Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 770
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Система подготовки артиллеристов, инженеров, а также офицеров, способных управлять в бою пехотными, кавалерийскими и артиллерийскими частями, существовавшая в Сухопутном кадетском корпусе, была уже недостаточна, чтобы удовлетворить новые требования, выдвигаемые боевой практикой. Это значит, что наряду с офицерским составом, имеющим среднее образование, надо было иметь офицеров с высшим военным образованием. Поэтому в 1753 г. возникает проект Шувалова о создании в России высшего военного училища, в разработке которого, как и в разработке проекта учреждения Московского университета, принимал активное участие М. В. Ломоносов. Война помешала осуществлению этого проекта. Однако мысль о создании высшего военного училища не была забыта. Тот же Шувалов в 1758 г. предлагает проект учреждения в России высшего артиллерийского училища, который предполагал открытие при Артиллерийском и инженерном шляхетном кадетском корпусе специально артиллерийского офицерского училища. Но финансовые затруднения, связанные с войной, помешали осуществлению и этого проекта. Шувалов, пользовавшийся большой властью, начал постепенный переход к осуществлению своего замысла. Это вылилось в объединение всех артиллерийских и инженерных школ в одно учебное заведение – в Объединенную Артиллерийскую и инженерную школу. В этой школе был введен курс общеобразовательных дисциплин (высшей математики, истории, географии, механики, иностранных языков и т.п.). Была создана так же солидная материальная и учебная база, в том числе типография, музей и библиотека. Подобраны наиболее подготовленные преподаватели, обладающие большим педагогическим опытом, такие как Мордвинов, Вельяшев-Волынцев, Картмасов, Козельский, Назаров, Муравьев и другие. Таким образом, в Объединенной артиллерийской и инженерной школе была создана база для организации в 1762 г. Артиллерийского и инженерно шляхетного кадетского корпуса. В 50-х гг. еще больше возросла роль гарнизонных школ в подготовке артиллерийских кадров. Численность учащихся гарнизонных школ выросла с 4000 до 6000 тыс. чел.
В этот период была решена задача по обеспечению артиллерии, арсеналов, лабораторий, металлургических и пороховых заводов техниками и мастерами из разночинцев. Во всех дворянских учебных заведениях правительство вынуждено было открыть отделения (роты, школы) для детей артиллерийских служителей, солдатских детей и детей других представителей недворянского сословия для подготовки техников и мастеров.
Однако по-прежнему артиллерийское образование носило классовый характер. Добиться офицерского знания могли лишь дворяне.
Артиллерийские учебные заведения в этот период были лучше обеспечены учебными пособиями, чем в первой четверти XVIII в. Это особенно характерно для 50-х гг., когда появляются первые отечественные печатные учебники по артиллерии. «Новые учебные пособия содержали в себе передовые достижения русской и мировой науки и техники. Середина XVIII в. характерна для России бурным развитием математических знаний и интенсивным созданием математических руководств. Это было тесно связано с необходимостью преподавания математики, в том числе и высшей, в артиллерийских и инженерных учебных заведениях. В этот период создаются также учебные пособия по механике, артиллерии, фортификации. С этого времени на смену рукописным учебным пособиям приходят печатные, которые будучи доступными для большого круга читателей, сыграли большую роль в обучении артиллеристов и инженеров единым приемам и правилам устройства материальной части, и стрельбы артиллерии. Вместе с тем по-прежнему большим недостатком учебных пособий данного периода является отсутствие указаний по боевому применению артиллерии не поле боя590.
Как и в предыдущий период в середине века артиллерийские школы содействовали развитию материальной части, стрелковой и тактической подготовке артиллерии. Преподаватели артиллерийской школы Данилов и Мартынов разработали конструкцию нового первоклассного орудия – единорога. В артиллерийской школе было создано первое описание единорогов. Будущие офицеры и унтер-офицеры, мастера и бомбардиры осваивали в школах новую материальную часть, передовые методы стрельбы и распространяли эти знания в войсках. Несколько хуже дело с боевым применением артиллерии. Однако и эта область обобщалась в школах и на опыте войск обучали будущих артиллеристов, которые идя в войска, передавали знания, накопленные ими, всем артиллеристам.
В Западной Европе в этот период отмечается бурное развитие артиллерийского образования во Франции и появление артиллерийских школ в Англии. Одной из наиболее характерных и положительных черт в подготовке артиллерийских кадров во французских и английских артиллерийских школах является увязка теоретического обучения с практическим. Вместе с тем, в этих странах, как и в России все еще была слабая общеобразовательная подготовка артиллерийских офицеров.
В остальных странах Западной Европы артиллерийские школы появились после семилетней войны (1756-1762 гг.).
V ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВРЕМЕНА ЕКАТЕРИНЫ II (1762-1796 ГГ.)
Победоносное завершение Семилетней войны подняло международный авторитет России. Несмотря на то, что Россия израсходовала на ведение Семилетней войны более 48 миллионов рублей591, экономическая мощь России не была подорвана. По меткому выражению Энгельса, лицом к лицу с такими мощными государствами, как Австрия, Франция и Англия «стояла единая, однородная, молодая быстро растущая Россия, почти неуязвимая и совершенно недоступная завоеванию…»592. Начавшийся в первой четверти XVIII в. подъем в экономической, политической, военной и культурной областях продолжался.
Продукция чугуна и железа в России с 1750 по 1800 г. возросла в 5 раз и достигла в 1800 г. 9788 тыс. пудов чугуна и 6154 пудов железа593. Основная масса произведенного железа (более 60%) потреблялась внутренним рынком и около 30% экспортировалось за границу. Только для нужд армии работало 3 оружейных завода,15 артиллерийских заводов, на 60 заводах производили снаряды. Ежегодно армия могла получать 25-30 тыс. ружей. До 1000 орудий полностью обеспеченных боеприпасами.
Большую роль в развитии русской промышленности и техники сыграли выдающиеся ученые, изобретатели и конструкторы. Замечательный ученый и конструктор И.И. Ползунов – первый создатель паровой машины. Его заводская двухцилиндровая машина «Уатта» уже в 1764-1765 гг. была построена и пущена в эксплуатацию. Выдающийся русский гидротехник и изобретатель К.Д. Фролов, явился основоположником железнодорожного транспорта. В 1763-1765 гг. им была построена первая в мире колейная дорога с механической тягой. Позднее. В 70-х годах, он же спроектировал и построил первый в мире завод с системой машин, приводимых в действие центральным водным двигателем. Гениальный изобретатель и конструктор И.П. Кулибин в 70-х годах создал проект величайшего в мире одноарочного моста через Неву.
Хотя крепостнические отношение еще давали возможность развиваться производительным силам, но они уже не могли обеспечить такого успешного роста как это имело место в середине XVIII в. Если, за период с 1750-1760 гг. продукция черной металлургии возросла на 82% , то за период 1760-1770 гг. прирост продукции упал на 40%.
Рост промышленности, развитие товарного помещичьего хозяйства, увеличение производства продукции для продажи, стремление помещиков к захвату и освоению новых земель – все это выдвигало на первый план внешней политики русского царизма задачу овладения южными причерноморскими землями и получение выхода к Черному морю.
В ходе разрешения внешне-политических проблем Россией объективно решались прогрессивные задачи: обеспечение безопасности южных государственных границ от разбойничьих набегов крымских татар, расширение посевных площадей на юге России, воссоединение русских, украинских и белорусских земель в составе русского государства, овладение выходами в Черное море и обеспечение свободного плавания русских судов по Черному морю и проливам наравне с французскими и английскими судами.
Общая численность вооруженных сил России с 300 тыс. человек в середине XVIII в. выросла до 500 тыс. человек в конце этого века.
Большое развитие получила егерская пехота. К 1795 г. в армии насчитывалось 43 егерских батальона, в то время как в прусской армии в 1786 г. егерей было только 1500 человек.
В этот период широко развернулась полководческая деятельность выдающихся русских полководцев Румянцева и Суворова. В имевшихся в то время уставах и инструкциях совершенно не был отражен опыт Семилетней войны. Поэтому Румянцеву и Суворову пришлось вырабатывать новые методы обучения и воспитания войск, основанные на многолетнем боевом опыте русской армии. Их методы, в отличии от официальных уставных предусматривали: воспитание у солдат сознательного отношения к воинскому долгу; признания огня как важнейшего средства подготовки атаки и решающей роли штыкового удара для завершения атаки; подготовку войск для боя, а не для парада; отход от устаревших норм боевых порядков и тактических принципов использования войск; создание новых форм боевых порядков и дальнейшего развития тактики.
В этот период роль артиллерии, как рода войск еще больше возросла. Личный состав артиллерии составлял около 10% всей численности армии. На 1000 солдат полевых войск уже приходилось по 4-6 орудий. Новая материальная часть поступила на вооружение не только полевой, но и гарнизонной артиллерии (см. табл.16).
Таблица 16
Количество артиллерийских орудий полевой и полковой артиллерии во второй половине XVIII столетия
Вид артиллерии, наименование артиллерийских орудий и их калибр | 1754 г. | 1757 г. | 1760 г. | 1762 г. | 1788 г. | 1794 г. | 1797 г. | ||||||||||
Полевая артиллерия | Пушки | 12-фунтовые | 3 | 6 | 50 | 50 | 90 | 90 | 520 | ||||||||
8-фунтовые | 12 | – | 25 | 25 | – | – | – | ||||||||||
6-фунтовые | 6 | 6 | 25 | 25 | 65 | 100 | – | ||||||||||
Мортиры | 2-пудовые | 1 | – | – | 12 | – | – | – | |||||||||
1-пудовые | 2 | – | – | – | – | – | – | ||||||||||
Гаубицы | 1-пудовые | 4 | – | – | – | – | – | – | |||||||||
½-пудовые | 5 | – | – | – | – | – | – | ||||||||||
Гаубицы Шуваловские | 1-пудовые | – | 70 | 100 | 100 | – | – | – | |||||||||
½-пудовые | – | – | – | – | – | ||||||||||||
Единороги | 2-картаунные | – | 6 | – | – | – | – | – | |||||||||
1-картаунные | – | 73 | 24 | 24 | 24 | 24 | – | ||||||||||
½-картаунные | – | 38 | 25 | 25 | 65 | 65 | 260 | ||||||||||
| Итого: | 33 | 199 | 249 | 261 | 244 | 279 | 780 | |||||||||
Полковая артиллерия | Пушки | 6-фунтовые | – | – | – | – | – | – | 243 | ||||||||
3-фунтовые | 120 | 120 | 145 | 145 | 145 | 145 | – | ||||||||||
Единороги | ¼-картаунные | - | 40 | 50 | 50 | 50 | 85 | 121 | |||||||||
3-фунтовые | – | – | – | 12 | 12 | 12 | – | ||||||||||
Конная артиллерия | Пушки | 6-фунтовые | – | – | – | – | – | – | 35 | ||||||||
Единороги | 12-фунтовые | – | – | – | – | – | – | 35 | |||||||||
| Итого: | 120 | 160 | 195 | 207 | 207 | 242 | 434 | |||||||||
| Всего: | 153 | 359 | 444 | 468 | 451 | 521 | 1214 |