Файл: Курсовая работа по дисциплине Основы государственного и муниципального управления на тему Механизмы государственного и муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ценности, на которые ориентируются общество,оказываются различными, и даже противоположными. При этом в реальности поведение субъекта — человека, социальной группы, организации, государственного органа — может ориентироваться насовсем иные ценности, чем провозглашается на деле.

Другим регулятором жизнедеятельности людей в обществе выступают правовые и моральные нормы. Те или иные правовые нормы лежат в основе деятельности государственного органа. Однако на практике деятельность государственных органов и должностных лиц нередко осуществляется с более или менее значительными отступлениями от различных правовых и моральных норм.

Упорядочение человеческой жизнедеятельности во всех ее проявлениях, во всех сферах общественной жизни осуществляется с помощью государственных институтов.

Важным элементом механизма государственного управления выступает государственный контроль. Этот механизм представляет собой систему государственных органов, опирающихся на правовые требования, предъявляемые к индивидам и их объединениям.

В современном государственном управлении используется множество механизмов:

  1. механизм правового регулирования государственного управления;

  2. механизм парламентского расследования;

  3. механизм контроля над использованием государственной собственности, деятельностью стратегически важных корпораций;

  4. механизм «социального контракта»;

  5. механизм формирования и реализации государственной политики;

  6. механизм государственного принуждения (отсутствие механизмов государственного принуждения зачастую порождает неисполнение нормативных правовых актов);

  7. механизм распределения государственных ресурсов; механизм государственного регулирования цен;

  8. механизм бюджетного финансирования;

  9. механизм регулирования социально-политических конфликтов и ещенекоторые другие.

Механизм государственного управления подразделяется на несколько подсистем: кадровую, организационную, экономическую, финансовую, бюджетную и др. Данные подсистемы между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены, составляя сложную интеграционную совокупность. Регулирование или совершенствование одной из них влечет изменения в другую или цепную реакцию по всему механизму государственного управления.

Построение рациональной и эффективной системы государственного управления невозможно лишь на основе интуиции и опыта государственных чиновников. Решение данной задачи требует использования ряда теоретических положений, получивших название принципов управления. Понятие «принцип», как правило, используется в двух значениях:


  1. основное, исходное положение какой-либо теории, учения, основное правило деятельности;

  2. внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения.

Принципы государственного управления — это правила, которыми руководствуются или должны руководствоваться субъекты государственного управления в определенных условиях социально - экономического развития в целях обеспечения эффективного функционирования и развития государства и его административно - территориальных образований. Принципы государственного управления определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму государственного управления.


    1. Системность государственного и муниципального управления

Общество, его различные коллективы сложные системы, где действуют принципы не только кибернетики, но и синергетики. Это, в частности означает, что общество, его коллективы управляются системным (иногда говорят структурным) и бессистемным, (бесструктурным) способами. При системном управлении информация (включая указания, иные управленческие акты) распространяются адресно, по специальной структуре и к выделенному объекту.

При бессистемном управлении информация, распространив свободно или по случайным цепочкам (через соседей, сослуживцев, бывших сокурсников), тоже может оказать воздействие на управляющего. Например, подчиненные желают получить повышение, но непосредственно воздействовать на начальника в этих целях он не может.

На деле многие массовые процессы социального управления в обществе, в территориальной единице (перемещение рабочей силы, воспитание подрастающего поколения, демографические процессы - рождения, смерти и т.д.) имеют бесструктурный характер. Органы государственного и муниципального управления могут лишь частично воздействовать на них, а на некоторые - вообще не могут.

Система - это единство элементов и их связей. Государственное и муниципальное управление системное управление. Оно характеризуется единством и дифференциацией:

1) общих и частных задач, целей, принципов;

2) органов и институтов управления (включая институты непосредственной демократии, о которых говорится ниже);

3) внутрисистемных и межсистемных связей;

4) материальных и иных условий управления.



Государственное и муниципальное управление - только часть (хотя и важнейшая) регулирующей социальной деятельности в обществе. Органы и должностные лица государства, местного самоуправления регулируют не всякие отношения в обществе, а лишь общественные отношения или отношения, приобретающие общественное значение (например, все отношения между супругами, родителями и детьми регулируются законами государства о браке и семье). Государственное и муниципальное управление не может и не должно регулировать многие отношения в обществе (например, отношениям людей, имеющие интимный характер). Оно регулирует отношения не во всех коллективах, существующих в обществе (например, не регулирует детали внутренней деятельности добровольных общественных объединений). Его задача - регулирование жизнедеятельности территориальных публичных коллективов в рамках государства, субъектов федераций, территориальных автономий, муниципальных образований (о них - ниже). Такое регулирование рассматривается не только с юридических позиций и не только как администрирование, а с позиций широкого подхода, включая деятельность всех органов и должностных лиц государства и местного самоуправления, а также роль институтов непосредственной демократии, (референдум и др.).

Хотя такое управление осуществляется органами, несколько отличающимися по своей природе (государственными и муниципальными), разными способами, разными органам, в неодинаковых формах, оно имеет единую стратегию. Структура органов государственного и муниципального управления, основные формы и методы их деятельности базируются на одинаковых наиболее общих принципах. Поэтому здесь говорится о системе государственного и муниципального управления, что и является предметом изучения. Вместе с тем, система государственного и муниципального управления - сложная система, имеющая комплексный характер. Она, в свою очередь, состоит из двух подсистем (систем): государственного и муниципального управления.

В общественных науках государство рассматривается в разных аспектах: как политическое сообщество людей в государственных границах, как особая организация в обществе, как регулятивный институт и т.д. Государство изучается, прежде всего, как управляющая система. Система государственного и муниципального управления - это целостная система управления делами общества путем использования единой по своей природе публичной власти народа.


Муниципальное управление также изучается как управленческая система. Оно реализуется в рамках того или иного муниципального образования и называется «местное самоуправление». Муниципальные образования - это особые территориальные публичные объединения населения по месту жительства. Они имеют свое имущество, выборные органы и выборных должностных лиц. У территориальных публичных коллективов населения муниципальных образований есть своя власть по решению вопросов местного значения под свою ответственность.

Его основа - муниципальная публичная власть того или иного территориального публичного коллектива населения села, города, района и т.д. по управлению местными делами локального образования внутри государства.



ГЛАВА 2.Системыгосударственного управления.


    1. Законодательные органы в системе государственного управления

Органы законодательной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Основным назначением этих органов является законодательная деятельность. Выделяя особую роль органов законодательной власти в политической жизни общества и государства, конституции отдельных стран специально указывают не только на то, что "парламент является высшим органом государственной власти", но и на то, что он является "единственным законным органом государства". Конституции других государств в этих же целях обращают внимание на то, какие по характеру правила должны содержаться в принимаемых парламентом законах.

Как отмечает Д. Локк, "законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей". Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

Главенствующее положение законодательных органов в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции. При этом, сосредоточив в себе законодательные функции, парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам. Так, Федеральное собрание РФ, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции, равно как и высшие законодательные органы других государств, зачастую вынуждены в силу самых разных причин поручать подготовку и принятие тех или иных актов правительству, отдельным министерствам и ведомствам.

В России в силу ее федеративного устройства следует различать федеральные законодательные органы, а также законодательные органы субъектов федерации, причем система органов государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и