Файл: История доктринального исследования уголовной политики в России и за рубежом. Понятие и значение уголовной политики. Впервые понятие уголовная политика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 374

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В тексте пояснительной записке к проекту ФЗ о декриминализации клеветы указывалось:




В пояснительной записке к проекту ФЗ о криминализации клеветы указывалось:


В целом
1. С момента принятия УК РФ количество статей почти не изменялось, исключения:

  1. Ст.298 – см. выше (в итоге все равно ее сейчас имеем – ст.298.1)

  2. Ст. 314.1 не было Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений - введена в 2011 году в связи с принятием ФЗ об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы - криминализация

2. Санкции всех статей изменялись, в основном в связи с введением новых видов наказания, например, принудительных работ + изменялись санкции, предусматривающие наказание в виде штрафа, поскольку изменился порядок его исчисления в 2003 году (ранее измерялся в МРОТ – стало как сейчас: конкретная сумма (от и до) или в размере з/п за определенный промежуток времени) – пенализация и дифференциация

3. Из других существенных изменений, например:

  • Ст.299 в первоначальной редакции предусматривала у/о привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ч.1) и то же деяние, соединенное с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (ч.2)

В 2016 году внесли изменения – криминализация, а именно: в часть 1 добавили у/о за незаконное возбуждение уголовного дела, в часть 2 – добавили последствия в виде крупного ущерба (свыше 1,5 млн)+ добавили часть 3 (ранее не было), установив у/о за незаконное возбуждение уголовного дела, если это деяние совершено
в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло прекращение предпринимательской деятельности либо причинение крупного ущерба – дифференциация без пенализации, поскольку санкция такая же как по части 2 (ЛС от 5 до 10 лет)

В пояснительной записке указывалось, что проект федерального закона направлен на усиление ответственности должностных лиц правоохранительных органов за совершение действий, повлекших необоснованное уголовное преследование предпринимателей и прекращение ими хозяйственной деятельности, то есть введение изменений направлено на защиту бизнеса (предшествовало послание президента Федеральному собранию в 2015 году, где он указывал: «Хотел бы также привести цифры, которые подготовило одно из наших деловых объединений. За 2014 год следственными органами возбуждено почти 200 тысяч уголовных дел по так называемым экономическим составам. До суда дошли 46 тысяч из 200 тысяч, еще 15 тысяч дел развалилось в суде. Получается, если посчитать, что приговором закончились лишь 15 процентов дел. При этом абсолютное большинство, около 80 процентов, 83 процента предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. То есть их попрессовали, обобрали и отпустили. И это, конечно, не то, что нам нужно с точки зрения делового климата. Это прямое разрушение делового климата. Я прошу следственные органы и прокуратуру обратить на это особое внимание»).

  • Содержание ст. 302 также претерпевало изменения, по сути ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (я думаю)

Было: Принуждение подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля к даче показаний либо эксперта к даче заключения путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны следователя или лица, производящего дознание.

Стало (2022 год): Принуждение подозреваемого, обвиняемого, осужденного, оправданного, потерпевшего или свидетеля к даче показаний либо эксперта или специалиста к даче заключения или показаний путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны следователя, лица, производящего дознание, или иного сотрудника правоохранительного органа, а равно другого лица с ведома или молчаливого согласия следователя, лица, производящего дознание, или иного сотрудника правоохранительного органа



Этим же ФЗ пытка как способ совершения указанного деяния из части 2 выделена в часть 3 (ее ранее не было) с усилением у/с с 8 лет ЛС до 10 + добавлена часть 4, предусмотревшая ответственность в случае наступления последствий в виде по неосторожности смерти потерпевшего или причинение тяжкого вреда его здоровью – ЛС до 15 лет (пенализация и дифференциация)

В пояснительной записке указывалось, что острой проблемой современной российской действительности являются отдельные факты применения пыток, что, помимо увечий и вреда потерпевшему, влечет формирование отрицательного отношения общества ко всей правоохранительной системе. В 2021 году выявлялись случаи нарушения прав человека в сфере исполнения УН, что требует принятия мер. Законопроект дает новое понятие пытки, сфорулированное в Конвенции против пыток (вводится новая цель в определение – запугивание) (громкие скандалы в системе ФСИН). Указывалось, что наказание по ч.2 ст.302 почти такое же как без привязки к спецсубъекту – должностному лицу , при том, что такие преступления выражаются по существу в превышении должностных полномочий, то есть представители гос.власти должны нести повышенную ответственность за применение пыток. До внесения изменений отв-ть д/л за пытки, если она совершалась не в целях понуждения к даче показаний, а например, для запугивания пострадавшего или окружающих его лиц наступала по общей норме – ч.2 ст.117 УК РФ).

(понятие пытки введено в ст.286 УК РФ: Примечания. 1. Под пыткой в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса понимается любое действие (бездействие), которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль либо физические или нравственные страдания, чтобы получить от него или третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера.)

  • Ст.303 Фальсификация доказательств

Были изменения в 2017 году добавили в ч.1 фальсификацию док-в по административному делу и делу об административном правонарушении (было только по гражданскому) – это криминализация (КАС ввели в 2015, за КоАП хз почему не было ответ-ти)


В 2012 году добавили ч 4 - Фальсификация результатов оперативно-разыскной деятельности лицом, уполномоченным на проведение оперативно-разыскных мероприятий, в целях уголовного преследования лица, заведомо непричастного к совершению преступления, либо в целях причинения вреда чести, достоинству и деловой репутации - криминализация


  • 315 – была только для спецсубъектов: злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, муниципальным служащим, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению.

В 2018 внесли изменения – добавили часть 1 – общий субъект (то же самое неисполнение решения суда, но с адм.преюдицией - лицом, подвергнутым административному наказанию за деяние, предусмотренное частью 4 статьи 17.15 КоАП РФ, совершенное в отношении того же судебного акта) – то есть дифференциация УО и одновременно криминализация (думаю)


  1. Уголовная политика в отношении преступлений против порядка управления, основные тенденции.

Глава 32. На данный момент 22 статьи. На момент введения УК РФ было 14 статей. Добавили все примовские статьи – 8 штук, то есть много изменений. Думаю, это самое главное в этом вопросе.
1999 год. Криминализация

Статья 327.1. Изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование

 

1. Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок, -

2. Использование заведомо поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок,
Пояснительная записка: Действующее уголовное законодательство не охватывает всего круга подлежащих охране объектов интеллектуальной и промышленной собственности, что привело к массовому незаконному использованию в коммерческих целях авторских произведений, объектов смежных прав и промышленной собственности.

Большой процент продукции на рынке составляет "пиратская" продукция. Незаконная деятельность не только нарушает охраняемые права, но и наносит моральный вред и материальный ущерб как гражданам и организациям, так и государству - в виде недополучения в бюджет соответствующих финансовых средств.


Кроме того, подобная деятельность осуществляет финансовую подпитку организованной преступности и таким образом способствует ее росту.

Данный законопроект предполагает защиту от всех видов незаконного использования объектов авторского и смежных прав, нарушений изобретательских и патентных прав, незаконного использования товарного знака, направленных на причинение ущерба и извлеченного дохода в крупном и особо крупном размерах.
*в последующем ст.327.1 многократно изменялась:

- в 2013 введены части 3 и 4:

3. Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных акцизных марок либо федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции -

4. Использование для маркировки алкогольной продукции заведомо поддельных акцизных марок либо федеральных специальных марок ( в 2014 добавили сюда же табачные изделия)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

- в 2017 введены части 5 и 6, предусмотревшие квалифицирующие признаки для частей 3 и 4 соответственно

5. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи:

а) причинившие крупный ущерб государству либо сопряженные с извлечением дохода в крупном размере;

б) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

6. Деяния, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи:

а) причинившие крупный ущерб государству либо сопряженные с извлечением дохода в крупном размере;

б) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -
Это дифференциация и пенализация

2004 год

Статья 322.1. Организация незаконной миграции

  1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации -

2. Те же деяния, совершенные:

а) организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, -
В 2002 году было распоряжение президента о совершенствовании миграционного за-ва, провели межведомственную рабочую группу. Установлено, что введение подобного рода УО отвечает международной практике (приведен в пример протокол к конвенции ООН против транснационанальной организованной преступности, которым участники взяли на себя обязанность криминализовать организацию незаконного ввоза мигрантов). Также отмечалось, что правоохр.органами фиксируются факты неоднократного и злостного нарушения иностранными гр-ми и апатридами за-ва РФ, связанного с режимом гос.границы и пребыванием таких граждан на территории РФ)