Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО «Автосуши»).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 293
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
1.2 Факторы и оценочные показатели конкурентоспособности организации
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ НА РЫНКЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «АВТОСУШИ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Автосуши»
2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Автосуши»
2.3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Автосуши»
1.2 Факторы и оценочные показатели конкурентоспособности организации
Современному этапу развития экономики особо актуальна проблема оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Обосновать это можно усилением влияния глобализационных процессов на конкурентные позиции организаций в рыночной среде.
Конкурентоспособность является основой жизнеспособности компании в рыночных условиях и важнейшим показателем, характеризующим функционирование организации. Определяя перспективы роста конкурентоспособности организации, необходимо учитывать влияние множества факторов, динамичный характер которых требует постоянного совершенствования аналитического инструментария их оценки. Существующие подходы к оценке конкурентоспособности предприятий принято подразделять на аналитические и матрично − графические. Примерами последних методов могут служить: SWOT − анализ, «4Р», метод рыночной позиции, бенчмаркинг [18, с. 198].
На данный момент перспективным направлением развития теории и практики оценки конкурентоспособности является совершенствование применения аналитических методов, которые позволяют получить надежные результаты, лишенные субъективной составляющей, и учесть влияние на конкурентоспособность предприятия различных факторов. Использование аналитических методов дало возможность формализовать качественные оценки различных аспектов конкурентоспособности, свести их к определению количественного уровня конкурентоспособности и устранить субъективизм в интерпретации результатов.
Какой бы метод оценки конкурентоспособности организации не был выбран, необходимо использовать базовые принципы для эффективности оценки. Рассмотрим принципы оценки конкурентоспособности организации:
− принцип комплексности анализа совокупности бизнес-процессов, составляющих деятельность организации;
− принцип системного подхода, на основе которого организация является открытой системой, активно взаимодействующей с внешней средой;
− принцип динамичности и сравнимости элементов, говорящий о том, что оценка показателей организации производится в динамике и в сравнении со значениями этих же показателей организаций − конкурентов;
− принцип необходимости учета отраслевых, территориальных особенностей организации [35, с. 165].
Необходимо отметить, что на выбор методов проведения оценки конкурентоспособности организации влияет определение ее критериев, попытки систематизации которых предпринимались многими исследователями.
В таблице 1 представлены факторы и оценочные показатели конкурентоспособности организации
Таблица 1 − Факторы и оценочные показатели конкурентоспособности организации.
Современному этапу развития экономики особо актуальна проблема оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Обосновать это можно усилением влияния глобализационных процессов на конкурентные позиции организаций в рыночной среде.
Оценка конкурентоспособности необходима для определения собственных преимуществ и недостатков по сравнению с конкурентами, составления программы выхода на новые рынки сбыта, осуществления инвестиционной и инновационной деятельности, выработки организацией собственной успешной конкурентной стратегии.
На данный момент перспективным направлением развития теории и практики оценки конкурентоспособности является совершенствование применения аналитических методов, которые позволяют получить надежные результаты, лишенные субъективной составляющей, и учесть влияние на конкурентоспособность предприятия различных факторов.
Использование аналитических методов дало возможность формализовать качественные оценки различных аспектов конкурентоспособности, свести их к определению количественного уровня конкурентоспособности и устранить субъективизм в интерпретации результатов.
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Далее рассмотрим подробнее наиболее популярные методы оценки конкурентоспособности коммерческого предприятия.
Магомедов Ш.Ш. предпринял попытку систематизировать существующие методы оценки конкурентоспособности организаций [16, с. 198]:
1. Методы, основанные на экспертной оценке (Захарченко В.И., Соколова С.И., Градов А.П.);
2. Матричные методы (SWOT − анализ, матрица БКГ, матрица Мак-Кинзи, модель М. Портера);
3. Методы, основанные на графической интерпретации результатов оценки конкурентоспособности организации (многоугольник конкурентоспособности, многогранник, радар конкурентоспособности и т.п.);
4. Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции (А.Ю. Юданов, Н.С. Яшин, Т.В. Познякова, А.Н. Печенкин, В.Н. Фомин);
5. Методы, основанные на выделении сферы деятельности организации: медицина, промышленность, туризм и др. (М. Г. Миронов (промышленное предприятие), В. Б. Артеменко, Е. В. Леонтьева);
6. Методы, основанные на расчётных (математических) алгоритмах оценки конкурентоспособности организации (Целикова Л.В., Максимова И.В., Воронов А.А., Азоев Г.Л.);
7. Методы, основанные на традиционных подходах к оценке стоимости бизнеса (доходный, затратный, сравнительный).
8. Аналитические методы. Данную группу методов называют одной из самых перспективных направлений развития теории и практики оценки конкурентоспособности.
Приведенные выше экспертные методы (Захарченко В.И., Соколова С.И., Градов А.П.) позволяют достаточно точно определить место рассматриваемой организации относительно её конкурентов, но при этом, данная группа методов весьма субъективна в силу того, что базируется на интуиции, видении и профессионализме привлечённых экспертов.
Остановимся еще подробнее на матричных методах, которые зачастую используются на практике. Матричные методы характеризуются простотой и наглядностью, достаточно унифицированы, подходят для использования в практически любой отрасли хозяйства.
Один из данных методов – SWOT-анализ. Этот метод заключается в анализе потенциальных опасностей внешней среды предприятия, аналитике сильных и слабых сторон внутренней среды организации, и позволяет отделить пути развития организаций.
SWOT – анализ позволяет дать ответы на следующие вопросы:
- имеет ли организация недостатки, сильные и слабые стороны внутренней среды;
- имеет ли организация достоинства, на которых должна основываться стратегия;
- какие недостатки и слабые стороны должна сгладить стратегия развития предприятия;
- какие возможности орагнизация может применить для достижения конкурентных преимуществ и для полноценного развития, для достижения наибольшей рентабельности;
- какие угрозы необходимо минимизировать или предоствращать для обеспечения надежной защиты [31, с. 235].
SWOT-анализ предприятия представлен в таблице 2.
Таблица 2 – SWOT − анализ предприятия
Внутренняя среда |
Сильные стороны: |
Слабые стороны: |
||
узкая специализация; |
нехватка денежных |
|||
Внешняя среда |
малые транспортные |
средств для |
||
расходы |
расширения |
|||
производства |
||||
Возможности: |
Направленность |
Направленность |
||
сохранение старых |
стратегии: |
стратегии: |
||
позиций на |
повышение |
использовать |
||
завоеванном рынке |
конкурентоспособное |
преимущества узкой |
||
и предприятия |
специализации |
|||
Внешние факторы: |
Направленность |
Направленность |
||
ввоз импортных |
стратегии: |
стратегии: |
||
продуктов |
воздействие внешних |
быстрая доставка |
||
факторов возможно |
продукции |
|||
нейтрализовать |
до потребителя |
|||
посредством |
||||
уменьшения затрат |
||||
на транспортировку |
Еще одна группа методов – графические методы оценки конкурентоспособности организаций, которые позволяют аналитику представить наглядно уровень конкурентоспособности организации по различным критериям. К недостаткам можно отнести сложность при расчёте показателей, а также частое использование в комплексе с экспертным методом. Последнее значительно увеличивает субъективность данной группы методов оценки конкурентоспособности. К графическим методам относят построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности» [17, с. 180].
Согласно данному методу, анализ возможностей фирмы позволяет построить многоугольник конкурентоспособности (рисунок 3).
Рисунок 3 − Многоугольник конкурентоспособности
Необходимо сделать вывод, что в вопросах оценки конкурентоспособности организации на сегодняшний день достигнуты определенные успехи: разработано значительное количество методов оценки. Однако проанализировав существующие методы оценивания уровня конкурентоспособности организации, можно резюмировать, что на сегодняшний день не существует идеальной методики комплексной оценки конкурентоспособности организации. Как видно, ни один из методов не является универсальным, применение каждого из них обусловливается целью исследования, полнотой (недостатком) исходной информации, возможностью получения достоверных данных, личными интересами исследователя и др.
В завершении следует отметить, что в целом, оценка конкурентоспособности необходима для определения собственных преимуществ и недостатков по сравнению с конкурентами, составления программы выхода на новые рынки сбыта, осуществления инвестиционной и инновационной деятельности, выработки организацией собственной успешной конкурентной стратегии. На данный момент перспективным направлением развития теории и практики оценки конкурентоспособности является совершенствование применения аналитических методов, которые позволяют получить надежные результаты, лишенные субъективной составляющей, и учесть влияние на конкурентоспособность предприятия различных факторов. Использование аналитических методов дало возможность формализовать качественные оценки различных аспектов конкурентоспособности, свести их к определению количественного уровня конкурентоспособности и устранить субъективизм в интерпретации результатов.
В данной главе был проведен анализ теоретических основ конкурентоспособности предприятий. В современных условиях глобализации, информатизации, постоянно меняющейся обстановке в стране, условиях экономических санкций в отношении России и финансово-экономический кризис, начавшийся в 2014 году и продолжающийся до сих пор – заставляет предприятия выживать в жестких условиях повышающейся конкуренции на рынке и создавать новые, бесспорные конкурентные преимущества.
Параллельно с этим, важнейшим источником роста рыночной экономики является конкуренция хозяйствующих субъектов за наиболее выгодные сферы и условия приложения капитала. Конкуренция возникает тогда, когда на рынок выходит значительное количество предприятий. Конкурентоспособность является основой жизнеспособности компании в рыночных условиях и важнейшим показателем, характеризующим функционирование организации.
Определяя перспективы роста конкурентоспособности организации, необходимо учитывать влияние множества факторов, динамичный характер которых требует постоянного совершенствования аналитического инструментария их оценки. Существующие подходы к оценке конкурентоспособности предприятий принято подразделять на аналитические и матрично-графические [21, с. 154].
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ НА РЫНКЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «АВТОСУШИ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Автосуши»
Группа компаний «Автосуши» зарегистрирована была 22 сентября 2009 года и представляла собой маленького кафе в городе Нижний Новгород. За годы работы «Автосуши», работая с максимальной отдачей, предоставляя покупателям товар отличного качества по конкурентоспособной цене позволил ГК "Автосуши" стать одним из лидеров рынка в своем сегменте, сохранив при этом главное – любовь к людям.
Официальный сайт организации «Автосуши» гласит: «Формат нашего кафе - открытая кухня, что бы каждый мог посмотреть, где и как готовят его заказ, чтобы ни у одного нашего гостя не осталось сомнений о качестве производимой нами продукции.
В городе Пенза также появилось первое кафе, не франшиза, это первое кафе собственной сети за пределами головного филиала. Торжественное открытие произошло в октябре 2011 года. 2018 г. был продуктивен на идеи и их реализацию, появилось новое направление «Автосуши» Лайт. Новый формат заведений Take Away + Доставка. Автосуши Light - это молодежный формат суши магазинов с доставкой. Сумма вложений минимальная, а при правильном подходе самая быстрая окупаемость. Автосуши Light - яркий стильный бренд с уникальной концепцией».