Файл: Курс лекций В. М. Назарова по ису тема Методы исследования систем управления Комплекснокомбинированные методы исследования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 383
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
зей между параметрами как внутри управляющей и управляемой подсистем, так и между ними. Это позволяет с помощью заранее избранной номенклатуры параметров на базе фактических данных количественно оценить исследуемый объект.
При этом зависимости между параметрами могут быть как функциональными (проявляемыми определенно и точно в каждом отдельно наблюдаемом случае) так и корреляционными (определяемые на основе корреляционного метода)
Каждая СУ обладает рядом специфических свойств, позволяющих отличить ее от любых других.
Свойство СУ — объективная особенность системы, проявляющаяся при ее создании и функционировании. Свойств у системы может быть бесчисленное множество, и в зависимости от условий и обстоятельств они могут постоянно обнаруживаться и проявляться.
Свойства будущей СУ формируются и учитываются при составлении задания на проектирование и непосредственно при самом проектировании. При создании новой системы эти свойства реализуются и конкретизируются. В процессе эксплуатации происходит проявление и поддержание свойств СУ. Чем сложнее СУ, тем более сложным комплексом свойств она обладает, тем сложнее формы их проявления.
Свойства могут быть простыми и сложными.
Простое свойствонапример, численность управленческого персонала, срок службы ТСУ, емкость запоминающего устройства ТСУ и др.
Примером сложного свойстваможет служить производительность труда управленцев, которая включает объем выполняемых функций и численность персонала.
Любое свойство системы можно охарактеризовать словесно, численно, графически, в виде таблицы, функции, т.е. с помощью признаков его.
Признак свойства — качественная или количественная характеристика свойств системы.
Примером качественных признаков могут служить тип ОСУ, метод управления, метод оценки СУ, способ расчета численности персонала и т.п. Существенным значением среди качественных признаков обладают альтернативные признаки, кото
рые имеют только два взаимоисключающих варианта, например, наличие или отсутствие ошибок в работе персонала. Помимо качественных альтернативных признаков свойств СУ могут быть признаки многовариантные.
Для объективной оценки любой системы ее свойства необходимо охарактеризовать количественно. Количественно свойства объекта исследования характеризуют параметры.
Частным случаем параметра СУ является показатель — количественная характеристика свойств системы, входящих в ее состав и рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и функционирования. Следовательно, параметр системы следует воспринимать как более широкое понятие, так как он может характеризовать любые свойства системы.
Многие показатели являются функциями параметров. Так, показатель электровооруженности труда зависит от таких параметров как объем потребленной электроэнергии, рациональность ее использования, численность персонала; нормативная численность персонала любого подразделения является функцией трудоемкости управленческих функций, квалификации и других параметров
Качественные признаки также могут влиять на вид функциональной зависимости показателей СУ от ее параметров. Например, способ резервирования выполняемых функций управления (качественным признак) оказывает влияние на вид зависимости показателей надежности СУ; используемый метод распределения функций управления в подразделении, являющийся качественным признаком, оказывает существенное воздействие на зависимость уровня качества выполняемых функций персонала от имеющегося в наличии профессионального состава (экономистов, маркетологов, инженеров и т.п.) — структурного параметра СУ. Кроме структурных существуют геометрические и другие параметры.
В параметрическом методе параметры выступают одной из важнейших базовых характеристик как элементов СУ, так и в целом всей системы. Они отражают взаимосвязи элементов, состояния и тенденции их развития как с качественной, так и количественной стороны. Качественные и количественные признаки СУ тесно взаимосвя
заны между собой и с ее показателями.
При исследовании СУ в основном используются:
Показатели СУ могут быть единичными, комплексными, интегральными и обобщенными.
Единичный показатель СУ — показатель, относящийся только к одному из свойств СУ. Например, единичными показателями являются численность ППП, количество функций управления. Его разновидностью выступает относительный единичный показатель, представляющий собой отношение единичного показателя к нормативному (базовому), выражаемому в относительных единицах или процентах.
Нормативный (базовый) показатель — показатель, принятый за исходный (эталонный) при сравнительных оценках СУ. В качестве базовых принимаются, например, показатели прогрессивных СУ или конкурентов.
Базовые показатели могут быть также единичными, комплексными, интегральными и обобщенными.
Комплексный показатель — показатель, относящийся к несколь
ким свойствам продукции. С помощью данного показателя можно в целом охарактеризовать подсистему, элемент СУ.
Разновидностью комплексного показателя, позволяющего с экономической точки зрения определить оптимальную совокупность свойств изделия, может служить интегральный показатель.
Интегральный показатель — комплексный показатель, отражающий соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации СУ и суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию.
Обобщенный показатель СУ – показатель, относящийся к такой совокупности ее свойств, по которой принято оценивать систему.
Квалиметрические методы
Бурное развитие квалиметрия получила в середине шестидесятых годов двадцатого столетия, когда при принятии решений, связанных с качеством, стали широко применять количественные методы оценки.
Термин «квалиметрия» состоит из латинского корня «квали» (от qualitas— качество или qualis— «какой по качеству») и слова «метрия» (от греч. metreo— измеряю). В настоящее время данный термин широко распространен как в теории, так и в практике управления.
Квалиметрия как наука объединяет количественные методы пре имущественно оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению. Важнейшим вопросом квалиметрии является объективное установление уровня качества.
Уровень качества — относительная характеристика качества исследуемого объекта (продукции, услуг, работ, элемента, подсистемы СУ), основанная на сравнении совокупности показателей его качества с соответствующей совокупностью базовых (нормативных, эталонных, конкурента и т.п.) показателей.
Развитие квалиметрии неразрывно связано с массовостью задач по оценке качества и конкурентоспособности, постоянно возникающих в практике управления. Результаты такой оценки лежат в основе принятия важнейших управленческих решений.
К числу задач по оценке качества и конкурентоспособности продукции можно отметить следующие:
Оценку качества СУ можно понимать как процесс оценивания, так и результат оценки. В зависимости от сущности рассматриваемого вопроса соответственно следует понимать то или иное отдельно. В общем случае оценку уровня качества СУ понимают как совокупность операций, осуществляемых в зависимости от установленной цели, включающую выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой системы, определение численных значений этих показателей и сравнение их с базовыми (конкурентными, эталонными и т.п.).
При проведении оценки СУ необходимо обеспечить учет фактических особенностей производства и характер конкретной продукции. При этом изготовитель должен быть готов доказать заказчикам продукции обоснованность отсутствия в системе тех или иных элементов, что в условиях конкуренции сделать весьма трудно.
Базу для оценки СУ правомерно может составлять теория оценивания, согласно с которой в процессе оценки следует выделять три элемента: объект (предмет оценки — СУ), субъект (орган, осуществляющий оценку) и базу сравнения. Эти три элемента взаимодействуют между собой в процессе логической реализации алгоритма оценки — совокупности определенных операций.
Анализ методов, используемых для оценки как СУ, так и качества продукции и ее конкурентоспособности, свидетельствует, что все они позволяют оценить объект в абсолютной или сравнительной форме. Однако даже при применении абсолютной формы субъект подсознательно использует логику сравнения, т.е. в основе оценки практически всегда лежит сравнение.
Методы системного анализа и синтеза
Формирование системного подхода к сложным системам обусловило развитие методов анализа и синтеза, а затем и преобразование их в системный анализ и синтез.
Системный анализ предполагает рассмотрение любого изучаемого явления как определенной системы составляющих его взаимодействующих элементов. Такой подход проявляется как соответствующий способ научного мышления, состоящий прежде всего в том, чтобы зафиксировать основные элементы изучаемого явления или процесса и исследовать их взаимодействия.
При этом зависимости между параметрами могут быть как функциональными (проявляемыми определенно и точно в каждом отдельно наблюдаемом случае) так и корреляционными (определяемые на основе корреляционного метода)
Каждая СУ обладает рядом специфических свойств, позволяющих отличить ее от любых других.
Свойство СУ — объективная особенность системы, проявляющаяся при ее создании и функционировании. Свойств у системы может быть бесчисленное множество, и в зависимости от условий и обстоятельств они могут постоянно обнаруживаться и проявляться.
Свойства будущей СУ формируются и учитываются при составлении задания на проектирование и непосредственно при самом проектировании. При создании новой системы эти свойства реализуются и конкретизируются. В процессе эксплуатации происходит проявление и поддержание свойств СУ. Чем сложнее СУ, тем более сложным комплексом свойств она обладает, тем сложнее формы их проявления.
Свойства могут быть простыми и сложными.
Простое свойствонапример, численность управленческого персонала, срок службы ТСУ, емкость запоминающего устройства ТСУ и др.
Примером сложного свойстваможет служить производительность труда управленцев, которая включает объем выполняемых функций и численность персонала.
Любое свойство системы можно охарактеризовать словесно, численно, графически, в виде таблицы, функции, т.е. с помощью признаков его.
Признак свойства — качественная или количественная характеристика свойств системы.
Примером качественных признаков могут служить тип ОСУ, метод управления, метод оценки СУ, способ расчета численности персонала и т.п. Существенным значением среди качественных признаков обладают альтернативные признаки, кото
рые имеют только два взаимоисключающих варианта, например, наличие или отсутствие ошибок в работе персонала. Помимо качественных альтернативных признаков свойств СУ могут быть признаки многовариантные.
Для объективной оценки любой системы ее свойства необходимо охарактеризовать количественно. Количественно свойства объекта исследования характеризуют параметры.
Частным случаем параметра СУ является показатель — количественная характеристика свойств системы, входящих в ее состав и рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и функционирования. Следовательно, параметр системы следует воспринимать как более широкое понятие, так как он может характеризовать любые свойства системы.
Многие показатели являются функциями параметров. Так, показатель электровооруженности труда зависит от таких параметров как объем потребленной электроэнергии, рациональность ее использования, численность персонала; нормативная численность персонала любого подразделения является функцией трудоемкости управленческих функций, квалификации и других параметров
Качественные признаки также могут влиять на вид функциональной зависимости показателей СУ от ее параметров. Например, способ резервирования выполняемых функций управления (качественным признак) оказывает влияние на вид зависимости показателей надежности СУ; используемый метод распределения функций управления в подразделении, являющийся качественным признаком, оказывает существенное воздействие на зависимость уровня качества выполняемых функций персонала от имеющегося в наличии профессионального состава (экономистов, маркетологов, инженеров и т.п.) — структурного параметра СУ. Кроме структурных существуют геометрические и другие параметры.
В параметрическом методе параметры выступают одной из важнейших базовых характеристик как элементов СУ, так и в целом всей системы. Они отражают взаимосвязи элементов, состояния и тенденции их развития как с качественной, так и количественной стороны. Качественные и количественные признаки СУ тесно взаимосвя
заны между собой и с ее показателями.
При исследовании СУ в основном используются:
-
количественные абсолютные и относительные параметры (как частные случаи — показатели). Показатели в абсолютном исчислении используются для описания отличающихся исследуемых объектов (численность ППП, количество подразделений, затраты на персонал и т.п.), а относительные показатели для характеристики, например, темпов роста продаж, прибыли, численности, производительности труда персонала и т.п.; -
качественные признаки, в описательном виде характеризующие то или иное свойство системы (способ воздействия на управляемый объект, метод оценки и т.п.); -
классификационные (номинальные) признаки {параметры), характеризующие те свойства системы, которые не могут принимать участие в оценке, но позволяют отнести изучаемый объект к определенному классу безотносительно к проведению оценки (список специальностей сотрудников, перечень марок ТСУ, типов ОСУ); -
порядковые (ранговые) параметры, позволяющие качественно отличать друг от друга изучаемые объекты, что выражается в присвоении им, например, баллов (оценка успеваемости, оценка выступления спортсмена), разрядов (у рабочих, спортсменов, чиновников), должностной табели о рангах (инженер 3, 2 и 1-й категории, старший, ведущий и главный инженер).
Показатели СУ могут быть единичными, комплексными, интегральными и обобщенными.
Единичный показатель СУ — показатель, относящийся только к одному из свойств СУ. Например, единичными показателями являются численность ППП, количество функций управления. Его разновидностью выступает относительный единичный показатель, представляющий собой отношение единичного показателя к нормативному (базовому), выражаемому в относительных единицах или процентах.
Нормативный (базовый) показатель — показатель, принятый за исходный (эталонный) при сравнительных оценках СУ. В качестве базовых принимаются, например, показатели прогрессивных СУ или конкурентов.
Базовые показатели могут быть также единичными, комплексными, интегральными и обобщенными.
Комплексный показатель — показатель, относящийся к несколь
ким свойствам продукции. С помощью данного показателя можно в целом охарактеризовать подсистему, элемент СУ.
Разновидностью комплексного показателя, позволяющего с экономической точки зрения определить оптимальную совокупность свойств изделия, может служить интегральный показатель.
Интегральный показатель — комплексный показатель, отражающий соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации СУ и суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию.
Обобщенный показатель СУ – показатель, относящийся к такой совокупности ее свойств, по которой принято оценивать систему.
Квалиметрические методы
Бурное развитие квалиметрия получила в середине шестидесятых годов двадцатого столетия, когда при принятии решений, связанных с качеством, стали широко применять количественные методы оценки.
Термин «квалиметрия» состоит из латинского корня «квали» (от qualitas— качество или qualis— «какой по качеству») и слова «метрия» (от греч. metreo— измеряю). В настоящее время данный термин широко распространен как в теории, так и в практике управления.
Квалиметрия как наука объединяет количественные методы пре имущественно оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению. Важнейшим вопросом квалиметрии является объективное установление уровня качества.
Уровень качества — относительная характеристика качества исследуемого объекта (продукции, услуг, работ, элемента, подсистемы СУ), основанная на сравнении совокупности показателей его качества с соответствующей совокупностью базовых (нормативных, эталонных, конкурента и т.п.) показателей.
Развитие квалиметрии неразрывно связано с массовостью задач по оценке качества и конкурентоспособности, постоянно возникающих в практике управления. Результаты такой оценки лежат в основе принятия важнейших управленческих решений.
К числу задач по оценке качества и конкурентоспособности продукции можно отметить следующие:
-
прогнозирование потребностей, технического уровня и качества; -
разработка методов определения числовых значений показателей качества; -
разработка принципов и методов оценки качества; -
выбор оптимального варианта промышленной продукции; -
определение оптимальных показателей качества, их нормирование, разработка технических условий и стандартов на новую продукцию; -
определение научно-технического уровня документации; -
расчет и принятие конкурентноспособной цены продукции и многое другое.
Оценку качества СУ можно понимать как процесс оценивания, так и результат оценки. В зависимости от сущности рассматриваемого вопроса соответственно следует понимать то или иное отдельно. В общем случае оценку уровня качества СУ понимают как совокупность операций, осуществляемых в зависимости от установленной цели, включающую выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой системы, определение численных значений этих показателей и сравнение их с базовыми (конкурентными, эталонными и т.п.).
При проведении оценки СУ необходимо обеспечить учет фактических особенностей производства и характер конкретной продукции. При этом изготовитель должен быть готов доказать заказчикам продукции обоснованность отсутствия в системе тех или иных элементов, что в условиях конкуренции сделать весьма трудно.
Базу для оценки СУ правомерно может составлять теория оценивания, согласно с которой в процессе оценки следует выделять три элемента: объект (предмет оценки — СУ), субъект (орган, осуществляющий оценку) и базу сравнения. Эти три элемента взаимодействуют между собой в процессе логической реализации алгоритма оценки — совокупности определенных операций.
Анализ методов, используемых для оценки как СУ, так и качества продукции и ее конкурентоспособности, свидетельствует, что все они позволяют оценить объект в абсолютной или сравнительной форме. Однако даже при применении абсолютной формы субъект подсознательно использует логику сравнения, т.е. в основе оценки практически всегда лежит сравнение.
Методы системного анализа и синтеза
Формирование системного подхода к сложным системам обусловило развитие методов анализа и синтеза, а затем и преобразование их в системный анализ и синтез.
Системный анализ предполагает рассмотрение любого изучаемого явления как определенной системы составляющих его взаимодействующих элементов. Такой подход проявляется как соответствующий способ научного мышления, состоящий прежде всего в том, чтобы зафиксировать основные элементы изучаемого явления или процесса и исследовать их взаимодействия.