Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 776
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
508. В состав экзаменационной комиссии включались также офицеры-преподаватели школы.
Гарнизонные школы
Согласно «артиллерийскому регламенту» 1725 г.509 канониры и бомбардиры должны были знать арифметику и уметь читать и писать, чтобы в совершенстве знать вопросы стрельбы из орудий. Рекруты же, поступившие на укомплектование артиллерии из крепостных крестьян, были неграмотными. В то же время было большое количество пушкарских детей, не имевших средств к обучению. Поэтому в 1723 г. Военная Коллегия принимает решение об обязательном обучении пушкарских детей совместно с солдатскими, чтобы артиллерия могла получить подготовленных бомбардиров, канониров и мастеров. Ясно, что правительство проводило это мероприятие не с целью народного просвещения, а в своих классовых интересах «дабы впредь польза и государству в рекрутах облегчение быть могло»510. Этим самым удовлетворялись интересы помещиков, так как за счет пушкарских и солдатских детей можно было оставить для сельскохозяйственных работ крепостных крестьян, предназначавшихся к рекрутскому набору.
В 1732 г. в связи с включением в состав гарнизонных школ пушкарских детей численность их была увеличена. А именно: в 20 школах Прибалтики по 82 чел., а в 29 школах Московской и др. губерний по 80 чел. Весь состав гарнизонных школ определялся в 4000 чел.511 В гарнизонные школы принимались солдатские и пушкарские дети в возрасте от 7 до 15 лет. Они довольствовались в школах так же, как солдаты в полках.
Вначале всех учеников обучали грамоте (читать и писать), арифметике и солдатской «экзерциции». Затем весь личный состав разбивался на четыре группы. Первая группа – 10 чел. Из наиболее способных учеников обучалась геометрии, артиллерии и фортификации и предназначалась для комплектования артиллерии.
Таким образом, артиллерия систематически получала из каждой гарнизонной школы 1/8 часть учеников (10 из 80), обученных грамоте, арифметике, фортификации и артиллерии, что составляло 500 чел. из 4000 чел., выпускавшихся из всех гарнизонных школ России. Кроме того, артиллерия, лаборатории, оружейные и металлургические заводы получали 500 чел., обученных грамоте, арифметике и слесарному делу на казенном Тульском оружейном заводе. В целом же армия получила за первую половину XVIII в. 4000 чел. подготовленных артиллеристов, слесарей, музыкантов и писарей. Это было солидным для того времени пополнением.
В 1744 г. в связи с плохим состоянием цифирных школ они были объединены с гарнизонными512. С этого времени изменился состав гарнизонных школ, как наиболее подготовленные, имеющие практику педагогической работы, были направлены в гарнизонные школы. Следовательно, улучшился учебный процесс в гарнизонных школах.
С увеличением численности армии выросло число солдатских детей, обучавшихся в гарнизонных школах. Так, например, в 1756 г., когда численность армии достигла более 338 тыс. чел., в гарнизонных школах обучалось до 6 тыс. чел513. Из этого количества учеников по штату полагалось иметь для подготовки артиллеристов в Прибалтийских гарнизонах 225 чел., на лицо было в 1761 г. – 175 чел. В гарнизонах, расположенных внутри России, полагалось иметь по штату 817 чел., на лицо было в 1761 г. – 505 чел. Во всех гарнизонах России по штату полагалось иметь 542 ученика, фактически же было 680 чел514. Таким образом, гарнизонные школы играли все большую роль в подготовке кадров для артиллерии. Несмотря на увеличение личного состава артиллерии из гарнизонных школ по-прежнему 1/8 выпускников шла на укомплектование артиллерии подготовленные мастерами, бомбардирами и канонирами.
Сухопутный кадетский корпус
В 1725 году была создана в Петербурге Академия наук с университетом и гимназией при ней, из которой вышла целая плеяда русских ученых: Александр Поповский, Антон Барсов, Яков Козельский и др. По инициативе П.И. Ягужинского 29 июля 1731 года в Петербурге учрежден Кадетский корпус по образцу существовавшего в Пруссии. Граф П.И. Ягужинский еще при Петре I изучал данную проблему в европейских странах и в 1730 году подал императрице Анне Иоанновне доклад об учреждении 2-х кадетских корпусов в России на 500 человек каждый. Его предложение было, в основном, одобрено, но указ об организации Кадетского корпуса был подписан только в июне 1731 года515, а 17 февраля 1732 году состоялось его открытие и был утвержден штат на 200 человек516. Учреждение кадетского корпуса давало возможность «благородному» дворянину стать офицером, минуя тяжелую солдатскую службу. Однако на деле попасть в этот корпус могли лишь немногочисленные представители дворянской верхушки. Уставом 1731 г. впервые определяются и правила нравственного воспитания. Надзиратели обязаны были тщательно и постоянно надзирать за кадетами, внушать им уважение к старшим и отвращение ко лжи, обману и другим порокам, несовместимым с шляхетским достоинством кадетов
517.
Первоначально кадетский корпус состоял из 200 дворянских детей, через год число кадетов было увеличено до 360 чел., а к 1760 г. число их возросло до 490 чел. Все кадеты были разделены на пять рот: гренадерскую, три мушкетерских и одну конную. Перед корпусом была поставлена задача готовить не только военных специалистов, но и подготовить дворян к государственной и гражданской службе. Поэтому в учебный план корпуса, кроме русского языка, математики и военных предметов, были введены общеобразовательные предметы: иностранные языки, география, физика, а также юридические и общественные науки. В соответствии с этим требованием был разработан и учебный план корпуса, по которому курс наук распределился на четыре класса:
I класс – русский и латинский языки, чистописание и арифметика;
II класс – геометрия, география и грамматика;
III класс – фортификация, артиллерия, история, стиль написания, риторика, юриспруденция, мораль и другие военные и общественные науки.
IV класс предназначался для совершенствования «в тех науках, в которых кто чрез прежние классы больше склонности, прилежания и особливо понятие показывал, яко в фортификации, артиллерии, в кавалерии, инфантерии или в гражданстве, всякий по рассмотрению далее произведен быть имеет»,518 шпажное искусство, на лошадях ездить»519.
В числе военных предметов изучались: артиллерия, фортификация и строевая подготовка. Были также организованны занятия по фехтованию, верховой езде и танцам. Однако не все предметы являлись обязательными. Обязательными были арифметика и военные предметы. Так, например, из 245 кадетов, русскому языку обучалось 18, французскому – 51, немецкому – 237520, геометрии – 86, географии – 17 и т.д.521
Именным указом кадетскому корпусу в марте 1737 года было предписано ввести публичные экзамены522.
Испытание в науках вверялось проводить особой комиссии, под председательством одного из сенаторов. Сначала экзамены проводились всего 2 раза за все время пребывания воспитанников в корпусе (при достижении ими 12 и 16 лет). Спустя некоторое время начали ежегодно проводить 15 марта и 15 сентября обязательные выпускные экзамены всех кадетов по программе, предложенной Академией Наук. Экзамены проводились по следующим группам предметов: первая – строевая подготовка, танцы, рисование, фехтование и верховая езда; вторая – языки: русский, немецкий, французский и латинский; третья –
история и география; четвертая – математические науки: геометрия, механика, фортификация, артиллерия; пятая – философские науки: логика, философия, физика, юриспруденция. В этих группах интересно сочетание общеобразовательных и специальных предметов523.
Обучение в корпусе было довольно суровым и это толкало кадетов к побегам из него. Побеги из кадетского корпуса участились, что побудило в мае 1733 ввести наказание за побеги, а именно: за первый побег — отсылку для учения с солдатскими детьми в гарнизонную школу на полгода, а за вторичный побег — до 3-х лет. Причем, по отбытии наказания, бывшие кадеты снова водворялись в кадетский корпус. И только после 3-го побега виновный, понеся телесное наказание, направлялся в солдаты или матросы без учета выслуги лет524.
Из сенатского указа от 11 мая 1737 года, касавшегося поведения шляхетских недорослей, состоявших при разных коллегиях, видно, что в то время была введена новая для кадетов форма поощрения — разрешение лучшим из них являться по праздничным дням ко двору.
Для приучения кадетов к несению гарнизонной службы ежедневно из них наряжался почетный караул на посты к графу Миниху, а по торжественным дням и к покоям самой государыни. По воскресным дням по одному кадету из каждой роты назначались в ординарцы к графу Миниху, причем их предварительно тщательно инструктировали «как к начальнику подходить и ему комплимент делать».
Примечателен и тот факт, что именным указом кадетскому корпусу от 6 сентября 1737 года, ввиду замеченного увлечения строевыми занятиями со стороны командования корпуса, было предписано ограничить эти занятия одним днем в неделю, а тех кадетов, которые проявили склонность к наукам и вовсе освободить от них, выделив им это время для слушания лекций по наукам525. Во время обеда дежурные читали «несколько из артикулов, регламентов и указов, а также из историев или газетов»526.
Кадетский корпус пользовался большим вниманием со стороны правительства и был хорошо обеспечен в материальном и учебном отношениях. В 1743 году Кадетский корпус в отличие от формировавшегося Морского был назван «Сухопутным». Из кадетского корпуса воспитанники выпускались офицерами в звании прапорщика и подпоручика. Это было первое военно-учебное заведение в России (за исключением Московской артиллерийской школы 1698 г., просуществовавшей всего два года), которое выпускало своих воспитанников в офицерском звании.
Гарнизонные школы
Согласно «артиллерийскому регламенту» 1725 г.509 канониры и бомбардиры должны были знать арифметику и уметь читать и писать, чтобы в совершенстве знать вопросы стрельбы из орудий. Рекруты же, поступившие на укомплектование артиллерии из крепостных крестьян, были неграмотными. В то же время было большое количество пушкарских детей, не имевших средств к обучению. Поэтому в 1723 г. Военная Коллегия принимает решение об обязательном обучении пушкарских детей совместно с солдатскими, чтобы артиллерия могла получить подготовленных бомбардиров, канониров и мастеров. Ясно, что правительство проводило это мероприятие не с целью народного просвещения, а в своих классовых интересах «дабы впредь польза и государству в рекрутах облегчение быть могло»510. Этим самым удовлетворялись интересы помещиков, так как за счет пушкарских и солдатских детей можно было оставить для сельскохозяйственных работ крепостных крестьян, предназначавшихся к рекрутскому набору.
В 1732 г. в связи с включением в состав гарнизонных школ пушкарских детей численность их была увеличена. А именно: в 20 школах Прибалтики по 82 чел., а в 29 школах Московской и др. губерний по 80 чел. Весь состав гарнизонных школ определялся в 4000 чел.511 В гарнизонные школы принимались солдатские и пушкарские дети в возрасте от 7 до 15 лет. Они довольствовались в школах так же, как солдаты в полках.
Вначале всех учеников обучали грамоте (читать и писать), арифметике и солдатской «экзерциции». Затем весь личный состав разбивался на четыре группы. Первая группа – 10 чел. Из наиболее способных учеников обучалась геометрии, артиллерии и фортификации и предназначалась для комплектования артиллерии.
Таким образом, артиллерия систематически получала из каждой гарнизонной школы 1/8 часть учеников (10 из 80), обученных грамоте, арифметике, фортификации и артиллерии, что составляло 500 чел. из 4000 чел., выпускавшихся из всех гарнизонных школ России. Кроме того, артиллерия, лаборатории, оружейные и металлургические заводы получали 500 чел., обученных грамоте, арифметике и слесарному делу на казенном Тульском оружейном заводе. В целом же армия получила за первую половину XVIII в. 4000 чел. подготовленных артиллеристов, слесарей, музыкантов и писарей. Это было солидным для того времени пополнением.
В 1744 г. в связи с плохим состоянием цифирных школ они были объединены с гарнизонными512. С этого времени изменился состав гарнизонных школ, как наиболее подготовленные, имеющие практику педагогической работы, были направлены в гарнизонные школы. Следовательно, улучшился учебный процесс в гарнизонных школах.
С увеличением численности армии выросло число солдатских детей, обучавшихся в гарнизонных школах. Так, например, в 1756 г., когда численность армии достигла более 338 тыс. чел., в гарнизонных школах обучалось до 6 тыс. чел513. Из этого количества учеников по штату полагалось иметь для подготовки артиллеристов в Прибалтийских гарнизонах 225 чел., на лицо было в 1761 г. – 175 чел. В гарнизонах, расположенных внутри России, полагалось иметь по штату 817 чел., на лицо было в 1761 г. – 505 чел. Во всех гарнизонах России по штату полагалось иметь 542 ученика, фактически же было 680 чел514. Таким образом, гарнизонные школы играли все большую роль в подготовке кадров для артиллерии. Несмотря на увеличение личного состава артиллерии из гарнизонных школ по-прежнему 1/8 выпускников шла на укомплектование артиллерии подготовленные мастерами, бомбардирами и канонирами.
Сухопутный кадетский корпус
В 1725 году была создана в Петербурге Академия наук с университетом и гимназией при ней, из которой вышла целая плеяда русских ученых: Александр Поповский, Антон Барсов, Яков Козельский и др. По инициативе П.И. Ягужинского 29 июля 1731 года в Петербурге учрежден Кадетский корпус по образцу существовавшего в Пруссии. Граф П.И. Ягужинский еще при Петре I изучал данную проблему в европейских странах и в 1730 году подал императрице Анне Иоанновне доклад об учреждении 2-х кадетских корпусов в России на 500 человек каждый. Его предложение было, в основном, одобрено, но указ об организации Кадетского корпуса был подписан только в июне 1731 года515, а 17 февраля 1732 году состоялось его открытие и был утвержден штат на 200 человек516. Учреждение кадетского корпуса давало возможность «благородному» дворянину стать офицером, минуя тяжелую солдатскую службу. Однако на деле попасть в этот корпус могли лишь немногочисленные представители дворянской верхушки. Уставом 1731 г. впервые определяются и правила нравственного воспитания. Надзиратели обязаны были тщательно и постоянно надзирать за кадетами, внушать им уважение к старшим и отвращение ко лжи, обману и другим порокам, несовместимым с шляхетским достоинством кадетов
517.
Первоначально кадетский корпус состоял из 200 дворянских детей, через год число кадетов было увеличено до 360 чел., а к 1760 г. число их возросло до 490 чел. Все кадеты были разделены на пять рот: гренадерскую, три мушкетерских и одну конную. Перед корпусом была поставлена задача готовить не только военных специалистов, но и подготовить дворян к государственной и гражданской службе. Поэтому в учебный план корпуса, кроме русского языка, математики и военных предметов, были введены общеобразовательные предметы: иностранные языки, география, физика, а также юридические и общественные науки. В соответствии с этим требованием был разработан и учебный план корпуса, по которому курс наук распределился на четыре класса:
I класс – русский и латинский языки, чистописание и арифметика;
II класс – геометрия, география и грамматика;
III класс – фортификация, артиллерия, история, стиль написания, риторика, юриспруденция, мораль и другие военные и общественные науки.
IV класс предназначался для совершенствования «в тех науках, в которых кто чрез прежние классы больше склонности, прилежания и особливо понятие показывал, яко в фортификации, артиллерии, в кавалерии, инфантерии или в гражданстве, всякий по рассмотрению далее произведен быть имеет»,518 шпажное искусство, на лошадях ездить»519.
В числе военных предметов изучались: артиллерия, фортификация и строевая подготовка. Были также организованны занятия по фехтованию, верховой езде и танцам. Однако не все предметы являлись обязательными. Обязательными были арифметика и военные предметы. Так, например, из 245 кадетов, русскому языку обучалось 18, французскому – 51, немецкому – 237520, геометрии – 86, географии – 17 и т.д.521
Именным указом кадетскому корпусу в марте 1737 года было предписано ввести публичные экзамены522.
Испытание в науках вверялось проводить особой комиссии, под председательством одного из сенаторов. Сначала экзамены проводились всего 2 раза за все время пребывания воспитанников в корпусе (при достижении ими 12 и 16 лет). Спустя некоторое время начали ежегодно проводить 15 марта и 15 сентября обязательные выпускные экзамены всех кадетов по программе, предложенной Академией Наук. Экзамены проводились по следующим группам предметов: первая – строевая подготовка, танцы, рисование, фехтование и верховая езда; вторая – языки: русский, немецкий, французский и латинский; третья –
история и география; четвертая – математические науки: геометрия, механика, фортификация, артиллерия; пятая – философские науки: логика, философия, физика, юриспруденция. В этих группах интересно сочетание общеобразовательных и специальных предметов523.
Обучение в корпусе было довольно суровым и это толкало кадетов к побегам из него. Побеги из кадетского корпуса участились, что побудило в мае 1733 ввести наказание за побеги, а именно: за первый побег — отсылку для учения с солдатскими детьми в гарнизонную школу на полгода, а за вторичный побег — до 3-х лет. Причем, по отбытии наказания, бывшие кадеты снова водворялись в кадетский корпус. И только после 3-го побега виновный, понеся телесное наказание, направлялся в солдаты или матросы без учета выслуги лет524.
Из сенатского указа от 11 мая 1737 года, касавшегося поведения шляхетских недорослей, состоявших при разных коллегиях, видно, что в то время была введена новая для кадетов форма поощрения — разрешение лучшим из них являться по праздничным дням ко двору.
Для приучения кадетов к несению гарнизонной службы ежедневно из них наряжался почетный караул на посты к графу Миниху, а по торжественным дням и к покоям самой государыни. По воскресным дням по одному кадету из каждой роты назначались в ординарцы к графу Миниху, причем их предварительно тщательно инструктировали «как к начальнику подходить и ему комплимент делать».
Примечателен и тот факт, что именным указом кадетскому корпусу от 6 сентября 1737 года, ввиду замеченного увлечения строевыми занятиями со стороны командования корпуса, было предписано ограничить эти занятия одним днем в неделю, а тех кадетов, которые проявили склонность к наукам и вовсе освободить от них, выделив им это время для слушания лекций по наукам525. Во время обеда дежурные читали «несколько из артикулов, регламентов и указов, а также из историев или газетов»526.
Кадетский корпус пользовался большим вниманием со стороны правительства и был хорошо обеспечен в материальном и учебном отношениях. В 1743 году Кадетский корпус в отличие от формировавшегося Морского был назван «Сухопутным». Из кадетского корпуса воспитанники выпускались офицерами в звании прапорщика и подпоручика. Это было первое военно-учебное заведение в России (за исключением Московской артиллерийской школы 1698 г., просуществовавшей всего два года), которое выпускало своих воспитанников в офицерском звании.