Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 740
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
142.Устав явился ценным практическим руководством в организации боевого применения артиллерии. Большое внимание в нем было уделено вопросам боевой подготовки артиллеристов, организации практических стрельб. Уставом предусматривались действия артиллерии в трех видах боя: в осаде крепостей, в обороне их и в полевом бою. В нем также можно найти описание ракет, которые автор называл «ядрами, которые бегают и горят» и указывал возможность их применения в качестве зажигательного средства при осаде крепостей.
Ст. 44. Подобает воинскому начальнику с такими людьми (с нанимающими на службу в качестве пушкарей) быть осторожным. Если к нему начнут обращаться по такому делу и называться пушкарями, то ему надлежит тщательно разузнавать, где они прежде в пушкарях служили, у кого и под чьим началом стреляли в полках при осаде городов или в осадном сидении. И если он про то скажет, то начальнику надлежит спросить у него отпускную грамоту (своего рода рекомендательное письмо с прежнего места службы) и ту отпускную грамоту изучить и сверить с его рассказом. И так тому начальнику можно узнать, бывал ли человек у такого дела как он рассказывал или нет, и в пушкарях был или в стрелках, и как себя в службе показал.
Ст. 45. А если у него отпускной грамоты не окажется, то воинскому начальнику его в службу не принимать и отпустить на волю, куда захочет, потому что много таких гуляк бывает, которые недолго бывают у пушкарей помощниками или рабочими, и в пушкари такой не годится, сколько он ни служит. А Великому Государю убытков от таких много бывает, а казну государеву не должно напрасно на стрельбу растрачивать. А если кого достоверно люди похвалят и за него свидетели будут, то начальнику надлежит такому велеть пушку за город вывезти, и к такому приставить искусных людей, которым стрельба привычна, и за ним повелеть смотреть, чего он умеет. А случись так, приставить начальнику к такому доброго и разумного пушкаря, который был бы честен и не завистлив, потому что люди бывают важны, жадны, самолюбивы, горды и высокоумны, и такие из зависти не могут не испытывать ненависти ко всем, лучше себя. А потому подобает начальнику к такому испытанию приставить скромного, честного и разумного человека, а лучше, чтоб и начальник у такого дела сам был и работу, и стрельбу того человека видел, и велел бы при себе выстрела два или три сделать для проверки. Часто бывает, что от зависти рядовых пушкарей много бывает проверяемому помех, а начальник может сам увидеть, мастер тот или нет, пушкарь или стрелок (Устав проводит различие между пушкарями и стрелками по видам орудий, которые они обслуживали. Кроме того, как можно предположить, различие это определялось и по уровню мастерства. За пушкарями, таким образом, предполагалось умение не просто стрелять, но стрелять мастерски, прицельно и эффективно.). А большее и лучшее испытание бывает пушкарям, когда по неприятелю стреляют, и тут быстро опознается мастер, потому что тут все увидят мертвые тела (вражеские трупы); и потому что только тогда видно, что в наряде повредится от неприятельского огня, а что от неумелой своей стрельбы или от возгорания пороха. И кто к такому делу не привык, тот в пушкари не годится, хоть и будет в нем мудрость всего света явлена… (Любопытное замечание. Видно, что главным качеством артиллеристов издревле считалось практическое умение поражать неприятеля на поле боя.)
Ст. 59. А пушкарский начальник в войске есть третий человек в военном совете. По власти своей [стоит] после главнокомандующего и фельдмаршала...
Ст. 61. А пушкарский начальник великую важность имеет, поскольку он и начальник пушкарям и член военного совета войска, и имеет попечение не только о пушкарском деле, но и за всех воинских людей несет ответственность вместе с главнокомандующим, начальниками и со всем военным советом143.С 1680 года в России существовало уже специальное Ракетное заведение. В этом заведении в конце XVII века изготавливали различные ракеты, зажигательные фитили к ним, составы «цветных огней»144.В уставе имеется первое, в сущности, упоминание об артиллерийской подготовке наступления: «…Если случится идти под какую крепость, под град и тому подобное, то надобно идти под град ввечеру, изготовить укрытия вблизи, артиллерию установить и, изготовя все ночью, поутру ранее почаще изо всей артиллерии стрелять часов до шести, а потом начать приступ…»145. И далее «…Как начнут готовиться к приступу, из окопов вылезать, то в ту пору следует всей артиллерии беспрестанно стрелять, чтобы недруги временно преступного не делали… Также следует из полковых пищалей беспрестанно стрелять и недругов от амбразур отбивать, а своих оборонять, чтобы им во время приступа помешки не было…»»146.В статье С.И., Дьякова С.Ю. Добряка «История артиллерийских знамен России периода с XIV века до 1725 года как фактор успешной подготовки сегодняшних офицеров РВиА» говориться о том, что «знамя воинское – знак, объединяющий воинскую часть и указывающий на её принадлежность к вооруженным силам государства, является символом воинской чести. Корабельное знамя называется флагом. Появились в древности, первоначально роль знамени воинского выполняли определенные фигуры (сова, орёл и др.), помещённые наверху древка, а с IX века – прикрепляли к древку полотнища. У славян до конца XV века оно называлось стягом. С начала XVI века установилось название знамени воинского: в пеших частях – знамя, в кавалерии – штандарт. Пётр I в начале XVIII века установил форму и рисунок знамени воинского с определенной расцветкой для различных частей147. В начале XX века в русской армии были полковые и войсковые (в казачьих войсках) знамена воинские.О Боевом знамени даже есть пословицы148:Огню важно пламя, а воину – знамя. (Житейская мудрость, Знамя)
В пороховом дыму и пламени не изменим священному знамени. (О войне и мире, Знамя)
Держи знамя высоко – пойдешь далеко. (Знамя)
За боевое знамя держись зубами. (Знамя)
Боевое знамя над нами – победа за нами. (Знамя)
Знамя несть -– великая честь. (Знамя)
Сам погибай, но знамя спасай. (Знамя)
Сберечь знамя – сохранить честь. (Знамя)
Где знамя, там и душа. (Знамя)
Знамя части – воинская святыня. (Знамя)
«Среди Боевых знамен воинских частей и соединений особое почетное место занимают артиллерийские знамена, их история уходит в далекие времена боевого прошлого русской артиллерии.
Артиллерия древней Руси149 участвовала в многочисленных походах, осадах и сражениях под общевойсковыми стягами, как в старину у нас назывались боевые знамена150. Под этими стягами дружины Олега и Святослава, ратные полки Александра Невского, Дмитрия Донского151, Минина и Пожарского одерживали славные победы, отстаивая свободу и независимость нашей Родины.С XVI в. артиллерия уже получила самостоятельную организацию152, но первоначально артиллерийские соединения еще не имели своих знамен. «Наряд», как тогда называлась назначенная (наряженная) в поход артиллерия, шел со своим воеводой при Большом полку рати и под знаменем Большого воеводы153 — общевойскового начальника, или при Государевом полку под царским знаменем, когда во главе войска выступал сам царь154. В летописи об осаде Казани в 1552 г. читаем: «А сам государь (Иван Грозный. — П. Л.) пошел за большим полком, а за собою велел итти наряду (артиллерии. — П. Л.) и сторожевому полку и левой руке. И как государь вышел на луг против города, и велел государь хоругви христианские развертити, сиречь знамя,..»155.С образованием в России постоянной армии, начало чему было положено при Иване Грозном организацией стрелецкого войска156, разрядным полкам «нового строя» была придана артиллерия157, участвовавшая в ратных делах под знаменами своих полков158.Письменные или вещественные памятники не дают прямых указаний на существование артиллерийских знамен до середины XVII века159. Наиболее ранним из сохранившихся до нашего времени является знамя «Большого наряда» 1664 года160, находящееся в Оружейной палате в Москве
161. На его полотнище среди изображений общевоенного характера имеются три пушки с пушкарями при них. Шелковое полотнище знамени выделяется высокохудожественной работой и богатой отделкой. Середина полотнища — зеленого цвета, откос желтый, кайма черная162. Это знамя было изготовлено к походу во время войны с Польшей (1654—1668 гг.), о чем свидетельствует надпись на его полотнище: «Подписано сие знамя лета 7162 (т. е. в 1654 г.—П. Л.) месяца февраля в 22 день...» и далее: «А быть сему знамени с нами великими государи у нашего большаго наряду, у бояр и воевод, как мы великий государь сами бываем в походе... и сие знамя тогда вести перед бояры и воеводы, которые будут по нашему указу у наряду...»163. В том же году это знамя было взято в поход под Смоленск и в последующие годы войны прошло с артиллерией боевой путь вплоть до Риги164. По возвращении из похода в Москву оно было сдано установленным порядком в Оружейную палату и выносилось на парады, в которых участвовала артиллерия165.Значительный интерес представляет также знамя Оружейной палаты, установленное в 1664 году166. Художественные изображения военных атрибутов на его полотнище дают представление о вооружении и снаряжении русских войск того времени. Это знамя было в походе под Смоленском в 1667 году.Из артиллерийских регалий второй половины XVII века сохранились два пушкарских значка с изображением на их полотнищах пушек, ядер, пальников и надписями: на одном – «Я храбрую зычно», а на другом – «Озираются днем такоже и нощию»167168.«Важным этапом в развитии русской артиллерии явился конец XVII века начало XVIII века, к этому времени Россия превратилась в огромную континентальную державу, завершилось образование единого государства, были достигнуты и определенные успехи и экономическом отношении, хотя Россия отставала от передовых стран Западной Европы169.Артиллерия быстро завоевала признание в русском войске, а ее развитие привело к значительному увеличению служилого персонала при «наряде» (так называли артиллерию), который постепенно обособился и образовал особый разряд ратных людей. Обычно мастер, изготовивший орудие, сам его и обслуживал. Системы обучения в рамках государства не было. Все знания передавались по наследству из поколения в поколение.
Количество орудий в русском войске неуклонно возрастало, а, вместе с этим, шел объективный процесс увеличения численности пушкарей. К началу 80-х годов XVII века их количество составляло порядка 7000 человек. Расширение круга профессиональных артиллеристов и усложнение военного дела привели к появлению элементов боевой подготовки «наряда». В приказных делах XVII века содержится информация о специально оборудованном поле в Москве на Ваганькове, где в присутствии царя и иностранных гостей проводились смотры гранатной стрельбы по срубам и мишеням. Обучение осуществлялось путем многократных тренировок – «натаскиванием».
В это время общая численность армии вместе с казаками составляла более 216 тысяч человек, а под ружье собиралось и больше170. Но вся эта внушительная военная масса не могла защитить Русь даже от набегов крымских татар (ежегодно уводивших в плен сотни тысяч русских людей). И только после неудачных Чигиринских походов в государстве делаются попытки изменения системы подготовки военных командных кадров.Историческое исследование показывает, что на Руси предпринимались неоднократные попытки упорядочения процесса подготовки и производства командных кадров, в том числе и кадров для артиллерии:
– чтобы устранить помехи в управлении войсками был издан устав о служебном старшинстве – бояр;
– чтобы упорядочить данный процесс, офицеры приписывались к определенным Приказам171;– все прохождение службы могло осуществляться только в Приказе, к которому был приписан боярин и др.172.Подводя итог изложенному, следует отметить, что в рассматриваемый период в России накапливались предпосылки для создания системы артиллерийского образования. Если же учитывать тот факт, что прогресс в военном деле в то время бы равносилен прогрессу общества, то вполне понятно, что революционные изменения Петровской эпохи в области артиллерийского образования — предмет особого интереса нашего исследования173.В эпоху Петра I в Москве впервые была налажена систематическая, регулярная подготовка специалистов артиллерии, которая первоначально проводилась в специальных школах. На роль родоначальника артиллерийского образования претендуют несколько учебных заведений, «школ». Первая из них была учреждена в 1698 г. при бомбардирской роте Преображенского полка. Её воспитанники составили ядро ведущих профессионалов артиллерии русской армии. Одной из первых школ, положивших начало артиллерийскому образованию, явилась Московская школа «цифири и землемерия», созданная в 1698 г. при Пушкарском приказе. Хронологически она начала функционировать даже раньше, чем школа при бомбардирской роте. Лучшие воспитанники школы «цифири и землемерия» затем поступали в бомбардирскую школу, а другие – в артиллерийский полк. От Пушкарской школы эстафету подготовки артиллеристов приняла организованная в 1701 г. в Москве на Новом Пушечном дворе артиллерийская школа. В том же году была учреждена Московская школа математико-навигацких наук, в которой готовили и артиллеристов174.Как показал проведенный анализ, новые учебные заведения – первые артиллерийские школы – столкнулись с целым рядом проблем. Они нуждались практически во всём: в специальной литературе, в учебно-материальной базе и, особенно, в хороших педагогах. Особой проблемой было то, что первоначально, на стадии становления, основной состав педагогов отечественных военно-учебных заведений был представлен иностранцами. Своих педагогов было явно недостаточно (либо не было вовсе). Военное образование периода его становления в России нуждалось в российских педагогических кадрах.
Ст. 44. Подобает воинскому начальнику с такими людьми (с нанимающими на службу в качестве пушкарей) быть осторожным. Если к нему начнут обращаться по такому делу и называться пушкарями, то ему надлежит тщательно разузнавать, где они прежде в пушкарях служили, у кого и под чьим началом стреляли в полках при осаде городов или в осадном сидении. И если он про то скажет, то начальнику надлежит спросить у него отпускную грамоту (своего рода рекомендательное письмо с прежнего места службы) и ту отпускную грамоту изучить и сверить с его рассказом. И так тому начальнику можно узнать, бывал ли человек у такого дела как он рассказывал или нет, и в пушкарях был или в стрелках, и как себя в службе показал.
Ст. 45. А если у него отпускной грамоты не окажется, то воинскому начальнику его в службу не принимать и отпустить на волю, куда захочет, потому что много таких гуляк бывает, которые недолго бывают у пушкарей помощниками или рабочими, и в пушкари такой не годится, сколько он ни служит. А Великому Государю убытков от таких много бывает, а казну государеву не должно напрасно на стрельбу растрачивать. А если кого достоверно люди похвалят и за него свидетели будут, то начальнику надлежит такому велеть пушку за город вывезти, и к такому приставить искусных людей, которым стрельба привычна, и за ним повелеть смотреть, чего он умеет. А случись так, приставить начальнику к такому доброго и разумного пушкаря, который был бы честен и не завистлив, потому что люди бывают важны, жадны, самолюбивы, горды и высокоумны, и такие из зависти не могут не испытывать ненависти ко всем, лучше себя. А потому подобает начальнику к такому испытанию приставить скромного, честного и разумного человека, а лучше, чтоб и начальник у такого дела сам был и работу, и стрельбу того человека видел, и велел бы при себе выстрела два или три сделать для проверки. Часто бывает, что от зависти рядовых пушкарей много бывает проверяемому помех, а начальник может сам увидеть, мастер тот или нет, пушкарь или стрелок (Устав проводит различие между пушкарями и стрелками по видам орудий, которые они обслуживали. Кроме того, как можно предположить, различие это определялось и по уровню мастерства. За пушкарями, таким образом, предполагалось умение не просто стрелять, но стрелять мастерски, прицельно и эффективно.). А большее и лучшее испытание бывает пушкарям, когда по неприятелю стреляют, и тут быстро опознается мастер, потому что тут все увидят мертвые тела (вражеские трупы); и потому что только тогда видно, что в наряде повредится от неприятельского огня, а что от неумелой своей стрельбы или от возгорания пороха. И кто к такому делу не привык, тот в пушкари не годится, хоть и будет в нем мудрость всего света явлена… (Любопытное замечание. Видно, что главным качеством артиллеристов издревле считалось практическое умение поражать неприятеля на поле боя.)
Ст. 59. А пушкарский начальник в войске есть третий человек в военном совете. По власти своей [стоит] после главнокомандующего и фельдмаршала...
Ст. 61. А пушкарский начальник великую важность имеет, поскольку он и начальник пушкарям и член военного совета войска, и имеет попечение не только о пушкарском деле, но и за всех воинских людей несет ответственность вместе с главнокомандующим, начальниками и со всем военным советом143.С 1680 года в России существовало уже специальное Ракетное заведение. В этом заведении в конце XVII века изготавливали различные ракеты, зажигательные фитили к ним, составы «цветных огней»144.В уставе имеется первое, в сущности, упоминание об артиллерийской подготовке наступления: «…Если случится идти под какую крепость, под град и тому подобное, то надобно идти под град ввечеру, изготовить укрытия вблизи, артиллерию установить и, изготовя все ночью, поутру ранее почаще изо всей артиллерии стрелять часов до шести, а потом начать приступ…»145. И далее «…Как начнут готовиться к приступу, из окопов вылезать, то в ту пору следует всей артиллерии беспрестанно стрелять, чтобы недруги временно преступного не делали… Также следует из полковых пищалей беспрестанно стрелять и недругов от амбразур отбивать, а своих оборонять, чтобы им во время приступа помешки не было…»»146.В статье С.И., Дьякова С.Ю. Добряка «История артиллерийских знамен России периода с XIV века до 1725 года как фактор успешной подготовки сегодняшних офицеров РВиА» говориться о том, что «знамя воинское – знак, объединяющий воинскую часть и указывающий на её принадлежность к вооруженным силам государства, является символом воинской чести. Корабельное знамя называется флагом. Появились в древности, первоначально роль знамени воинского выполняли определенные фигуры (сова, орёл и др.), помещённые наверху древка, а с IX века – прикрепляли к древку полотнища. У славян до конца XV века оно называлось стягом. С начала XVI века установилось название знамени воинского: в пеших частях – знамя, в кавалерии – штандарт. Пётр I в начале XVIII века установил форму и рисунок знамени воинского с определенной расцветкой для различных частей147. В начале XX века в русской армии были полковые и войсковые (в казачьих войсках) знамена воинские.О Боевом знамени даже есть пословицы148:Огню важно пламя, а воину – знамя. (Житейская мудрость, Знамя)
В пороховом дыму и пламени не изменим священному знамени. (О войне и мире, Знамя)
Держи знамя высоко – пойдешь далеко. (Знамя)
За боевое знамя держись зубами. (Знамя)
Боевое знамя над нами – победа за нами. (Знамя)
Знамя несть -– великая честь. (Знамя)
Сам погибай, но знамя спасай. (Знамя)
Сберечь знамя – сохранить честь. (Знамя)
Где знамя, там и душа. (Знамя)
Знамя части – воинская святыня. (Знамя)
«Среди Боевых знамен воинских частей и соединений особое почетное место занимают артиллерийские знамена, их история уходит в далекие времена боевого прошлого русской артиллерии.
Артиллерия древней Руси149 участвовала в многочисленных походах, осадах и сражениях под общевойсковыми стягами, как в старину у нас назывались боевые знамена150. Под этими стягами дружины Олега и Святослава, ратные полки Александра Невского, Дмитрия Донского151, Минина и Пожарского одерживали славные победы, отстаивая свободу и независимость нашей Родины.С XVI в. артиллерия уже получила самостоятельную организацию152, но первоначально артиллерийские соединения еще не имели своих знамен. «Наряд», как тогда называлась назначенная (наряженная) в поход артиллерия, шел со своим воеводой при Большом полку рати и под знаменем Большого воеводы153 — общевойскового начальника, или при Государевом полку под царским знаменем, когда во главе войска выступал сам царь154. В летописи об осаде Казани в 1552 г. читаем: «А сам государь (Иван Грозный. — П. Л.) пошел за большим полком, а за собою велел итти наряду (артиллерии. — П. Л.) и сторожевому полку и левой руке. И как государь вышел на луг против города, и велел государь хоругви христианские развертити, сиречь знамя,..»155.С образованием в России постоянной армии, начало чему было положено при Иване Грозном организацией стрелецкого войска156, разрядным полкам «нового строя» была придана артиллерия157, участвовавшая в ратных делах под знаменами своих полков158.Письменные или вещественные памятники не дают прямых указаний на существование артиллерийских знамен до середины XVII века159. Наиболее ранним из сохранившихся до нашего времени является знамя «Большого наряда» 1664 года160, находящееся в Оружейной палате в Москве
161. На его полотнище среди изображений общевоенного характера имеются три пушки с пушкарями при них. Шелковое полотнище знамени выделяется высокохудожественной работой и богатой отделкой. Середина полотнища — зеленого цвета, откос желтый, кайма черная162. Это знамя было изготовлено к походу во время войны с Польшей (1654—1668 гг.), о чем свидетельствует надпись на его полотнище: «Подписано сие знамя лета 7162 (т. е. в 1654 г.—П. Л.) месяца февраля в 22 день...» и далее: «А быть сему знамени с нами великими государи у нашего большаго наряду, у бояр и воевод, как мы великий государь сами бываем в походе... и сие знамя тогда вести перед бояры и воеводы, которые будут по нашему указу у наряду...»163. В том же году это знамя было взято в поход под Смоленск и в последующие годы войны прошло с артиллерией боевой путь вплоть до Риги164. По возвращении из похода в Москву оно было сдано установленным порядком в Оружейную палату и выносилось на парады, в которых участвовала артиллерия165.Значительный интерес представляет также знамя Оружейной палаты, установленное в 1664 году166. Художественные изображения военных атрибутов на его полотнище дают представление о вооружении и снаряжении русских войск того времени. Это знамя было в походе под Смоленском в 1667 году.Из артиллерийских регалий второй половины XVII века сохранились два пушкарских значка с изображением на их полотнищах пушек, ядер, пальников и надписями: на одном – «Я храбрую зычно», а на другом – «Озираются днем такоже и нощию»167168.«Важным этапом в развитии русской артиллерии явился конец XVII века начало XVIII века, к этому времени Россия превратилась в огромную континентальную державу, завершилось образование единого государства, были достигнуты и определенные успехи и экономическом отношении, хотя Россия отставала от передовых стран Западной Европы169.Артиллерия быстро завоевала признание в русском войске, а ее развитие привело к значительному увеличению служилого персонала при «наряде» (так называли артиллерию), который постепенно обособился и образовал особый разряд ратных людей. Обычно мастер, изготовивший орудие, сам его и обслуживал. Системы обучения в рамках государства не было. Все знания передавались по наследству из поколения в поколение.
Количество орудий в русском войске неуклонно возрастало, а, вместе с этим, шел объективный процесс увеличения численности пушкарей. К началу 80-х годов XVII века их количество составляло порядка 7000 человек. Расширение круга профессиональных артиллеристов и усложнение военного дела привели к появлению элементов боевой подготовки «наряда». В приказных делах XVII века содержится информация о специально оборудованном поле в Москве на Ваганькове, где в присутствии царя и иностранных гостей проводились смотры гранатной стрельбы по срубам и мишеням. Обучение осуществлялось путем многократных тренировок – «натаскиванием».
В это время общая численность армии вместе с казаками составляла более 216 тысяч человек, а под ружье собиралось и больше170. Но вся эта внушительная военная масса не могла защитить Русь даже от набегов крымских татар (ежегодно уводивших в плен сотни тысяч русских людей). И только после неудачных Чигиринских походов в государстве делаются попытки изменения системы подготовки военных командных кадров.Историческое исследование показывает, что на Руси предпринимались неоднократные попытки упорядочения процесса подготовки и производства командных кадров, в том числе и кадров для артиллерии:
– чтобы устранить помехи в управлении войсками был издан устав о служебном старшинстве – бояр;
– чтобы упорядочить данный процесс, офицеры приписывались к определенным Приказам171;– все прохождение службы могло осуществляться только в Приказе, к которому был приписан боярин и др.172.Подводя итог изложенному, следует отметить, что в рассматриваемый период в России накапливались предпосылки для создания системы артиллерийского образования. Если же учитывать тот факт, что прогресс в военном деле в то время бы равносилен прогрессу общества, то вполне понятно, что революционные изменения Петровской эпохи в области артиллерийского образования — предмет особого интереса нашего исследования173.В эпоху Петра I в Москве впервые была налажена систематическая, регулярная подготовка специалистов артиллерии, которая первоначально проводилась в специальных школах. На роль родоначальника артиллерийского образования претендуют несколько учебных заведений, «школ». Первая из них была учреждена в 1698 г. при бомбардирской роте Преображенского полка. Её воспитанники составили ядро ведущих профессионалов артиллерии русской армии. Одной из первых школ, положивших начало артиллерийскому образованию, явилась Московская школа «цифири и землемерия», созданная в 1698 г. при Пушкарском приказе. Хронологически она начала функционировать даже раньше, чем школа при бомбардирской роте. Лучшие воспитанники школы «цифири и землемерия» затем поступали в бомбардирскую школу, а другие – в артиллерийский полк. От Пушкарской школы эстафету подготовки артиллеристов приняла организованная в 1701 г. в Москве на Новом Пушечном дворе артиллерийская школа. В том же году была учреждена Московская школа математико-навигацких наук, в которой готовили и артиллеристов174.Как показал проведенный анализ, новые учебные заведения – первые артиллерийские школы – столкнулись с целым рядом проблем. Они нуждались практически во всём: в специальной литературе, в учебно-материальной базе и, особенно, в хороших педагогах. Особой проблемой было то, что первоначально, на стадии становления, основной состав педагогов отечественных военно-учебных заведений был представлен иностранцами. Своих педагогов было явно недостаточно (либо не было вовсе). Военное образование периода его становления в России нуждалось в российских педагогических кадрах.