Файл: Курсовая работа по дисциплине Основы государственного и муниципального управления на тему Механизмы государственного и муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Известные экономисты, политологи и философы, такие как Анри Файоль, Тейлор, Вебер и другие, создали свою теорию управления, в том числе и государственную. Они существенно изменили положение государственного управления, так как в их теории главным аспектом является практическое применение во всех уровнях управления, которые касались как государственным вопросам, так и гражданским и частным секторам. Именно такой прорыв теории открыл основу для создания новых теорий государственного управления. Нынешние преобразования включает в себя информационные, технологические, электронные и механизированные аспекты.

Несмотря на высокие требования современности инновации в системе государственного управления требуют некоторых изменений. В особенности нужно обратить внимание на человеческий ресурс в государственном управлении. Важно разработать государственную управленческую систему, при которой уровень безработицы, уровень бездомных, уровень смертности и преступлений будут снижаться. В связи с этим следует ввести специальную систему учета квалификации управленческих кадров, которая будет исходить из качественных и количественных показателей деятельности управленца. Необходимо проводить ежегодную переподготовку управленцев в области пользования электронными системами, а также создать национальную электронную систему, сервера которой будут находиться на территории России. Следует проводить мероприятия по выявлению лучших научно-практических работ в области государственного устройства и системы управления среди всех граждан страны.

Теория такова, что инновации в государственном управлении будут, всегда, прогрессировать, изменяться, поэтому нужны кадры, которые смогут взять на себя ответственность во внедрении инноваций и их продвижению. В России оценка эффективности работы органов государственного управления осуществляется совсем недавно и не на всех уровнях государственного управления. В настоящее время принята единая модель оценки органов государственной и муниципальной власти, которая закреплена указами Президента Российской Федерации – указ «Об оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» и указ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

Но как уже не раз обсуждалось, существующая методика имеет ряд существенных недостатков – не учитывается анализ имеющихся и затрачиваемых ресурсов, соотнесение потенциала и возложенных функций. Показатели оценки слишком широки и не позволяют объективно оценить деятельность органов государственного управления.


При существующем положении местные органы власти имеют возможность «отрегулировать» отдельные показатели под свои интересы, тем более те, которые в их ведении не находятся.

В области оценки эффективности существует и другая проблема. На сегодняшний день утвержденные на федеральном уровне перечни показателей ориентированы только на органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления. Система оценки федеральных органов власти (министерств, комитетов и др.) отсутствует. Сложность в оценке деятельности этих органов власти проявляется в том, что отдельные учреждения не производят материальной продукции, или хотя бы услуг, по которым можно оценить степень удовлетворенности потребителя, или иного результата, который можно зафиксировать, измерить, пощупать руками или хотя бы увидеть глазом. В этом проявляется и сложный, и пока незавершенный характер механизма оценки эффективности. Применяемая в европейской практике модель CAF подразумевает собой комплексное обследование деятельности организации на основе диагностической самооценки. Применение модели CAF позволяет на государственном уровне решать следующие задачи:


- повышение эффективности и прозрачности деятельности органов исполнительной власти различных уровней;

- внедрение в практику государственного и муниципального управления принципов менеджмента качества, таких как ориентация на потребителя, процессный подход, принятие решения на основе фактов;

- создание инфраструктуры для бенчмаркинга, обмена опытом и изучения лучшей зарубежной и национальной практики управления в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления. Сегодня более 1800 европейских организаций являются зарегистрированными пользователями модели CAF (это модель самооценки, разработанная для организаций государственного сектора непосредственно специалистами публичного сектора.). Согласно опросам, 9 из 10 пользователей начинают деятельность по совершенствованию именно в результате самооценки по критериям.

Показатели эффективности должны служить индикаторами качества и доступности услуг, оказываемых органами власти населению. Таким образом, результаты оценки эффективности деятельности органов государственной власти должны в первую очередь побуждать региональные и федеральные власти не поощрять или наказывать отдельных руководителей, а принимать меры, в том числе и в области правового регулирования, направленные на обеспечение качества жизни всех граждан посредством эффективной работы всей системы органов государственного управления. дно из базовых условий развития России — формирование эффективной системы исполнительной власти, которая была бы способна решать вопросы модернизации экономики и противодействия коррупции. Состояние системы исполнительной власти и ее отдельных институтов является значимым элементом «организационного капитала» страны, который напрямую влияет на ее конкурентоспособность. Государственное управление эффективно, если обеспечивает стабильность и поступательное развитие общественной системы. Опыт российских реформ исполнительной власти последних десятилетий показывает, что эти институты самостоятельно не «настраиваются». Для поддержания и развития «организационного капитала» власти нужны постоянно действующие механизмы управления изменениями. Это особенно важно для России, имеющей сложную, многозвенную систему исполнительной власти, для которой еще не найдено эффективной модели. Современная структура исполнительной власти должна быть компактной, сугубо функциональной, относительно стабильной и построенной таким образом, чтобы не зависеть от изменений в расстановке политических сил и политических катаклизмов.


Одна из основных долгосрочных задач, которую должно решать правительство, — формирование институциональной основы развития социально ориентированного рыночного хозяйства. При этом в основе деятельности всех органов государственного управления должна лежать концепция «интегрированного государственного управления», суть которой — в рассмотрении потребностей граждан как отправной точки всех последующих действий исполнительной власти. Поэтому совершенствование структуры исполнительной власти должно базироваться на принципе «публичного управления», одним из ключевых элементов которого должна стать передача большого объема деятельности по предоставлению определенного рода государственных услуг непосредственно от правительства к независимым специализированным агентствам следующего звена управления. Функции государственного аппарата необходимо переориентировать на решение стратегических задач. В структурах государственной власти должна концентрироваться интеллектуальная элита нации, способная разработать и последовательно реализовывать концепцию и стратегию развития страны на длительную перспективу, придать экономике динамичный и устойчивый характер.

В политике подбора и расстановки кадров на высоком государственном уровне целесообразно придерживаться управленческого принципа меритократии, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди независимо от их социального и экономического происхождения.

Помимо лидерства, важный аспект государственного управления — создание эффективно работающей команды (коллектива). Необходимо обратить особое внимание на методы, обеспечивающие сознательное и активное участие чиновника в реализации поставленных целей.

Граждане передают часть прав государству как институту, взявшему на себя защиту территории и людей, проживающих на ней. Оно выступает гарантом безопасности и формирует определённую социальную группу управленцев-чиновников. Основателем второй теории считается Платон. Его идеи развили Ф.Ницше и Д. Юм. Они доказывали несостоятельность первой концепции. По их мнению, государство – это результат завоевания небольшой группой основной массы населения. Хорошо вооружённые и воинственно настроенные люди вполне могут покорить большое количество слабо организованных народов. Скорее всего, в истории человечества присутствовали оба пути формирования государства. Первоначально человеческое общество создало единственную политическую организацию. Вместе с развитием общества и эволюцией государства стали возникать другие политические организации, такие как партии, союзы, блоки или движения.


Существующие виды методов управления подчиняются единым требованиям. Это обеспечивает эффективность процесса. Управление должно быть устойчивым и оперативным. Руководители должны быстро реагировать на изменения, производящие внутри и снаружи вверенной им системы. Реализация поставленных целей и задач путем правильного управления должна поводиться непрерывно. Все стадии проходят последовательно, без перерывов и пауз. Управление должно быть эффективным. Это главное требование, которое выдвигается к этому процессу. Рассмотрев виды управления, его функции и составляющие, можно понять важность этого процесса. Поэтому к подобной деятельности выдвигаются высокие требования. Без грамотного управления невозможно гармоничное развитие системы. Как известно, содержанием любой управленческой деятельности, том числе деятельности по контролю, является достижение поставленной цели.

Реализация обозначенных целей должна быть основана на следующих принципах государственного управления общих, раскрывающих содержание и целевое направление управленческой деятельности, организационно технологических и частных, которые заключаются непосредственном руководстве деятельностью людей. Эти функции имеют достаточную многогранность и зависят от конкретной цели на определенном участке управленческой деятельности

Необходимость усиления государственного регулирования и управления экономическим процессом практически во всех сферах экономики стала очевидной после мирового финансового и экономического кризиса.

Заключение

Представляясь живым, непрерывно совершенствующимся организмом, механизм государства нуждается в грамотном направлении его перестройки в политическом курсе. Развитие его в существовавших и существующих на данном этапе исторических условиях, обусловленных различными факторами, позволяет сделать вывод, что требуется восстановление доверительных отношениях между гражданами и государством.

Для эффективного становления механизма государства и создания юридической базы его функционирования, необходимо достигнуть взаимопонимания, честности, ответственности. Необъятный спектр механизма властвования, разветвленный горизонтально и вертикально должен взаимодействовать согласованно и в порядке своих компетенций и полномочий, равноправно разделяя между собой сферы регулирования, охватывая все стороны жизни государства и общества.