Файл: С. И. Дьяков, С. Ю. Добряк, В. Е. Ванягин, Д. Н. Соловьев, В. В. Горохов, А. С. Фадеев, А. А. Бакарюкин, С. Л. Павлович, С. О. Фомичев, А..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 741

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В обучении будущих артиллеристов основное внимание уделялось преподаванию предметов математического цикла. Однако при этом учебный процесс строился примитивно. Учителя требовали от воспитанников не доказательств и рассуждений, а зазубривания определений, формулировок, ответов на заранее известные вопросы. Кроме того, трудности в становлении отечественной военно-педагогической школы были связаны и с тем, что в процессе обучения артиллеристов в военно-учебных заведениях России начала XVIII в основном использовалась иностранная специальная научная и техническая терминология, а своя терминология ещё не была сформирована.

Необходимо заметить, что указанные проблемы были известны императору и их преодоление он рассматривал как задачу государственной важности. Так, в частности, отсеивали негодных, не любящих своё дело учителей военно-учебных заведений. Необходимые для подготовки будущих офицеров-артиллеристов учебные пособия приобретались за границей, переводились и переиздавались на русском языке (книги Т. Бринка «Описание артиллерии», Э. Брауна «Новейшее основание практики артиллерии…», первый учебник И.А. Вельяшева по артиллерии на русском языке)175.Важное значение для становления подготовки и деятельности преподавателей артиллерийских военно-учебных заведений имело перенесение в 1712 г. столицы государства в Петербург. Строительство Петербурга сопровождалось учреждением в нём учебных заведений. Так, в 1717 г. была основана объединённая артиллерийская и инженерная школа, а в 1721 г. была учреждена первая самостоятельная артиллерийская школа.

К сожалению, после смерти Петра I созданные им военно-учебные заведения были закрыты. Тем не менее, эти школы сыграли важную роль в становлении военного образования. Однако, ввиду ограниченного срока обучения и недостатка педагогических кадров, особенно с опытом офицерской службы, обучавшиеся в школах не могли получить полного и разностороннего образования, чтобы подготовиться к воинской службе на офицерских должностях. Поэтому длительное время военные школы выпускали в войска лишь унтер-офицеров, которые затем пополняли и совершенствовали профессиональные знания по месту службы. Указанные недостатки не позволяли в полной мере дать будущим офицерам военную подготовку, целенаправленно воспитать их в духе воинских традиций. Один из самых главных недостатков системы образования заключался в том, что она не удовлетворяла растущие потребности войск в офицерских кадрах.



III ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I (1676-1725 ГГ.)
В XVII в. в России произошли значительные изменения в развитии производительных сил страны, в государственном устройстве, а также в развитии национальной культуры. Вместе с тем она отставала еще в экономическом отношении от передовых стран Европы. К концу XVII в. в России насчитывалось около двух десятков мануфактур. Их продукции недоставало даже на удовлетворение государственных потребностей. Из-за границы ввозились железо и медь, ружья и сукна, серебро и олово176.Требовалось для того, чтобы повысить экономику страны развернуть сеть металлургических заводов и обеспечить выход к торговым морским путям.За время Северной войны (1700 – 1721 гг.) в России было организовано строительство крупных казенных и частных металлургических заводов в Уральском, Южном, Тульско-Каширском и Олонецком промышленных районах. Особенно развивался Уральский промышленный район, в 1701 году были построены Каменский и Невьянский чугунолитейные заводы, в 1704 г. – Уктусский медеплавильный и Алапаевский металлургические заводы. Крупнейшим заводом Урала был казенный Екатеринбургский доменный и медеплавильный завод строительство, которого началось в 1723 году. В 1724 году были построены еще четыре казенные медеплавильных завода: Пыскорский, Полевской, Лялинский и Ягожинский. Частное строительство возглавлял Демидов, который построил пять новых заводов: Шуралинский, Бычковский, Верхне-Тагильский, Выйский, и Нижне-Тагильский177.К 1725 году на Урале находилось 7 из 25 чугунолитейных, 5 из 7 всех молотовых, 8 из 10 всех медеплавильных заводов178.В целом за 25 лет количество заводов выросло в 5,5 раз, выплавка чугуна в 6 раз. Вместо слабых заводов, действовавших в конце XVII в., едва дававших 120-150 тыс. пудов чугуна в год, в 1725 году действовало 65 металлургических заводов, выплавляющих 815 тыс. пудов чугуна и 376 тыс. пудов железа179.К концу XVII в. Русская артиллерия прошла уже большой и славный путь своего развития и совершенствования, она являлась важным элементом вооруженных сил. При отливке орудий начали употреблять в надлежащей пропорции медь, олово и латунь, причем отливка производилась с готовым каналом. Вместо бросания камней из гаубиц стали употреблять картечь180. Артиллерия еще не стала отдельным родом войск и сохраняла все черты старинного ремесленного производства. Ее личный состав – пушкари, затинщики, воротники – составляли своеобразное замкнутое сословие, в котором права и обязанности передавались по наследству от отца к сыну.Вместе с тем, артиллерия имела и ряд недостатков, не способствующих укреплению боевой мощи русской армии. На вооружении имелось множество орудий различного калибра со сложной и недостаточно качественной материальной частью. Личный состав, обслуживающий артиллерию, не обладал необходимыми техническими знаниями для эффективного ее использования в боевых условиях. Артиллерия, при затруднительных
способах перевозки и многочисленных обозах, была обременительной «ношей» и тягостью для полков181.С 1705 года в России организовывается рекрутская система комплектования армии, наиболее передовая для того времени. Все выше перечисленные мероприятия по развитию промышленности в России способствовали развитию организационно-штатной структуры армии. Она стала состоять из трех родов войск: пехоты (131400 чел.– 71%), кавалерии (38406 чел.– 21%) и артиллерии (14075 чел.– 8%)182. Артиллерия разделилась по принципу боевого применения: на полевую, полковую, осадную и крепостную. Общая численность артиллерийских орудий с конца XVII в. До 1725 года выросла с 4000 до 15970183.Изменилась плотность артиллерийских орудий в боевых порядках от 1-2 до 4 орудий на 1000 человек184.«Как показывает исторический опыт первой российской модернизации начала XVIII в., дефицит твердой опоры среди гражданского населения, трудность мобилизации сил общественной поддержки с неизбежностью определяли ставку Петра I на регулярную армию в реализации своих планов. Она превращалась в главный локомотив модернизации.

При Петре I Россия стала активно приобщаться к достижениям евро­пейской культуры. Война против Турции и взятие Азова в 1696 году при содействии вновь построенного флота дали царю надежду вообще освободиться от турецкого влияния и получить для России выход к Черному морю. С этой целью было снаряжено посольство в Европу, в составе которого ехал сам царь под именем урядника Петра Михайлова. Создание анти-турецкой коалиции во время Великого посольства (1697-1698 гг.) в странах Европы успеха не имело. С Турцией был заключен мир. Из поездки в Европу Петр I вернулся с уверенностью в том, что война со Швецией за Балтийское море неизбежна. Северная война (1700-1721 гг.) стала главной внешнеполитической акцией петровского царствования. Царю предстояло решить задачи по возврату северо-западных исконно русских приморских земель и овладению побережьем Балтийского моря с прямым и близким выходом в Европу185. Швеция в конце XVII – начале XVIII вв. по численности населения не уступала России и обладала лучшей в Европе армией, вооруженной по новейшим образцам того времени. Армию возглавлял честолюбивый и воинственный король Карл XII – блестящий тактик, действия которого отличались решительностью и стремительностью186. Для того чтобы вступить в противоборство со Швецией, Россия должна была стать в военном отношении такой же сильной. Петру I необходимо было организовать новую армию, создать новую артиллерию, новый военно-морской флот, воспитать офицерский корпус.
«До Петра Великого,– говорит Князь Щербатов, известный наш публицист прошедшего века, –народ не имел никакого просвещения, многие знаменитые бояре и грамоты не знали... Не было торговли... Не было ни фабрик, ни рукоделий... Не было сухопутного порядочного войска. Не было флоту. Не было крепостей». Петр Великий завел и просвещение, и торговлю, и войско, и флот, и крепости, и артиллерию187.Гениальный и энергический Царь везде всю инициативу брал на себя, а ближайших помощников приготовлял себе за границей или вывозил из-за границы. Так за границей приготовил он себе первого русского генерал-фельдцейхмейстера, Имеретинского Царевича Александра Арчилловича, большого любителя артиллерии. За границей же учился будущий «русский Фауст» по выражению Пушкина, астроном, артиллерист, минеролог, ботаник, географ, одним словом Брюс, Яков Виллимович, прослывший в народе за ученость свою колдуном, бывший вторым русским генерал-фельдцейхмейстером, след которого остался в артиллерии и до нашего времени в названиях калибров орудий. Из Амстердама — столицы того государства, артиллерия которого была в то время лучшей в Европе – Гинтер, Иван Яковлевич (Петр I в 1698 г. во время пребывания Великого посольства в Амстердаме, пригласил И.Я. Гинтера и его брата Якова на службу. С 1698 г. И. Гинтер на службе русской армии в чине капитана бомбардирской роты Преображенского полка188, впоследствии третий генерал-фельдцейхмейстер), тот самый Гинтер, который образовал у нас «артиллерийский полк». Такое же начало полевой артиллерии, каким «бомбардирская рота» была для гвардейской. Из-за границы был приглашен Миних, впоследствии, уже при Анне Иоанновне, четвертый генерал-фельдцейхмейстер и счастливо бивший турок генерал-фельдмаршал (в октябре 1730 г. под руководством его, было завершено строительство Ладожского канала, любимого детища Миниха)189. Наконец младшую дочь свою Царь одно время думал выдать за Принца Людвига Вильгельма Гессен-Гомбургского, впоследствии пятого генерал-фельдцейхмейстера.И так пять первых русских генерал-фельдцейхмейстеров—все были «