Файл: Курс лекций В. М. Назарова по ису тема Методы исследования систем управления Комплекснокомбинированные методы исследования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 386
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По критерию опосредованности документы бывают:
-
первичные, созданные непосредственным участником или очевидцем события (для неофициальных документов), или основополагающие официальные (государственные законы, приказы и т.п.); -
вторичные, созданные на основе обобщения первичных. К ним относятся обзоры, реферативные издания, аналитические справки и т. п.
По критерию авторства документы делятся на
-
индивидуальные, созданные одним автором, и -
коллективные, созданные несколькими авторами или группой.
Необходимая документальная база социологического исследования (количество, номенклатура, виды привлекаемых к анализу документов) определяется проблемой, объектом, предметом и задачами исследования, а также ресурсными возможностями самого исследователя.
Методы анализа документальных источников делятся на две основные группы:
-
неформализованные (традиционные, качественные) и -
формализованные (качественно-количественные, из которых главным является контент - анализ).
Неформализованные методыанализа содержания документов представляют собой обычное «понимающее» восприятие текста (изображения, звука) и интерпретацию его смысла на основе общих логических правил с учетом критериев, обусловленных задачами исследования. Они основываются на механизме глубокого понимания текста, направленного на интерпретацию сути информации, содержащейся в документах.
Эти методы можно подразделить на внешние (проверка подлинности документа, анализ исторического контекста документа и тех обстоятельств, которые сопутствовали его появлению) и внутренние (чтение содержания документа, выявление социальных факторов, обусловивших его появление).
Такой анализ неотделим от личности исследователя, поэтому его результаты радикально зависят от уровня знаний, профессионализма, интуиции и способностей исследователя, его психологических особенностей и мировоззренческих позиций, его эмоционального состояния и т. д. Легко понять, что качественный анализ заключает в себе потенциальную возможность субъективных смещений в восприятии и интерпретации документов.
Причинами таких смещений могут быть:
-
психические особенности исследователя (устойчивость внимания, памяти, утомляемость и т. п.); -
неосознаваемые защитные психические реакции на содержание документов (выделение «приятных» и пропуск «неприятных» фрагментов); -
большие объемы анализируемых документов (эффект «замыливания» внимания с ростом объема документов).
Именно с целью преодоления таких смещений, снижения уровня субъективизма начали разрабатываться приемы формализованного(стандартизированного) анализа документов. Важной предпосылкой их развития стала усиливающаяся информатизация общества, увеличение численности источников и объемов информации, развитие средств коммуникации и связанная с ней массовизация информационных процессов, что вызвало необходимость анализировать большие объемы циркулирующей в обществе информации.
Поэтому методы формализованного анализа содержания документальных источников впервые возникли в сфере исследований средств массовой коммуникации, и в первую очередь — газет и журналов.
Разработанный в результате метод контент - анализапервоначально использовался для исследования средств массовой информации. Однако постепенно он получил распространение и стал использоваться для анализа всех видов документов. Выявились и его ограничения. В частности, стало ясно, что его применение имеет смысл и дает эффект лишь в том случае, если:
• объект исследования представлен большим объемом однородных документов;
• важные для целей исследования элементы содержания встречаются в документах с достаточной частотой.
Выявились и те принципы, которым по необходимости должен удовлетворять метод контент - анализа. Это объективность, систематичность и обобщенность.
Контент-анализ— это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетаний и пр.).
Контент-анализ предполагает использование определенных стандартизированных процедур, обеспечивающих формализацию и измерение исследуемых признаков, что позволяет делать профессиональные заключения о характере и особенностях изучаемого объекта.
Особенно эффективно использование контент-анализа при исследовании программ политических партий и движений, когда по ключевым понятиям и словосочетаниям можно составить представление об отличительных особенностях каждой из них. К примеру, использование контент-анализа позволяет на основе подсчета слов, фотографий или газетных столбцов, посвященных тому ли иному кандидату в депутаты, определить его рейтинг в средствах массовой информации.
Контент-анализ может быть содержательным и структурным.
Содержательный контент-анализ сосредоточивает внимание исследователя на содержании сообщения, тогда как структурный — на количестве и особенностях упоминания контрольного термина или имени в тексте сообщения.
Основными задачами контент-анализа являются.
-
Выявление и оценка характеристик текста как признаков отдельных сторон исследуемого объекта. -
Выяснение причин или условий, повлиявших на соответствующие особенности текстового сообщения. -
Оценка эффекта воздействия сообщения на аудиторию, установление адресных точек такого воздействия.
Проведение контент-анализа может быть эффективным, если в ходе соответствующей процедуры будет использован специальный кодировальный бланк, образец которого представлен в табл. . [Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология: методы исследования. — М.: Весь мир, 1997.]
Таблица 4.1.
Типичный кодировальный бланк для проведения
структурного контент-анализа
Регистрационный номер | Тип статьи | Дата публикации | Кандидат | Газета | Общие преференции | Выделенность материалов | Графические средства | Заголовок | Содержание | Общее число столбцов | Число столбцов, посвященных кандидату |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
Процедура (алгоритм) контент-анализазаключается в обосновании номенклатуры и объема изучаемых документальных источников, формулировании определенных содержательных единиц и их классификации в соответствии с целями исследования, подсчете частот их реального наличия в выделенном объеме документальных источников (например, для оценки политических ориентаций населения в ходе выборной кампании подсчитывается число упоминаний в СМИ имен кандидатов на выборные должности и характер этих упоминаний за определенный промежуток времени).
Критерии отбора документовдля проведения процедуры контент - анализа определяются целями исследования. Если критериям соответствует небольшое количество документов, то все они включаются в документальную базу исследования. Если их очень много, проводится их выборка по общепринятым в социологии правилам.
В практике сложился ряд устойчивых стандартных единиц контент-анализа. К их числу относятся:
• отдельное слово. В качестве таких слов могут использоваться слова-символы: имена политических деятелей и институтов, названия стран и областей, слова, обозначающие политические акты и состояния (война, реформа, кризис), наименования идеологических доктрин (коммунизм, либерализм);
• суждение, законченная мысль, логическая цепь, в которой содержится важная с точки зрения целей исследования идея;
(Например, при исследовании социальных аспектов чрезвычайных ситуаций к подобным смысловым единицам анализа могут быть отнесены: тексты или их фрагменты, содержащие сведения о конкретных чрезвычайных ситуациях, поведении отдельных людей и социальных групп, оценочные суждения специалистов и т. п.);
• «фигурант» какого-либо политического или общественно важного процесса. Ими могут быть политические деятели, представители социальных групп (например, «новых русских», олигархов, интеллектуальных элит и т. п.).
Обнаружение единиц анализа является основанием для содержательного анализа всего документа или его части (статьи в газете, передачи по радио и т. п.).
Для количественного анализа содержания используются единицы счета.
Ими, например, могут быть эфирное время всей передачи или только той ее части, в которой встречались единицы анализа; количество строк аналогичной газетной статьи (всей целиком или определенной ее части).
При обосновании единиц счета имеется много нюансов, например, будет ли входить заголовок в объем сообщения; какой единый стандарт избрать для измерения материалов, набранных разными шрифтами, и т.д.
Важный этап разработки методики контент-анализа — подготовка кодировочного бланка. Он представляет собой перечень фиксируемых переменных, т. е. смысловых единиц анализа исследуемого содержания. В него включаются все переменные, представляющие интерес для исследования. Необходимо помнить, что от количества переменных, включенных в кодировочный бланк, напрямую зависит глубина всей процедуры. Чем тщательнее предполагается проанализировать текст, тем большее число переменных включается в кодировочный бланк.
Документ, который объединяет все этапы разработки методики контент-анализа, — инструкция кодировщику. В ней самым детальным образом описываются цель и задачи исследования, критерии и методика отбора документов, содержательный смысл каждой переменной, вошедшей в кодировочный бланк, а также ее значений. В инструкции указывается, что делать с заполненными кодировочными бланками (проводить подсчет частот самостоятельно или передавать организатору).
Таким образом, перед началом процедуры контент-анализа кодировщик должен иметь кодировочный бланк и инструкцию.
Методы опроса
Наиболее популярным способом получения информации в социальных исследованиях является опрос. Опрос представляет собой способ получения информации об объекте, основанный на предварительной подготовке вопросов, ответы на которые образуют необходимые для целей исследования сведения. Опрос может осуществляться в разных формах и направляться на различные категории респондентов.
Основными типами опроса являются: анкетирование и интервьюирование.
Анкетированием является форма опроса, предполагающая заполнение респондентами особых статистических формуляров (анкет) в отсутствие интервьюера. Анкетирование может проводиться в присутствии интервьюера, однако роль последнего должна заключаться в обеспечении контроля над качеством заполняемой анкеты.