Файл: Курс лекций В. М. Назарова по ису тема Методы исследования систем управления Комплекснокомбинированные методы исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 386

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По критерию опосредованности документы бывают:

  • первичные, созданные непосредственным участником или очевидцем события (для неофициальных документов), или основополагающие официальные (государственные законы, приказы и т.п.);

  • вторичные, созданные на основе обобщения первичных. К ним относятся обзоры, реферативные издания, аналитические справки и т. п.

По критерию авторства документы делятся на

  • индивидуальные, созданные одним автором, и

  • коллективные, созданные несколь­кими авторами или группой.

Необходимая документальная база социологического исследо­вания (количество, номенклатура, виды привлекаемых к анализу документов) определяется проблемой, объектом, предметом и задачами исследования, а также ресурсными возможностями самого исследователя.

Методы анализа документальных источников делятся на две основные группы:

  • неформализованные (традиционные, качест­венные) и

  • формализованные (качественно-количественные, из которых главным является контент - анализ).

Неформализованные методыанализа содержания документов представляют собой обычное «понимающее» восприятие текста (изображения, звука) и интерпретацию его смысла на основе общих логических правил с учетом критериев, обусловленных задачами исследования. Они основываются на механизме глубо­кого понимания текста, направленного на интерпретацию сути информации, содержащейся в документах.

Эти методы можно подразделить на внешние (проверка подлинности документа, анализ исторического контекста документа и тех обстоятельств, которые сопутствовали его появлению) и внутренние (чтение содержания документа, выявление социальных факторов, обу­словивших его появление).

Такой анализ неотделим от личности исследователя, поэто­му его результаты радикально зависят от уровня знаний, про­фессионализма, интуиции и способностей исследователя, его психологических особенностей и мировоззренческих позиций, его эмоционального состояния и т. д. Легко понять, что качест­венный анализ заключает в себе потенциальную возможность субъективных смещений в восприятии и интерпретации доку­ментов.


Причинами таких смещений могут быть:

  • психические особенности исследователя (устойчивость вни­мания, памяти, утомляемость и т. п.);

  • неосознаваемые защитные психические реакции на содержа­ние документов (выделение «приятных» и пропуск «непри­ятных» фрагментов);

  • большие объемы анализируемых документов (эффект «замыливания» внимания с ростом объема документов).

Именно с целью преодоления таких смещений, снижения уровня субъективизма начали разрабатываться приемы формали­зованного(стандартизированного) анализа документов. Важной предпосылкой их развития стала усиливающаяся информатизация общества, увеличение численности источников и объемов информации, развитие средств коммуникации и связанная с ней массовизация информационных процессов, что вызвало необхо­димость анализировать большие объемы циркулирующей в обще­стве информации.

Поэтому методы формализованного анализа содержания документальных источников впервые возникли в сфере исследований средств массовой коммуникации, и в первую очередь — газет и журналов.

Разработанный в результате метод контент - анализапервоначально использовался для исследования средств массовой информации. Однако постепенно он получил распространение и стал использоваться для анализа всех видов документов. Выявились и его ограничения. В частности, стало ясно, что его применение имеет смысл и дает эффект лишь в том случае, если:

• объект исследования представлен большим объемом одно­родных документов;

• важные для целей исследования элементы содержания встре­чаются в документах с достаточной частотой.

Выявились и те принципы, которым по необходимости дол­жен удовлетворять метод контент - анализа. Это объективность, систематичность и обобщенность.

Контент-анализ— это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочета­ний и пр.).

Контент-анализ предполагает использование определенных стандартизированных процедур, обеспечивающих формализацию и из­мерение исследуемых признаков, что позволяет делать профессиональ­ные заключения о характере и особенностях изучаемого объекта.

Осо­бенно эффективно использование контент-анализа при исследовании программ политических партий и движений, когда по ключевым поняти­ям и словосочетаниям можно составить представление об отличитель­ных особенностях каждой из них. К примеру, использование контент-анализа позволяет на основе подсчета слов, фотографий или газетных столбцов, посвященных тому ли иному кандидату в депутаты, опре­делить его рейтинг в средствах массовой информации.



Контент-анализ может быть содержательным и структурным.

Со­держательный контент-анализ сосредоточивает внимание исследова­теля на содержании сообщения, тогда как структурный — на количе­стве и особенностях упоминания контрольного термина или имени в тексте сообщения.

Основными задачами контент-анализа являются.

  1. Выявление и оценка характеристик текста как признаков отдель­ных сторон исследуемого объекта.

  2. Выяснение причин или условий, повлиявших на соответству­ющие особенности текстового сообщения.

  3. Оценка эффекта воздействия сообщения на аудиторию, установ­ление адресных точек такого воздействия.

Проведение контент-анализа может быть эффективным, если в ходе соответствующей процедуры будет использован специальный коди­ровальный бланк, образец которого представлен в табл. . [Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология: методы исследования. — М.: Весь мир, 1997.]
Таблица 4.1.

Типичный кодировальный бланк для проведения

структурного контент-анализа

Регистрационный номер

Тип статьи

Дата публикации

Кандидат

Газета

Общие преференции

Выделенность материалов

Графические средства

Заголовок

Содержание

Общее число столбцов

Число столбцов, посвященных кандидату
















































































































Процедура (алгоритм) контент-анализазаключается в обос­новании номенклатуры и объема изучаемых документальных источников, формулировании определенных содержательных единиц и их классификации в соответствии с целями иссле­дования, подсчете частот их реального наличия в выделенном объеме документальных источников (например, для оценки политических ориентаций населения в ходе выборной кампании подсчитывается число упоминаний в СМИ имен кандидатов на выборные должности и характер этих упоминаний за определенный промежуток времени).

Критерии отбора документовдля проведения процедуры кон­тент - анализа определяются целями исследования. Если критери­ям соответствует небольшое количество документов, то все они включаются в документальную базу исследования. Если их очень много, проводится их выборка по общепринятым в социологии правилам.

В практике сложился ряд устойчивых стандартных единиц контент-анализа. К их числу относятся:

отдельное слово. В качестве таких слов могут использоваться слова-символы: имена политических деятелей и институтов, названия стран и областей, слова, обозначающие политические акты и состояния (война, реформа, кризис), наименования идеологических доктрин (коммунизм, либерализм);

суждение, законченная мысль, логическая цепь, в которой содержится важная с точки зрения целей исследования идея;

(Например, при исследовании социальных аспектов чрезвы­чайных ситуаций к подобным смысловым единицам анализа могут быть отнесены: тексты или их фрагменты, содержащие сведения о конкретных чрезвычайных ситуациях, поведении отдельных людей и социальных групп, оценочные суждения специалистов и т. п.);

• «фигурант» какого-либо политического или общественно важного процесса. Ими могут быть политические деятели, представители социальных групп (например, «новых русских», олигархов, интеллектуальных элит и т. п.).

Обнаружение единиц анализа является основанием для содержательного анализа всего документа или его части (статьи в газете, передачи по радио и т. п.).

Для количественного анализа содержания используются еди­ницы счета.
Ими, например, могут быть эфирное время всей пе­редачи или только той ее части, в которой встречались единицы анализа; количество строк аналогичной газетной статьи (всей целиком или определенной ее части).

При обосновании единиц счета имеется много нюансов, например, будет ли входить заго­ловок в объем сообщения; какой единый стандарт избрать для измерения материалов, набранных разными шрифтами, и т.д.

Важный этап разработки методики контент-анализа — под­готовка кодировочного бланка. Он представляет собой перечень фиксируемых переменных, т. е. смысловых единиц анализа ис­следуемого содержания. В него включаются все переменные, представляющие интерес для исследования. Необходимо помнить, что от количества переменных, включенных в кодировочный бланк, напрямую зависит глубина всей процедуры. Чем тщатель­нее предполагается проанализировать текст, тем большее число переменных включается в кодировочный бланк.

Документ, который объединяет все этапы разработки мето­дики контент-анализа, — инструкция кодировщику. В ней самым детальным образом описываются цель и задачи исследования, критерии и методика отбора документов, содержательный смысл каждой переменной, вошедшей в кодировочный бланк, а также ее значений. В инструкции указывается, что делать с заполненными кодировочными бланками (проводить подсчет частот самосто­ятельно или передавать организатору).

Таким образом, перед началом процедуры контент-анализа ко­дировщик должен иметь кодировочный бланк и инструкцию.

Методы опроса

Наиболее популярным способом получения информации в соци­альных исследованиях является опрос. Опрос представляет собой спо­соб получения информации об объекте, основанный на предваритель­ной подготовке вопросов, ответы на которые образуют необходимые для целей исследования сведения. Опрос может осуществляться в разных формах и направляться на различные категории респондентов.

Основными типами опроса являются: анкетирование и интервьюирование.

Анкетированием является форма опроса, предполагающая заполне­ние респондентами особых статистических формуляров (анкет) в от­сутствие интервьюера. Анкетирование может проводиться в при­сутствии интервьюера, однако роль последнего должна заключаться в обеспечении контроля над качеством заполняемой анкеты.