Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 768

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные, приведенные в таблице подтверждают вывод самого Деккера о количественном составе русской артиллерии на протяжении XVIII в. Он пишет, что «…русские почти во все времена имели в сравнении с другими державами весьма многочисленную артиллерию»594.

В 1758 г. Шуваловым был представлен проект учреждения в России Артиллерийского и инженерного кадетского корпуса. По этому проекту кадетский корпус должен был давать будущим артиллерийским офицерам не только специальное образование, но и выпускать офицеров, имеющих достаточное общее образование. В то время русская военно-теоретическая мысль правильно решила вопрос о том, что артиллерийский офицер обязан был знать основы военного искусства так же, как и офицер любого другого рода войск.

В связи с ростом численности артиллерии, а так же из-за сокращения офицерского состава от потерь в ходе Семилетней войны, увеличился некомплект офицерского состава артиллерии и особенно первых офицерских чинов. Этот некомплект был настолько ощутим, что потребовалось вмешательство правительства, чтобы наладить систематическую подготовку офицерского состава артиллерии. Результатом этого явился доклад Шувалова Сенату от 20 июня 1761 г.595.

Однако, предложения Шувалова являлись временной мерой для систематической подготовки офицерского и унтер-офицерского состава, следовало принять более удобную и постоянную учебную систему. Наиболее приемлемой и уже испытанной системой являлась форма подготовки кадров в кадетских корпусах, как это было организовано в Сухопутном и Морском кадетских корпусах. Поэтому в 1762 г. уже после смерти Шувалова его проект создания Артиллерийского и инженерного кадетского корпуса, предложенный им в 1758 г., был снова представлен Сенату новым генерал-фельдцейхмейстером Вильбоа. Проект Вильбоа мало чем отличался от Шуваловского и был утвержден Сенатом 25 октября 1762 г.596. В нем лишь не упоминалось об офицерском классе, который предлагал учредить Шувалов. Офицерский класс был открыт при артиллерийском училище лишь в первой половине XIX в.

По штату 1762 г. кадетский корпус из двух отделений: кадетской роты и «школы художеств». В кадетской роте насчитывалось 146 кадетов, в том числе: 4 сержанта, каптенармус597, фурир598, 8 капралов, 40 бомбардиров, 92 мушкетера. В роте были следующие офицеры: командир роты – капитан, 2 поручика, 2 подпоручика, 2 штык-юнкера. Кроме того, в состав роты входили: 3 барабанщика, 3 флейтиста599, 6 денщиков и парикмахер. Таким образом, в составе кадетской роты насчитывалось 166 человек600.


Кадетская рота комплектовалась исключительно дворянами – на ¾ русскими и на ¼ прибалтийскими и иностранного происхождения в возрасте от 10 до 12 лет. Во вновь учрежденный кадетский корпус из 1-го отделения Объединенной артиллерийской и инженерной школы было переведено 84 человека. Состоявшие в этой школе сверхштатные ученики были переведены в кадетский корпус в штат. 12 человек из 1-го отделения, не подтвердивших своего дворянского происхождения, были переведены в «школу художеств» кадетского корпуса601.

В связи с учреждением дворянского учебного заведения, выпускавшего офицеров, унтер-офицерский состав стали комплектовать детьми недворянского происхождения. С этой целью при кадетском корпусе была открыта «школа художеств» для подготовки унтер-офицеров из солдатских детей и детей артиллерийских служителей и мастеровых. Во второй половине XVIII в. на заводах и арсеналах вводилось все больше различных машин и станков, которые необходимо было осваивать, а мастера оставались старые, которые часто не были обучены даже грамоте. Поэтому встал вопрос о необходимости подготовки в «школе художеств» различных мастеров, хорошо знающих арифметику, геометрию, механику и различные ремесла. Для этого решили учредить при кадетском корпусе из малолетних канонирских и прочих служителей артиллерийского и инженерного корпусов не дворянских детей такую школу, в которой бы сверх тех наук, что до знания унтер-офицеров принадлежит обучать еще и художеству, так чтобы получить в ней знающих мастеров и достойных унтер-офицеров для обоих корпусов602. Состав школы определялся в 150 чел., с тем, чтобы 100 чел. шло на укомплектование унтер-офицерами обоих корпусов, а 50 всегда оставались для выпуска мастерами и художниками. Для их содержания отпускалось по 4 копейки на день, а на всех 2190 руб. в год. Кроме того, для обучения школьников имелись 10 мастеров: машинный, литейный, инструментальный, чеканный, слесарный, резчики по дереву и металлу, столярный, токарный, лафетный и архитектурный мастер603.

В школе обучали арифметике, геометрии, артиллерии, фортификации и рисованию. Тех, кого предполагалось выпускать в артиллерию, обучали больше артиллерии, кого же готовили в инженерный корпус, обучали больше фортификации и всех обучали военной «экзерциции».



Вначале в «школу художеств» были переведены ученики 2-го отделения Объединенной артиллерийской и инженерной школы, а в дальнейшем она пополнялась учениками гарнизонных школ, обучавшихся там грамоте и арифметике604.

Во главе кадетского корпуса был поставлен бывший начальник Объединенной артиллерийской и инженерной школы подполковник Мордвинов. Он возглавлял сначала Соединенную Артиллерийскую и инженерную школу (1758–1764), затем Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус (1771-1782). М.И. Мордвинов был военным инженером, руководил строительными работами Мраморного (1768) и Чесменского (1776) дворцов в Петербурге605. В период его руководства Корпусом начали складываться основные педагогические принципы учебно-воспитательной и научной работы, превратившие Корпус в одно из ведущих военно-учебных заведений России.

При кадетском корпусе, также как при Объединенной школе, обучались воспитанники, состоящие сверх штата на своем «коште». В 1765 г. таких воспитанников числилось в корпусе 177 чел., из них два штык-юнкера606.

При учреждении штата корпуса 25 октября 1762 г. он получил официальное название: «Артиллерийский и инженерный шляхетский кадетский корпус».

Таким образом, кадетский корпус, как по принципу комплектования, так и по организации был чисто классовым артиллерийским учебным заведением с привилегиями для детей дворян.

На организацию учебного процесса в корпусе было обращено самое серьезное внимание. В нем были открыты следующие классы: артиллерийский, фортификационный, алгебраический, геометрический, арифметический, механики и гидравлики, письма, рисования, 2 класса архитектуры – верхний и нижний, французского, немецкого языков – «верхний и нижний», географический, исторический, физический и химический. По вышеуказанному перечню классов можно сделать вывод, что в кадетском корпусе было обращено большое внимание на общеобразовательную подготовку будущих артиллерийских и инженерных офицеров.

Большое внимание было обращено на преподавание математических наук. В плане учреждения кадетского корпуса Шувалов писал о математике, что «сия наука основание всем наукам в свете»607.


Изучение механики и гидравлики считалось особенно необходимым для инженеров, так как «часто случается ему делать плотины, шлюзы и машины для выливания воды»608. Химия преподавалась потому, что «вся артиллерия состоит из металла и действуется неким химическим составом, который мы порохом называем»609.

В отношении объема преподавания артиллерии в плане учреждения кадетского корпуса указывалось, что «артиллерию можно в две части разделить, то есть первая, как делать машины, действующие огнем и состав которой огонь производит; вторая как их употреблять»610. Это означало, что в первой части преподавалась теория, а во второй – практика артиллерийского дела. В первой части обучающимся следовало показать, как начертить чертеж артиллерийского орудия, как изготовить масштаб, объяснить свойства металла. Затем рассказывалось учащемуся, как изготовить пороховой состав и из каких основных компонентов он состоит. Во второй части следует показать, как должна действовать орудийная прислуга при заряжании и стрельбе, затем дать понятие о траектории снаряда, выпущенного из пушки и мортиры. После этого следовало переходить к обучению стрельбе из гаубиц.

В «школе художеств» преподавали артиллерию, фортификацию, архитектуру, геометрию, арифметику, русский язык, рисование, и военную подготовку. Для этого были открыты артиллерийский, фортификационный, геометрический, арифметический, рисовальные классы и класс русского языка. 50 учеников, готовящихся стать мастеровыми, обучались арифметике, геометрии, русскому языку и различным ремеслам–пороховому, слесарному, токарному, чеканному, фейерверочному.

Особое внимание Мордвин обратил на подбор преподавательского состава для корпуса. Учителей в корпус принимали только тех, кто имел положительные аттестации. Кроме того, все преподаватели, поступающие в корпус, подвергались специальному экзамену.

Часть лучших преподавателей Объединенной артиллерийской и инженерной школы была переведена в кадетский корпус.

В «школе художеств» преподавателями были611:

  1. Артиллерии и фортификации – капитан Никита Андреев, инженер-прапорщик Иван Воейков.

  2. Архитектуры – инженер поручик Савелий Соколов.

  3. Геометрии – сержант Николай Моринин.

  4. Арифметики – капрал Митрофан Моринин.

  5. Рисования – учитель Франц Боренц.

  6. Русского языка – читать Варфоломей Крылов, писать Андрей Францов.

  7. Фехтования – учитель Иван Ленке.

  8. Танцев – учитель Иван Шумилин.


Первыми преподавателями вновь учрежденного кадетского корпуса были (см. табл. 17)612.

Таблица 17

Первые преподаватели вновь учреждённого кадетского корпуса

Какие науки при артиллерийском и инженерном шляхетском кадетском корпусе трактуются

Кто оные обучает

Фортификация

Артиллерии обер-квартирмейстер Иван Картмазов.

У его помощником оного корпуса штык-юнкер Иван Путилов

Артиллерия

Артиллерии капитан Иван Вельяшев-Волынцев (оный состоит в отпуске в доме с 17 июля на три месяца). У него помощником оного кадетского корпуса сержант Николай Корсаков

Механика и алгебра

Поручик Яков Козельский

Архитектура гражданская

Ранга инженер-поручика и архитектуры гезель Савелий Соколов

Геометрия

Школы художеств штык-юнкер Николай Верещагин

Арифметика

Оной же школы художеств сержант Лука Кобяков

Рисование

Рисовальные мастера:

Ранга артиллерии штык-юнкера Федор Яковлев, да по контракту в оной Иван Лигоцкий.

Санкт-Петербургского арсенала архитектуры ученик Михаил Рыков

Французский язык

Оного корпуса адъютант Николай Байков

Немецкий язык

Верхний класс – Иван Герварт

Нижнего класса – Иван Лигоцин 613

Общее наблюдение за ходом учебного процесса в корпусе было возложено на премьера – майора, должность которого выполнял сначала майор Харламов, а после него майор Лецкой.

Материальная и учебная база кадетского корпуса в основном была подготовлена еще в Объединенной артиллерийской и инженерной школе. С образованием кадетского корпуса она была значительно увеличена. Была расширена библиотека, началось печатание книг в типографии кадетского корпуса. Для обучения действию у орудий и стрельбе в кадетский корпус было отпущено два 3-фунтовых единорога.