс Федор Яковлев Иван Богданов Федор Поддеулян | Рисование |
10 | Вольный учитель танцевального класса Семен Брюханов | Танцы |
11 | Вольные учителя немецкого класса Филипп Магнус и Иван Христиан Ремодус | Немецкий языка |
12 | Вольный учитель французского класса Гиндис Де Лавье | Французский язык |
Наконец, в связи с тем, что во время Семилетней войны на вооружении русской артиллерии были приняты новые артиллерийские системы: «секретные» гаубицы и единороги, показавшие отличные боевые качества, в школе было введено изучение материальной части новых артиллерийских систем. С этой целью коллективом преподавателей было написано учебное пособие «Практика единорогов», изданная в 1760 г. Для изучения материальной части новой артиллерии в школе имелись чертежи единорогов и «секретных» гаубиц.
Об объеме изучения в школе артиллерийского дела можно судить по рукописи капрала Ивана Шамшева «Практика артиллерии или важное описание» 1758 г.506. Эта рукопись представляет собой записки сделанные И. Шамшевым во время его обучения в Объединенной артиллерийской и инженерной школе, о чем пишет сам Шамшев, что «Все сии книги писаны и черчены моею рукой во время моего учения»507.
Из записок Шамшева видно, что изучение артиллерийского дела строилось следующим образом: в начале изучали построение масштабов и размерных жезлов, затем давались различные способы построения масштабов по определённому диаметру ядра. После этого переходили к изучению устройства артиллерийских орудий. Давалось понятие, как определить необходимый зазор между ядром и стенками канала ствола, как изготовить пушечный чертеж по заданным калибрам и длине ствола. После изучения устройства орудийных стволов переходили к изучению устройства орудийных лафетов, станков и принадлежностей для ухода и сбережения материальной части артиллерии. Затем переходили к изучению устройства снарядов (гранат, бомб, картечей, картузов и специальных видов снарядов).
После изучения устройства материальной части переходили к практическим занятиям по обучению стрельбе: заряжанию, наведению орудий в цель и производство выстрелов. Учебные стрельбы производились летом на артиллерийском полигоне на Выборгской стороне. При практической стрельбе пользовались таблицами стрельбы, о чем говорит наличие в записках Шамшева таблиц стрельбы для 3-, 6-, 12- и 24-фунтовых пушек, для гаубиц и мортир.
Итак, по сравнению с первой половиной 18 века в 50-х гг. был сделан значительный шаг вперед в подковке артиллерийских кадров. Повысился общеобразовательный уровень подготовки будущих офицеров артиллеристов и инженеров, улучшилось учебная и материальная база артиллерийских учебных заведений. Важным явлением было то, что с 1760 г. изменилась категория выпускавших из Объединенной артиллерийской и инженерной школы. С этого времени воспитанники 1-го отделения стали выпускаться уже офицерами. В артиллерию выпускались в первом офицерском звании штык-юнкера, а в инженерный корпус – в звании инженер-прапорщика. 2-е отделение школы вместо мастеровых, бомбардиров, канониров и писарей стала выпускать унтер-офицеров. Этим знаменовалась качественное изменение, происшедшее в артиллерийском образовании в 50-х гг. 18 века. Все выпускавшиеся из школы подвергались серьезному экзамену специальной комиссии, состоявшей из генералитета, штаб- и обер-офицера от артиллерии и инженерного корпуса, назначенной генерал-фельдцейхмейстером