Файл: Криминалистическая характеристика жертвы серийных преступлений.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 409
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На одежде потерпевшего, а так же на его теле могут быть найдены следы обуви, принадлежащие обуви преступника. Они так же могут быть обнаружены в непосредственной близости от места происшествия. Следует отметить, что вероятность нахождение таких следов сильно возрастает при осмотре места происшествия на открытой местности. Так, по одному делу на окраине Москвы был обнаружен труп малолетней девочки. При осмотре прилегающей местности в 300 метрах от потерпевшей нашли ее одежду, от которой в сторону жилого массива вела дорожка следов. Было видно что она образована обувью взрослого человека и ребенка. Протяженность этой дорожки следов составляла примерно километр. Несмотря на неблагоприятную погоду, ее удалось зафиксировать при помощи видеозаписи. В микрорайоне, к которому привели следы, организовали оперативную работу, и преступника установили за непродолжительное время.
У потерпевших в обязательном порядке делаются срезы ногтевых пластин пальцев рук для последующего криминалистического исследования. Под ногтями могут быть обнаружены какие-либо объекты, способные впоследствии указать на принадлежность к преступнику (волосы, частицы кожи, кровь). Такие срезы делаются и у предполагаемого убийцы. Если после совершения преступления проходит длительный срок, например год, то в изъятии таких следов теряется смысл. Однако если виновный задержан через несколько недель, это сделать необходимо. С помощью исследования подногтевого содержимого рук преступника может быть доказан факт контакта с потерпевшим, а так же его пребывание в той местности, где был обнаружен труп. При проведении микроскопического исследования почвы, находящейся под ногтями преступника, можно идентифицировать ее с локальным участком определенной местности, а иногда и вовсе с местом обнаружения трупа.
На месте происшествия могут быть найдены следы одежды преступника. Это волокна одежды, в том числе и видимые, которые обнаруживаются на коре и ветках деревьев, кустарниках, и т.п. В некоторых случаях они могут сохраняться длительный промежуток времени, даже несмотря на неблагоприятные погодные условия. Так же следы одежды могут быть оставлены и на почве. По ним может быть определен узор, материал изделия и даже ее цвет. Эти следы так же имеют как диагностическое, так и идентификационное значение. Определенную розыскную информацию можно получить прямо на месте происшествия путем проведения предварительного исследования в передвижной криминалистической лаборатории.
Изучение практики показывает, что на месте происшествия на открытой местности обнаруживают различные трасологические следы. Так, например, иногда преступник срезает ножом ветки деревьев с целью сокрытия трупа, иных следов совершения преступления. Трасы на них вполне могут быть идентифицированы с ножом виновного. Например, серийный убийца Храпов, совершив очередное преступление, сбросил труп потерпевшей в яму и забросал его ветками, которые обломал с деревьев. Впоследствии их идентифицировали. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РСФСР указала в приговоре, что «проведенной по делу криминалистической экспертизой установлено, что ветки, прикрывавшие труп потерпевшей, составляли одно целое с деревьями, на которые указал Храпов при проверке его показаний на месте, заявив, что ветки обломал с этих деревьев». Следует отметить, что идентифицированы были не срезанные, а отломанные ветки, причем по прошествии определенного времени.
Нередко серийные убийства совершаются в нежилых помещениях, таких как чердаки, подвалы, строящиеся, ремонтируемые и заброшенные здания. В данных условиях следы так же плохо сохраняются по причине запыленности и загрязненности данных помещений. Если тело жертвы было обнаружено спустя долгий промежуток времени, велик шанс того, что следы могут быть полностью утрачены. При осмотре нежилых происшествий так же в ряде случаев наблюдается непродолжительный, бессистемный характер осмотра места происшествия. Следователи досконально не анализируют место происшествия, не создают модель преступления, зачастую сводя все просто к осмотру трупа.
Анализ дел показывает, что наиболее тщательно производится осмотр места происшествия в жилых помещениях – квартирах. По времени он, как правило, занимает от шести часов. Ведется активный поиск следов. Изъятые объекты (следы, вещественные доказательства) исчисляются десятками.
«Традиционных следов» (видимых, объемных, очевидных) на месте происшествия часто бывает немного. Основное внимание должно быть обращено на поиск следов особого рода – тех, которые являются объектом криминалистической микрологии и носят название микрочастиц, микроследов и т.д.
Подчеркивая важное значение таких следов для раскрытия преступлений, Р. С. Белкин отмечает, что сама идея использовать микрообъекты далеко не нова. Об этом писали многие отечественные и зарубежные исследователи. В настоящее время их роль не уменьшилась, а, наоборот, еще более возросла, в особенности по делам о преступлениях в отношении личности. Микроследы, как и всякие другие, изменяются, утрачиваются (переносятся с одного объекта на другой), уничтожаются. С другой стороны, они устойчивы во внешней среде в самых неблагоприятных условиях — под водой, снегом, при колебаниях температуры и т. д. Так же следует отметить, что зачастую преступник не знает, что он
создаст микроследы, не можем их увидеть. Уничтожить их полностью так же невозможно. Они могут быть обнаружены на месте происшествия, на потерпевшем, на преступнике. Используя микрообъекты, создают модель преступления, выдвигают версии, получают розыскную и доказательственную информацию.
Т. Ф. Одиночкина описывает случай успешного расследования дела об убийстве несовершеннолетней Т. Благодаря исследованию микроследов удалось установить место нападения на потерпевшую, убийства и сокрытия трупа. Были получены данные об одежде преступника, ее характерных признаках, что позволило его быстро выявить и задержать. Впоследствии удалось идентифицировать микроволокна, найденные на одежде как убитой, так и преступника.
Обнаружить, зафиксировать, изъять микроследы достаточно сложно. Следователь обязан знать основы микрологии, поэтому лучше всего, если на месте происшествия эта работа будет поручена специалисту, у которого имеется гораздо больше опыта, специальных знаний и навыков в данной сфере. Как уже отмечалось ранее, бессистемный поиск обычных следов часто оказывается безрезультатным, а применительно к поиску микроследов это может иметь гораздо большие последствия в силу их специфики. Следует отметить, что природа микроследов бесконечно разнообразна. Они могут быть видимыми, слабовидимыми, невидимыми; в виде наложений, включений, наслоений, внедрений. Очень часто это волокна, краска, почва, древесина, стекло, биологические объекты. Совершенно невозможно перечислить все из них, да и необходимость в этом, полагаю, отсутствует. Так, в одном случае на теле убитой обнаружили частицы, оказавшиеся фрагментами елочной гирлянды (как выяснилось впоследствии, ими был обклеен ремень преступника). В другом — в веществе ногтевой пластинки было обнаружены микрочастицы кирпича, которым было совершено убийство. Их удалось идентифицировать. Следует заметить, что чем необычнее микрообъект, тем выше его розыскное значение, и, совершенно закономерно, что обнаружение маловидимого, а то и вовсе невидимого следа часто задает правильное направление в расследовании убийства, что имеет огромное значение для расследования серийных убийств, так как позволяет, в частности, сократить время на поиск и поимку преступника, тем самым сохранив жизнь возможным будущим жертвам.
Микроследы, как правило, образуются при контакте объектов, но могут появиться и без него. Это характерно, например, для микроследов крови. Перед началом их поиска следователю необходимо построить мысленную модель преступления и определить участки и предметы, на которых наиболее вероятно их нахождение. Одним из основных носителей микрообъектов является труп — поверхность тела, предметы одежды, его обувь.
Микрообъекты, обнаруженные на месте происшествия, могут быть подвергнуты предварительному исследованию. Вполне допустимы два его вида — морфологическое и микроскопическое; Т. Ф. Одиночкина полагает, что возможно еще и микрохимическое. Окончательное решение о виде исследования с учетом мнения специалиста принимает следователь. Если существует опасность повреждения, видоизменения, уничтожения обнаруженного микроследа, то предпочтительнее назначить криминалистическую экспертизу.
Так же важно отметить, что среди ученых существует мнение о том, что на месте происшествия проявляются привычки, навыки и умения преступника. Даже при всей осторожности во время подготовки, совершения и последующего сокрытия преступления, соприкасаясь с объектами внешнего мира, преступник не может не отразить в следах совершенного им преступления стереотипы своего поведения. Профессиональные навыки отражаются, например, в способе вязки узлов. В качестве примера можно привести уголовное дело серийного убийцы Сергея Головкина. По разрезу кожного лоскута предположили, что преступник обладает познаниями в области анатомии и хорошо владеет техникой вскрытия, что впоследствии полностью подтвердилось. Навыки проявляются в механоскопических следах, которые всегда видимые, объемные, но обнаружить их не всегда просто, поскольку они там, где нет гомеоскопических.
Так же следует обратить отдельное внимание на такую часть работы следователя, как необходимость обязанность по обеспечению сохранности обнаруженных и изъятых с места происшествия следов и объектов совершенного преступления. Изучение практики показывает, что такие следы в ряде случаев утрачиваются. Утрата следов может оказаться проблемой в любом уголовном деле, а в делах о серийных убийствах такая утрата будет иметь колоссальные последствия.
Использование специальных знаний является очень важным фактором при расследовании преступлений, совершаемыми лицами с психическими отклонениями, а особенно при расследовании серийных преступлений. Выводы эксперта зачастую направляют ход расследования по верному пути, что способствует скорейшему раскрытию преступления и изобличению виновного в его совершении. Назначение экспертизы очень важный и ответственный процесс, требующий продумывания очередности исследования объектов, и даже обсуждения с экспертом ее методики, так как в ряде случаев существует вероятность их повреждения или уничтожения.