Файл: История доктринального исследования уголовной политики в России и за рубежом. Понятие и значение уголовной политики. Впервые понятие уголовная политика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 375

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5) Принцип неизбыточности уголовно-правового запрета. Запрет должен быть не слишком мягким и не слишком суровым, то есть он должен быть справедливым.

Совокупность 2 факторов:

1) Соответствие объема уголовно-правовго зарета (прежде всего, наказания) характеру и степени ОО деяния (запрет дб ни слишком мягким, ни слишком жестким, но спаведливым);

2) Исключение возможного дублирования норм, которые могут быть применены в конкретном случае

6) Принцип своевременности криминализации означает, что криминализация должна проводиться именно тогда, когда появилось ее основание- общественно опасное деяние.


  1. Криминообразующие признаки.

Криминообразующие признаки – это обстоятельства, отражающие общественную опасность деяния и свидетельствующие о необходимости введения уголовно-правового запрета.

Криминообразующими признаками выступают:

1) Признаки потерпевшего. Они определяют преступность многих посягательств на несовершеннолетнего, например, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и тд

2) Характер самого деяния. Примером является посягательство на личность (убийство, умышленное причинение вреда здоровью)

3) Способ совершение деяния, часто сам по себе преступный – насилие, обман, подкуп и тд

4) Последствия, наступившие в результате совершения преступления. Например, причинение вреда здоровью, крупного ущерба и иных тяжких последствий.

5) Признаки субъекта преступления, как правило его специальный статус (должностное лицо) или же достижение им определенного возраста. Примером может служить криминализация полового сношения или иных действий сексуального характера, правда здесь криминообразующим фактором служит и признак потерпевшего – его возраст.


  1. Пенализация. Соотношение пенализации с санкцией уголовно-правовой нормы.

Пенализация состоит в установлении принципов и критериев применения наиболее строгого государственного принуждения за деяния, признаваемые преступными. Т.е. пенализация – это количественная сторона криминализации, ее показатель, мерило.

Основанием пенализации, как и криминализации является общественно опасное деяние, требующее назначение мер уголовно-правового воздействия.


Виды пенализации:

1) Пенализация в зависимости от того, что лежит в ее основе

2) Пенализация в зависимости от объема

3) Пенализация в зависимости от времени осуществления

Соотношение:

Пенализация неразрывно связана с понятием уголовно-правовой санкции, в которой устанавливается конкретное наказание за конкретное преступное поведение. Следует признать правильным утверждение Коробеева о том, что «в настоящее время теоретические основы конструирования санкций уголовно-правовых норм в достаточной мере не разработаны» Более того, санкции и всё законодательное регулирование назначения уголовного наказания часто в определенной степени криминогенны. Любой законодательный акт принимается для позитивного регулирования. Соответственно и последствия, которые прогнозируются относятся к числу позитивных. Однако на практике зачастую наряду с позитивными последствиями от введения в действие закона появляются и негативные последствия. Т.е. не всегда наказание, установленное в законе, соответствует совершенному деянию, и здесь необходимо рассматривать каждый конкретный случай, поскольку санкции влекут и могут повлечь много других недостатков (к примеру, отсутствие в законе альтернативности санкций, речь идет о легализации(отмывании) денежных средств, в котором устанавливается лишь наказание в виде штрафа, что повышает криминогенность нормы)


  1. Декриминализация и депенализация как методы уголовной политики.

Декриминализация – это исключение уголовной ответственности за ранее преступные и наказуемые деяния.

Основанием декриминализации является признание законности деяния, которое ранее признавалось преступным и возможности реагировать на него не в форме наказания, а путем применения иных видов социального реагирования. (государственного и общественного).

Декриминализация выражается в исключении из кодекса какой-либо статьи, предусматривающей ранее уголовную ответственность за определенное деяние (например, ст. 182 УК – заведомо ложная реклама, ст.265 УК – оставление места дорожно-транспортного происшествия). Декриминализация может коснуться и части деяния, что например имело место в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст.264 УК 1996г). В первоначальной редакции ответственность наступала за указанные действия, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо причинение крупного ущерба. Далее ФЗ от 25 июня 1998г было декриминализировано повлешкее причинение крупного ущерба. А после принятия ФЗ от 8 декабря 2003г перестало быть преступным и нарушение правил, повлекшее причинение по неосторожности средней тяжести вреда здоровью.



Депенализация есть неприменение наказания за совершение уже криминализованных деяний

Депенализация, если прибегнуть к традиционной терминологии, есть не что иное, как освобождение от уголовной ответственности и (или) от наказания. Видами депенализации являются:

1. освобождение от уголовной ответственности (ст. 75-78 УК);

2. освобождение от наказания (ст. 80.1,81, УК);

3. освобождение от отбывания наказания (ст. 73, 79, 82, 83 УК).

В правоприменительной практике перечисленные виды депенализации занимают все более заметное место, решают важные уголовно-политические задачи, демонстрируя гуманизм российского государства в конструировании системы мер исправления преступников без изоляции их от общества.


  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Индивидуализация и дифференциация уголовной ответственности уголовной ответственности. Основные средства и методы дифференциации преступлений. Дифференцирующие признаки.

Под индивидуализацией понимается требование строгого и последовательного учета всех характерных черт конкретного правонарушения и его субъекта и выбора адекватной меры ответственности для воздействия на поведение правонарушителя и предупреждения совершения новых преступлений.

Основанием индивидуализации, как и дифференциации выступает типовая степень общественной опасности деяния и типовая степень общественной опасности лица, совершившего преступление.

К средствам индивидуализации следует относить, например, институт освобождения от наказания или применение более мягких мер, чем предусмотрено санкцией статьи. К индивидуализации можно отнести и условное осуждение. Условное осуждение – это право суда, которое он реализует в зависимости от того, возможно ли исправление осужденного без реального отбывания наказания.

Что касаемо дифференциации уголовной ответственности, то она предполагает например установление в уголовном кодексе разного наказания за одно и то же преступление, также условия освобождения от ответственности или наказания и тому подобное.

Основанием дифференциации как и индивидуализации является типовая степень общественной опасности деяния и типовая степень общественной опасности лица, совершившего преступление.

Средства дифференциации: к средствам дифференциации относят квалифицирующие, привилегирующие и смягчающие/отягчающие обстоятельства, освобождение от уголовной ответственности, понижение или повышение уг. Ответственности путем, например, сложения наказаний при совокупности, или при соучастии, или в отношении несовершеннолетних.

Выделяют средства дифференциации в общей и особенной части:

1) Средства дифференциации в общей части-категории преступлений, освобождение от уголовной ответственности и наказания по нереабилитирующим основаниям, обстоятельства особо смягчающие и отягчающие ответственность

2) Средства дифференциации Особенной части: а) квалифицирующие признаки б) допущение возможности применения дополнительных наказаний, в) установление специальных требований к наказанию лиц, ранее совершавших преступления


Дифференцирующие уголовную ответственность признаки, под которыми следует понимать предусмотренные в нормах Особенной части Уголовного кодекса признаки преступления, выражающие уменьшение или увеличение степени общественной опасности содеянного, в результате чего конструируется привилегированный или квалифицированный состав преступления с соответствующей уголовно -правовой санкцией.


  1. Реализация уголовной политики. Формы реализации уголовной политики – правотворчество и правоприменительная деятельность. Субъекты уголовной политики.

Под реализацией уголовной политики понимается проведение в жизнь намеченной в области борьбы с преступностью стратегической линии, выполнение определенных органами власти задач посредством последовательного осуществления государственными органами всех уровней, в том числе и органами внутренних дел, при участии общественности комплекса мероприятий по борьбе с преступностью в правотворческой и правоприменительной сферах деятельности.

Формы реализации: правотворчество и правоприменительная деятельность

Законотворческая деятельность, как форма реализации уголовной политики, является начальным, исходным звеном уголовно-политической деятельности.

В последние несколько лет в уголовном законотворчестве страны стали проявляться тенденции которых раньше не было. Суть заключается в том, что уголовный закон безжалостно кроится Государственной Думой, улавливающей малейшее недовольство высшего руководства страны и правоохранительных органов ситуацией в отдельных сферах жизнедеятельности. А уж если руководство инициировало какой то законопроект, то он, скорее всего, обязательно будет принят, каким бы безумным он ни был. Т.е. получается, что все проблемы существующие в стране законодатель пытается решить одним способом-изменением УК. Таким образом, последний постепенно, но верно превращается в лекарство от всех болезней, которого, как известно, в мире не существует.

Все вышесказанное говорит о том, что законодатель должен быть самостоятельным и квалифицированным, а не стремиться угождать тем, кому нельзя отказать.

Правоприменение, как форма реализации уголовной политики отражает ее с практической стороны, в которой имеет место применение и исполнение, в частности, уголовно-правовых норм. Поскольку уголовный закон обращен в первую очередь к