Файл: Курс лекций В. М. Назарова по ису тема Методы исследования систем управления Комплекснокомбинированные методы исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 383

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
зей между параметрами как внутри управляющей и управляемой подсистем, так и между ними. Это позволяет с помощью заранее избранной номенклатуры параметров на базе фактических данных количественно оценить исследуемый объект.

При этом зависимости между параметрами могут быть как функциональными (проявляемыми определенно и точно в каждом отдельно наблюдаемом случае) так и корреляционными (определяемые на основе корреляционного метода)

Каждая СУ обладает рядом специфических свойств, позволяющих отличить ее от любых других.

Свойство СУ — объективная особенность системы, проявляющаяся при ее создании и функционировании. Свойств у системы может быть бесчисленное множество, и в зависимости от условий и обстоятельств они могут постоянно обнаруживаться и проявляться.

Свойства будущей СУ формируются и учитываются при составлении задания на проектирование и непосредственно при самом проектировании. При создании новой системы эти свойства реали­зуются и конкретизируются. В процессе эксплуатации происходит проявление и поддержание свойств СУ. Чем сложнее СУ, тем более сложным комплексом свойств она обладает, тем сложнее формы их проявления.

Свойства могут быть простыми и сложными.

Простое свойствонапример, численность управленческого персонала, срок службы ТСУ, емкость запоминающего устройства ТСУ и др.

Примером сложного свойстваможет служить производительность труда управ­ленцев, которая включает объем выполняемых функций и численность персонала.

Любое свойство системы можно охарактеризовать словесно, численно, графически, в виде таблицы, функции, т.е. с помощью при­знаков его.

Признак свойства — качественная или количественная характе­ристика свойств системы.

Примером качественных признаков могут служить тип ОСУ, метод управления, метод оценки СУ, способ рас­чета численности персонала и т.п. Существенным значением среди качественных признаков обладают альтернативные признаки, кото­
рые имеют только два взаимоисключающих варианта, например, на­личие или отсутствие ошибок в работе персонала. Помимо качест­венных альтернативных признаков свойств СУ могут быть признаки многовариантные.

Для объективной оценки любой системы ее свойства необходи­мо охарактеризовать количественно. Количественно свойства объ­екта исследования характеризуют параметры.

Частным случаем параметра СУ является показательколиче­ственная характеристика свойств системы, входящих в ее состав и рассматриваемая применительно к определенным условиям ее соз­дания и функционирования. Следовательно, параметр системы сле­дует воспринимать как более широкое понятие, так как он может характеризовать любые свойства системы.

Многие показатели являются функциями параметров. Так, показатель электровооруженности труда зависит от таких параметров как объем потребленной электроэнер­гии, рациональность ее использования, численность персонала; нормативная численность персонала любого подразделения являет­ся функцией трудоемкости управленческих функций, квалифика­ции и других параметров

Качественные признаки также могут влиять на вид функцио­нальной зависимости показателей СУ от ее параметров. Например, способ резервирования выполняемых функций управления (качест­венным признак) оказывает влияние на вид зависимости показате­лей надежности СУ; используемый метод распределения функций управления в подразделении, являющийся качественным призна­ком, оказывает существенное воздействие на зависимость уровня качества выполняемых функций персонала от имеющегося в нали­чии профессионального состава (экономистов, маркетологов, ин­женеров и т.п.) — структурного параметра СУ. Кроме структурных существуют геометрические и другие параметры.

В параметрическом методе параметры выступают одной из важ­нейших базовых характеристик как элементов СУ, так и в целом всей системы. Они отражают взаимосвязи элементов, состояния и тенденции их развития как с качественной, так и количественной стороны. Качественные и количественные признаки СУ тесно взаимосвя­

заны между собой и с ее показателями.

При исследовании СУ в основном используются:

  • количественные абсолютные и относительные параметры (как частные случаи — показатели). Показатели в абсолютном исчисле­нии используются для описания отличающихся исследуемых объек­тов (численность ППП, количество подразделений, затраты на пер­сонал и т.п.), а относительные показатели для характеристики, на­пример, темпов роста продаж, прибыли, численности, производи­тельности труда персонала и т.п.;

  • качественные признаки, в описательном виде характеризую­щие то или иное свойство системы (способ воздействия на управ­ляемый объект, метод оценки и т.п.);

  • классификационные (номинальные) признаки {параметры), характеризующие те свойства системы, которые не могут принимать участие в оценке, но позволяют отнести изучаемый объект к опре­деленному классу безотносительно к проведению оценки (список специальностей сотрудников, перечень марок ТСУ, типов ОСУ);

  • порядковые (ранговые) параметры, позволяющие качественно отличать друг от друга изучаемые объекты, что выражается в при­своении им, например, баллов (оценка успеваемости, оценка вы­ступления спортсмена), разрядов (у рабочих, спортсменов, чинов­ников), должностной табели о рангах (инженер 3, 2 и 1-й катего­рии, старший, ведущий и главный инженер).

Показатели СУ могут быть единичными, комплексными, интегральными и обобщенными.

Единичный показатель СУ — показатель, относящийся только к одному из свойств СУ. Например, единичными показателями являют­ся численность ППП, количество функций управления. Его разновид­ностью выступает относительный единичный показатель, представляю­щий собой отношение единичного показателя к нормативному (базо­вому), выражаемому в относительных единицах или процентах.

Нормативный (базовый) показатель — показатель, принятый за исходный (эталонный) при сравнительных оценках СУ. В качестве базовых принимаются, например, показатели прогрессивных СУ или конкурентов.

Базовые показатели могут быть также единичными, комплекс­ными, интегральными и обобщенными.

Комплексный показатель — показатель, относящийся к несколь­
ким свойствам продукции. С помощью данного показателя можно в целом охарактеризовать подсистему, элемент СУ.

Разновидностью комплексного показателя, позволяющего с эко­номической точки зрения определить оптимальную совокупность свойств изделия, может служить интегральный показатель.

Интеграль­ный показатель — комплексный показатель, отражающий соотноше­ние суммарного полезного эффекта от эксплуатации СУ и суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию.

Обобщенный показатель СУ – показатель, относящийся к такой совокупности ее свойств, по которой принято оценивать систему.
Квалиметрические методы

Бурное развитие квалиметрия получила в середине шестидесятых годов двадцатого столетия, когда при принятии решений, связанных с качеством, стали широко применять количественные методы оценки.

Термин «квалиметрия» состоит из латинского корня «квали» (от qualitas— качество или qualis— «какой по качеству») и слова «метрия» (от греч. metreo измеряю). В настоящее время данный термин широко распространен как в теории, так и в практике управления.

Квалиметрия как наука объединяет количественные методы пре имущественно оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению. Важнейшим вопросом квалиметрии является объективное уста­новление уровня качества.

Уровень качества — относительная ха­рактеристика качества исследуемого объекта (продукции, услуг, ра­бот, элемента, подсистемы СУ), основанная на сравнении совокуп­ности показателей его качества с соответствующей совокупностью базовых (нормативных, эталонных, конкурента и т.п.) показателей.

Развитие квалиметрии неразрывно связано с массовостью задач по оценке качества и конкурентоспособности, постоянно возни­кающих в практике управления. Результаты такой оценки лежат в основе принятия важнейших управленческих решений.

К числу задач по оценке качества и конкурентоспособности про­дукции можно отметить следующие:

  • прогнозирование потребностей, технического уровня и качества;

  • разработка методов определения числовых значений показа­телей качества;

  • разработка принципов и методов оценки качества;

  • выбор оптимального варианта промышленной продукции;

  • определение оптимальных показателей качества, их нормирование, разработка технических условий и стандартов на новую продукцию;

  • определение научно-технического уровня документации;

  • расчет и принятие конкурентноспособной цены продукции и многое другое.


Оценку качества СУ можно понимать как процесс оценивания, так и результат оценки. В зависимости от сущности рассматриваемо­го вопроса соответственно следует понимать то или иное отдельно. В общем случае оценку уровня качества СУ понимают как совокуп­ность операций, осуществляемых в зависимости от установленной цели, включающую выбор номенклатуры показателей качества оце­ниваемой системы, определение численных значений этих показате­лей и сравнение их с базовыми (конкурентными, эталонными и т.п.).

При проведении оценки СУ необходимо обеспечить учет фак­тических особенностей производства и характер конкретной продук­ции. При этом изготовитель должен быть готов доказать заказчикам продукции обоснованность отсутствия в системе тех или иных эле­ментов, что в условиях конкуренции сделать весьма трудно.

Базу для оценки СУ правомерно может составлять теория оце­нивания, согласно с которой в процессе оценки следует выделять три элемента: объект (предмет оценки — СУ), субъект (орган, осуще­ствляющий оценку) и базу сравнения. Эти три элемента взаимодейст­вуют между собой в процессе логической реализации алгоритма оценки — совокупности определенных операций.

Анализ методов, используемых для оценки как СУ, так и каче­ства продукции и ее конкурентоспособности, свидетельствует, что все они позволяют оценить объект в абсолютной или сравнитель­ной форме. Однако даже при применении абсолютной формы субъ­ект подсознательно использует логику сравнения, т.е. в основе оценки практически всегда лежит сравнение.
Методы системного анализа и синтеза
Формирование системного подхода к сложным системам обу­словило развитие методов анализа и синтеза, а затем и преобразо­вание их в системный анализ и синтез.

Системный анализ предполагает рассмотрение любого изучаемого явле­ния как определенной системы составляющих его взаимодействую­щих элементов. Такой подход проявляется как соответствующий способ научного мышления, состоящий прежде всего в том, чтобы зафиксировать основные элементы изучаемого явления или про­цесса и исследовать их взаимодействия.